АВС- метод учета затрат и калькулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение АВС –метода учета затрат и калькулирования.
Для достижения поставленной цели предлагается решения следующих задач:
1. Исследовать методы учета затрат
2. Раскрыть сущность и содержание функционального учета затрат (ABC-метода);
3. Изучить этапы внедрения ABC-метода

Файлы: 1 файл

курсовая уу.docx

— 103.59 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Стремясь удержать контроль над динамикой затрат, некоторые  корпорации в настоящее время  пытаются побуждать своих бухгалтеров  заняться тем, чем на протяжении многих лет занимались все экономические  субъекты Японии, чьи интересы и  знания простирались намного дальше круга вопросов бухгалтерского учета, для того чтобы лучше понять сложную  природу современного производства и разобраться в происходящем на реальном рынке. Понимание основных производственных функций, сложного характера их взаимных связей и динамики затрат является обязательным при проектировании общекорпоративных систем учета затрат.

В последнее время возросла актуальность распределения непроизводственных расходов, то есть затрат на обслуживание производства и управления. Это связано, во-первых, с расширяющимся ассортиментом продукции предприятий; во-вторых, с ростом фондоемкости производства, развитием автоматизированных производств, ведущим к увеличению доли общепроизводственных и общехозяйственных затрат в себестоимости продукции; в-третьих, с увеличением в общей сумме расходов затрат на маркетинговые исследования, на НИОКР, на рекламные мероприятия; в четвертых, со снижением удельного веса заработной платы основных производственных рабочих в совокупных затратах

Учет затрат - важнейший  инструмент управления предприятием. Необходимость учета затрат на производство растет по мере того, как усложняются  условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности.

При реальном функционировании рыночных механизмов возникает необходимость  совершенствования и создания четкой системы учета и контроля затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в рамках управленческого учета.

Рынок изменяет подходы к  построению системы управления себестоимостью. Только достоверная и оперативная  информация о всех производственно-хозяйственных процессах позволит предприятию определить степень риска, связанную с резким и изменением спроса на выпускаемую продукцию, определить конкурентоспособную цену выпускаемых изделий, провести оперативный анализ безубыточности предприятия, обосновать альтернативные решения для успешного проведения финансовой и инвестиционной политики с учетом потенциальных и социальных выгод.

           Традиционные методы калькулирования производственных и непроизводственных затрат были созданы в период, когда большинство компаний производили ограниченный ассортимент продукции и доминирующими производственными затратами были затраты на основные материалы и заработную плату основных производственных рабочих. Расходы на обслуживание производства и управление, являющиеся в большинстве своем косвенными, были относительно невелики. Поэтому искажения производственных затрат вследствие их распределения пропорционально заработной плате производственных рабочих (наиболее популярный в силу своей простоты базы распределения) на продукцию были не значительны. Стоимость обработки информации, напротив была достаточно высокой, поэтому применение более сложных методов распределения расходов по обслуживанию производства и управления было не оправдано.

В последние десятилетия XX века на Западе активно развивается  новый подход, основанный на управлении операциями - составными частями процессов, протекающими на предприятии. Activity-based costing (учет затрат по функциям или функциональный учет) - метод пооперационного калькулирования, рассматривающий операции в качестве основных объектов учета и калькулирования в целях исчисления себестоимости продукции. Идея заключается в поэтапном распределении на себестоимость продукции косвенных расходов. АВС метод предполагает, что любые затраты вызваны определенной деятельностью и каждому типу продукции соответствует свой набор видов деятельности. Первоначально он был разработан для анализа производственных накладных расходов. В последующем его стали применять и при анализе непроизводственных косвенных расходов.

С развитием современного производства доля прямых расходов в себестоимости продукции сокращается, в то время как доля накладных расходов повышается. В этой ситуации общепринятые подходы к распределению накладных затрат могут привести к неверным управленческим решениям, что позволяет считать выбранную тему курсовой работы актуальной и значимой.

Целью курсовой работы является рассмотрение АВС –метода учета затрат и калькулирования.

          Для достижения поставленной цели предлагается решения следующих задач:

1. Исследовать методы учета затрат

2. Раскрыть сущность и содержание функционального учета затрат (ABC-метода);

3. Изучить этапы внедрения ABC-метода;

4. Выявить проблемы внедрения ABC-метода.

5. Рассмотреть варианты реализации АВС- метода

Объектом исследования данной курсовой работы является учет затрат функциональным методом. В работе раскрыто содержание и применение ABC-метода, варианты реализации и этапы его внедрения.

Теоретической и методологический основой послужили учебники, учебно-методические пособия и статьи отечественных и зарубежных авторов и экономистов.

 

 

 

1 Теоретические основы организации и методики управленческого учета.

1.1 Экономическая информация  в учетной системе.

Информационная система  предприятия состоит из взаимосвязанных подсистем. Наибольшее значение для управления имеет экономическая информация. Она подразделяется на следующие виды: плановая, нормативная, учетная и прочая. Информация различного вида представлена на рисунке 1. [5]


 





 



 


Рисунок 1. Виды информации

В совокупности экономической  информации наибольший удельный вес  занимает учетная, базирующаяся в основном на данных бухгалтерского учета. На долю бухгалтерской информации приходится свыше 70% общего объема экономической информации. Именно бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества предприятия, источниках его образования, хозяйственных процессах, конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности. Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом и статистическом учете, а также в налогообложении, планировании, прогнозировании, выработке тактики и стратегии деятельности предприятия. К бухгалтерской информации, которая в любых условиях должна быть объективной, достоверной, своевременной и оперативной, на современном этапе становления рыночной экономики предъявляются высокие требования. Она должна быть качественной, эффективной, удовлетворять потребности внешних и внутренних пользователей. Кроме того, бухгалтерская информация должна формироваться с наименьшими затратами труда и времени. Для выполнения всех перечисленных требований необходимо использовать различные методы сбора, обработки и учета информации. В экономически развитых странах эта проблема решена делением всей системы бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет. Финансовый учет охватывает информацию, которая используется не только для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам (внешним пользователям). На российских предприятиях многие главные бухгалтеры, как правило, занимаются традиционным бухгалтерским учетом. Управленческий учет на большинстве предприятий не ведется или развит очень слабо. Многие его элементы входят в наш объединенный бухгалтерский учет (учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции), в оперативный учет (оперативную отчетность), в экономический анализ (анализ себестоимости продукции, обоснование принимаемых решений, оценка выполнения плановых заданий и др.). Между управленческим и финансовым учетом много общего, поскольку оба они используют информацию учетной системы предприятия. Одним из разделов этой системы является производственный учет, в котором накапливаются данные по затратам и доходам, необходимые как в финансовом, так и в управленческом учете. Но эти два вида учета существенно отличаются друг от друга. Рассмотрим наиболее важные различия:

1. Цель учета. Цель финансового учета — предоставление данных, необходимых для составления финансовой отчетности (финансовых документов) предприятия, которая предназначена как для собственной администрации, так и для внешних пользователей. Для того, чтобы внешние пользователи, инвесторы и кредиторы могли дать объективную оценку финансового положения предприятия — его платежеспособности, кредитоспособности, оценить степень рентабельности инвестиций в данное предприятие — финансовый учет необходимо вести в соответствии с четко определенными требованиями и стандартами. Управленческий учет отражает основную систему коммуникаций внутри предприятия. Его цель — обеспечить соответствующей информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных показателей. Управленческий учет обеспечивает сбор и обработку информации для планирования, управления и контроля в рамках данной организации.

2. Основные пользователи  информации. Финансовый учет иногда называют внешним учетом — пользователи финансовых отчетов традиционно находятся вне предприятия. Его результаты, как правило, публикуются, причем отчеты содержат не только финансовую информацию, но и материалы рекламного характера, демонстрирующие успехи предприятий, их новые продукты. Эта информация необходима как фискальным государственным органам, так и акционерам компаний, держателям облигаций и других ценных бумаг, потенциальным инвесторам. 
Управленческий учет можно назвать внутренним учетом. Его результаты используются только управленческим персоналом предприятия. Это своего рода "кухня" предприятия, где готовятся материалы для менеджеров. 
3. Источники информации. Для финансового учета источниками информации служат только данные учетной системы предприятия, которая накапливает финансовую информацию, а также элементы системы налогообложения. 
Для управленческого учета источниками информации, кроме данных учетной системы предприятия, служат сведения о нормах расхода материальных ресурсов, технологических отходов, исследования о ситуации на рынке, отчеты о проведении научно-исследовательских работ, возможности использования их результатов в соответствующих условиях производства, размеры штрафных санкций при невыполнении сторонами пунктов хозяйственных договоров и др.

4. Обязательства ведения  учета. Финансовый учет — это учет официальный, его ведение обязательно для всех без исключения предприятий и организаций. Документы финансовой отчетности представляются в органы налоговой инспекции, являются объектами аудиторской проверки, могут и должны быть опубликованы. Управленческий учет — это учет конфиденциальный. Необходимость его ведения решает руководство самого Предприятия. Никакие посторонние органы или организации не имеют права указывать, что надо или не надо делать. Поэтому нет смысла в сборе и обработке информации, ценность которой для управления — ниже затрат на ее получение.

5. Правила ведения учета. Ведение финансового учета четко регламентировано. Оно регулируется не только государственными нормативными актами, но и международными стандартами. Нормы и правила ведения управленческого учета устанавливаются самим предприятием. Управленческий аппарат организации может следовать любым внутренним правилам учета в зависимости от полезности этих правил.

6. Принципы учета. Финансовый учет базируется на общепринятых принципах: двойной записи, обособленности предприятия, сравнимости данных и др. Этими принципами руководствуются как сами бухгалтеры, так и контролирующие органы. Управленческий учет общепринятых принципов не имеет, главное — простота и удобство использования.

7. Основные объекты учета. Объектом финансового учета является деятельность предприятия в целом. Крупным предприятиям с многоотраслевой деятельностью необходимо отражать выручку и доход по каждой отрасли, т. е. по большим сегментам предприятия. Объектом управленческого учета в основном является деятельность структурных подразделений предприятия: отделов, цехов, участков, рабочих мест. Объектом учета может выступать также отдельная управленческая задача или область деятельности.

8. Базисная структура  учета. Финансовый учет строится на следующем базисном равенстве: Активы = Собственный капитал + Внешние обязательства. В управленческом учете структура информации зависит от запросов ее пользователей. Любая система управленческого учета оперирует, прежде всего, такими категориями как затраты, доходы и активы и применяет свой набор базисных установок. Основной аргумент в примении этих структур — полезность передаваемой информации.

9. Формы представления  информации. Финансовая информация представляется в органы налоговой инспекции по формам, утвержденным правительственными органами. Они едины для всех предприятий, независимо от их организационно-правовой формы. Результаты управленческого учета могут быть представлены в произвольной форме — обязательных форм или бланков не существует.

10. Степень открытости  информации. Информация финансового учета является открытой для ее пользователей и для них не представляет коммерческую тайну. Она носит публичный характер и в ряде случае заверяется независимыми аудиторами. В отличие от финансового, управленческий учет субъективен и конфиденциален. Формирование показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия в управленческом учете является его коммерческой тайной, секретом.

11. Методы и способы  отражения учетной информации 
Финансовый учет охватывает информацию о денежных процессах. Финансовая отчетность предприятия включает конечные остатки по всем счетам Главной книги. При регистрации и отражении информации финансовый учет опирается только на собственные методы и способы: документация, инвентаризация, оценка, калькуляция, бухгалтерские счета, двойная запись и т. д. При регистрации управленческой информации пользуются методами и способами как финансового учета, так и математики, статистики, экономического анализа. В управленческом учете может использоваться любая система, удобная для сбора и анализа информации.

12. Измерители учетной  информации. Для обобщения хозяйственных процессов в финансовом учете применяются универсальные денежные измерители; они выражаются в национальной валюте. В управленческом учете пользуются всеми видами измерителей: натуральными, трудовыми, денежными. В качестве денежного измерителя может использоваться валюта любой страны.

Информация о работе АВС- метод учета затрат и калькулирования