Методическое обеспечение бухгалтерского учета кассовых и банковских операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть действующий порядок документирования денежных средств и денежных документов в кассе, а также денежных средств на расчетных и специальных счетах в кредитных организациях; обобщить учетную информацию о состоянии денежного оборота организации и отражении хозяйственных операций по движению денежных средств на счетах синтетического и аналитического учета. Экономическим субъектом исследования выбрана организации ООО «ТЕРА».

Оглавление

введение……………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы бухгалтерского учета кассовых и банковских операций…………………………..............................................................6
1.1. Современное состояние и перспективы реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации………………………….6
1.2. Нормативно-правовое регулирование по учету денежных средств….......................................................................................................10
1.3. Структура и содержание основных форм документов по кассовым и банковским операциям………………………………………17
2. ООО «ТЕРА» - экономический субъект исследования…………………………………………………………...27
2.1.Организационно-правовая и экономическая характеристика организации………………………………………………………………..27
2.2. Анализ основных финансовых показателей деятельности……………………………………………………………….29
2.3. Организация бухгалтерского учета и анализ учетной политики……….34
3. Методическое обеспечение бухгалтерского учета кассовых и банковских операций…………………………………………………………................40
3.1. Документальное оформление и порядок отражения денежных средств……………………………………………………………………...40
3.2.Синтетический и аналитический учет……………………………………43
3.3. Порядок проведения инвентаризации денежных средств………………52
3.4. Направления совершенствования бухгалтерского учета кассовых и банковских операций в условиях реформирования учета………………………………………………………………………...54
Заключение………………………………………………………………..57
Список использованных источников……………………….61
………………………

Файлы: 1 файл

1 Курсовая.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

     значительное  повышение квалификации специалистов, занятых ведением и организацией бухгалтерского учета, аудиторов, пользователей отчетной информацией.

     Третьим направлением совершенствования бухгалтерского учета и отчетности в стране является развитие системы их регулирования в направлении создания модели, учитывающей интересы всех заинтересованных пользователей информации при снижении издержек и повышении их эффективности. Основу такой модели должно составлять разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессиональных общественных и других заинтересованных организаций. Регулирование бухгалтерского учета должно обеспечить единство системы учета и отчетности, целенаправленность ее развития, учет интересов ее пользователей, преемственность. 

     Сроком  завершения реализации вышеуказанной Программы был установлен, как известно, 2010г. однако и к настоящему времени еще не пройден даже Рубикон, поскольку многие работы в этой области только предстоит выполнить. Причин, которые не позволили достичь поставленных в Программе конечных целей, довольно много, причем как объективного, так и субъективного характера. Среди них: просчеты в определении объемов предстоящих работ, а также в подходах к их проведению; изъяны в организации работ; в наличие среди специалистов различных точек зрения, в том числе по ряду ключевых вопросов Программы (начиная от правильности выбора новой модели учета из вариантов, действующих на Западе, и до вопроса, какие хозяйствующие субъекты должны обязательно на нее перейти), отставание в разработке новых законов и других нормативно-правовых актов и как следствие – наличие барьеров на пути принятия необходимых ПБУ.

     Дополнительные  осложнения в процесс реформирования учета в России вносит ряд внешних  факторов. В частности, в последние  годы происходит активный процесс сближения между моделью учета, базирующейся на МСФО, и моделью US GAAP, которые являются двумя наиболее известными и применяемыми системами учета в странах с рыночной экономикой. В результате постоянно вносятся изменения в ранее принятые МСФО. Поэтому Россия, приняв те или иные ПБУ, базирующиеся на их основе, через небольшой отрезок времени вынуждена дополнять и изменять последние, что, естественно, увеличивает затраты на реформирование учета в стране и замедляет темпы проведения данных работ. Кроме того, процесс реформирования учета в России «наслоился» на период, который на Западе «окрестили» как время начала революции в бухгалтерском учете. Она сопровождается пересмотром ряда основных параметров, заложенных в концепции построения той или иной модели учета, применяемой в странах с рыночной экономикой. Прежде всего, это касается отказа от «исторической» стоимости и перехода к учету по так называемой «справедливой» (реальной) стоимости целого ряда активов и обязательств. Отмеченные обстоятельства побудили Правительство РФ дважды продлить срок реализации Программы (первый раз – до 2005г., второй – до 2010г.) и внести существенные коррективы в ее содержание.

