Организация бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:59, реферат

Краткое описание

Организация непрерывно ведет бухгалтерский учет с момента ее создания до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Бухгалтерский учет активов, обязательств и хозяйственных операций ведется в белорусских рублях. Документирование активов, обязательств и хозяйственных операций, ведение регистров бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности осуществляются на русском или белорусском языке.

Файлы: 1 файл

Раздел 2 в.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

Раздел 2. Организация бухгалтерского учета

2.1. Общие вопросы

 

     Для выполнения своих задач бухгалтерский  учет должен отвечать определенным требованиям:

     • сопоставимости — означает соотнесение  показателей бизнес-плана с показателями бухгалтерского учета и по единицам измерения, и по методологии учета;

     • своевременности — обеспечивается своевременным оформлением первичных  документов и их учетной обработкой;

     • точности и объективности — предполагает, что полученная на основе учетных  данных информация отражает фактическое состояние организации;

     • полноте — означает непрерывную  и сплошную регистрацию всех хозяйственных  фактов в организации;

     • ясности и доступности — позволяют  пользоваться информацией бухгалтерского учета не только специалистам, но и  инвесторам, и акционерам, и другим заинтересованным лицам. Обеспечивается это требование упрощением учета, исключением дублирования и сокращением ненужных показателей;

     • рациональности и экономичности  — достигаются путем снижения затрат по ведению учета на рубль  произведенной продукции, применения современных информационных технологий и высокой квалификацией учетных работников. [Панкова с. 10]

     Организация непрерывно ведет бухгалтерский  учет с момента ее создания до реорганизации  или ликвидации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

     Бухгалтерский учет активов, обязательств и хозяйственных  операций ведется в белорусских  рублях. Документирование активов, обязательств и хозяйственных операций, ведение  регистров бухгалтерского учета  и составление бухгалтерской отчетности осуществляются на русском или белорусском языке.

     Активы, находящиеся в собственности (хозяйственном  ведении, оперативном управлении) организации, учитываются обособленно от находящихся  на бухгалтерском учете данной организации  активов иных организаций и имущества физических лиц.

     Все хозяйственные операции подлежат своевременной  регистрации на счетах бухгалтерского учета.

     Хозяйственные операции фиксируются в бухгалтерском  учете на дату их совершения и отражаются в бухгалтерской отчетности в тех периодах, к которым они относятся, независимо от времени проведения денежных или неденежных расчетов, связанных с этими операциями (допущение временной определенности хозяйственных операций).

     В бухгалтерском учете организации  раздельно учитываются текущие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями. [ст.8 з-на о бух учете]

     Под формой бухгалтерского учета понимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании регистров аналитического и синтетического учета, их взаимосвязь и последовательность записи в них

     Ведение бухгалтерского учета в организации  осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации. Организации, руководствуясь нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из их структуры, отраслевых и иных особенностей хозяйственной деятельности.

     Учетная политика организации включает в  себя:

     описание  принятых методов и способов ведения  бухгалтерского учета;

     план  счетов бухгалтерского учета;

     применяемые организацией самостоятельно разработанные  и утвержденные первичные учетные документы при отсутствии утвержденных в соответствии с настоящим Законом типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации;

     применяемые организацией регистры бухгалтерского учета;

     регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

     При формировании учетной политики организации  необходимо исходить из:

     обособленности  учета активов и обязательств организации от активов и обязательств других юридических и физических лиц;

     непрерывности деятельности организации;

     последовательности  применения учетной политики;

     временной определенности фактов хозяйственной  деятельности.

     Учетная политика организации должна соответствовать  требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

     Изменения в учетной политике организации  в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала отчетного  года, быть обоснованными и оформленными соответствующим решением руководителя организации.

     Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер.

     Главный бухгалтер назначается на должность  и освобождается от должности  руководителем организации в  соответствии с ее учредительными документами.

     На  должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях – лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее пяти лет. 

     Главный бухгалтер, осуществляющий руководство  бухгалтерским учетом в организации, подчиняется непосредственно руководителю организации.

     В компетенцию главного бухгалтера входят:

     постановка  и ведение бухгалтерского учета  в организации;

     формирование  учетной политики организации;

     составление и своевременное представление  полной и достоверной бухгалтерской  отчетности.

     Указания  и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны  для всех структурных подразделений  и работников организации.

     Денежные  и расчетные документы без  подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительными  и не должны приниматься к исполнению.

     Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением активов и выполнением  обязательств.

