Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 17:55, курсовая работа
Основной целью хозяйственной деятельности любой коммерческой организации является получение максимальной прибыли. Однако достичь ее бывает очень непросто, более того, под влиянием различных внешних и внутренних факторов предприятие может оказаться в состоянии, когда долгов больше, чем имущества и оно не может вовремя расплатиться со своими кредиторами. Такое состояние предприятия и есть несостоятельность, или банкротство.
К сожалению, массовая приватизация предприятий в 90-е гг. прошлого века не привела к появлению эффективных собственников, тысячи российских предприятий все еще не освоили ни современных методов управления, ни основ маркетинга, ни действенных систем управления. Отличительной особенностью многих современных отечественных предприятий продолжают оставаться недостаток оборотного капитала, низкая платежная дисциплина, высокая стоимость кредитных ресурсов. В результате действия этих и других факторов предприятия не имеют достаточно средств для выполнения своих платежных обязательств. Значительное число предприятий приближаются к банкротству или таковыми уже являются. Банкротство таких предприятий – один из факторов повышения эффективности российской экономики.
Роль института банкротства в отечественной экономике особенно важна, поскольку оно помогает решить сразу несколько задач: оптимальная его реализация объективно несет оздоравливающее начало как для предприятия, так и для экономики страны в целом, позволяет осуществлять структурные преобразования в национальном хозяйстве и создает условия для перераспределения капитала от нерентабельных производств в иные сферы экономики. Кроме того, институт банкротства объективно служит определенным стимулом к эффективной работе предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.
Введение
Основной
целью хозяйственной
К сожалению, массовая приватизация предприятий в 90-е гг. прошлого века не привела к появлению эффективных собственников, тысячи российских предприятий все еще не освоили ни современных методов управления, ни основ маркетинга, ни действенных систем управления. Отличительной особенностью многих современных отечественных предприятий продолжают оставаться недостаток оборотного капитала, низкая платежная дисциплина, высокая стоимость кредитных ресурсов. В результате действия этих и других факторов предприятия не имеют достаточно средств для выполнения своих платежных обязательств. Значительное число предприятий приближаются к банкротству или таковыми уже являются. Банкротство таких предприятий – один из факторов повышения эффективности российской экономики.
Роль
института банкротства в
Банкротство
во всем мире считается одной из
важнейших юридических
Формирование достоверной учетной информации об имуществе, обязательствах при процедуре банкротства, позволяет арбитражным управляющим эффективно реализовать поставленные цели и грамотно проводить процедуру банкротства.
Бухгалтерская информация при банкротстве экономического субъекта одновременно служит основным информационным полем для кредиторов, и является единственным источником системы контроля со стороны государства. Поэтому в условиях банкротства трудно переоценить важность бухгалтерского учета основных процедур несостоятельности (банкротства).
Сказанное доказывает важность и актуальность выбранной темы работы – «Бухгалтерский учет в условиях банкротства организации».
Целью курсовой работы является исследование бухгалтерского учета в условиях банкротства организации, а также разработка предложений по использованию прогнозирования банкротства в организации.
Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи:
Объектом исследования является СПК «Ольговский». Предмет исследования – бухгалтерский учет в условиях банкротства организации.
Теоретической базой исследования для данной работы послужили законодательные и правовые акты Правительства РФ, учебная, научная и методическая литература, данные СПС «Консультант-плюс» по теме работы. В качестве источников информации для проведения анализа были использованы данные бухгалтерской отчетности СПК «Ольговский».
При написании работы использованы следующие методы исследования: монографический, расчетно-конструктивный, аналитический, сравнения и других.
Работа
изложена на 66 страницах машинописного
текста, состоит из введения, трех глав,
выводов и предложений. Курсовая работа
включает 20 таблиц, список литературы
(35 источников) и 1 приложение.
Глава
1 Теоретические и правовые основы организации
учета в условиях несостоятельности (банкротства)
Институт банкротства прошел длительный путь развития и окончательно сформировался к середине XX века. Появление и развитие правил о несостоятельности связаны с объективными потребностями общества и обусловлены развитием хозяйственных, кредитных отношений и отношений собственности.
Термин «банкрот» пришел в современный язык из итальянского права: так в Италии называли бежавших должников (ит. bancarotta – от banco – скамья, банк, и rotto - сломанный). Дословно он означает сломать скамью, на которой сидел коммерсант, ведущий торговую и финансовую деятельность. Отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводил к тому, что его скамью ломали. Это обстоятельство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением остальных.
В ходе исторического развития регулирования отношений собственности в связи с неплатежеспособностью отдельный субъектов первоначально был выработан специальный институт - конкурсное право – система норм, устанавливающих отношения в области несостоятельности (банкротства), то есть отношения между должником, не исполняющим свои обязательства, его кредиторами и третьими лицами.
В развитии российского конкурсного права можно выделить три этапа. Первый – дореволюционное конкурсное право (до 1917 г.); второй – конкурсное право советского периода (существовавшее только во время НЭПа); третий – современное конкурсное право (с 1992 г.).
Конкурсный
процесс существовал и
В течение четырех столетий, вплоть до Уложения 1649 г., не появилось каких-либо законов, регулирующих конкурсные отношения в России. Соборное Уложение практически повторяет то, что было установлено за 400 лет до этого «Русской Правдой». Изменения были небольшие: при распределении имущества должника устанавливалось преимущество иностранцев перед русскими кредиторами и государственной казны перед подданными.
Переломом в истории русского конкурсного права стал XVIII в.: именно тогда было составлено несколько проектов законов, регулирующих конкурс, принято множество актов, причем оживленная работа завершилась изданием в 1800 г. крупнейшего законодательного акта – «Устава о банкротах». Этот документ был дополнен в 1832 г. и действовал вплоть до 1917 г. Устав о несостоятельности 1832 г. давал следующее определение банкротства: «Торговой несостоятельностью признается, когда кто-либо по торговле придет в такое положение дел, что не только не имеет наличных денег на удовлетворение в сроки своих долгов, но и есть признаки, по коим заключить можно, что долги его неоплатны, то есть всего имущества его для полной их оплаты будет недостаточно». Таким образом, для российских условий исторически характерным был подход к несостоятельности с точки зрения критерия неоплатности. В то же время во многих зарубежных странах применялся другой (конкурирующий) критерий – неплатежеспособности, фактически означающий неоплату должником своих обязательств в определенные сроки, независимо от величины стоимости его имущества.
Для признания должника банкротом по принципу неоплатности, необходимо было подсчитать стоимость всего принадлежащего ему имущества, включая права требования и имущество, находящееся у третьих лиц, а также иные возможные поступления, и сравнивать со стоимостью требований кредиторов. Все это крайне затрудняло и затягивало процедуру признания банкротства. Так, с 1902 по 1908 г. В среднем по России за банкротство из общей массы дел должников было осуждено менее 2% человек, причем количество оправданных по обвинению в банкротстве составило 87,7%, в то время как средний процент оправданных по остальным преступлениям равнялся 36,5.
Анализируя
и сравнивая позитивные и негативные
моменты рассматриваемых
Признание предприятий несостоятельными было невозможно в условиях плановой экономики, когда единым собственником имущества подавляющего большинства хозяйствующих субъектов являлось государство, к тому же все проблемы решались административно-командными методами. Этой несовместимостью объясняется наличие норм о банкротстве только в период НЭПа (1921- начало 1930-х гг.).
После введения НЭПа и расширения торгового оборота случаи несостоятельности стали распространенным явлением, в связи с чем в ноябре 1927 г. был издан декрет «О несостоятельности частных лиц, физических и юридических». Дела о несостоятельности в соответствии с этим декретом рассматривались в исковом порядке. Устанавливался срок для производства дел указанной категории – один год с момента принятия иска к рассмотрению судом. Кредиторы были совершенно устранены как от участия в конкурсном процессе, так и от назначения управляющих. Эти функции исполняли государственные учреждения. Таким образом, законодательство о несостоятельности и банкротстве периода НЭПа представляло собой аномалию конкурсного права, поскольку защищало не законные интересы отдельных кредиторов, а общий хозяйственный результат, то есть в конечном счете – интересы государства.
Изъятие института конкурсного права из законодательства способно принести только отрицательные последствия, что было наглядно доказано существовавшей в нашей стране до начала 90-х гг. прошлого века ситуацией. Функционировало огромное количество убыточных предприятий, снижалась конкурентно способность продукции, возникали злоупотребления со стороны руководителей предприятий, связанные в том числе и с неосуществлением оплаты по договору. Для того чтобы устранить эти и многие другие негативные явления государственно-плановой экономики, необходимо было возрождение в российском праве института несостоятельности (банкротства).
Экономические отношения начального этапа перехода нашей страны к рынку характеризовались сменой собственника большинства бывших государственных предприятий в ходе их приватизации. Россия вставала на путь рыночных реформ, не имея никакой законодательной базы по вопросам несостоятельности (банкротства) и полностью утеряв соответствующие традиции. Первая попытка была предпринята в 1992 г., когда вышел Указ Президента РФ от14 июля 1992г. №623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур». Однако этот Указ почти не применялся на практике, так как имел серьезные юридические неточности. Главным положительным последствием его принятия было осознание хозяйствующими субъектами возможности признания их банкротами. С этого начался третий этап развития российского конкурсного права.
19
ноября 1992 г. был принят первый
Закон РФ «О несостоятельности
(банкротстве) предприятий». Далеко
не все существовавшие на
Информация о работе Бухгалтерский учет в условиях банкротства организации