Бухгалтерский учет доходов организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа имеет целью изучить сущность валовой прибыли от реализации товаров, ее роль в деятельности предприятия, а также порядок ее признания.
При этом ставятся следующие задачи: изучение сущности валовой прибыли, ее содержания, оценки, экономического и правового аспектов признания, а так же пути совершенствования методик ее выявления и учета.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1. Экономическая сущность доходов от реализации товаров в торговле, их оценка и признание в бухгалтерском учете. 5
1.1. Характеристика категории “доход от продажи товаров”: сущность, содержание, оценка, экономический и правовой аспекты их признания. 5
1.2. Цель, задачи, принципы и условия признания в учете доходов от продажи товаров. 10
1.3. Краткая экономическая характеристика. 15
Глава 2. Бухгалтерский учет выручки от продажи товаров в розничной торговле. 18
2.1. Документальное оформление и учет операций по продаже товаров. Методы признания выручки от продажи товаров. 18
2.2. Методика выявления и учета валовой прибыли от продажи товаров и пути ее совершенствования. 23
2.3. Пути совершенствования учета доходов и расходов организации на основе использования принципов МСФО и современных компьютерных технологий. 34
Заключение. 42
Список литературы. 44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.rtf

— 563.06 Кб (Скачать)

Товарный отчет составляют на бланках товарно-денежного отчета и в основном аналогичным образом. Отличие имеется лишь в заполнении расходной части отчета, где реализация за наличный расчет отражается на основании показаний счетчиков кассовых машин в сумме фактически полученной выручки кассиром от покупателей. Если при подсчете чеков в конце дня будут выявлены расхождения суммы у материально- ответственного лица, и показаний счетчиков кассы, то составляется специальный “Акт проверки чеков на реализованные товары по секциям магазинов”.

Отчет по кассе составляет кассир торгового предприятия ежедневно по установленной форме. В графе “Приход” записывается поступившая выручка от реализации товаров по отделам (секциям) на основании показателей кассовых счетчиков, записанных в книге кассира-операциониста. Если имеется возврат денег по неиспользованным чекам, то сумма выручки отражается в отчете за исключением денег, возвращенных покупателям. В графе “Расход” записывают суммы по каждому документу в отдельности на сдачу денег в банк, выдачу заработной платы и другие выплаты, произведенные из выручки. Отчет составляется в двух экземплярах, один из которых вместе с документами сдается в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре.

Большинство товаров реализуется по свободным ценам, которые подразделяются на отпускные и розничные. Свободные цены устанавливаются изготовителями по согласованию с покупателями товаров и применяются при расчете изготовителей со всеми покупателями. Свободные розничные цены на товары формируются розничным продавцом, осуществляющим реализацию населению исходя: из свободных отпускных цен изготовителя, торговых надбавок на отпускные цены, включающих оплачиваемые оптовые надбавки, а также других расходов связанных с доставкой товаров до розничных предприятий, хранением и продажей товаров в розницу, прибыль. Ежемесячно составляется расчет реализованных торговых надбавок, скидок, наценок (приложение 4). Разница между стоимостью товаров по продажным (свободным отпускным, свободным розничным) ценам или розничной торговой надбавкой является покупной стоимостью. Сверх нее могут оплачиваться тара и транспортные расходы, которые отражаются в сопроводительных документах поставщика отдельными позициями.

Торговая организация, как правило, один раз в год утверждает в обслуживающем банке график сдачи торговой выручки, представляет в банк заявку на установление лимита остатка кассы организации и операционных касс торговых объектов, порядка и сроков сдачи выручки и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки в срок, установленный обслуживающим отделением банка.

Материально ответственные лица сдают выручку инкассаторам банка, в отделение связи или сберегательного банка, в кассу торговой организации или кассу банка. В каждом случае документальное оформление сдачи выручки имеет свои особенности:

- при сдаче выручки в банк через инкассаторов оформляется препроводительная ведомость в трех экземплярах (приложение 6);

- при сдаче выручки отделению связи или сберегательного банка работнику торговой организации выдают квитанцию на прием выручки, а перевод на счет организации переводят за оплату согласно договора.

- при сдаче выручки в кассу торговой организации выписывается приходный кассовый ордер, который регистрируется в журнале приходных и расходных кассовых ордеров. Продавцу выдается квитанция к приходному кассовому ордеру.

- при сдаче выручки в кассу банка оформляется объявление на взнос наличными, ордер и квитанцию к нему. [1, c.44]

Для учета и контроля выручки и выявления финансового результата от реализации товаров организации розничной торговли применяют сопоставляющий, операционно-результативный счет 90 “Реализация”.

В бухгалтерском учете существует два подхода к признанию выручки от реализации товаров (работ, услуг):

- по моменту отгрузки (метод начисления);

- по моменту оплаты (кассовый метод).

При признании в бухгалтерском учете выручки от реализации товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг сумма выручки отражается по дебету счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” и других и кредиту счета 90 “Реализация”. Одновременно себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг списывается с кредита счетов 20, 41, 43, 44 и других в дебет счета 90.

При признании в бухгалтерском учете выручки от реализации по мере оплаты отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг сумма выручки отражается по дебету счетов учета денежных средств 50, 51, 52, 55, счетов учета расчетов и других и кредиту счета 90. Одновременно себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг списывается с кредита счета 45 “Товары отгруженные” в дебет счета 90. [2, c.44]

 

2.2. Методика выявления и учет валовой прибыли от продажи товаров и пути ее совершенствования.

Прибыль от реализации товаров в торговых организациях рассчитывается как разность между валовым доходом и издержками обращения, относящихся к реализованным товарам. Таким образом валовой доход является одним из элементов формирования прибыли, что и определяет значение правильности и достоверности его расчета.

Валовой доход от реализации товаров представляет собой торговую надбавку, относящуюся к реализованным товарам, и составляет разность между выручкой от реализации (продажной стоимостью реализованных товаров) и покупной стоимостью проданных товаров.

Торговая надбавка - основной источник доходов торговых организаций. Ее устанавливают в процентах к покупной стоимости товаров с таким расчетом, чтобы покрыть издержки обращения и обеспечить получение прибыли и не должна превышать установленных законодательством размеров.

Порядок определения валового дохода от реализации товаров в основном зависит от вида применяемых учетных цен на товары (покупные или продажные).

В организациях оптовой торговли товары учитывают по покупным ценам, а валовой доход от реализации выявляют автоматически как кредитовое сальдо счета 90 «Реализация». При отгрузке товаров покупателю (момент реализации - отгрузка) делают такие записи:

Содержание хозяйственной операции

Дебет счета

Кредит счета

1. Производится отгрузка товаров покупателям

62

90

2. Списываются реализованные товары

90

41


Здесь не отражены операции по списанию издержек обращения и закрытию счета 90 в конце месяца. Сальдо счета 90, промежуточное, показывает сумму валового дохода от реализации (сумму реализованной торговой надбавки).

Счет 90 “Реализация” предназначен для учета операций реализации. Он является обобщающим (синтетическим) счетом первого порядка, операции к нему относящиеся необходимо учитывать на соответствующих субсчетах, отражающих все показатели, формирующие финансовый результат от продажи.

При учете товаров по продажным ценам легко определить сумму реализованных товаров по учетным ценам, поскольку последняя есть не что иное, как сумма выручки. В этих условиях при необходимости всегда легко установить учетный остаток товаров на любой момент времени, что также немаловажно для организации контроля за сохранностью товаров.

При учете товаров по продажным ценам валовой доход от реализации определяется расчетным путем. Существует несколько способов такого расчета в зависимости от размера применяемых надбавок, частоты их изменения, возможностей учета реализации товаров по их видам и т.п. Основными из этих способов являются:

  • по общему товарообороту;
  • по ассортименту товарооборота;
  • по ассортименту остатка товаров;
  • по среднему проценту.

Рассмотрим каждый из этих способов.

1. Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в том случае, когда на все товары применяются одинаковый процент торговых надбавок. В этом случае валовой доход от реализации товаров (ВД) рассчитывается по формуле:

ВД= Т ґ ТН / 100 + ТН,

где  Т - общий товарооборот; ТН - торговая надбавка, %.

Если размер торговой надбавки в течение отчетного периода изменялся, следует определить объем товарооборота отдельно по периодам применения разных размеров торговой надбавки.

2. Способ расчета валового дохода по ассортименту товарооборота используется, если на разные группы товаров применяются разные торговые надбавки. Он предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых включает товары с одинаковой надбавкой.

Валовой доход по ассортименту товарооборота рассчитывается сначала по каждой группе товаров, с помощью вышеприведенной формулы, а затем полученные частные суммы реализованных торговых надбавок складывают.

Расчет валового дохода по общему товарообороту очень прост, но на практике он почти не используется, поскольку очень мало предприятий, которые на все товары устанавливали бы одинаковые торговые надбавки. Это возможно только в узкоспециализированных предприятиях, продающих одно или несколько наименований товаров.

Способ расчета валового дохода по ассортименту товарооборота более приемлем на практике, однако его применение требует обязательного учета товарооборота за отчетный период в разрезе товарных групп. Кроме того, при изменении размера торговой надбавки по тому или иному товару нужно вести учет по реализации по периодам действия разных размеров торговой надбавки.

Поэтому оба способа расчета валового дохода используют крайне редко. Большинство предприятий торгует товарами множества наименований, торговая надбавка на них по целому ряду причин устанавливается в большинстве случаев разная; более того, на один и тот же товар в зависимости от коньюктуры рынка размер торговой надбавки часто меняется. Кроме того, абсолютное большинство предприятий пока не располагают необходимыми техническими средствами для учета товарооборота в разрезе отдельных товаров. В силу этого на практике чаще всего рассчитывают реализованную торговую надбавку исходя из среднего процента по такой формуле:

ВД = Т ґ П / 100.

В свою очередь, средний процент определяют по формуле:

П = ( ТНн + ТНп + ТНв) / (Т+ОК) ґ 100,

где ТНн - торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 «Торговая наценка» на начало отчетного периода); ТНп - торговая надбавка на товары., поступившие за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за отчетный период); ТНв - торговая надбавка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за отчетный период); ОК - остаток товаров на конец отчетного периода (сальдо счета 41 «Товары» на конец отчетного периода).

3. Расчет валового дохода по среднему проценту прост и может применяться в любой организации. Однако он недостаточно точен, поскольку основан на предположении, что ассортиментная структура товарооборота за отчетный период и остатков на конец отчетного периода одинаково, чего в практике хозяйственной жизни не бывает. Поэтому сумма валового дохода, рассчитанная этим способом, больше или меньше действительной ее величины. Например, если в числе реализованных преобладают товары с большим размером надбавки (по сравнению со средним процентом), а в остатке преобладают товары с меньшим размером надбавки, то сумма валового дохода будет занижена.

Рассчитать валовой доход по ассортименту остатка товаров можно по такой формуле:

ВД = (ТНн + ТНп - ТНв) - ТНк,

где ТНк - торговая надбавка на остаток товаров на конец отчетного периода.

В свою очередь:

ТНк = (ОК1 ґ ТН1 / 100 + ТН1) + (ОК2 ґ ТН2 / 100 + ТН2) + ... + + (ОКґ ТН/ 100 + ТНn),

где ОК1, ОК2... - остатки товаров по наименованиям на конец месяца (по данным инвентаризации); ТН1, ТН2 - торговая надбавка (в процентах) на товары.

Способ расчета валового дохода по ассортименту остатка товаров более точен, чем по среднему проценту. Он может применяться в любой организации. Недостатком его является большая трудоемкость, поскольку он требует проведение инвентаризации товаров на первое число месяца, следующего за отчетным периодом.

При любом варианте учетных цен на кредите счета 90 всегда отражается продажная стоимость реализованных товаров. Этот показатель можно назвать выручкой от реализации товаров или товарооборотом.

При учете товаров по покупным ценам система учетных записей о реализации товаров предусматривает отражение на дебете счета 90 сразу покупной стоимости реализованных товаров, что соответствует природе данного счета. Поэтому валовой доход от реализации товара выявляется автоматически на счете 90 в сумме его кредитового сальдо.

При учете товаров по продажным ценам на дебет счета 90 первоначально записывают стоимость реализованных товаров по учетным (т.е. продажным) ценам, а не покупным, что не соответствует экономической сущности данного счета. В связи с этим приходится корректировать дебетовый оборот, т.е. доводить его до покупной стоимости реализованных товаров путем уменьшения первоначального дебетового оборота на сумму торговой надбавки, относящейся к реализованным товарам. Кроме того, при учете товаров по продажным ценам применяется счет 42 для учета торговой надбавки на поступающие и выбывающие товары. Поэтому, если торговое предприятие реализовало покупателю товары, оно должно списать со счета 42 относящуюся к этим товарам торговую надбавку.

Корректировка дебетового оборота счета 90 и списание со счета 42 торговой надбавки на реализованные товары осуществляется сторнировочной записью на сумму валового дохода, рассчитанного одним из вышеуказанных способов:

Дебет счета 90 «Реализация»

Кредит счета 42 «Торговая наценка».

После списания реализованной торговой надбавки на счете 90 образуется (как при учете товаров по покупным ценам) кредитовое сальдо, показывающее валовой доход от реализации товаров.

Часть валового дохода от реализации товара (после начислений в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, в фонд финансирования расходов на содержание вневедомственного жилого фонда, налога на добавленную стоимость) остается у предприятия и участвует в формировании прибыли.

Информация о работе Бухгалтерский учет доходов организации