АВС- метод учета затрат и калькулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение АВС –метода учета затрат и калькулирования.
Для достижения поставленной цели предлагается решения следующих задач:
1. Исследовать методы учета затрат
2. Раскрыть сущность и содержание функционального учета затрат (ABC-метода);
3. Изучить этапы внедрения ABC-метода

Файлы: 1 файл

курсовая уу.docx

— 103.59 Кб (Скачать)

13. Периодичность составления  отчетов. Для финансовой отчетности устанавливают строго определенные сроки. Она составляется и представляется по окончании каждого квартала и за год. В управленческом учете отчеты могут составляться ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально и ежегодно. Срок представления таких отчетов устанавливается непосредственно руководством предприятия, строгой периодичности здесь нет. Главное, чтобы отчет был полезен пользователю и получен им в нужное время.

14. Временной ракурс информации. Финансовый учет отражает финансовую историю предприятия. В нем хозяйственные операции регистрируются на основе документов, подтверждающих совершение операции, т. е. этот вид учета отражает уже происшедшие факты хозяйственной жизни предприятия. С помощью управленческого учета вырабатывают рекомендации на будущее на основе анализа происшедших явлений. Финансовый учет показывает, "как это было", а управленческий — "как это должно быть". Вот почему управленческий учет иногда называют прогнозным учетом.

15. Степень точности и  надежности информации. Финансовая информация отражает операции, которые уже завершены, поэтому она носит объективный характер и поддается аудиторской проверке. Управленческий учет в большей мере имеет дело с операциями, относящимися к будущему времени, поэтому информация в управленческом учете может иметь вероятностный и субъективный характер. Вопросы организации финансового и управленческого учета на предприятиях в настоящее время, в связи с переходом на международные стандарты, выходят на первый план. От четкого представления о сущности этих подсистем, их целях, функциях и задачах во многом зависит успех экономической работы любого предприятия.

16. Способы группировки  затрат. В финансовом учете затраты группируются по экономическим элементам, а доходы — в целом по предприятию и видам (сегментам) деятельности. Перечень затрат регламентируется в централизованном порядке правительственными решениями. Такая группировка позволяет получать информацию о затратах в целом по предприятию за определенный период времени безотносительно к их целевому назначению. В управленческом учете затраты группируются по статьям калькуляции, а доходы — в разрезе структурных подразделений и видов продукции, работ, услуг. Их перечень разрабатывается и устанавливается самим предприятием. Такая группировка позволяет получать информацию о затратах как по отдельным структурным подразделениям, так по видам вырабатываемых изделий.

17. Степень ответственности. За неправильное ведение финансового учета руководители предприятий, несут как уголовную, так и административную ответственность. Работники, занятые в сфере управленческого учета несут дисциплинарную ответственность, и то не за какие-либо искаженные данные управленческого учета, а за определенные проступки. [14]

 

 

 

 

 

1.2 Роль управленческого  учета в принятии решения

Управленческий учет —  это система сбора и группировки  финансовой и нефинансовой информации, на основе которой менеджеры принимают  решения для достижения целей  организации. Данные управленческого  учета используются, как правило, внутри фирмы и не выходят за ее пределы. Принятие решений на предприятии - это всегда выбор между вариантами действий с разными прогнозами результатов. Текущие управленческие решения редко бывают настолько глобальными, чтобы ценную информацию для них можно было получить из итоговых цифр финансовых отчетов, отражающих состояние компании в целом. Важны, как правило, цифры, показывающие отдельные аспекты деятельности предприятия. Для лучшего понимания сути процесса имеет смысл провести классификацию данных, используемых в принятии решений.[12] Информация может быть поделена по таким параметрам:

