Методы учета затрат и калькулирования себестоимости готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является обобщение теоретических положений и анализ существующих методов учета затрат, описать ведения управленческого учета затрат на примере предприятия Фармацевтическая фирма ”Эхинопс”.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Понятие себестоимости и ее виды. Роль калькулирования
в управлении производством…………………………………………………....5
2. Характеристика предприятия и бухгалтерии, которое исследуется………18
3. Управленческий учет затрат. Распределение непрямых затрат……………23
4. Методы учета затрат на производство продукции………………………… 27
5. Полуфабрикатный и безполуфабрикатный
варианты сводного учета затрат………………………………………………...47
6. Способы калькулирования себестоимости продукции……………………..50
7. Основные направления развития управленческого учета
затрат и калькулирования себестоимости с использованием
персонального компьютера и международного опыта…………………….....53
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….58
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….60

Файлы: 1 файл

1.1 Понятие себестоимости и ее виды завер.doc

— 422.50 Кб (Скачать)

     В современных условиях деятельность отечественных производителей должна быть ориентирована на выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции при максимальном снижении затрат на ее производство. Поэтому особую значимость приобретает использование передовых форм и методов организации труда и управления производством, применяемых в экономически развитых странах. В этой связи для нас особый интерес представляет метод управления производством по системе JIT ("just-in-time", т.е. "точно в срок"). Суть системы JIT сводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Взамен этого создается непрерывно-поточное предметное производство. При этом снабжение производственных цехов и участков осуществляется столь малыми партиями, что по существу превращается в поштучное. Данная система рассматривает наличие товарно-материальных запасов как зло, существование которого затрудняет решение многих проблем. Требуя значительных затрат на содержание, большие материальные запасы отрицательно сказываются на нехватке финансовых ресурсов, маневренности и конкурентоспособности предприятия. С практической точки зрения главной целью системы JIT является уничтожение любых лишних расходов и эффективное использовании производственного потенциала предприятия. Система JIT является более увязанной со спросом.

     Метод "Activity Based Costing" (или ABC) получил  широкое распространение на европейских и американских предприятиях самого различного профиля. В буквальном смысле этот метод означает учет затрат по работам. Соответственно начальной стадией применения ABC является определение перечня и последовательности работ на предприятии путем разложения сложных рабочих операций на простейшие составляющие параллельно с расчетом потребления ресурсов. В рамках ABC выделяют три типа работ по способу их участия в выпуске продукции: Unit Level (штучная работа), Batch Level (пакетная работа) и Product Level (продуктовая работа. Для достижения оптимального анализа классифицируются и ресурсы: на поставляемые в момент потребления и поставляемые заранее. Все ресурсы, затраченные на рабочую операцию, составляют ее стоимость. Второй этап применения ABC заключается в расчете костдрайверов и показателей потребления ими каждого ресурса. Сумма работ, которая затрачена для производства продукта, является его себестоимостью.[11 c.30]

     Большой эффект в оптимизации затрат организации  можно достичь, применяя метод Life Cycle Costing (LCC) -концепцию управления затратами жизненного цикла. Применение методов кост-мснеджмента предполагает анализ влияния выпуска/не выпуска инструкций на затраты по всему жизненному циклу изделия.

     Данные  методы были рассмотрены на тренинге «Управленческий учет: система поддержки принятия управленческих решений», который проводился 13–15 мая 2010 года [26]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Полуфабрикатный  и безполуфабрикатный варианты  передельного учета затрат.

     Завершающим этапом производственного учета является ведение сводного учета затрат на производство, с помощью которого обобщаются данные аналитического учета и проверяется правильность его ведения.

     Сводный учет затрат должен вестись в точном соответствии с организацией текущего учета затрат на производство и прежде всего в разрезе отдельных цехов, а внутри их - в разрезе отдельных заказов, видов выполняемой продукции и полуфабрикатов. При этом итоговые данные сводного учета затрат должны в точности совпадать с данными синтетического счета 23 "Производство". Для ведения сводного учета затрат на производство применяют ведомость сводного учета затрат на производство «Приложение Ж». Остатки незавершенного производства на начало месяца по каждой статье переносят в ведомость отчетного периода из ведомости предыдущего периода. Затраты за отчетный месяц определяются по данным регистров или разработочных ведомостей. На основе расчета себестоимости забракованной продукции и выявленных недостач незавершенного производства вносят соответствующие записи в ведомость. После инвентаризации и оценки записываются данные об остатках незавершенного производства на конец месяца. Фактическая себестоимость выпущенной готовой продукции определяется по каждой статье расходов: к остатку незавершенного производства на начало месяца прибавляют фактические затраты за отчетный период и вычитают себестоимость окончательного брака и суммы недостач и остатков незавершенного производства на конец месяца.

     Сводный учет затрат на производство организуется по полуфабрикатному и бесполуфабрикатному варианту.

     Полуфабрикатный — такой вариант сводного учета  затрат на производство, при котором исчисляется себестоимость не только готовой продукции, но и полуфабрикатов собственного производства. При этом полуфабрикаты системно отражаются в бухгалтерском учете на дополнительно вводимой статье "Полуфабрикаты собственного производства" по фактической, плановой или нормативной себестоимости. Движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими записями и калькулируют себестоимость полуфабрикатов после каждого передела.

     При бесполуфабрикатном варианте затраты  учитываются по месту их возникновения до выпуска продукции. При этом фактическая себестоимость полуфабрикатов не исчисляется, а их движение в производстве отражается лишь в оперативном учете. Затраты же на полуфабрикаты, переданные другим цехам, продолжают числиться в составе производственных расходов цехов-изготовителей. В этом случае для исчисления себестоимости готовой продукции суммируются затраты всех цехов, принимавших участие в ее изготовлении. Причем остатки незавершенного производства определяются по данным инвентаризации или оперативного учета. В соответствии с таким порядком учета затрат себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а исчисляют лишь себестоимость готового продукта.

     Оба варианта сводного учета имеют как  достоинства, так и недостатки. Использование  полуфабрикатного варианта позволяет выявлять себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях их обработки, улучшать организацию внутрихозяйственного расчета и контроль за процессом формирования себестоимости продукции. Однако этот вариант более трудоемкий, поскольку бухгалтерские записи на счете основного производства столько раз повторяют ранее учтенные производственные затраты, сколько стадий обработки проходят сырье и основные материалы. Такое наслоение ранее учтенных затрат на производство усложняет учет и калькулирование себестоимости продукции, возникает необходимость очистки сводных показателей предприятия о затратах на производство от внутризаводского оборота.

     Положительной стороной бесполуфабрикатного варианта является сокращение объема учетных работ. Однако точность калькулирования и уровень контроля за формированием себестоимости полуфабрикатов в определенной мере снижается. Следует отметить, что на практике чаще всего применяется бесполуфабрикатный вариант, снижающий трудоемкость учетно-вычислительных работ. [ 18 c.232-233]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6 Способы  калькулирования себестоимости  продукции

     Калькулирование представляет собой исчисление себестоимости  единицы продукции, работ и услуг. Оно имеет важное значение для  оперативного руководства работой  предприятия, так как позволяет  вовремя вскрыть внутренние резервы  и использовать их для дальнейшего снижения себестоимости продукции, повышения ее конкурентоспособности. Калькуляции используются для планирования себестоимости продукции и установления обоснованных цен на продукцию, работы и услуги с учетом спроса на них на рынке продукции, работ и услуг.[20 c.59-59]

     В калькуляции обобщаются затраты  предприятия в денежной форме  на производство и реализацию конкретного  вида продукции, а также на выполнение единицы работ и услуг (перевозки  грузов, ремонтные работы и другое). Различают различные виды калькуляций себестоимости продукции, работ и услуг.

     Плановые  калькуляции составляются на планируемый  период на основании прогрессивных  норм затрат труда и средств производства, отражающих дальнейший технический  прогресс и улучшение организации  производства и труда.

     Отчетная (фактическая) калькуляция себестоимости  продукции характеризуется фактическими затратами, которые могут отклоняться  от плановых по причинам, зависящим  от предприятия (перевыполнение или  невыполнение плана по производству, экономия или перерасход отдельных видов затрат) и не зависящим от него (изменение цен на материалы, норм амортизационных отчислений, тарифов на электроэнергию, тепло, газ, воду и другое).

     Нормативные калькуляции являются разновидностью текущих плановых калькуляций. Составляются на предприятиях, применяющих нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. В их основе лежат текущие, действующие нормы, характеризующие, в основном, достигнутый уровень затрат. Учитывая, что в течение года предприятия последовательно осуществляют мероприятия, заложенные в план организационно-технических мероприятий, нормативные калькуляции, по сравнению с плановыми, отражают более точно действительный уровень затрат на производство продукции в течение года.

     Проектные калькуляции являются разновидностью перспективных плановых калькуляций. Применяются для определения эффективности капитальных вложений, новой техники и технологий.

     Провизорная калькуляция составляется на основании  фактических затрат и полученной продукции (доходов) за девять месяцев или другой период, расчетов по затратам и ожидаемому производству продукции за четвертый квартал или другой период. Калькуляция играет важную роль в деле осуществления контроля за качеством и конкурентоспособностью продукции. Калькуляции составляются по видам производимой продукции, работ и услуг, хотя учет затрат может вестись не только по видам продукции, но и по другим объектам учета. Калькуляции составляются по установленной на предприятии номенклатуре статей затрат.

     Объектами учета затрат являются те объекты, по которым предприятие организует аналитический учет затрат на производство. Объектами калькуляции являются те виды продукции, работ и услуг, которые предприятие калькулирует.[22 c. 156-157]

     В зависимости от способа расчета выделяют методы (способы) калькулирования: прямого счета; расчетно-аналитический; нормативный; параметрический; исключения затрат; коэффициентный; комбинированный.

     Метод прямого счета предполагает определение  себестоимости единицы продукции путем деления общей суммы издержек на количество выработанной продукции. Применяется в основном на фирмах, производящих однородную продукцию. Использование его на практике достаточно ограниченно, так как количество монопродуктовых фирм невелико. Поэтому чаще применяется его модификация — расчетно-аналитический способ.

   Расчетно-аналитический  метод калькулирования предполагает определение прямых затрат на основе норм расхода и отнесение их на единицу продукции прямым счетом, а косвенных затрат - пропорционально  определенной базе, принятой в отрасли.

     Комбинированный метод представляет собой сочетание  метода исключения затрат и коэффициентного  метода. Расчет по комбинированному методу осуществляется в несколько этапов:

     -  продукция делится на основную  и побочную;

     -  затраты на побочную продукцию исключаются из общих  затрат;

          - оставшаяся после исключения  сумма затрат распределяется 
между основными видами продукции в соответствии с коэффициентами.

     Метод исключения затрат, коэффициентный и  комбинированный методы используются в комплексных производствах (цветная и черная металлургия, нефтеперерабатывающая и др.), когда затраты на сырье невозможно отнести на конкретный вид продукции.[14 c.245-246]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     7 Основные направления развития  управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости с использованием персонального компьютера и международного опыта

                Вести управленческий учет в системе, не связанной с системой финансового учета, могут позволить себе лишь небольшие предприятия. Для крупных и средних компаний такая организация учета (двойной ввод информации, различные системы автоматизации, две базы данных и т.д.) будет попросту неэффективной и дорогой. Поэтому, как правило, на крупных и средних предприятиях в систему управленческого учета используется информация из бухгалтерского учета или база данных для всех видов учета. Это неизбежно приводит к ряду проблем при автоматизации управленческого учета. На данный момент на рынке специализированных компьютерных программ появилось множество различных систем позволяющих облегчить процесс управленческого учета. Наибольшем спросом пользуются такие системы как: системы управленческого учета на базе; “Капитал Express”.[25]

Информация о работе Методы учета затрат и калькулирования себестоимости готовой продукции