Организация бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:13, реферат

Краткое описание

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции.

Оглавление

1.Основа организации бухгалтерского учета…………………………………....3
2.Основы бухгалтерской отчетности………..……………………………….......9
2.1. Виды и назначение бухгалтерской отчетности……………………..9
Список использованной литературы…………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (21).docx

— 37.42 Кб (Скачать)

Содержание 

1.Основа организации  бухгалтерского учета…………………………………....3

2.Основы бухгалтерской отчетности………..……………………………….......9

      2.1. Виды и назначение бухгалтерской отчетности……………………..9

Список использованной литературы…………………………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основа  организации бухгалтерского учета 

     Под организацией бухгалтерского учета  понимают систему условий и элементов  построения учетного процесса с целью  получения достоверной и своевременной  информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления  контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой  продукции. Основными слагаемыми системы  организации бухгалтерского учета  являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.

     В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском  учете» ответственность за организацию  бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководители организаций  в зависимости от объема учетной  работы могут:

    1.Учредить  бухгалтерскую службу как структурное  подразделение, возглавляемое главным  бухгалтером;

    2.  Ввести в штат должность бухгалтера;

  1. Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  2. Вести бухгалтерский учет лично1
  3. На практике  руководитель  редко ведет бухгалтерский учет лично. Обычно эти функции выполняет бухгалтерия или бухгалтер. В этом случае руководитель должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений. 2

     Для обеспечения рациональной организации  бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации.

     План  организации бухгалтерского учета  состоит из следующих элементов: план документации и документооборота; план инвентаризации; план счетов и  их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда работников бухгалтерии.

     В плане документации указывается  перечень документов для учета хозяйственных  операций и составляется расчет потребности  в бланках. При этом организации  могут использовать типовые формы  первичных учетных документов или  применять формы документов, разработанные  самостоятельно.

     Все формы первичных учетных документов, как типовых, так и разработанных  самостоятельно, составляются с соблюдением  требований, предусмотренных Законом  РФ «О бухгалтерском учете». 3

     Основой организации первичного учета в  организациях являются утвержденный главным  бухгалтером график документооборота. Под документооборотом понимают путь, который проходят документы  от момента их выпуска до сдачи  на хранение в архив. В графике  документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов и указывается порядок, место, время  прохождения документа с момента  составления до сдачи в архив.

     В плане инвентаризации определяют порядок, формы и сроки проведения плановых   и  внеплановых  инвентаризаций.  План  инвентаризации  составляют  с учетом того, чтобы проверка наличия  ценностей не влияла на нормальную работу предприятия. Сроки проведения внеплановых инвентаризаций не должны быть известны материально ответственным  лицам.

     В плане отчетности указываются: перечень отчетных форм, отчетный период, за который  составляется та или иная форма отчета, сроки предоставления и адреса организаций  и    учреждений, а также фамилии  должностных лиц, получающих отчеты, способ предоставления отчетов и  фамилии работников, отвечающих за составление отчетности с точным указанием выполняемых работ. План отчетности, как правило, состоит  из двух частей. В первой части содержаться необходимые сведения по отчетности, предоставляемой внешним пользователям, во второй – по отчетности, получаемой от отдельных подразделений предприятия.4

     В плане технического оформления учета  дается дательная характеристика формы  учета, которая будет применена  на данном предприятии. При выборе формы  учета организации обязаны руководствоваться  указаниями и инструкциями по этому  вопросу, учитывать конкретные условия  работы организации, хорошо знать преимущества и недостатки действующих форм бухгалтерского учета. Значительное место в плане  технического оформления учета должно быть уделено компьютеризации учета.

     В плане организации труда работников бухгалтерии определяется структура  аппарата бухгалтерии и штат бухгалтерии, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия  по повышению их квалификации, составляются графики учетных работ.

     При установлении структуры аппарата бухгалтерии  и форм его связи с отдельными частями организации необходимо решить вопрос о централизации или  децентрализации учета.

     При  централизации   учета   учетный   аппарат   организации сосредоточен в главной  бухгалтерии  и  в  ней  осуществляется  веление  всего  синтетического  и аналитического учета на основе первичных и сводных  документов, поступающих из отдельных  подразделений организации. В самих  подразделениях осуществляют лишь первичную  регистрацию хозяйственных операций.

     При децентрализации учета учетный  аппарат рассредоточен по отдельным  производственным подразделениям организации, где осуществляется синтетический  и аналитический учет,  и составляются балансы и отчетность. Главная  бухгалтерия в этом случае производит сводку цеховых балансов и отчетов, составляет сводный баланс и отчеты по организации, а также осуществляет контроль за постановкой учета в  отдельных частях организации.