  • Вид данных. В сферу интересов управленческого учета входят такие уровни сбора и обработки информации, которые в финансовом учете считаются исключительно аналитическими и не входят в результаты работы финансовых учетных подразделений, как правило, измеряемые в денежном выражении. В управленческие отчеты может включаться количественная информация о продуктах, коэффициенты и показатели, которые измеряются эмпирически.
  • Объект, о котором эти данные были собраны. Одно из основных преимуществ управленческого учета над традиционным бухгалтерским состоит в том, что собираемая информация имеет массу аналитических признаков, позволяющих сортировать ее по разным параметрам. Благодаря свободе выбора учетной политики самими управленцами внутреннее деление компании на учетные блоки вводится с конкретными целями, реализуемыми в дальнейшем с помощью аппарата управленческого учета.
  • Время, к которому привязан текущий отчет. По-настоящему ценной является статистически обработанная информация, привязанная к определенным временным промежуткам: от определенных часов в течение рабочего дня до времени года в отчетах о сезонной зависимости спроса на определенные продукты.
  • Типы решений, для которых собираются и обрабатываются данные. Управленческие решения делятся на краткосрочные и долгосрочные. Большую часть информации для тех и других предоставляет управленческий учет. Решения могут классифицироваться также по цели, которую нужно достичь: контроль за уже совершенными хозяйственными операциями или прогнозирование возможных результатов планируемых операций. Отслеживание правильного выполнения задач подразделениями тоже является исключительно важным типом применения учетных данных, поскольку именно формализованная постановка задач и согласованные методы оценки их выполнения являются основным фактором для слаженной работы руководства и персонала.[19]

На основании данных управленческого  учета должны приниматься решения  о ценообразовании, изменении ассортимента, графике работы сотрудников.

Ведение управленческого  учета включает три основные функции  — подготовку информации для принятия проблемных решений, ведение счетов, ориентацию менеджеров на отклонения.

Подготовка информации для  принятия проблемных решений — сравнительный  анализ возможных решений, анализ альтернативных вариантов и определение наилучшего из них.

Ведение счетов — сбор данных и составление отчетности для  всех уровней управления по периодам и доведение этих сведений до всех уровней руководства.

Ориентация менеджеров на отклонения — информационная поддержка  менеджеров в управлении по отклонениям. Данная функция связана с акцентированием внимания менеджеров на возможностях и проблемах, возникающих в процессе осуществления Бухгалтеры, выполняющие данную функцию, должны обращать внимание менеджеров на проблемы, связанные с отклонениями, с целью последующей корректировки и улучшения ситуации. [20]

Бухгалтеры выполняют  эти функции на всех стадиях принятия управленческих решений. На стадии планирования наиболее важна первая функция —  подготовка информации для принятия проблемных решений. На стадии контроля большее значение имеют две другие функции — ведение счетов, а также ориентация менеджеров на отклонения. На данной стадии по каналам обратной связи информация вновь поступает к менеджеру. Примером функции ведения счетов может служить система учета, в которой регистрируются и учитываются данные о полученных доходах от размещения рекламы.

Менеджеры постоянно находятся  в процессе принятия решений. Информация, собранная на стадии контроля, как  правило, используется при планировании. В связи с тем что планирование и контроль находятся между собой в постоянном взаимодействии, специалистами по управленческому учету могут выполняться во взаимосвязи все три основные функции.[19]

Управленческий учет играет очень важную роль в принятии решений. В процессе выполнения своих функций  менеджеры постоянно сталкиваются с проблемой выбора оптимального варианта действий. При этом возникают  типичные вопросы: что производить, как производить, где продавать  продукт, какую цену назначать и  т.д. В качестве примеров типичных ситуаций для управленческого учета, требующих  принятия управленческих решений, можно  привести:

- планирование производственной  программы и выбор ассортимента  продукции (работ, услуг);

- ценообразование; 

- выбор варианта организации  процесса снабжения, включающий  в себя рассмотрение как финансовых, так и нефинансовых факторов;

- оценка целесообразности  принятия дополнительного заказа  по цене ниже обычной или  рыночной;

- определение «вклада»  отдельных подразделений предприятия  в общие результаты деятельности;

- оценка целесообразности  ликвидации неприбыльного сегмента  деятельности (подразделения, продукта, услуги);

- выбор варианта капитальных  вложений, анализ эффективности  мероприятий по модернизации  оборудования;

- сохранение достигнутого  уровня прибыли. При разработке  управленческих решений на основе  информации управленческого учета  необходимо помнить, что каждая  ситуация принятия решений характеризуется  определенным набором реквизитов:

- поле альтернатив (набор  вариантов решений, которые можно  принять в данной ситуации);

- параметры решений (внешние  и внутренние условия, которые  должны быть приняты во внимание  при принятии решений и которые  «сужают» поле альтернатив);

- целевые установки (цели или группы целей, на достижение которых должно быть направлено принятое решение);

- факторы цели (факторы,  содействующие достижению целей).