     Счета бухгалтерского учета открываются на основе единого плана счетов. Он представляет собой научно обоснованный, систематизированный перечень синтетических счетов и субсчетов. В плане дается полное наименование счета и цифровой номер, код. Применение кодов счетов вместо их наименования ускоряет процесс составления бухгалтерских проводок и делает коды необходимыми при автоматизированном ведении учета. В «Инструкции по применению плана счетов» дается краткая характеристика каждого счета и корреспонденция счета с другими счетами. Всего в плане счетов дано 61 синтетических счетов балансовых, сгруппированных по разделам, и 14 забалансовых счетов.

     По  забалансовым счетам не ведется двойной  записи. В плане счетов есть свободные коды счетов, куда по согласованию с Министерством финансов РБ могут вводиться дополнительные синтетические счета.

     Применение  единого плана счетов очень важно  для каждого предприятия и  государства в целом. Он облегчает  подготовку бухгалтерских кадров, работу аудиторов, налоговых инспекций, позволяет применять единые программные обеспечения для ЭВМ, типовые бланки документов, появляется возможность подводить итоги развития экономики страны, обеспечивая единую бухгалтерскую и статистическую отчетность предприятий всех форм собственности Республики Беларусь.

2.2. Учет денежных  средств и денежных  документов

 

Учет  денежных средств  на счетах и в кассе

      Порядок организации кассового хозяйства и осуществление кассовых операций определен Правилами ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в РБ. Они утверждены Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. №57 "Об утверждении Правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь".

Кассовые  операции осуществляет кассир, он является должностным лицом, с которым заключен договор о полной материальной ответственности за сохранность всех принятых им денежных средств.

     Сумма наличных денег хранящихся в кассе  должна быть:

  1. В пределах лимита установленного учреждением банка, в котором открыт расчетный счет;
  2. Сверх лимита допускается хранение денег предназначенных для выдачи заработной платы и социальных выплат в течение трех рабочих, дней включая день получении денег из банка;
  3. Денежная наличность сверх лимита должна сдаваться в обслуживающее отделение банка для зачисления на расчетный счет.

     Поступление наличных денег  в кассу может  происходить:

  1. С расчетного счета;
  2. В виде выручки за реализованную продукцию;
  3. Возврат подотчетных сумм и т.д.

     Оприходование денег оформляется приходным кассовым ордером (КО – 1) – это бланк строгой отчетности. Об их использовании организация отчитывается перед налоговой инспекцией. Приходный кассовый ордер состоит из корешка приходного ордера и квитанции к нему. Его выписывает работник бухгалтерии в одном экземпляре и подписывает главный бухгалтер. Квитанция приходного ордера является его отрывной частью и служит оправдательным документом для лица внесшего наличные деньги в кассу.

     Из  кассы денежные средства могут выдаваться на выплату зарплаты, под отчет, на командировочные и хозяйственные нужды и т.д.

     Выдача  денег из кассы оформляется расходным  кассовым ордером (КО – 2). При массовых выплатах денег физическим лицам  оформляется платежной ведомостью, на которой проставляется штамп  с реквизитами расходного кассового ордера после их закрытия. Документы на выдачу денежных средств должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером. Кассовый ордер должен быть зарегистрирован в бухгалтерии в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.

     Операции  с наличными деньгами в кассе  отражаются в кассовой книге, которая  должна быть соответствующим образом  оформлена. Записи в кассовой книге  осуществляет кассир, через копировальную  бумагу. Ежедневно кассир обязан подсчитать приход и расход денег за день и вывести остаток на конец дня. Кассовая книга является регистром хронологической регистрации операций и отчета. Второй экземпляр кассовой книги является отрывным и служит отчетом кассира, он сдается в бухгалтерию вмести с оправдательными  документами для проверки утверждения и проставления корреспонденции счетов.

     Делаются  следующие проводки:

     Д50К71 – возврат денег в кассу  подотчетных лиц;

     Д70К50 – выплачена заработная плата.

     Не  реже одного раза в квартал должна проводится внезапная инвентаризация.

     Все организации Республики независимо от формы собственности и подчиненности, имеющие самостоятельный баланс, открывают в выбранном ими  банке расчетный счет для хранения денежных средств и расчетно-кассового  обслуживания.

     Документами, на основании которых производится зачисление денежных средств на расчетный счет, являются:

     Наличных  денег – объявление на взнос наличных;

     Безналичных – платежное требование, платежное  поручение и т.д.

     На  расчетный счет зачисляется выручка от реализации товаров, вклады в уставный фонд, спонсорская помощь и др.

     Периодически  или ежедневно банк сообщает предприятию  о произведенных операциях путем  выдачи им копий выписок с расчетного счета с приложением к нему документов, на основании которых  выполнены зачисления или списания. В выписках корреспонденты и их лицевые счета, номера платежных документов зашифрованы.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета