Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:59, курс лекций
Одной из важнейших задач рыночной экономики является правильная организация бухгалтерского учета. Все организации, находящиеся на территории РФ, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны вести учет доходов согласно Федерального Закона РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129.
План счетов бухгалтерского
учета – это нормативный
План счетов представляет
результат выполнения
Действующий План
счетов содержит восемь
Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов бухгалтерского учета по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Всего в новом Плане счетов 60 балансовых и 11 забалансовых счетов.
Организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Она выбирает из них те, которые ей действительно необходимы. Для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином России вводить в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.
Забалансовые счета — это счета, остатки по которым не входят в баланс, а показываются за его итогом, т.е. за балансом. Забалансовые счета предназначены для учета средств, не принадлежащих данному предприятию, но временно находящихся у него; они в валюту баланса не включаются, двойная запись на забалансовых счетах не применяется, а проводятся только записи в ведомостях по графам "Приход и расход". Субсчета по забалансовым счетам не открываются.
В плане счетов указываются наименования синтетических счетов, их коды (условное числовое обозначение) , номера и названия субсчетов к отдельным синтетическим счетам. Для кодирования синтетических счетов используют двухзначные коды, начиная с 01 до 99, серийно-порядковой системой кодирования. Эта система кодирования устанавливает серию порядковых номеров для групп однородных счетов, объединенных в отдельные разделы Плана. В каждом разделе имеются свободные коды на случай дополнительного введения счета. При осуществлении бухгалтерских записей вместо названия счета указывают его код, что значительно упрощает учет и облегчает использование электронной техники.
Нумерация субсчетов
ведется по каждому
План счетов сопровождается
Инструкцией по его применению.
Инструкция определяет
В Инструкции после
характеристики каждого
План счетов и Инструкция по его применению представляет собой учетную модель, составляющую методическую основу формирования бухгалтерской информационной системы.
Права и обязанности главного бухгалтера.
Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.
♦ Главный бухгалтер:
♦ Ответственность за проведение бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководитель и главный бухгалтер организации.
ПЕРВИЧНЫЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И ПОРЯДОК ИХ СОСТАВЛЕНИЯ
Бухгалтерский документ представляет собой письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности.
# Унифицированные формы первичных документов утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 г. № 71а; обязательны для применения юридическими лицами всех форм собственности. Первичные учетные документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм, должны со держать следующие реквизиты (п. 2 ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете"):
Статья 9. Первичные учетные документы
1. Каждый факт хозяйственной
жизни подлежит оформлению
2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина
натурального и (или)
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
♦ Документооборот — это путь, который совершает документ
от
момента его составления до сдачи в архив
(разрабатывается глав
ным бухгалтером и утверждается руководителем
организации).
Примерная форма документооборота
№ |
Наименование |
Кол-во |
Время |
Кто |
Сроки |
Ответствен- |
Кто |
п/п |
отчетов или |
экземп- |
состав- |
составляет |
пред- |
ный за |
принимает и |
первичных |
ляров |
ления |
документ |
ставле- |
представле- |
проверяет | |
документов |
ния |
ние |
документ |
Требования, предъявляемые к оформлению первичных бухгалтерских документов:
Учетные регистры
– это носители данных о
хозяйственных операциях,
Классификация учетных регистров.
По внешнему виду По виду производимых записей По степени детализации
- книги;
- карточки;
- свободные листы;
- комбинированные
- машинные носители
Исправление ошибок в учетных регистрах.
Существует несколько способов исправления ошибок в учетных записях.
В первичные учетные документы (за исключением кассовых и банковских) исправления вносятся "корректурном способом": неправильный текст (сумма) аккуратно зачеркивается одной тонкой чертой так, чтобы зачеркнутое можно было прочитать. Сверху надписывается правильный текст (сумма).
Нужно зачеркивать всю сумму, даже
если ошибка допущена в одной цифре.
Например, если вместо суммы "79 руб.
58 коп." было записано "79 руб. 48 коп.",
то при исправлении нужно
Затем здесь же на полях против соответствующей строки внесенные изменения специально оговариваются «исправленному верить» и подтверждаются подписями лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления.
Исправления в регистры бухгалтерского и налогового учета до закрытия в учете операций отчетного месяца, подведения месячных оборотов и переноса их данных в Главную книгу вносятся также корректурным способом. Этот способ применяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей.
Корректурным способом нецелесообразно пользоваться для исправления ошибочно записанных сумм в тех учетных регистрах, в которых уже подсчитаны итоги. В этом случае пришлось бы исправлять несколько сумм. Корректурный способ не применяется также в случаях, когда необходимо исправить указанную корреспонденцию счетов (вместо одного дебетуемого или кредитуемого счета указан другой). Такие ошибки обнаруживаются иногда после выведения итогов в Главной книге и составления баланса. Эти ошибки исправляют способом "сторно".
В этом случае используются дополнительные исправительные проводки и метод "красное сторно".
Если в учетных записях
Сущность данного способа