АВС- метод учета затрат и калькулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение АВС –метода учета затрат и калькулирования.
Для достижения поставленной цели предлагается решения следующих задач:
1. Исследовать методы учета затрат
2. Раскрыть сущность и содержание функционального учета затрат (ABC-метода);
3. Изучить этапы внедрения ABC-метода

Файлы: 1 файл

курсовая уу.docx

— 103.59 Кб (Скачать)


Калькулирование по АВС-методу:

Рисунок 2. Сравнение традиционного подхода к калькулированию и АВС-метода

Как видно из рисунка, принципы калькулирования полной стоимости (себестоимости) по двум вариантам идентичны, различие состоит только в выборе основы распределения: при традиционном способе базой распределения выступают показатели относительно разных мест формирования затрат  или в целях упрощения - единые универсальные показатели, а при АВС-методе - драйверы затрат видов деятельности.[5]

Схема калькулирования себестоимости - прямые затраты плюс распределяемые косвенные - при АВС-методе трансформируется. Себестоимость определяется как стоимость прямых расходов плюс доля косвенных каждого вида деятельности, включаемых в себестоимость данной продукции. В свою очередь доля косвенных расходов определяется как произведение стоимости драйвера затрат  данного вида деятельности на его количественную величину, соотносимую с конкретным объектом калькулирования.[17]

Таким образом, учёт затрат на основе видов (функций) деятельности имеет ряд преимуществ перед  учётом поглощенных затрат и учётом неполной себестоимости (директ-костинг). Косвенные расходы не рассматриваются как постоянные, само понятие постоянных расходов в такой системе учёта затрат исчезает. Следовательно, все издержки предприятия поддаются контролю и регулированию. Управление затратами становится более гибким, лучше отвечающим требованиям конкуренции и производственных возможностей организации. Учёт и анализ накладных расходов позволяет планировать, где и в каком размере можно ожидать экономии издержек или их более эффективного размещения. Кроме того, при учёте затрат на основе видов деятельности процесс калькулирования себестоимости продукции или услуги более обоснован, а значит, лучше пригоден для долгосрочного анализа и планирования. Результаты калькулирования не являются абсолютно точными, однако по точности значительно превосходят результаты как учёта поглощённых затрат, так и учёта по методу директ-костинг. Проблему адекватного учёта и распределения косвенных расходов зачастую не решает ни одна из упомянутых систем учёта и калькулирования затрат. В одной системе они часто распределяются по некорректно выбранной базе, искажая себестоимость продукции (учет поглощенных затрат), в другой расчет себестоимости игнорирует её косвенную часть (директ-костинг). Эти системы учёта и калькулирования, очевидно, могут применяться лишь в определенных производственных условиях и в конкретных аналитических целях. Калькулирование в системе поглощённых затрат имеет определённые преимущества: доступность учётных данных, простота применения и меньшие трудозатраты. Директ-костинг позволяет решать целый ряд краткосрочных управленческих задач, хотя и в рамках немалого числа ограничений. В то же время преимущества калькулирования в системе учёта по функциям деятельности становятся очевидными в высокотехнологичных отраслях, на предприятиях, выпускающих широкий ассортимент разнородной продукции, качественно несводимой к натуральному единому измерителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Внедрение, проблемы  внедрения и реализация АВС  метода

Механизм внедрения АВС – метода обычно включает в себя следующую последовательность этапов разработки и внедрения.

1. Формирование и утверждение  реестра и классификатора действий.

Объектами бизнес-процессов, затрат и результатов производственно-хозяйственной   деятельности   промышленных   предприятий могут быть единица продукции, партия группы изделий, производственная линия по изготовлению продукции, продуктовая линия по продаже продукции, поставщики сырья и материалов, рынки и каналы сбыта, покупатели продукции и услуг, их заказы.[7]

На основе сформированного  реестра разрабатывается единый классификатор видов действий предприятия, которые кодируются в наиболее удобной  для управления форме.  Могут использоваться различные системы кодирования: порядковая, серийная, многоуровневая, комбинированная. Основные определяющие факторы: доступность, простота в обращении  и адекватность отображения формирования информации по каждому производственному  циклу и функции.

