Бухгалтерский учет в условиях банкротства организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью хозяйственной деятельности любой коммерческой организации является получение максимальной прибыли. Однако достичь ее бывает очень непросто, более того, под влиянием различных внешних и внутренних факторов предприятие может оказаться в состоянии, когда долгов больше, чем имущества и оно не может вовремя расплатиться со своими кредиторами. Такое состояние предприятия и есть несостоятельность, или банкротство.
К сожалению, массовая приватизация предприятий в 90-е гг. прошлого века не привела к появлению эффективных собственников, тысячи российских предприятий все еще не освоили ни современных методов управления, ни основ маркетинга, ни действенных систем управления. Отличительной особенностью многих современных отечественных предприятий продолжают оставаться недостаток оборотного капитала, низкая платежная дисциплина, высокая стоимость кредитных ресурсов. В результате действия этих и других факторов предприятия не имеют достаточно средств для выполнения своих платежных обязательств. Значительное число предприятий приближаются к банкротству или таковыми уже являются. Банкротство таких предприятий – один из факторов повышения эффективности российской экономики.
Роль института банкротства в отечественной экономике особенно важна, поскольку оно помогает решить сразу несколько задач: оптимальная его реализация объективно несет оздоравливающее начало как для предприятия, так и для экономики страны в целом, позволяет осуществлять структурные преобразования в национальном хозяйстве и создает условия для перераспределения капитала от нерентабельных производств в иные сферы экономики. Кроме того, институт банкротства объективно служит определенным стимулом к эффективной работе предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет в условиях банкротства организации.doc

— 418.00 Кб (Скачать)

    Федеральный закон от 8 января 1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» изменил критерий несостоятельности – им стала платежеспособность. Он в основном был направлен на решение задач защиты интересов кредиторов.

    При принятии неплатежеспособности в качестве критерия несостоятельности основу устанавливаемой судом несостоятельности  стал составлять не подлинный недостаток средств, а предполагаемый, проявляющийся в факте прекращения платежей.

    Процедура банкротства была на столько упрощена Законом о банкротстве 1998 г., что  каждому предприятию, имевшему просроченную на 3 месяца задолженность в мизерном размере – 50 тыс. руб., угрожала ликвидация.

    Кроме того, закон содержал в себе много  неточностей, чем вызвал огромную волну  критики со стороны экспертов.  Например, журнал «Эксперт» назвал Закон 1998 года «худшим законом России». [31]

    Автор работы согласна с данной характеристикой Закона 1998 года, так как в результате из средства оздоровления экономики он превратился в источник конфликтов, привел к разорению многих платежеспособных предприятий, то есть служил фактически механизмом перераспределения собственности.

    Нынедействующий Закон о банкротстве 2002 г. (далее – Закон о банкротстве) понятие банкротства определяет следующим образом: «Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по оплате обязательных платежей» (ст.3).

    Международный опыт свидетельствует, что в законодательстве ряда стран используется термин «несостоятельность», термин же банкротство не употребляется. В других странах, например в США, напротив, используется только понятие «банкротство». А в республике Беларусь понятие «несостоятельность» четко отделено от понятия банкротства.

    Некоторые российские ученые считают, что российский законодатель поступил правильно, подкрепив новый термин «несостоятельность» распространенным и достаточно энергичным термином «банкротство». [16, с.20]

    Однако  автор работы не может согласиться  с этим мнением, поскольку речь идет не просто об употреблении терминов и эмоциональном воздействии на должников, а о принципиальной разнице между этими понятиями.

    В рыночных условиях большое значение имеют вопросы деловой репутации, поэтому для должника будет очень  важно называться именно несостоятельным, а не банкротом. Ведь в ряде случаев должник, находившийся в процессе производства по делу о банкротстве, будет продолжать свою деятельность. В такой ситуации квалификация положения должника будет иметь принципиальное значение не только для самого должника, но и для его контрагентов (как реальных, так и потенциальных).

    Таким образом, целесообразнее все-таки считать  несостоятельностью просто неплатежеспособность (неисполнение обязательств), а банкротством – неплатежеспособность, признанную судом. Однако ныне действующий Закон  о банкротстве не учитывает и не обозначивает разницы между этими понятиями.

    В современной России в ходе рыночных преобразований возникает необходимость  нормативно-правового и государственного регулирования механизма банкротства  организаций. Изложению данного аспекта посвящен следующий пункт данной главы. 

    1.  Нормативно-правовое  регулирование несостоятельности  (банкротства) в РФ

 

    В настоящее время к нормативно-правовой базе банкротства организаций в  РФ относятся следующие документы:

    • Гражданский кодекс РФ (введен в действие с 1 января 1995 г.).
    • Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ
    • Уголовный кодекс РФ от 9 июля 1999 г. №158.
    • Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
    • Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» №83-ФЗ от 09.07.02.
    • Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
    • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».
    • Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. №855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».
    • Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. №367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».
    • Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. №498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий».
    • Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса,  утвержденные распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. №31-р.
    • Методические рекомендации по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью, утвержденные Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) от 24 октября 1994 г. №70-р.
    • Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, утвержденные распоряжением Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 8 октября 1999 г. №33-р.
    • Методические указания по проведению анализа финансового состояния организации, утвержденные приказом ФСФО от 23 января 2001г. №16.
    • Указ президента РФ от 18 августа 1996 г. №1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера».

    Кроме того, в 2000 г. постановлением Правительства от 4 апреля 2000 г. №301  была создана Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). ФСФО являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляла исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством РФ о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве) организаций. Однако в 2004 году Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ФСФО была упразднена, а ее функции по принятию нормативных актов переданы Министерству экономического развития и торговли РФ, а функции по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства – Федеральной налоговой службе РФ.

    Вступление в силу нового Федерального закона  от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - важное событие в экономической жизни страны. В нем были устранены существовавшие в предыдущих редакциях неточности, и самое важное, - был учтен опыт применения института банкротства в условиях постсоветской России.

    Закон призван способствовать решению  трех основных задач:

    1. оздоровлению экономики путем избавления от неэффективных предприятий;
    2. Закон должен защищать интересы кредиторов и тем самым способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в стране;
    3. Закон должен способствовать восстановлению финансовой устойчивости, платежеспособности предприятий, оказавшихся в сложном положении, но в принципе жизнеспособных, потенциально перспективных.
 

    В Законе установлены признаки банкротства, состав участников и их функции в процедурах банкротства. Закон регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) предприятий, определяет процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

    Признаки  банкротства Закон определяет следующим  образом: «Юридическое лицо считается  неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязательства по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены». Таким образом, в соответствии с ныне действующим российским законодательством определение признаков банкротства юридических лиц базируется на принципе неплатежеспособности. Его суть состоит в презумпции невозможности должника удовлетворить требования кредиторов или произвести обязательные платежи в бюджет или внебюджетные фонды, если он не делает этого в течение длительного времени (свыше 3 месяцев).

    Участниками дела о банкротстве являются:

  • Должник - гражданин или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 3 месяцев с наступления даты их исполнения;
  • Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) – гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных законодательно установленных полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций;
  • Конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;
  • Уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации муниципальных образований;
  • Федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления  по месту нахождения должника;
  • Лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

    Дела  о банкротстве рассматриваются  арбитражным судом.

    До  момента подачи в арбитражный  суд  заявления о признании  должника банкротом учредители (участники) должника, собственник имущества должника могут принять законодательно предусмотренные меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Эти меры называются досудебной санацией и заключаются в оказании заинтересованными лицами финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей.

    Кроме того, Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»  №83-ФЗ от 09.07.02. устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов с/х товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства.

    Правом  на обращение в арбитражный суд  с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

    В соответствии с Законом о банкротстве  дело о банкротстве должно быть рассмотрено  в заседании арбитражного суда в  срок, не превышающий 7 месяцев с  даты поступления заявления о  признании должника банкротом в  арбитражный суд.

    Законом о банкротстве 2002 г. был изменен  порядок судебного разбирательства  по делу. Была установлена обязанность  публикации сведений о введении наблюдения, о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного производства, а также о прекращении производства по делу. Кроме того, если количество кредиторов превышает 100 или их количество не может быть определено, то обязательному опубликованию подлежат также сведения о начале каждой процедуры банкротства, применяемой в отношении должника. Таким образом, данное положение предоставляет кредиторам дополнительные гарантии защиты им своих интересов.

    В законе прописана система мер  по восстановлению платежеспособности должника: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав должника; увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций должника и др.

    Однако  мнение  Александра Привалова– научного редактора  журнала «Эксперт»- таково, что «закон о банкротстве должен быть именно о банкротстве, а не о финансовом оздоровлении…пусть им занимаются другие законы». По мнению эксперта, это страхует Закон от превращения в инструмент передела собственности. [32]

    Автор согласна с экспертом в той части, что закон должен быть построен таким образом, чтобы не позволять получать из него недолжную выгоду заинтересованным лицам. Закон о банкротстве в редакции 2002 г. не лишен недостатков и утверждать, что теперь не будет заказных банкротств вполне благополучных организаций в интересах отдельных лиц, нельзя. Но наиболее существенные просчеты прежнего законодательства устранены – и в этом состоит его главное  достоинство. 
 
 

Информация о работе Бухгалтерский учет в условиях банкротства организации