Бухгалтерский учет в условиях банкротства организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью хозяйственной деятельности любой коммерческой организации является получение максимальной прибыли. Однако достичь ее бывает очень непросто, более того, под влиянием различных внешних и внутренних факторов предприятие может оказаться в состоянии, когда долгов больше, чем имущества и оно не может вовремя расплатиться со своими кредиторами. Такое состояние предприятия и есть несостоятельность, или банкротство.
К сожалению, массовая приватизация предприятий в 90-е гг. прошлого века не привела к появлению эффективных собственников, тысячи российских предприятий все еще не освоили ни современных методов управления, ни основ маркетинга, ни действенных систем управления. Отличительной особенностью многих современных отечественных предприятий продолжают оставаться недостаток оборотного капитала, низкая платежная дисциплина, высокая стоимость кредитных ресурсов. В результате действия этих и других факторов предприятия не имеют достаточно средств для выполнения своих платежных обязательств. Значительное число предприятий приближаются к банкротству или таковыми уже являются. Банкротство таких предприятий – один из факторов повышения эффективности российской экономики.
Роль института банкротства в отечественной экономике особенно важна, поскольку оно помогает решить сразу несколько задач: оптимальная его реализация объективно несет оздоравливающее начало как для предприятия, так и для экономики страны в целом, позволяет осуществлять структурные преобразования в национальном хозяйстве и создает условия для перераспределения капитала от нерентабельных производств в иные сферы экономики. Кроме того, институт банкротства объективно служит определенным стимулом к эффективной работе предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет в условиях банкротства организации.doc

— 418.00 Кб (Скачать)
    1. Особенности отдельных процедур несостоятельности (банкротства)
 

    Среди общих положений о банкротстве  важную роль играют его процедуры (так  называемый процессуальный плюрализм). В соответствии с Законом о  банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

    1. Наблюдение;
    2. Финансовое оздоровление;
    3. Внешнее управление;
    4. Конкурсное производство;
    5. Мировое соглашение.

    Наблюдение  представляет собой процедуру, направленную на обеспечение сохранности имущества должника и проведение анализа его финансового состояния с целью выявления возможности восстановить платежеспособность должника. Процедура «наблюдение» регламентируется главой 4 Закона о банкротстве.

    Определение о введении наблюдения выносит единолично судья арбитражного суда. В этом определении должны содержаться указания на признание требований заявителя обоснованными, утверждение временного управляющего и размер его вознаграждения. Срок проведения данной процедуры определяется исходя из сроков рассмотрения дела о банкротстве, то есть 7 месяцев. Срок исчисляется с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента вынесения определения о введении внешнего управления или об открытии конкурсного производства либо до утверждения мирового соглашения. Во время «наблюдения» определением арбитражного суда приостанавливаются все финансовые потоки должника и проводятся мероприятия, обеспечивающие полную управляемость всех процессов, идущих между должником и внешней средой.

    Введение  наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника. Органы управления должника с письменного согласия временного управляющего могут совершать сделки, которые связаны:

    1. с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 % балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
    2. с получением и выдачей займов, поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления предприятия должника.

    Круг  обязанностей временного управляющего обусловлен содержанием процедуры  наблюдения и сводится в основном к организационно-информационным мероприятиям.

    В частности, временный управляющий  обязан: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов; по окончании наблюдения представлять в арбитражный суд отчет о своей деятельности (п.2 ст. 67 Закона о банкротстве).

    Первое  собрание кредиторов созывает временный  управляющий, уведомив о дате его  проведения всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника.

    Без права голоса в первом собрании кредиторов принимают участие руководитель должника, представитель работников должника и представитель учредителей  должника.

    С правом голоса принимают участие  в собрании конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, требования которых предъявлены в порядке и в сроки, установленные законом.

    На  этой стадии актуальным является вопрос экспресс-анализа жизнедеятельности  предприятия. Наблюдение считается  первым этапом ограничения финансовой самостоятельности организации.

    Первое  собрание кредиторов принимает решение  по сроку финансового оздоровления и кандидатуре административного  управляющего либо о необходимости  введения внешнего управления, либо конкурсного  производства. От даты введения любой из последующих реорганизационных или ликвидационных процедур наблюдение прекращается.

    Основанием  вынесения арбитражным судом  определения является решение первого  собрания кредиторов, что обусловливает  его важность для продолжения  банкротства.

    По  окончании процедуры наблюдения и при наличии решения первого  собрания кредиторов арбитражный суд  выносит определение о введении процедуры финансового оздоровления. Основанием для этого являются наличие ходатайства учредителей уполномоченного органов или третьих лиц и обеспечение, превышающее на 20% и более обязательства должника, а также готовность к погашению долгов через месяц после введения процедуры в течение года пропорционально требованиям кредиторов, равными долями. Исполнение обязательств может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской, государственной или муниципальной гарантией, поручительством. Удержание, задаток, неустойка, имущество и иные имущественные права к обеспечению не относятся. Если оснований для введения процедуры финансового оздоровления нет, а платежеспособность должника может быть восстановлена, тогда вводится процедура внешнего управления. Определение арбитражного суда о введении процедуры подлежит немедленному исполнению. Совокупный срок финансового оздоровления не может превышать два года. Административный управляющий в ходе процесса финансового оздоровления ведет реестр требований кредиторов, созывает собрание кредиторов, контролирует выполнение плана финансового оздоровления и графика погашения долгов. Он получает от руководителя должника информацию о текущей деятельности, принимает участие в инвентаризации, согласовывает или опротестовывает сделки.

    Не  позднее чем за месяц до истечения  срока финансового оздоровления должник обязан представить административному  управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету прилагается баланс, отчет о прибылях и убытках и документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Через 10 дней после получения отчета заключение административного управляющего направляется кредиторам реестра и в арбитражный суд.

    По  итогам рассмотрения результатов финансового  оздоровления суд принимает один из судебных актов:

  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
  • определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

    Главная цель внешнего управления, регламентированного главой 6 Закона о банкротстве, – финансовое оздоровление должника, достигаемое за счет продажи части имущества должника, а также при помощи организационных и экономических мероприятий. Внешнее управление  вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов и подлежит немедленному исполнению. Максимальный срок данной процедуры, согласно Закону о банкротстве, составляет 18 месяцев, но может быть продлен арбитражным судом на срок не более 6 месяцев. Внешний управляющий утверждается судом одновременно с введением внешнего управления.

    С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, органов  управления должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; отменяются ранее объявленные меры по обеспечению требований кредиторов; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам.

    Среди прочих обязанностей, регламентированных ст. 99  Закона о банкротстве, внешний  управляющий, в частности, должен принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию; разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов; вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность; вести реестр требований кредиторов; реализовать план внешнего управления; представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления.

    Окончание этапа внешнего управления устанавливается  определением арбитражного суда. По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего суд выносит определение:

  • о прекращении производства по делу о банкротстве;
  • о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов;
  • о продлении срока внешнего управления;
  • об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего.

    Иными словами, Закон о банкротстве  определяет окончание первой фазы внешнего управления и переход ко второй фазе – расчетам с кредиторами. Окончание  фазы расчета с кредиторами является основанием принятия арбитражным судом решения о прекращении полномочий внешнего управляющего.

    Принятие  арбитражным судом решения о  признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Данная процедура банкротства регламентирована главой 7 Закона о банкротстве. Срок конкурсного производства не может превышать 1 год; суд может продлить этот срок на 6 месяцев. Арбитражный суд назначает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

    Принятие  решения о признании должника банкротом и открытие конкурсного производства влечет следующие последствия: срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и применение иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника; сведения о признании должника банкротом и финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной; все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства;

    Конкурсный  управляющий имеет, в частности, следующие обязанности: принимать  в ведение имущество должника, проводить инвентаризацию; вести  реестр требований кредиторов; анализировать  финансовое состояние должника; передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ.

    После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий  приступает к продаже этого имущества на открытых торгах, если собранием (комитетом) кредиторов не установлен иной порядок его продажи.

    Требования  кредиторов удовлетворяются конкурсным управляющим в строгой очередности  в соответствии со статьей 64 ГК РФ (приложение 1). При этом вне очереди оплачиваются: судебные расходы; расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему; текущие коммунальные и эксплутационные платежи должника; требования кредиторов, возникшие в ходе конкурсного производства; иные связанные с проведением конкурсного производства расходы. Данные расходы относятся к нулевой очереди (п.4 ст.134 Закона о банкротстве).

    После рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного  производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

    Признание юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается арбитражным  судом. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (ст.63 ГК РФ).

    Мировое соглашение при процедуре банкротства – добровольное соглашение должника с конкурсными кредиторами о прекращении дела о банкротстве на основе взаимных уступок. Заключается письменно и должно содержать положение о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Мировое соглашение может быть утверждено только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Должник и арбитражный управляющий в течение 5-10 дней от даты заключения мирового соглашения должны представить в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения. К заявлению должны быть приложены текст мирового соглашения, протокол собрания кредиторов, реестр требований кредиторов, документ о погашении требований кредиторов первой и второй очереди, возражения «против».

    Мировое соглашение может быть заключено в процессе любой процедуры, утвержденной арбитражным судом. В ходе наблюдения или финансового оздоровления решение о заключении мирового соглашения принимается руководителем должника, внешнего управления – внешним управляющим и конкурсного производства – конкурсным управляющим с одобрения органа управления должника. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Бухгалтерский учет в условиях несостоятельности СПК «Ольговский» 

Информация о работе Бухгалтерский учет в условиях банкротства организации