Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение АВС –метода учета затрат и калькулирования.
Для достижения поставленной цели предлагается решения следующих задач:
1. Исследовать методы учета затрат
2. Раскрыть сущность и содержание функционального учета затрат (ABC-метода);
3. Изучить этапы внедрения ABC-метода
Низшая
категория в произведенном
Виды драйверов |
Уровень действия |
Описание |
Примеры действий |
Переменный единичный драйвер |
Единица продукции |
Выполняется при производстве единицы продукции |
Просверлить отверстие. Обеспечить электроэнергией |
Переменный серийный драйвер |
Серия, группа продукции |
Выполняется при производстве каждой серии |
Наладить станок. Перевезти партию груза. |
Драйвер, рассчитанный на продукцию |
Сопровождение продукции |
Выполняется для обеспечения производства продукции |
Разработать изделие. Реализовать продукцию. |
Драйвер, рассчитанный на процессы |
Сопровождение технологии |
Выполняется для обеспечения технологии производства |
Обслужить станок. Посещать курсы. |
Драйвер, рассчитанный на рынки |
Сопровождение покупателя |
Выполняется для обслуживания клиентов |
Доставить продукцию. Разобрать жалобы. |
Постоянные дискреционные драйверы |
Содержание производственной мощности |
Выполняется для обеспечения производства |
Обеспечить освещение завода. Организовать охрану. |
Таблица 3 Виды драйверов и уровни их действия
Драйвер действия позволяет определить,
какая часть функции того
или иного подразделения используется
конкретным объектом издержек. Эта мера
является составной частью оценки стоимости
продукции
и финансовых результатов ее продаж в
разрезе покупателей.[21]
6. Расчет ставок драйверов (носителей затрат) в разрезе действий (функций).
Драйвер действия позволяет определить какая часть функции того или иного подразделения используется конкретным объектом издержек. Эта мера является составной частью оценки стоимости продукции и финансовых результатов ее продаж в разрезе покупателей.
7. Калькуляция затрат на объекты.
8. Отнесение затрат
по процессам на объекты (
Существуют два основных варианта реализации АВС – модели:
- посредством внедрения
специальной ежемесячной
- внедрение АВС – модели в рамках действующей системы бухгалтерского учета. Для этого используют дополнительные подсистемы счетов. Контроль правильности отражения информации в блоке учета затрат по процессам производится посредством использования счетов-зеркал.
При использовании специальной
отчетности на основе первичных документов
и расчетов наряду с обозначением
вида и места затрат указывают
обозначение кода (шифра) функции
или процесса их потребления. Прямые
затраты относят на изделия, полуфабрикаты
и услуги прямо. Общие косвенные
расходы дополнительно
При использовании
второго метода необходимо
- уменьшаются трудозатраты,
связанные с дублированием
- за счет первичного
контроля и последующего
- упрощается процедура
и увеличивается быстрота
При разработке проекта АВС на базе существующей системы необходимо учитывать требования бухгалтерского и налогового законодательства в части формирования отражения информации о себестоимости, выручке от реализации и имуществе предприятия, необходимость оптимизации учетной политики, а также требование рациональности формирования информации, при котором экономический эффект от ее использования должен превышать дополнительные издержки, связанные с получением соответствующих данных.
Для учета текущих затрат предприятия используются счета раздела III плана счетов «Затраты на производство». Счета 30 – 39 используются для учета затрат по АВС – методу. В рамках финансовой отчетности обороты и конечное сальдо по этим счетам не отражаются.
Контроль правильности отражения информации о затратах производится с использованием специальных счетов – зеркал: 30 «Затраты АВС», 33 «Затраты в разрезе объектов»; 39 «Накопитель затрат».
На основании первичных документов, информация которых вводится в информационную среду предприятия единовременно, одновременно происходит корректировка данных регистров по счетам:
20 «Основное производство»,
23 «Вспомогательное производство»
Счет 30 «Затраты по АВС» по дебету корреспондируется со счетами: 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты», 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов».
По кредиту счет 30 «Затраты по АВС» корреспондируется со счетом 33 «Затраты в разрезе объектов» - отражается распределение накопленных затрат на соответствующие объекты.
По дебету счета 33 «Затраты в разрезе объектов» собираются затраты, которые можно прямо отнести на соответствующие объекты учета. Сальдо по дебету счета показывает накопленный объем затрат с начала года.
Полная себестоимость объектов формируется в конце отчетного периода посредством осуществления корреспонденции счета с кредитом счета 30 «Затраты по АВС».
Cистема ABC обеспечила менеджеров многих компаний ценной информацией о затратах на виды деятельности, процессы, продукты, услуги и обслуживание клиентов, далеко не все проекты внедрения ABC привели к успешным результатам. Компании испытывают трудности при построении и применении моделей расчета затрат и прибыльности на основе деятельности. Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных проблем , с которыми сталкивались компании в своей практике:
1.Отсутствие четко выраженной цели бизнеса.
Часто ABC-проект инициируется финансовой или бухгалтерской группой, и рекламируется как «более точная система калькулирования себестоимости». Проектная программа получает ресурсы для выполнения проекта, создает первоначальную модель ABC , а затем испытывает чувство разочарования и утрачивает иллюзии, когда никто не предпринимает никаких действий, исходя из новой информации о затратах и прибыльности по видам деятельности.
Чтобы избежать этого, все проекты по внедрению системы ABC должны начинаться с учетом цели бизнеса. Заранее определив цель бизнеса, команда идентифицирует линейного менеджера или подразделение, чье поведение и решения, как ожидается, изменяется благодаря использованию этой информации. Ответственным лицом, применяющим решения, может быть производственный или операционный менеджер (для улучшения процесса), руководитель конструкторского отдела (для решений о проектировании продукта), отдел продаж (для управления взаимоотношениями с клиентами) или отдел маркетинга (для решений относительно ценообразования и ассортиментной структуры продукции).
Важно не переоценить возможности системы ABC. ABC является стратегической системой калькулирования; она не может играть роль операционного контроля, обеспечивать непрерывную обратную связь об эффективности процессов и подразделений и улучшениях. Многочисленные проекты по внедрению ABC провалились в результате того, что операционные менеджеры не получали от новой системы постоянной обратной связи о затратах и расходах, за которые они были ответственны. Для этого компаниям нужна система обратной связи, специально разработанная с этой целью. Некоторые проекты потерпели неудачу, поскольку команда попыталась приспособить первоначальную модель ABC для удовлетворения требований внешних сторон и регулятивных органов. Эти команды, внедряющие ABC, не сумели осознать, что существующая система калькулирования уже достаточно хорошо служила этим целям, и ее не следовало заменять системой ABC с целью удовлетворения требований внешних потребителей.
Основная цель модели также повлияет на проектирование первоначальной модели.
2. Отсутствие обязательств высшего руководства.
Проблема, связанная с первой проблемой, появляется тогда, когда финансовая группа осуществляет проект без поддержки высшего руководства. Остальные члены организации рассматривают проект как такой, что выполняется финансистами и для финансистов. В результате, поскольку финансовая группа не уполномочена принимать решения о процессах, проектировании продукта, ассортиментной структуре продукции, ценообразовании и отношениях с клиентами, никакие действия не предпринимаются.
Наиболее успешно проекты ABC внедряются тогда, когда существует четкая цель бизнеса для построения модели ABC, и этой цели следует. Даже, если проект внедрения ABC инициируется финансовой группой, следует сформировать многофункциональную проектную группу. Группа должна включать, помимо управленческого бухгалтера или другого члена финансовой группы, представителей следующих подразделений: операций, маркетинга (сбыта), инженерного и систем. Таким образом, опыт и компетенция различных групп могут быть использованы при разработке модели, и каждый член команды может оказывать поддержку проекту в рамках своих функциональных подразделений или групп.
3. Передача проекта консультантам.
Некоторые проекты провалились в результате их передаче внешней консультационной компании. Консультанты обычно имеют значительный опыт работы с ABC, но ограничены знания об операциях компании и деловых проблемах. Им не удается достичь согласия и создать поддержку внутри организации, чтобы принимать решения на основе информации системы ABC, или поддерживать и модернизировать модель после своего ухода. Кроме того, некоторые компании думают, что они могут заполучить систему ABC, купив программное обеспечение ABC. Но это программное обеспечение лишь представляет шаблон, чтобы войти в программу, обработать и сообщить информацию, но не может обеспечить творческого мышления, необходимого для построения экономичной (эффективной) модели ABC.
Консультанты по внедрению ABC и программное обеспечение ABC могут представлять определенную ценность для многих компаний, однако их наличия недостаточно для преодоления двух первых проблем. Успешные проекты внедрения ABC требуют руководства и финансовой поддержки высшего менеджмента и преданной, многофункциональной внутренней команды, выполняющей проект.
4. Несовершенный проект модели ABC.
Даже при поддержке руководства и выделении им финансовых ресурсов, пректная группа уделяет слишком много внимания деталям, в результате чего разработанная модель ABC оказывается сложной для построения и эксплуатации. Руководству потребуется много времени и усилий, чтобы понять ее, и действовать в соответствии с ней. Произвольные распределения искажают модель. Очень часто конечная модель требует, чтобы другие организационные функции регулярно обеспечивали новые данные и информацию, что увеличивает их объем работы, но не приносит соответствующих выгод. Если система ABC спроектирована некачественно, она вскоре разрушится.
5. Индивидуальное и организационное сопротивление изменениям
Может оказаться, что не все менеджеры приветствуют технически совершенные решения. Неприятие новой модели ABC бывает неявным. Явное неприятие выражается в том, что менеджеры начинают доказывать руководству, что компания в прошлом успешно функционировала, используя существенную систему учета затрат, а значит нет необходимости внедрять новый подход. Или же они обвинят финансистов в том, что последние не понимают сложности бизнеса или хотят руководить компанией. Индивидуальное и организационное сопротивление возникает вследствие того, что люди чувствуют угрозу, исходящую от предложения улучшить их работу. Нельзя было представить, что модель калькулирования затрат способна вызвать такое сопротивление.
Информация о работе АВС- метод учета затрат и калькулирования