Организация бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:59, курс лекций

Краткое описание

Одной из важнейших задач рыночной экономики является правильная организация бухгалтерского учета. Все организации, находящиеся на территории РФ, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны вести учет доходов согласно Федерального Закона РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129.

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет(конспект лекций).doc

— 1,008.00 Кб (Скачать)

 

     План счетов бухгалтерского  учета – это нормативный документ, который систематизирует перечень  счетов, используемых для текущего  бухгалтерского учета имущества,  капитала и обязательств организации.  Действующий План счетов (и Инструкция по его применению) утвержден приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н, введен на территории РФ с 1 января 2001 г. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

     План счетов представляет  результат выполнения Программы  реформирования бухгалтерского  учета и внедрения основных  идей международных стандартов  финансовой отчетности.

     Действующий План  счетов содержит восемь разделов:

  1. Внеоборотные активы.
  2. Производственные запасы.
  3. Затраты на производство.
  4. Готовая продукция и товары.
  5. Денежные средства.
  6. Расчеты.
  7. Капитал.
  8. Финансовые результаты.

 

     Отдельно выделены  забалансовые счета. Основой группировки счетов бухгалтерского учета по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Всего в новом Плане счетов 60 балансовых и 11 забалансовых счетов.

     Организация не обязана  использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Она выбирает из них те, которые ей действительно необходимы. Для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином России вводить в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

    Забалансовые счета — это счета, остатки по которым не входят в баланс, а показываются за его итогом, т.е. за балансом. Забалансовые счета предназначены для учета средств, не принадлежащих данному предприятию, но временно находящихся у него; они в валюту баланса не включаются, двойная запись на забалансовых счетах не применяется, а проводятся только записи в ведомостях по графам "Приход и расход". Субсчета по забалансовым счетам не открываются.

     В плане счетов указываются наименования синтетических счетов, их коды (условное числовое обозначение) , номера и названия субсчетов к отдельным синтетическим счетам. Для кодирования синтетических счетов используют двухзначные коды, начиная с 01 до 99, серийно-порядковой системой кодирования. Эта система кодирования устанавливает серию порядковых номеров для групп однородных счетов, объединенных в отдельные разделы Плана. В каждом разделе имеются свободные коды на случай дополнительного введения счета. При осуществлении бухгалтерских записей вместо названия счета указывают его код, что значительно упрощает учет и облегчает использование электронной техники.

     Нумерация субсчетов  ведется по каждому синтетическому  счету по порядку, начиная с  1. Таким образом, код субсчета – трехзначный (например, 10-9).

    План счетов сопровождается  Инструкцией по его применению. Инструкция определяет основные  методические принципы ведения  бухгалтерского учета.

     В Инструкции после  характеристики каждого синтетического  счета дана типовая схема корреспонденции его с другими счетами.

     План счетов и Инструкция по его применению представляет собой учетную модель, составляющую методическую основу формирования бухгалтерской информационной системы.

      Права и обязанности главного бухгалтера.

Бухгалтерский учет на предприятии  осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.

♦ Главный бухгалтер:

  • назначается на должность и освобождается от должности 
    руководителем организации;
  • подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности;
  • обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций нормам законодательства России, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

 

  • Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.
  • Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными.
  • В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия их осуществления.
  • Работа в бухгалтерии организации условно подразделяется на следующие основные группы, которые создаются с учетом ее объема:

 

  • расчетная (счета 60—79);
  • материальная (счета 10—19);
  • производственно-калькуляционная (счета 20—39);
  • финансовая и т.д.

♦ Ответственность за проведение бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководитель и главный бухгалтер организации.

ПЕРВИЧНЫЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И ПОРЯДОК ИХ СОСТАВЛЕНИЯ

Бухгалтерский документ представляет собой письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности.

# Унифицированные формы первичных документов утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 г. № 71а; обязательны для применения юридическими лицами всех форм собственности. Первичные учетные документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм, должны со держать следующие реквизиты (п. 2 ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете"):

Статья 9. Первичные учетные документы

1. Каждый факт хозяйственной  жизни подлежит оформлению первичным  учетным документом. 

2. Обязательными реквизитами  первичного учетного документа  являются:

1) наименование документа;

2) дата составления  документа;

3) наименование  экономического субъекта, составившего  документ;

4) содержание  факта хозяйственной жизни;

5) величина  натурального и (или) денежного  измерения факта хозяйственной  жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование  должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи  лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

 

 

♦ Документооборот — это путь, который совершает документ от 
момента его составления до сдачи в архив (разрабатывается глав 
ным бухгалтером и утверждается руководителем организации).