         Для формирования реестра используются  различные методы: наблюдение, хронометрические системы, анкетное изучение. Однако наиболее эффективным и популярным признан метод интервьюирования. Для этого сотрудники службы ABC опрашивают руководителей соответствующих подразделений предприятия о том, какие действия или функции они выполняют и как можно их измерить количественно. Результаты опроса систематизируют в специальной таблице, позволяющей определить перечень видов действий, имеющих место в рамках одного сектора, а на дальнейших этапах организовать контроль полноты представления информации в необходимом разрезе.

На основе таких форм производится свод и группировка действий в единый реестр видов действий предприятия (таблица 1).  

                          

               

№п/п

Отделы действия

 

 

Сектор  учета АВС-действий

Сектор учета

затрат

Сектор учета готовой продукции

Планово-экономич-еский отдел

1

Формирование перечня  видов действий (ПВД)

+

   

+

2

Корректировка ПВД

+

   

+

3

Сбор информации в разрезе видов действий

+

     

4

Улучшение процедуры  ABC

+

     

5

Управление сектором (отделом)

+

+

+

+

6

Определение ставок носителей затрат

 

+

 

+

7

Формирование  отчетности о драйверах действий

+

   

+


Таблица 1 Единый реестр видов действий 

Группировка информации о процессах и действиях, имеющих 
место на предприятии в разрезе отделов, позволяет не только достичь 
полноты характеристики функций производственно-хозяйственной 
деятельности, но и выявить требования, к оперативной отчетности в 
части действий, в разрезе которых должна быть представлена информация о затратах используемых ресурсов.[21]   

На основе сформированного  реестра разрабатывается единый классификатор видов действий предприятия, где последние подлежат кодировке в наиболее удобной для управления форме. Могут использоваться различные системы кодирования: порядковая, серийная, многоуровневая, комбинированная. Основными определяющими факторами здесь выступают доступность, простота в обращении и адекватность отображения формирования информации по каждому производственному циклу и функции.

2. Выбор и утверждение  драйверов для каждого действия.

Драйвер (носитель затрат действия) – это фактор, который оказывает  наибольшее влияние на затраты данного  процесса и может быть количественно  измерен. Такими носителями могут быть количество поставок сырья и других ресурсов, заказов на покупку, количество тонн погрузки и выгрузки и др. Это  важнейший показатель для управления затратами, так как непосредственное воздействие на носитель издержек является источником их снижения.[15]

Выбор носителя затрат лучше всего производить  с участием сотрудников, выполняющих те или иные функции. Для этого в специальные формы по выявлению перечня видов действий на уровне отделов и служб может быть внесена позиция «Оптимальный носитель затрат». Однако необходимо иметь в виду, что для одного действия, осуществляемого, например, двумя разными отделами аппарата управления, могут выявиться различные факторы, влияющие на величину затрат и объем потребления действий продукцией. Кроме того, надо учитывать влияние субъективного фактора, особенно если система материального стимулирования персонала предприятия в качестве основы использует, например, показатели затрат и результатов в разрезе функций.  

3. Формирование и утверждение  требований к первичным документам.

Основная задача данного  этапа – обеспечение возможности  получения информации о величине прямых затрат, связанных с определенным действием, и количестве потребленных носителей издержек по отдельным  видам продукции, работ, услуг.

Для отражения  затрат в разрезе деятельности в  соответствии с введенным классификатором предусматривается порядок отражения в первичных документах, оформляющих расход, аналитического кода вида деятельности. В связи с этим могут быть сформулированы следующие требования к документообороту (таблица 2).