     Практика  показала, что централизация учета  обеспечивает более действенное руководство и контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет целесообразнее распределить труд между работниками учета. Поэтому децентрализация учета допускается лишь в очень крупных организациях. В основной же части организаций применяют централизованную систему бухгалтерского учета.

     В некоторых организациях применяют  частичную децентрализацию учета, при которой в производственных подразделениях, кроме составления  первичных документов, ведут аналитический  учет по отдельным синтетическим  счетам, осуществляют учет производственных затрат, исчисляют фактическую себестоимость  изделий. Однако законченный бухгалтерский  учет в подразделениях не ведется  и баланс не составляется.

     Структура бухгалтерского аппарата зависит от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств  учета.

     В настоящее время сложилось три  основных типа организации структуры  бухгалтерии: линейная, по вертикали  и комбинированная.

     При линейной организации все работники  бухгалтерии подчиняются главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии  применяется в небольших организациях.

     При организации аппарата бухгалтерии  по вертикали создаются промежуточные  звенья управления, возглавляемые старшими бухгалтерами. Распоряжения главного бухгалтера в этом случае передаются старшим бухгалтерам соответствующих  отделов, которые определяют конкретных исполнителей и контролируют выполнение работ. Данная структура бухгалтерии  применяется в большинстве средних  и части крупных организаций.

      В средних организациях в состав бухгалтерии входят, как правило, следующие группы:

  1. Материальная группа, отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования. В этой же группе, как правило, ведется учет основных средств;

     2. Группа учета оплаты труда,  осуществляющая учет затрат труда  рабочих, исчисление заработной  платы работникам, контроль за  использованием фонда оплаты  труда, учет всех расчетов с  работниками предприятий, бюджетом, фондом социального страхования  и другими ведомствами, связанными с оплатой труда;

     3.  Производственно-калькуляционная группа, где ведется учет затрат на  производство, калькулируется себестоимость  продукции, выявляются результаты  внутризаводского хозрасчета, составляется  отчетность о производстве;

     4. Группа учета готовой продукции,  где осуществляется учет готовой  продукции на складах и ее  реализации;

     5. Общая группа, работники которой  ведут учет остальных операций  и главную книгу, составляют  бухгалтерский баланс и другие  формы финансовой отчетности.

     В крупных организациях, кроме перечисленных  обычно выделяют группы:

учета тары, учета основных средств, расчетную  группу. Работники, которой ведут  учет денежных средств и расчетов, сводно-аналитическую группу и так  далее.

     При комбинированной организации структуры  бухгалтерии в ней выделяются структурные специальные подразделения, выполняющие замкнутый цикл работ. Права  главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделений  бухгалтерий, которые самостоятельно распоряжаются в пределах установленной  компетенции. Такая форма организации  аппарата бухгалтерии применяется  в особо крупных организациях и в производственных объединениях.

    Важным  этапом разработки структуры бухгалтерии  является формирование системы должностей, зависящих от характера, состава  и объема учетных работ на предприятии.

    Основным  назначением графиков учетных работ  является распределение работ между  исполнителями, определение времени  выполнения работ, намечаются мероприятия  по научной организации труда  счетных работников. Графики бывают индивидуальные, структурные и сводные.

    В индивидуальных графиках указываются, какие работы должны выполняться  каждым работником и срок их  выполнения. Графиком регулируется занятость работника  и внутри рабочего дня, и на более  длительные периоды.

    В структурных графиках указывается, какие работы и в какой срок должны выполняться отдельными структурными частями бухгалтерии или организации.

    В сводном графике указываются  сроки выполнения отдельных учетных  работ по организации в целом. В нем в обобщенном виде  отражается весь учетный процесс, и ответственность  за его выполнение несет главный  бухгалтер или старший бухгалтер  организации.  Графики   учетных   работ   составляются в  виде таблиц,  причем   в  таблицах  предусматриваются  отметки  о  сроках  выполнения запланированных работ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.Основы  бухгалтерской отчетности

    2.1.Виды и назначение бухгалтерской отчетности 

    Все организации, являются юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

    Составление бухгалтерской отчетности является завершающим этапом процесса бухгалтерского учета, позволяют сформировать на определенную отчетную дату полную и достоверную  информацию о результатах деятельности организации за определенный период.

    Бухгалтерская отчетность -  это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. 5

    Отчетным  периодом является период, за который  организация должна составлять бухгалтерскую  отчетность. Отчетными периодами  являются месяц, квартал, полугодие, девять месяцев и год в целом. Отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета