Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение АВС –метода учета затрат и калькулирования.
Для достижения поставленной цели предлагается решения следующих задач:
1. Исследовать методы учета затрат
2. Раскрыть сущность и содержание функционального учета затрат (ABC-метода);
3. Изучить этапы внедрения ABC-метода
Калькулирование по АВС-методу:
Рисунок 2. Сравнение традиционного подхода к калькулированию и АВС-метода
Как видно из рисунка, принципы калькулирования полной стоимости (себестоимости) по двум вариантам идентичны, различие состоит только в выборе основы распределения: при традиционном способе базой распределения выступают показатели относительно разных мест формирования затрат или в целях упрощения - единые универсальные показатели, а при АВС-методе - драйверы затрат видов деятельности.[5]
Схема калькулирования себестоимости - прямые затраты плюс распределяемые косвенные - при АВС-методе трансформируется. Себестоимость определяется как стоимость прямых расходов плюс доля косвенных каждого вида деятельности, включаемых в себестоимость данной продукции. В свою очередь доля косвенных расходов определяется как произведение стоимости драйвера затрат данного вида деятельности на его количественную величину, соотносимую с конкретным объектом калькулирования.[17]
Таким образом, учёт затрат на основе видов (функций) деятельности имеет ряд преимуществ перед учётом поглощенных затрат и учётом неполной себестоимости (директ-костинг). Косвенные расходы не рассматриваются как постоянные, само понятие постоянных расходов в такой системе учёта затрат исчезает. Следовательно, все издержки предприятия поддаются контролю и регулированию. Управление затратами становится более гибким, лучше отвечающим требованиям конкуренции и производственных возможностей организации. Учёт и анализ накладных расходов позволяет планировать, где и в каком размере можно ожидать экономии издержек или их более эффективного размещения. Кроме того, при учёте затрат на основе видов деятельности процесс калькулирования себестоимости продукции или услуги более обоснован, а значит, лучше пригоден для долгосрочного анализа и планирования. Результаты калькулирования не являются абсолютно точными, однако по точности значительно превосходят результаты как учёта поглощённых затрат, так и учёта по методу директ-костинг. Проблему адекватного учёта и распределения косвенных расходов зачастую не решает ни одна из упомянутых систем учёта и калькулирования затрат. В одной системе они часто распределяются по некорректно выбранной базе, искажая себестоимость продукции (учет поглощенных затрат), в другой расчет себестоимости игнорирует её косвенную часть (директ-костинг). Эти системы учёта и калькулирования, очевидно, могут применяться лишь в определенных производственных условиях и в конкретных аналитических целях. Калькулирование в системе поглощённых затрат имеет определённые преимущества: доступность учётных данных, простота применения и меньшие трудозатраты. Директ-костинг позволяет решать целый ряд краткосрочных управленческих задач, хотя и в рамках немалого числа ограничений. В то же время преимущества калькулирования в системе учёта по функциям деятельности становятся очевидными в высокотехнологичных отраслях, на предприятиях, выпускающих широкий ассортимент разнородной продукции, качественно несводимой к натуральному единому измерителю.
2.3 Внедрение, проблемы внедрения и реализация АВС метода
Механизм внедрения АВС – метода обычно включает в себя следующую последовательность этапов разработки и внедрения.
1. Формирование и утверждение
реестра и классификатора
Объектами бизнес-процессов,
затрат и результатов производственно-
На основе сформированного реестра разрабатывается единый классификатор видов действий предприятия, которые кодируются в наиболее удобной для управления форме. Могут использоваться различные системы кодирования: порядковая, серийная, многоуровневая, комбинированная. Основные определяющие факторы: доступность, простота в обращении и адекватность отображения формирования информации по каждому производственному циклу и функции.
Для формирования реестра
На основе таких форм производится свод и группировка действий в единый реестр видов действий предприятия (таблица 1).
№п/п |
Отделы действия
|
Сектор учета АВС-действий |
Сектор учета затрат |
Сектор учета готовой продукции |
Планово-экономич-еский отдел |
1 |
Формирование перечня видов действий (ПВД) |
+ |
+ | ||
2 |
Корректировка ПВД |
+ |
+ | ||
3 |
Сбор информации в разрезе видов действий |
+ |
|||
4 |
Улучшение процедуры ABC |
+ |
|||
5 |
Управление сектором (отделом) |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Определение ставок носителей затрат |
+ |
+ | ||
7 |
Формирование отчетности о драйверах действий |
+ |
+ |
Таблица 1 Единый реестр видов действий
Группировка информации
о процессах и действиях, имеющих
место на предприятии в разрезе отделов,
позволяет не только достичь
полноты характеристики функций производственно-хозяйственной
деятельности, но и выявить требования,
к оперативной отчетности в
части действий, в разрезе которых должна
быть представлена информация о затратах
используемых ресурсов.[21]
На основе сформированного реестра разрабатывается единый классификатор видов действий предприятия, где последние подлежат кодировке в наиболее удобной для управления форме. Могут использоваться различные системы кодирования: порядковая, серийная, многоуровневая, комбинированная. Основными определяющими факторами здесь выступают доступность, простота в обращении и адекватность отображения формирования информации по каждому производственному циклу и функции.
