Бухгалтерский учет доходов организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа имеет целью изучить сущность валовой прибыли от реализации товаров, ее роль в деятельности предприятия, а также порядок ее признания.
При этом ставятся следующие задачи: изучение сущности валовой прибыли, ее содержания, оценки, экономического и правового аспектов признания, а так же пути совершенствования методик ее выявления и учета.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1. Экономическая сущность доходов от реализации товаров в торговле, их оценка и признание в бухгалтерском учете. 5
1.1. Характеристика категории “доход от продажи товаров”: сущность, содержание, оценка, экономический и правовой аспекты их признания. 5
1.2. Цель, задачи, принципы и условия признания в учете доходов от продажи товаров. 10
1.3. Краткая экономическая характеристика. 15
Глава 2. Бухгалтерский учет выручки от продажи товаров в розничной торговле. 18
2.1. Документальное оформление и учет операций по продаже товаров. Методы признания выручки от продажи товаров. 18
2.2. Методика выявления и учета валовой прибыли от продажи товаров и пути ее совершенствования. 23
2.3. Пути совершенствования учета доходов и расходов организации на основе использования принципов МСФО и современных компьютерных технологий. 34
Заключение. 42
Список литературы. 44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.rtf

— 563.06 Кб (Скачать)

Оглавление.

Введение.                                                                                                                   3

Глава 1. Экономическая сущность доходов от реализации товаров в торговле, их оценка и признание в бухгалтерском учете.                                     5

1.1. Характеристика категории “доход от продажи товаров”: сущность, содержание, оценка, экономический и правовой аспекты их признания.         5

1.2. Цель, задачи, принципы и условия признания в учете доходов от продажи товаров.                                                                                                          10

1.3. Краткая экономическая характеристика.                                                15

Глава 2. Бухгалтерский учет выручки от продажи товаров в розничной торговле.                                                                                                                         18

2.1. Документальное оформление и учет операций по продаже товаров. Методы признания выручки от продажи товаров.                                               18

2.2. Методика выявления и учета валовой прибыли от продажи товаров и пути ее совершенствования.                                                                                      23

2.3. Пути совершенствования учета доходов и расходов организации на основе использования принципов МСФО и современных компьютерных технологий.                                                                                                                    34

Заключение.                                                                                                           42

Список литературы.                                                                                             44

Приложения.                                                                                                          46

 

Введение.

Бухгалтерский учёт является средством наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью. Переход к рынку ставит новые задачи перед бухгалтерским учётом. Они обусловлены крупными переменами в формах собственности, методах управления, построения хозяйственных связей.

Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля это реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.

С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерная, государственная, частная или другой формы собственности организация, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели  и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Курсовая работа имеет целью изучить сущность валовой прибыли от реализации товаров, ее роль в деятельности предприятия, а также порядок ее признания.

При этом ставятся следующие задачи: изучение сущности валовой прибыли, ее содержания, оценки, экономического и правового аспектов признания, а так же пути совершенствования методик ее выявления и учета.

Основным (первичным) организационным звеном торговли является предприятие. Торговое предприятие имеет уставный капитал, самостоятельный баланс, может вступать в договорные отношения с физическими и юридическими лицами.

Одними из основных показателей хозяйственной деятельности предприятий розничной торговли являются товарооборот и валовая прибыль.

Специфика деятельности различных предприятий торговли и их структурных единиц и подразделений, а также систем торговли обусловливает особенности бухгалтерского учёта. Кроме того, на особенности учёта могут влиять и вид собственности, и форма реализации.

Данная курсовая работа написана на материалах организации ОАО “Торговый Дом Речицкий”. Исследуемый период составляет 2 года. Информационную базу исследования составили следующие первичные документы: приходные кассовые ордера, препроводительные ведомости, расчеты торговых надбавок и издержек обращения на реализованные товары и на остаток товаров; а так же следующие формы отчетности: форма №1 “Бухгалтерский баланс” и форма №2 “Отчет о прибылях и убытках”.

В ходе написания курсовой работы были применены следующие методы:

Общеэкономические - анализ, синтез, сравнение.

Специальные - методы группировки, сравнения по аналогии.

Курсовая работа содержит страниц текста,

В первой главе описывается сущность, содержание, оценка, экономический и правовой аспекты признания доходов от продажи товаров; цели, задачи, принципы и условия признания в учете доходов от продажи товаров. Также приводится краткая экономическая характеристика объекта исследования - ОАО ТД “Речицкий”.

Во второй главе раскрывается документальное оформление и учет операций по продаже товаров, методика признания выручки от продажи товаров, методика выявления и учета валовой прибыли от продажи товаров, предлагаются пути совершенствования ее совершенствования и пути совершенствования учета доходов и расходов на основе принципов МСФО и современных компьютерных систем.

 

1. Экономическая сущность доходов от реализации товаров в торговле, их оценка и признание в бухгалтерском учете.

1.1. Характеристика категории “дохода от продажи товаров”: сущность, содержание, оценка, экономический и правовой аспекты их признания.

В ПБУ правила формирования доходов и расходов рассматриваются в их синхронизации и сопоставлении для получения результирующего финансового показателя - прибыли или убытка. Финансовый результат деятельности организации характеризует ее положение на рынке, успешность управления, капитализацию компании и другие аспекты, интересующие всех пользователей финансовой отчетности. Достоверные показатели прибыли (убытка), понятные и позволяющие получить однозначные выводы при пользовании бухгалтерской отчетностью, возможны в том случае, если они формируются на основе унифицированных и общеизвестных правил.

Концепция доходов и расходов, лежащая в основе ПБУ, состоит в том, что не всякие затраты относятся к расходам, так же как и не всякие поступления являются доходами.

Затраты, как расходы в ожидании будущих выгод, в зависимости от их назначения и содержания могут относиться на увеличение расходов отчетного периода или активов, которые могут быть включены в расходы в последующие отчетные периоды. В таком же порядке денежные и иные поступления признаются либо как увеличение доходов отчетного периода, либо относятся к обязательствам, которые при выполнении определенных условий могут стать доходами в будущих отчетных периодах.

Доходы могут быть разделены (по концепции МСФО) на выручку, которая может быть сопоставлена с расходами на ее получение, и на выигрыши, которые возникли вне зависимости от каких-либо затрат. Последние отражаются в учете в том отчетном периоде, в котором они возникли (поступили). Доходы организации возникают как увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств и других активов или уменьшения обязательств.

Расходы организации представляют собой уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов, то есть денежных средств, иного имущества или возникновения обязательств, без соответствующего увеличения активов организации.

Доходы в зависимости от их характера подразделяются на доходы от  обычной хозяйственной деятельности и чрезвычайные доходы.

Доходы от обычной хозяйственной деятельности складываются из:

выручки организации (от обычных видов деятельности);

операционных доходов;

внереализационных доходов.

Доходы признаются только тогда, когда поступления в организацию приводят к приросту активов или снижению обязательств, в совокупности вызывающему увеличение собственного капитала, независимое от вкладов собственников или очередной эмиссии акций. Не всякое увеличение активов формирует доходы организации. Поступление активов, представляющих суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж и иные, требующие перечисления в бюджет, не признаются доходами. Также не признаются доходами поступления активов по договорам комиссии и иным аналогичным агентским договорам, которые принадлежат комитентам, принципалам и иным сторонним лицам.

Выручка организации состоит из поступлений за проданные товары и продукцию, выполненные работы и услуги, а также в результате использования активов организации третьими сторонами (дивиденды, роялти, арендная плата).

Признание выручки от  продажи товаров (продукции) и отражение ее в бухгалтерском учете возможно при соблюдении следующих условий:

Организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным образом: оформленным соглашением сторон либо из других законных и надлежаще документально оформленных оснований.

Сумма выручки может быть определена. Это значит, что имеется необходимая информация и алгоритмы для расчетов выручки по данной конкретной операции, ее сумму можно вычислить и отразить в бухгалтерском учете.

Имеется достаточная вероятность того, что в результате конкретной операции экономические выгоды поступят в организацию, а отчужденные товары (продукция) будут оплачены денежными средствами или возмещены иным путем.

Право собственности на товары (продукцию) перешло к покупателю и организация-поставщик утратила контроль над ними.

В розничных предприятиях выручка признается в момент продажи товара, но на основе статистики возвратов необходимо предусматривать обязательство по резервам, компенсирующим в будущем утраты части выручки. Получение предварительной оплаты до передачи покупателю рисков и выгод, связанных с правом собственности или владения, операция не признается продажей, а полученная сумма не включается в выручку от продажи товаров. Она учитывается в качестве обязательства. Но если по уже признанной выручке возникают сомнения и неопределенности в ее получении, то первоначально признанная сумма выручки не корректируется. Сомнительные долги покупателей корректируются путем начисления соответствующего резерва за счет расходов соответствующего отчетного периода.

Международные стандарты финансовой отчетности (в частности МСФО-18 “Выручка”) рассматривают конкретные ситуации, поясняющие признание выручки от продажи товаров (продукции).

Выручка признается, как обычно, путем отражения в отчетном балансе дебиторской задолженности покупателя, которая закрывается после ее оплаты. Отложенный товар списывается на продажи и в отчетном балансе не указывается.

Выручка не признается, если денежное возмещение по сделке поступило, но товар не готов к поставке. Полученные денежные средства учитываются в качестве аванса или предоплаты и отражаются в составе кредиторской задолженности. Выручка не признается,  когда организация-продавец намерена произвести товары в определенный срок, а организация-покупатель выразила намерение их приобрести. Намерение приобрести имеющиеся в наличии товары, подготовленные для продажи, также не является основанием для признания выручки их производителем. [13, c.44]

Особенностью прибыли в условиях цивилизованного рынка является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности.

Известно, что прибыль предприятия представляет собой разность между валовым доходом (выручкой от реализации продукции) и общими издержками. Но различают бухгалтерскую, экономическую и нормальную прибыль. И различие между ними в практике предприятия колоссальное.

Под бухгалтерской прибылью понимается разность между валовым доходом и бухгалтерскими (явными) издержками предприятия. Рассчитанная подобным способом прибыль превышает реальную величину на сумму стоимости затрат собственных ресурсов предприятия (неявных издержек), использованных в своем производстве. Между тем, их размер может оказать решающее влияние на принятие решения о целесообразности продолжения деятельности в данной отрасли производства. Так, если бухгалтерская прибыль не возмещает имплицитных издержек, то предприниматель может выйти из бизнеса и предоставить принадлежащие ему ресурсы и свои услуги по управлению другому предприятию. Поэтому каждое предприятие должно стремиться получать такой доход от производственно-хозяйственной деятельности, который превышал бы его экономические издержки.

При экономическом подходе учитываются явные и вмененные издержки производства и вводится понятие "чистая экономическая прибыль": разница между совокупным доходом фирмы и "экономическими издержками". Чистый доход предприятия, остающийся после вычитания из валового дохода величины экономических издержек, представляет собой экономическую прибыль. Эту мысль можно проиллюстрировать формулой: 
ЭПр=ВД-БИ-НИ, 
где ЭПр- экономическая прибыль; БИ -бухгалтерские издержки; НИ - неявные издержки.

Информация о работе Бухгалтерский учет доходов организации