Методическое обеспечение бухгалтерского учета кассовых и банковских операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть действующий порядок документирования денежных средств и денежных документов в кассе, а также денежных средств на расчетных и специальных счетах в кредитных организациях; обобщить учетную информацию о состоянии денежного оборота организации и отражении хозяйственных операций по движению денежных средств на счетах синтетического и аналитического учета. Экономическим субъектом исследования выбрана организации ООО «ТЕРА».

Оглавление

введение……………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы бухгалтерского учета кассовых и банковских операций…………………………..............................................................6
1.1. Современное состояние и перспективы реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации………………………….6
1.2. Нормативно-правовое регулирование по учету денежных средств….......................................................................................................10
1.3. Структура и содержание основных форм документов по кассовым и банковским операциям………………………………………17
2. ООО «ТЕРА» - экономический субъект исследования…………………………………………………………...27
2.1.Организационно-правовая и экономическая характеристика организации………………………………………………………………..27
2.2. Анализ основных финансовых показателей деятельности……………………………………………………………….29
2.3. Организация бухгалтерского учета и анализ учетной политики……….34
3. Методическое обеспечение бухгалтерского учета кассовых и банковских операций…………………………………………………………................40
3.1. Документальное оформление и порядок отражения денежных средств……………………………………………………………………...40
3.2.Синтетический и аналитический учет……………………………………43
3.3. Порядок проведения инвентаризации денежных средств………………52
3.4. Направления совершенствования бухгалтерского учета кассовых и банковских операций в условиях реформирования учета………………………………………………………………………...54
Заключение………………………………………………………………..57
Список использованных источников……………………….61
………………………

Файлы: 1 файл

1 Курсовая.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

     Кредит 51»Расчетные счета»;

     при осуществлении расчетных операций, следствием которых является погашение  кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками; кредитными организациями, другими заимодавцами по краткосрочным кредитам и займам; перед  бюджетами всех уровней по налогам и сборам; перед социальными внебюджетными фондами по страховым взносам; перед персоналом организации по оплате труда; перед разными кредиторами и структурными подразделениями организации:

     Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

     Кредит 51 «Расчетные счета»;

     при осуществлении расчетных операций, следствием которых является возникновение  дебиторской задолженности (перечисление авансов и предварительная оплата поставщикам и подрядчикам; предоставление по договору работнику организации займа на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство и другие цели):

     Дебит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

     73 «Расчеты с персоналом  по прочим операциям», субсчет 1 «Расчеты  по представленным займам»

     Кредит 51 «Расчетные счета»;

     при списании денежных средств с расчетных  счетов организации по прочим операциям (перечисление начисленных сумм доходов учредителям - юридическим и физическим лицам от участия в организации (кроме работников организации); возврат имущества участникам простого товарищества в связи с прекращением его деятельности; выкуп акционерным обществом акций, принадлежащих акционерам):

     Дебет 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 2 «Расчеты по выплате доходов»; 80 «Уставной капитал», 81 «Собственные акции (доли)»

     Кредит 51 «Расчетные счета»;

     при списании сумм, ошибочно отнесенных в  кредит расчетного счета организации и выявленных при проверке выписок кредитной организации:

     Дебет 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»

     Кредит 51 «расчетные счета».

     Синтетический учет операций по расчетным счетам осуществляется в условиях компьютерной технологии обработки информации на основании обработанных выписок с расчетных счетов и прилагаемых к ним первичных документов в ведомостях по поступлению и расходованию денежных средств. Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется организацией по каждому расчетному счету, сумма оборотов по которым должна соответствовать дебетовому и кредитовому оборотам синтетического счета.

     Синтетический учет кассовых операций в условиях компьютерной обработки информации ведется в ведомостях по поступлению и расходованию денежных средств и денежных документов, которые составляются по окончании учетного периода на основании первичных документов. Кроме того, в настоящее время в организациях возникает необходимость обобщения информации о денежном обороте средств в кассе по ее обычно, инвестиционной и финансовой деятельности, что объясняется действующей структурой отчета о движении денежных средств.

     3.3. Порядок  проведения инвентаризации денежных  средств

 

     Инвентаризация  – один из обязательных приемов  бухгалтерского учета, проведение которого в России регламентируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

     Инвентаризация  проводится с целью сопоставления  данных фактического наличия денежных средств и денежных документов с данными бухгалтерского учета.

     Для проведения инвентаризации приказом руководителя назначается постоянно действующая комиссия, устанавливаются  сроки проведения, в соответствии с Положением о порядке ведения кассовых операций, но не реже одного раза в месяц. Инвентаризация денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности может проводиться внезапно.

     Инвентаризация  проводится комиссией в присутствии  кассира в соответствии с порядком ведения кассовых операций. В частности, хранение денежных средств, не принадлежащих организации, в кассе не допускается, в случае выявления таковых они считаются излишками. Денежные средства, выданные из кассы, но не оформленные расходными кассовыми ордерами, а подтвержденные только расписками, не принимаются во внимание при расчете остатков по кассе. Результаты проведенной инвентаризации отражаются в акте инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15), результаты инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах, которые подписываются членами инвентаризационной комиссии и кассиром.

     Один  экземпляр акта передается в бухгалтерию, а второй остается у кассира. В  случае смены материально-ответственных  лиц акт составляется в трех экземплярах: один экземпляр передается прежнему кассиру; второй экземпляр - материально-ответственному лицу, вступившему в должность кассира; третий - в бухгалтерию. Информацию о результатах инвентаризации комиссия доводит до руководителя организации, который принимает соответствующее решение.

