Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:59, курс лекций
Одной из важнейших задач рыночной экономики является правильная организация бухгалтерского учета. Все организации, находящиеся на территории РФ, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны вести учет доходов согласно Федерального Закона РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129.
Хозяйственный учет: понятие, виды, измерители.
Для работы и управления
любой организацией необходима
систематическая информация о
хозяйственной деятельности, основным
способом получения которой
Измерители в хозяйственном учете:
Натуральные измерители используются для учета материалов в натуральном выражении – счетом, весом, другой мерой.
Трудовые измерители применяются для определения количества затрат труда на выполнение работ, услуг. Мерой служит единица времени – минута, час, день и т.д.
Денежный измеритель
позволяет отразить и обобщить
в учете все имущество
Различают три вида хозяйственного учета: оперативный, статистический и бухгалтерский.
1. Оперативный учет служит для оперативного руководства и контроля финансово-хозяйственными операциями в производстве работ. Он не требует документальное подтверждение каждой записи имеющимися в наличии документами. Иногда достаточно сообщить нужные сведения по телефону, факсу…Информация по оперативному учету используется, как правило, самой организацией и ее подразделениями, но часть этой информации обобщается в оперативной отчетности.(использует все виды измерителей)
2. Статистический учет, или статистика, изучает и обобщает массовые общественные явления в их неразрывной связи количественной и качественной сторон, на основе всех фактов, взятых в их взаимосвязи. Основная задача статистики – разработка, анализ и своевременное представление руководству необходимых данных о прогнозировании развития организации.(использует все виды измерителей)
3. Бухгалтерский учет охватывает все стороны экономической и хозяйственной деятельности организации, взаимоотношения с др. юридическими и физическими лицами. Правильно поставленный бухгалтерский учет позволяет выявить не только скрытые резервы, обнаружить нарушения законодательства, но и предупредить и вовремя устранить возможные потери и необоснованные затраты.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Наибольшее значение здесь придается денежному измерителю вследствие его обобщающего характера.
Каждая бухгалтерская запись должна быть обязательно оформлена документами – носителями первичной информации. Это придает особую доказательную силу и юридическую обоснованность бухгалтерским данным и повышает их роль в контроле за сохранностью имущества.
Организация бухгалтерского учета.
Одной из важнейших задач рыночной экономики является правильная организация бухгалтерского учета. Все организации, находящиеся на территории РФ, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны вести учет доходов согласно Федерального Закона РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129.
Перед бухгалтерским учетом стоят основные задачи, определяемые содержанием и особенностями этого вида учета в общей системе хозяйственного учета:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям.
- финансовым и налоговым органам предоставлено право получать не только отчетную, но и все прочие виды учетной информации организации, необходимой для проверки правильности уплаты налогов,
- обеспечение информацией,
- предотвращение отрицательных
результатов финансово-
К ведению бухгалтерского учета во всех организациях, независимо от форм собственности, предъявляются единые требования:
- все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основе которых ведется бухгалтерский учет.
- первичные учетные документы
принимаются к учету, если они
составлены по форме,
Организация бухгалтерского учета на предприятии.
Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000г. № 94н.
Основные требования бухгалтерского учета:
Бухгалтерский учет
фактов хозяйственной
Для ведения бухгалтерского
учета в организации
Имущество организации
учитывается отдельно от
Текущие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, капитальные вложения учитываются раздельно.
Бухгалтерский учет
ведется организацией
Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
Все хозяйственные
операции и результаты
Обеспечивать в учете
правильность отражения
Главный бухгалтер
назначается на должность и
освобождается от должности
Согласно ст. 48 Гражданского
кодекса РФ наличие у
Бухгалтерский баланс – способ группировки и обобщенного отражения в денежной оценке имущества организации по составу и размещению, а также по источникам его формирования на определенную дату. Бухгалтерский баланс используется для управления, контроля и анализа финансовой деятельности организации.
Слово «баланс» в переводе с латинского языка означает весы, равновесие, равенство двух сторон.
По внешнему виду
бух. баланс представляет
Бухгалтерский баланс
характеризует финансовое
Счета бухгалтерского учета и двойная запись.
Счета бухгалтерского учета – это способ группировки, текущего учета и отражения в денежной оценке движения имущества, его источников и хозяйственных операций. Счета имеют две стороны – для раздельного отражения увеличения и уменьшения.
Счет №
Дебет Кредит
Дебет (с латинского) – «он должен» , кредит – «он верит, имеет»
Для обозначения остатка на счетах бухгалтерского учета пользуются термином «сальдо» (остаток счета). Обычно сальдо (остаток) на начало отчетного периода обозначают как С1, а сальдо на конец отчетного периода – С2. В соответствии с балансом все счета бухгалтерского учета делятся на активные и пассивные.
Активными называются счета, предназначенные для учета имущества, а пассивными – счета, предназначенные для учета источников его образования.
В активных счетах в дебет записывают начальное сальдо (остаток) и его увеличение, а в кредит – уменьшение.
Схемы активного и пассивного счетов:
Схема активного счета |
Схема пассивного счета |
||
Д |
К |
Д |
К |
1)начальное сальдо |
1)операции, вызывающие уменьшение |
1)операции, вызывающие уменьшение |
1)начальное сальдо |
2)операции, вызывающие увеличение |
2)операции, вызывающие увеличение |
В активном счете дебет больше или равен кредиту. В пассивном счете, наоборот, кредит больше или равен дебиту. Отсюда активный счет может иметь дебетовое сальдо (ДК) или нулевое (Д=К), а пассивный счет – иметь кредитовое сальдо (КД) или нулевое (К=Д).
Наряду с активными и пассивными счетами имеется ряд активно-пассивных счетов, которые могут иметь остатки как по дебету, так и по кредиту. На этих счетах отражаются расчеты с разными юридическими и физическими лицами. Активно-пассивными являются счета «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», «Прибыли и убытки» и др.
Пример порядка записи по счетам бухгалтерского учета:
Д |
К |
С 1 000 |
|
1) 10 000 |
2) 9 800 |
4) 300 |
3) 400 |
Оборот 10 300 |
Оборот 10 200 |
С 1 100 |
|
Счет 60 №»Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (пассивный счет)
Д |
К |
С 8 000 | |
3) 8 000 |
1) 1 000 |
4) 1 000 |
2) 1 500 |
Оборот 9 000 |
Оборот 2 500 |
С 1500 |
На начало периода наша организация должна 8 000 руб. поставщику за полученные у них материалы. Поступили еще не оплаченные строительные материалы на 1 000 руб. и 1 500 руб., т.е. увеличилась задолженность нашей организации перед поставщиками. Далее мы оплатили 8 000 руб. и 1 000 руб. Как установлено выше, в пассивных счетах увеличение (задолженность организации) записывается в кредит, а уменьшение – в дебет.
Расчет выглядит так: 8000 + 1000 + 1500 – 8000 – 1000 = 1500
Каждая хозяйственная
операция в бухгалтерском
Примеры проводок
По количеству затрачиваемых счетов проводки отличаются друг от друга. Одни затрагивают только два счета – простые, а другие три и более счетов – сложные