Хозяйственные операции

Первичный документ

Основания для установления кода

Ответственная служба

1

Отпуск товарно-

материальных 

ценностей

Расходные ордера, внутренние накладные, наряды

Направление использования ценностей

Цех,отдел,служба, использующая ценности

2

Начисление заработной платы

Ведомости распределения рабочего времени

Вид выполняемых работ

Цех,отдел, лужбы

3

Отчисления от заработной платы

Ведомость начисления заработной платы

Вид начисления заработной платы

Бухгалтерия предприятия, финансовый отдел

4

Амортизационные отчисления

Ведомость отчисления амортизации

Направление использования  основных средств и НМА

Бухгалтерия предприятия


Таблица 2. Требования к оформлению первичной документации по издержкам предприятия в рамках АВС-метода

   Информация, отражаемая в первичных документах  о затратах ресурсов предприятия, должна соответствовать утвержденному реестру 
видов деятельности в разрезе каждого отдела или сектора, т.е. обеспечивать возможность формирования отчетов о затратах по тем видам 
деятельности, которые предусмотрены в реестре.[7] 

4. Оформление первичных  документов в соответствии с  требованиями АВС.

Необходимо осуществить  сбор и группировку информации о затратах по каждому процессу в единый стоимостной комплекс.

Первым шагом  в определении затрат в разрезе  действий является распределение между ними при помощи драйверов ресурсов производственных, накладных и других издержек, связанных с обеспечением производства и сбытом продукции. Простейший способ распределения накладных издержек — первоначальное разделение их на затраты, связанные с оборудованием, и расходы, вызванные немашинными действиями, выполняемыми людьми.

Действия без  существенного применения техники, например подготовка материалов и обработка заказов, обычно требуют значительных усилий со стороны персонала.

      Подобные издержки переносятся  на объекты при помощи драйверов, которые выполняют функцию пошагового разделения. Взаимосвязи между большей частью этих затрат и показателями количества производства объема выпуска или затрат машинного времени в этом случае не существует. Они, скорее, являются результатами влияния ряда нечувствительных к объему показателей, таких как число видов продукции, поставщиков и инженерных изменений, связанных с объектом издержек. Многие из этих расходов, например заработная плата менеджера по группе продукции, являются эксклюзивными для определенного набора объекта калькулирования. Традиционные системы, в отличие от ABC-метода, распределяют такие расходы между объектами издержек. В большинстве случаев 
сложность и многообразие продукции вынуждает распределять немашинную часть накладных расходов пропорционально заработной 
плате основного производственного персонала.[2]

В дополнение к  основной деятельности по изготовлению продукции работники,  относящиеся к категории основных производственных 
рабочих, выполняют ряд вспомогательных операций, составляющих существенную часть их работы. Чаще всего эти издержки связаны с немашинными действиями. Непрямые действия основных непроизводственных рабочих должны распределяться между объектами издержек 
тем же способом, по которому между объектами издержек распределяются действия работников, не относящиеся к разряду основных. В системе ABC не существует деления работников на основных и вспомогательных. 

5. Сбор и группировка  информации о затратах по каждому  процессу в единый стоимостной  комплекс.

Первым шагом в определении  затрат в разрезе действий является распределение между ними при  помощи драйверов ресурсов производственных, накладных и других издержек, связанных  с обеспечением производства и сбытом продукции. Простейший способ – первоначальное разделение их на затраты, связанные  с оборудованием, и расходы, вызванные  немашинными действиями, выполняемыми людьми.   

ABC-метод разрушает традиционную обобщенность набора издержек, разбивая его на более мелкие и разнородные группы, у каждой из которых должен быть свой уникальный драйвер действия и соответствующая база распределения. В то же время разнородные группы издержек и их драйверы могут иметь сходные характеристики, как показано в таблице, необходимо учитывать различия между действиями и различия в потреблении этих действий. Следует избегать объединения действий единичного уровня и уровня серии. Если при связывании действия с объектом издержек используется неподходящий драйвер, то распределение затрат дает искаженные результаты.[8]

Информация о работе АВС- метод учета затрат и калькулирования