2. Выбор и утверждение
драйверов для каждого
Драйвер (носитель затрат действия) – это фактор, который оказывает наибольшее влияние на затраты данного процесса и может быть количественно измерен. Такими носителями могут быть количество поставок сырья и других ресурсов, заказов на покупку, количество тонн погрузки и выгрузки и др. Это важнейший показатель для управления затратами, так как непосредственное воздействие на носитель издержек является источником их снижения.[15]
Выбор носителя затрат лучше всего производить с участием сотрудников, выполняющих те или иные функции. Для этого в специальные формы по выявлению перечня видов действий на уровне отделов и служб может быть внесена позиция «Оптимальный носитель затрат». Однако необходимо иметь в виду, что для одного действия, осуществляемого, например, двумя разными отделами аппарата управления, могут выявиться различные факторы, влияющие на величину затрат и объем потребления действий продукцией. Кроме того, надо учитывать влияние субъективного фактора, особенно если система материального стимулирования персонала предприятия в качестве основы использует, например, показатели затрат и результатов в разрезе функций.
3. Формирование и утверждение
требований к первичным
Основная задача данного
этапа – обеспечение
Для отражения затрат в разрезе деятельности в соответствии с введенным классификатором предусматривается порядок отражения в первичных документах, оформляющих расход, аналитического кода вида деятельности. В связи с этим могут быть сформулированы следующие требования к документообороту (таблица 2).
№ |
Хозяйственные операции |
Первичный документ |
Основания для установления кода |
Ответственная служба | |
1 |
Отпуск товарно- материальных ценностей |
Расходные ордера, внутренние накладные, наряды |
Направление использования ценностей |
Цех,отдел,служба, использующая ценности | |
2 |
Начисление заработной платы |
Ведомости распределения рабочего времени |
Вид выполняемых работ |
Цех,отдел, лужбы | |
3 |
Отчисления от заработной платы |
Ведомость начисления заработной платы |
Вид начисления заработной платы |
Бухгалтерия предприятия, финансовый отдел | |
4 |
Амортизационные отчисления |
Ведомость отчисления амортизации |
Направление использования основных средств и НМА |
Бухгалтерия предприятия |
Таблица 2. Требования к оформлению первичной документации по издержкам предприятия в рамках АВС-метода
Информация,
отражаемая в первичных
видов деятельности в разрезе каждого
отдела или сектора, т.е. обеспечивать
возможность формирования отчетов о затратах
по тем видам
деятельности, которые предусмотрены
в реестре.[7]
4. Оформление первичных документов в соответствии с требованиями АВС.
Необходимо осуществить сбор и группировку информации о затратах по каждому процессу в единый стоимостной комплекс.
Первым шагом в определении затрат в разрезе действий является распределение между ними при помощи драйверов ресурсов производственных, накладных и других издержек, связанных с обеспечением производства и сбытом продукции. Простейший способ распределения накладных издержек — первоначальное разделение их на затраты, связанные с оборудованием, и расходы, вызванные немашинными действиями, выполняемыми людьми.
Действия без существенного применения техники, например подготовка материалов и обработка заказов, обычно требуют значительных усилий со стороны персонала.
Подобные издержки переносятся
на объекты при помощи
сложность и многообразие продукции вынуждает
распределять немашинную часть накладных
расходов пропорционально заработной
плате основного производственного персонала.[2]
В дополнение к
основной деятельности по изготовлению
продукции работники, относящиеся
к категории основных производственных
рабочих, выполняют ряд вспомогательных
операций, составляющих существенную
часть их работы. Чаще всего эти издержки
связаны с немашинными действиями. Непрямые
действия основных непроизводственных
рабочих должны распределяться между
объектами издержек
тем же способом, по которому между объектами
издержек распределяются действия работников,
не относящиеся к разряду основных. В системе
ABC не существует деления работников на
основных и вспомогательных.
5. Сбор и группировка
информации о затратах по
Первым шагом в определении затрат в разрезе действий является распределение между ними при помощи драйверов ресурсов производственных, накладных и других издержек, связанных с обеспечением производства и сбытом продукции. Простейший способ – первоначальное разделение их на затраты, связанные с оборудованием, и расходы, вызванные немашинными действиями, выполняемыми людьми.
ABC-метод разрушает традиционную обобщенность набора издержек, разбивая его на более мелкие и разнородные группы, у каждой из которых должен быть свой уникальный драйвер действия и соответствующая база распределения. В то же время разнородные группы издержек и их драйверы могут иметь сходные характеристики, как показано в таблице, необходимо учитывать различия между действиями и различия в потреблении этих действий. Следует избегать объединения действий единичного уровня и уровня серии. Если при связывании действия с объектом издержек используется неподходящий драйвер, то распределение затрат дает искаженные результаты.[8]
Информация о работе АВС- метод учета затрат и калькулирования