     В случае выявления фактов недостачи или излишков денежных средств кассир – материально ответственное лицо дает объяснение по результатам инвентаризации. Излишки денег, зафиксированные актом инвентаризации, приходуются в кассу и отражаются в качестве дохода записью:

     Дебет 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации»

     Кредит 91 «Доходы и расходы», субсчет 1 «Доходы  организации»,

     Недостача денежных средств в кассе в  результате инвентаризации отражается бухгалтерской записью:

     Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

     Кредит 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации».

     При признании материально ответственного лица в качестве виновного за выявленную недостачу суммы недостачи денежных средств списываются и дается бухгалтерская запись:

     Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

     Кредит94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

     Взнос денежных средств в кассу организации  с целью погашения суммы недостачи  оформляется записью:

     Дебет 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации»

     Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

      3.4. Направление  совершенствования бухгалтерского  учета кассовых и банковских  операций в условиях реформирования  учета.

 

     Любое предприятие должно располагать финансовыми ресурсами для того, чтобы осуществлять текущую деятельность, инвестировать средства в свое развитие. В настоящее время острейшей проблемой предприятий является нехватка оборотных средств. Для многих предприятий дефицит оборотных средств порожден внешними причинами, такими как инфляция, обесценивающая оборотные средства, замедление оборачиваемости средств, продолжительность сроков расчетов, и другими, обусловливающими необеспеченность сохранности денежных средств. В результате влияния внешних причин денежные средства не успевают возмещаться.

     Кроме того, имеется ряд внутренних причин, таких как: низкая рентабельность, недостаточно эффективное управление оборотным  капиталом, необоснованная кредитная  политика, принимаемая предприятием.

     Иногда предприятие вынуждено прибегать к использованию значительных заемных средств, что, в свою очередь, в последующем приводит к «проеданию» оборотных средств кредитом.

     Вышесказанное негативно отражается на платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Выживание предприятия сегодня зависит от умения правильно выбрать экономические ориентиры и достичь поставленной цели.

     Для этого необходима оценка перспектив развития предприятия, прогноз его  финансового состояния в будущем, которые базируются на анализе фактической и прогнозной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

     Одним из важных направлений такой работы является анализ движения денежных средств. Анализ, планирование и контроль денежных потоков наряду с прогнозом результатов  деятельности предприятия, важен для поддержания платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Наличные денежные средства и прибыль одинаково важны для предприятия.

     Прибыль должна выступать в качестве источника  формирования оборотных средств  и дальнейшего развития предприятия. С другой стороны, управление денежными средствами должно обеспечить в любой момент достаточное их количество для погашения прошлых обязательств и изменений финансовой структуры предприятия, т.е. поддерживать платежеспособность предприятия. Следует отметить, что часто в практической деятельности руководству приходится выбирать, чему отдать предпочтение - прибыли или наличности.

     Общество  «ТЕРА» существует на рынке сравнительно недавно, поэтому движение денежных средств происходит только по текущей деятельности. Денежные оттоки организации от текущей деятельности связаны с оплатой приобретенных товаров, сырья, материалов, услуг производственного характера; выплатой заработной платы.

     В общем и целом учет денежных средств  на предприятии соответствует современным требованиям по его ведению и отражению в финансовой, статистической и иной отчетности предприятия. Отчетность предприятия, отражающая денежные операции, признается достоверной.

     В условиях рыночных отношений руководству  предприятия необходимо исходить из принципа, что умелое использование денежных средств само по себе может приносить дополнительный доход. Поэтому необходимо изыскивать возможности рационального вложения свободных денежных средств в акции, облигации сторонних организаций, в депозиты банков и другие финансовые инвестиции.

     В качестве совершенствования учета  денежных средств на предприятии  можно посоветовать использовать банковские пластиковые карты, которые представляют собой персонифицированные платежные  средства, предназначенные для оплаты товаров, работ, услуг, а также получения наличных денег в банковских учреждениях и банкоматах.

     Такая форма расчета имеет ряд преимуществ  по сравнению с другими. В частности, уменьшается объем используемой в расчетах наличности, обеспечиваются быстрые и удобные расчеты для клиентов банка, услуги либо товар можно получить до получения денег поставщиком.

     Очень удобно использовать пластиковые карты  для выдачи заработной платы персоналу  предприятия.

     Для усовершенствования бухгалтерского учета  на предприятии «ТЕРА»,  следует ужесточить контроль за правильными и своевременными расчетами с покупателями и поставщиками. Рекомендуется установить оптимальный уровень товарных запасов, с помощью активного поиска рынка сбыта.

     Все это позволит увеличить прибыль, пополнить собственный оборотный капитал и достигнуть оптимальной финансовой структуры баланса.  

Заключение

 

     Денежные  средства представляют собой аккумулированные в денежной форме активы организации, находящиеся в ее кассе в виде наличных денег и денежных документов, на банковских расчетных, валютных и специальных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути. Объемом имеющихся у организации денег, как важнейшего средства платежа по обязательствам, определяется платежеспособность организации – одно из важнейших характеристик ее финансового положения.

     Учет  денежных средств занимает одно из важнейших мест в системе бухгалтерского учета на предприятии. Бухгалтерский учет денежных средств необходим для правильной организации денежного обращения расчетов и кредитования на предприятии, укрепления платежной дисциплины, эффективного использовании финансовых ресурсов. От правильной организации учета денежных средств зависит финансовое состояние предприятия.

     В целях повышения эффективности  операций в условиях рыночных отношений предприятиям необходимо выполнять основные задачи, стоящие перед учетом денежных средств и расчетов. Прежде всего, необходимо обеспечить своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов.

Информация о работе Методическое обеспечение бухгалтерского учета кассовых и банковских операций