Примерная форма  документооборота

 

Наименование

Кол-во

Время

Кто

Сроки

Ответствен-

Кто

п/п

отчетов или

экземп-

состав-

составляет

пред-

ный за

принимает и

 

первичных

ляров

ления

документ

ставле-

представле-

проверяет

 

документов

     

ния

ние

документ


 

Требования, предъявляемые  к оформлению первичных бухгалтерских документов:

  • своевременность оформления документов;
  • точность, ясность и полнота содержания операции, оформляемой документом;
  • четкое заполнение документа.

 

                                            Учетные регистры.

     Учетные регистры  – это носители данных о  хозяйственных операциях, полученных  из первичных и сводных документов.

 

                             Классификация учетных регистров.

                                         

                                                  Учетные регистры

По внешнему виду           По виду производимых записей          По степени детализации

 

- книги;                                  - хронологические                                - синтетические

                                               (регистрационный журнал;                 (главная книга счетов);

- карточки;                            - систематические                                 - субсчета;

                                               (главная книга счетов);                       

- свободные листы;             - комбинированные                               - аналитические

                                               (журналы-ордера);                                  (карточки);

- машинные носители                                                                         - комбинированные

                                                                                                               (журналы-ордера)   

 

                          Исправление ошибок в учетных регистрах.

     Существует несколько способов исправления ошибок в учетных записях.

  1. Корректурный способ – ошибка в учетном регистре обнаружена до подведения в нем итогов.

 

В первичные учетные документы (за исключением кассовых и банковских) исправления вносятся "корректурном способом": неправильный текст (сумма) аккуратно зачеркивается одной  тонкой чертой так, чтобы зачеркнутое  можно было прочитать. Сверху надписывается правильный текст (сумма).

Нужно зачеркивать всю сумму, даже если ошибка допущена в одной цифре. Например, если вместо суммы "79 руб. 58 коп." было записано "79 руб. 48 коп.", то при исправлении нужно зачеркнуть все цифры и написать сверху правильную сумму.

Затем здесь же на полях против соответствующей строки внесенные  изменения специально оговариваются «исправленному верить» и подтверждаются подписями лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления.

 

Исправления в регистры бухгалтерского и налогового учета до закрытия в учете операций отчетного месяца, подведения месячных оборотов и переноса их данных в Главную книгу вносятся также корректурным способом. Этот способ применяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей.

Корректурным способом нецелесообразно  пользоваться для исправления ошибочно записанных сумм в тех учетных  регистрах, в которых уже подсчитаны итоги. В этом случае пришлось бы исправлять несколько сумм. Корректурный способ не применяется также в случаях, когда необходимо исправить указанную корреспонденцию счетов (вместо одного дебетуемого или кредитуемого счета указан другой). Такие ошибки обнаруживаются иногда после выведения итогов в Главной книге и составления баланса. Эти ошибки исправляют способом "сторно".

В этом случае используются дополнительные исправительные проводки и метод "красное  сторно".

 

  1. Способ «красное сторно» (или метод отрицательных чисел). Этот способ применяется, когда надо исправить и сумму, и корреспонденцию счетов. Ошибочная корреспонденция записывается красными чернилами (сторнируется), т.е. снимается, и вместо нее делается обычная правильная запись. Если сторнируется просто лишняя запись (несостоявшаяся хозяйственная операция), исправление ограничивается одной только красной записью, которой и аннулируется ненужная запись.

 

Если в учетных записях указана  неправильная корреспонденция счетов, то для исправления ошибок применяется  способ "красное сторно". Сторно (итал. storno) - способ исправления ошибок, при котором ошибочно внесенную  запись повторяют красными чернилами ("красное" сторно).

Сущность данного способа состоит  в том, что вначале неправильная бухгалтерская запись аннулируется (снимается) путем исправительной записи, в которой корреспонденция счетов и сумма остаются такими же, как  и в ошибочной. Однако исправительная запись делается в учетных регистрах красным цветом. При подсчетах записанные красным цветом суммы не прибавляются, а вычитаются из итогов. Таким образом, запись красным (сторнировочная отрицательная запись) уничтожает, аннулирует ранее составленную ошибочную запись. Одновременно после нее составляется новая проводка с правильной корреспонденцией счетов и записывается в регистры обычными чернилами. Тем самым ошибочные записи (в основном неправильные корреспонденции счетов) способом "сторно" исправляют в два приема. Иногда вместо красного цвета сумму заключают в круглые скобки (как в формах № 1, 2 бухгалтерского баланса). При компьютерном учете "красная запись" будет выглядеть как и первоначальная, но перед суммой в бухгалтерской проводке ставится минус.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета