Методическое обеспечение бухгалтерского учета кассовых и банковских операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть действующий порядок документирования денежных средств и денежных документов в кассе, а также денежных средств на расчетных и специальных счетах в кредитных организациях; обобщить учетную информацию о состоянии денежного оборота организации и отражении хозяйственных операций по движению денежных средств на счетах синтетического и аналитического учета. Экономическим субъектом исследования выбрана организации ООО «ТЕРА».

Оглавление

введение……………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы бухгалтерского учета кассовых и банковских операций…………………………..............................................................6
1.1. Современное состояние и перспективы реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации………………………….6
1.2. Нормативно-правовое регулирование по учету денежных средств….......................................................................................................10
1.3. Структура и содержание основных форм документов по кассовым и банковским операциям………………………………………17
2. ООО «ТЕРА» - экономический субъект исследования…………………………………………………………...27
2.1.Организационно-правовая и экономическая характеристика организации………………………………………………………………..27
2.2. Анализ основных финансовых показателей деятельности……………………………………………………………….29
2.3. Организация бухгалтерского учета и анализ учетной политики……….34
3. Методическое обеспечение бухгалтерского учета кассовых и банковских операций…………………………………………………………................40
3.1. Документальное оформление и порядок отражения денежных средств……………………………………………………………………...40
3.2.Синтетический и аналитический учет……………………………………43
3.3. Порядок проведения инвентаризации денежных средств………………52
3.4. Направления совершенствования бухгалтерского учета кассовых и банковских операций в условиях реформирования учета………………………………………………………………………...54
Заключение………………………………………………………………..57
Список использованных источников……………………….61
………………………

Файлы: 1 файл

1 Курсовая.doc

— 358.00 Кб (Скачать)
 

     1. В случае наличия противоречий  между нормативными актами иерархического уровня приоритет имеет нормативный документ более высокого уровня независимо от даты его утверждения (вступления в силу).

     2. В случае наличия противоречий  между нормативными актами иерархического уровня приоритет имеет нормативный документ с более поздней датой его утверждения (вступления в силу) (основание: письмо Министерства Финансов РФ от 23.08.2001 г. №16-00-12/15).

     Таким образом, обзор нормативной базы позволяет сделать вывод о  том, что она обширна, довольно сложна и в условиях рыночной экономики  динамична, вследствие чего от бухгалтеров на участке учета денежных средств требуется не только внимательность, скрупулезность и хорошая память, но и ее знание. А соблюдение законодательства может обеспечить правильную постановку бухгалтерского учета кассовых операций.

      1.3. Структура и содержание основных форм документов по     кассовым и банковским операциям

 

     В современных условиях хозяйствования важнейшей предпосылкой рациональной организации бухгалтерского учета является централизованное руководство на государственном уровне. Этим обеспечивается единообразие подхода к правилам отражения однородных хозяйственных операций, единство оценки объектов учета, применение унифицированных первичных документов и регистров бухгалтерского учета, форм отчетности.

     Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, чековых книжках и т.д.

     Поступление денег в кассу и выдачу из кассы  оформляют приходными (форма № КО-1)  и расходными (форма № КО-2) кассовыми ордерами. Суммы операций записывают в ордерах не только цифрами, но и прописью. Приходные ордера подписывает главный бухгалтер или лицо, им уполномоченное, а расходные – руководитель организации и главный бухгалтер или лица, ими уполномоченные. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях имеется разрешительная подпись руководителя организации, подпись руководителя на расходных кассовых ордерах необязательна.

     Заработную плату, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, премии, стипендии выдают из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным или расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем организации и главным бухгалтером. При получении денег рабочие и служащие расписываются в платежной ведомости.

     Приходные и расходные кассовые ордера или  заменяющие их документы немедленно после получения или выдачи денег  подписываются кассиром, а прилагаемые  к ним документы погашаются штампом  или надписью «Оплачено» с указанием даты.

     Приходные и расходные кассовые ордера или  заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на основании платежных (расчетно-платежных) ведомостей на оплату труда и других приравненных к ней платежей, регистрируются после выдачи заработной платы и других выплат в установленные сроки.

     Журнал  регистрации (форма № КО-3) позволяет  установить контроль за полученными  и израсходованными наличными денежными средствами организации по целевому назначению.

     Информация  о всех фактах поступления и выдачи наличных денег организации на основании приходных и расходных кассовых ордеров обобщается в кассовой книге (форма № КО-4).

     Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчётных счетах, учитывают на активном синтетическом счёте 51 «Расчётные счета». В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчётный счет, а в кредит – уменьшение денежных средств на расчётном счёте. Основанием для записей по расчётному счёту служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.

     Для осуществления расчётов наличными  деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

     Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.

     В организациях в условиях автоматизированной обработки учетной информации кассовая книга ведется автоматизированным способом, при котором формируется ведомость «Вкладной лист кассовой книги» с указанием всех обязательных реквизитов, характерных для данного учетного регистра одновременно с ней составляется ведомость «Отчет кассира» с прилагаемыми к нему первичными кассовыми документами. Обе названные ведомости по существу имеют одинаковые содержание и назначение, аналогичные кассовой книге. Нумерация листов кассовой книги в этих ведомостях осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала отчетного года. По истечении месяца в ведомости «Вкладной лист кассовой книги» автоматически печатается общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, а в конце отчетного периода – общее количество листов кассовой книги за год.

     Кассир  после получения ведомостей «Вкладной  лист кассовой книги» и «Отчет кассира» обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.

     В целях обеспечения сохранности  и удобства пользования ведомости «Вкладной лист кассовой книги» в течение года хранится кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по мере необходимости) эти ведомости брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации, и книга сдается в архив на соответствующее хранение.

     Бухгалтерская обработка отчета кассира заключается  в тщательной проверке правильности оформления приходных и расходных кассовых документов, подсчета итогов операций за день и остатка на начало и конец рабочего дня. Должны быть сверены суммы полученных и сданных наличных денег в учреждения банка с соответствующими выписками банка по расчетному и другим счетам организации. После проверки кассового отчета в нем проставляются номера корреспондирующих счетов в специальных графах, отведенных для этой цели.

     Если  в расходных кассовых ордерах  нет расписки получателя денежных средств, то оформленная таким образом  выдача денег из кассы считается  неправомерной, а сумма взыскивается с кассира как недостача. Если наличные деньги не оформлены приходными кассовыми ордерами, то они рассматриваются как излишек кассы и считаются прочими доходами, которые отражаются по счету 91.

     В кассе организации в соответствии с действующим законодательством может храниться иностранная валюта, использование которой предусматривается только на оплату командировочных расходов за пределами Российской Федерации. Получение валюты оформляется заявкой в уполномоченный банк, составленной на основании приказа о служебной  командировке работника организации и распоряжения ее руководителя о норме суточных. При этом иностранная валюта выдается банком не ранее чем за 10 рабочих дней до даты выбытия сотрудника в командировку. Получение и выдача иностранной валюты оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами, в которых указывается сумма в валюте платежа (долларах, евро и т.д.).

     В кассовой книге движение иностранной  валюты отражается в двух суммах: в рублях и в валюте расчетов. При этом согласно ПБУ 3/2006 иностранная валюта, находящаяся в кассе, подлежит перерасчету в рубли по официальному курсу ЦБ РФ. Такой перерасчет осуществляется на дату совершения операции с иностранной валютой (ее оприходования или выдачи), на  дату составления бухгалтерской отчетности.

     Операции  по расчетным счетам оформляются  в соответствии с Положением ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12.04.01 г. № 2-П. Для документального оформления этих операций предусматриваются следующие расчетные документы: платежные поручения, чеки, платежные требования, инкассовые поручения.

     Во всех расчетных документах должны содержаться следующие реквизиты: наименование расчетного документа, его номер, число, месяц и год его выписки; вид платежа; наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименование и место нахождения банка плательщика (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименование и место нахождения банка получателя (БИК), номе корреспондентского счета или субсчета; назначение платежа с выделением отдельной строкой налога, подлежащего уплате, либо с указанием того, что налог не уплачивается; сумма платежа, обозначенная прописью и цифрами.