Таким образом, информация, получаемая в системе управленческого  учета, используется для принятия управленческих решений как долгосрочного, так  и краткосрочного характера, в самых  разнообразных ситуациях.

В рамках управленческого  учета должна быть осуществлена выработка  регламентов действий всех служб  и закреплена в соответствующих  корпоративных стандартах – внутренних нормативных документах, регламентирующих применение на предприятии управленческого учета.

Всю совокупность указанных  документов можно разделить на две  группы:

- стандартизирующие объекты  управления в рамках управленческого  учета;

- стандартизирующие способы  реализации в отношении выделенных  объектов различных функций управления.

К первой группе документов относятся классификаторы и справочники, которые определяют признаки классификации, используемые для выделения и  группировки объектов управления.

Совокупность документов второй группы можно условно разделить  на следующие блоки:

- документы, регламентирующие  ведение учета затрат;

- документы, регламентирующие  процедуру планирования;

- документы, регламентирующие  калькулирование себестоимости;

- документы, регламентирующие  порядок реализации функции контроля;

- документы, регламентирующие  принятие решений;

- организационные документы,  регламентирующие деятельность  служб предприятия в рамках  системы управленческого учета.[19]

Таким образом, решение рассмотренных  задач, возникающих при постановке управленческого учета, позволит принимать  наиболее эффективные управленческие решения в процессе финансово-хозяйственной  деятельности предприятий.

 

 

 

 

1.3 Организация и нормативное  регулирование управленческого  учета хозяйствующих субъектов.

Коренные  изменения  в  методологии  учета,  планирования  и  контроля,  происходящие  в  современной практике управления предприятиями, потребовали и качественно новых подходов к нормативно-правовому регулированию, трансформации системы и правил ведения учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Опыт  многих  развитых  стран  показывает,  что  затраты  на  производство служат  объектом  изучения управленческого учета, поэтому все новые тенденции в учете и управлении затратами связывают с постановкой на  предприятиях  системы  управленческого  учета,  в  рамках  которого  производится  интеграция  учетных, аналитических, плановых и контрольных функций внутренней информационной инфраструктуры предприятия.

Актуальность проблем  внедрения управленческого учета, изменений к подходам по формированию и учету  затрат  подчеркивает  и  то,  что  в  рамках  Министерства  экономического  развития  и  торговли  создан Экспертно-консультативный  совет  по  вопросам  управленческого  учета,  которым  были  разработаны «Методические рекомендации по организации и ведению управленческого учета», а в рамках Министерства финансов разработан и предложен к обсуждению проект Методических рекомендаций по учету затрат на производство продукции, работ, услуг.

Традиционно в нашей стране сложилась жестко регламентированная система бухгалтерского учета, при  которой процедуры ведения учета  детализированы и закреплены в нормативных  и инструктивных документах.

Поэтому  отсутствие  такой  нормативной  базы  по  постановке  управленческого  учета,  методологии калькулирования  и  бюджетирования  затруднили работу специалистов учетно-аналитических  служб производственных предприятий. Еще одной проблемой стал развал существовавшей ранее системы разработки и  апробации  научно-исследовательских  изысканий,  проводимых  в  рамках  отраслевых  научно-исследовательских институтов. Инструкции по калькулированию  себестоимости продукции, до сих пор действующие в отраслях производственной сферы, разрабатывались научными сотрудниками отраслевых НИИ, в которых были сосредоточены лучшие специалисты, хорошо знающие технологические и организационные особенности отрасли, владеющие методологией и инструментарием калькулирования.

Информация о работе АВС- метод учета затрат и калькулирования