     Платежное поручение – документ, оформляющий  поручение организации своему банку  перевести сумму, указанную в  документе, на счет получателя либо произвести депонирование указанной суммы для последующего перечисления средств на счет получателя. Оно действительно в течение 10 дней со дня его выписки (день выписки при этом в расчет не берется) и оформляется в трех экземплярах при совершении операции в рамках одного кредитного учреждения, в остальных случаях – в четырех экземплярах.

     Платежные поручения используются для оформления широкого спектра расчетов с поставщиками и подрядчиками, с государственными внебюджетными фондами, с работниками организации при перечислении заработной платы на их счета в другие кредитные организации, при платежах налогов и сборов, при уплате банку комиссионных и т.д.

     При отражении назначения платежа необходимо указывать, за какие товарно-материальные ценности, работы или услуги и на основании каких документов произведен данный платеж. При этом в платежном поручении важно отразить, в какой срок осуществляется перечисление средств, т.е. в порядке предварительной оплаты или в форме авансового платежа, и в соответствии с каким договором.

     Особое  внимание в платежном поручении  необходимо обращать на выделение суммы НДС. Если платежная сумма подлежит обложению НДС, то указывается сумма НДС; если вид платежа не подлежит обложению НДС, то следует отметить «НДС не облагается».

     Платежное требование – расчетный документ, который содержит требование кредитора (получателя средств) к должнику (плательщику) произвести уплату денежной суммы через банк в соответствии с основным договором. Применяется для оформления расчетов за товары, выполненные работы и услуги в соответствии с договором организации с поставщиком. В платежном требовании отмечаются условие оплаты, срок для акцепта, дата вручения плательщику документов в соответствии с договором, а также наименование товара (выполненных работ и услуг), номер и дата договора, номера приемо-сдаточных документов с указанием даты их составления, подтверждающих поступление товара или приемку выполненных работ и услуг.

     Платежное требование выписывается на одну или  несколько отгрузок товаров в адрес одного покупателя. Получатель средств представляет в банк платежное требование при реестре переданных на инкассо расчетных документов, составленных в двух экземплярах. Инкассо – это банковская операция получения платежа от плательщика, которая совершается банком по поручению клиента на основании расчетных документов.

     Расчеты платежными требованиями осуществляются с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Акцептованным считается то платежное требование, по которому покупатель не заявил обслуживающей его кредитной организации обоснованный отказ от платежа в течении трех рабочих дней, установленных для акцепта. Такое платежное требование подлежит оплате со счетов плательщика на следующий рабочий день после истечения срока акцепта при условии наличия денежных средств.

     Списание  денежных средств в бесспорном порядке  со счетов плательщиков оформляется инкассовым поручением. Используется оно в случаях, установленных законом, в том числе при взыскании денежных средств органами, выполняющими контрольные функции; для взыскания по исполнительным документам; в случаях, если договором банковского счета предусматривается право обслуживающего банка производить списание денежных средств со счета плательщика без его разрешения. В инкассовом поручении во всех случаях должна быть дана ссылка на основании взыскания денежных средств в бесспорном порядке со счетов плательщика.

     Взнос наличными денежных средств на расчетный  счет оформляется объявлением на взнос наличными, которое означает приказ организации принять на ее расчетный счет наличные деньги. Используется оно при сдаче выручки на расчетный счет, оплате банковских услуг наличными деньгами, при взносе уставного капитала в соответствии с учредительными документами, при внесении депонентских сумм и других операциях. Объявление заполняют в одном экземпляре с указанием источника взноса денежных средств. Оно состоит из трех частей: верхняя – остается в банке, средняя (квитанция) – передается кассиру, нижняя (ордер) – возвращается кассиру, но только после проведения банком соответствующей операции и вместе с банковской выпиской.

Информация о работе Методическое обеспечение бухгалтерского учета кассовых и банковских операций