      1.2. Нормативно-правовое регулирование по учету денежных средств

 

     Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и Методологический центр. Данный орган разрабатывает и нормативные акты по бухгалтерскому учету финансовой отчетности, являющиеся обязательными для всех хозяйствующих субъектов. Регулированием бухгалтерского учета занимается и Экспертный совет по бухгалтерскому учету, аудиту и взаимодействию со Счетной палатой РФ при Комитете по бюджету и налогам Государственной думы РФ. На него возложена обязанность по разработке проектов законов по бухгалтерскому учету, аудиту и статистике. Он также осуществляет экспертизу новых законодательных актов, содействует их реализации.

     В настоящее время значительную помощь в работе Экспертному и Методологическому советам по бухгалтерскому учету и отчетности оказывают общественные организации: ассоциации аудиторов РФ и стран содружества, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, Международный консультативный комитет по бухгалтерскому учету в РФ.

     В Российской Федерации создана и  действует система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которая позволяет обеспечить информацией все группы заинтересованных пользователей. В настоящее время бухгалтерский учет в РФ регламентируется четырехуровневой системой документов (таб.1.1). 

     Таблица 1.1 

Система нормативно-правового регулирования учета в России 
 

Уровень регулирования Источники регулирования Документы, регулирующие учет Область воздействия
Первый Президент РФ,

Парламент РФ,

Правительство РФ

ГК РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете», указы Президента и постановления Правительства РФ Устанавливают единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета
Второй Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнительной власти Положения по бухгалтерскому учету – система национальных стандартов Регулируют общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, правила и порядок учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения
Третий Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, инструкция по его применению, прочие методические рекомендации и указания Определяют схему регистрации и группировки объектов наблюдения, регулируют методы оценки имущества, порядок проведения инвентаризаций и т.п.
Четвертый Управленческий персонал организации Документы регулирующие учетную политику Выбор форм и методов ведения учета и отчетности, исходя из специфики деятельности, уровня автоматизации учета, подготовки счетных работников
 

     Нормативным регулированием ведения денежных расчетов занимается Центральный банк РФ, применяя разработанные им следующие нормативные документы:

     1. «Положение о порядке ведения  кассовых операций в РФ». 

     2. «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».

     3. Положение «О порядке ведения  кассовых операций в кредитных  организациях на территории РФ в части, касающейся организации порядка банками приема денежной наличности и ее выдачи организациям».

     4. Инструкция «О расчетных, текущих  и бюджетных счетах, открываемых  в учреждениях банков» 

     5. Указание «Об установлении предельного  размера расчетов наличными деньгами  в РФ между юридическими лицами по одной сделке»

     Прием наличных денег организациями, при осуществлении расчетов с населением, производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

     Наличные  деньги, полученные организациями в  банках, расходуются на цели, указанные  в чеке.

     При учете кассовых операций следует  руководствоваться действующими нормативными актами, предусматривающими для организаций ограничение при расчетах наличными денежными средствами с другими юридическими лицами. В частности, в настоящее время предельная сумма расчетов между юридическими лицами по одному платежу составляет 100 000 руб.

     Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность  принятых ценностей. В кассе можно  хранить небольшие денежные суммы в пределах установленного банком лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы работникам  организации, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, пенсий и премий (в районах Крайнего Севера – 5 дней).

     Если  в кассе находится наличных денег  свыше установленного лимита, то организация  может быть оштрафована на 40000 – 50000 рублей, а на руководителя организации на 4000 – 5000 рублей (ст.15.1 КоАП РФ).

     Руководители  организации обязаны оборудовать  кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей организации не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут ответственность в установленном законодательством порядке.

     Помещение кассы должно быть изолировано, а  двери в кассу во время совершения операции – заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. Кассы организаций могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством.

     Лимит устанавливается ежегодно. Для этого в банк необходимо представить соответствующий расчет. Бланк расчета берется в банке. Если с банком нет согласовали сумму лимита остатка кассы, он считается равным нулю.

     Порядок хранения и расходования денежных средств  в кассе установлен Инструкцией Центрального банка Российской Федерации.

     В соответствии с этим документом организации  независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

     С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных  расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платёжных требований) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков).

     Ежедневно или в другие сроки, установленные  по соглашению с организацией, банк выдает ей выписки из его расчётного счёта с приложением оправдательных документов. В выписке указывают начальный и конечный остатки на расчётном счёте и суммы операций, отражённых на расчётном счёте. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.

     Краткая характеристика основных нормативных  актов и документов регулирования бухгалтерского учета денежных средств в РФ приведена в табл.1.2.

     Системы нормативного регулирования бухгалтерского учета разработаны в разное время, в силу чего некоторые из них вступают в противоречие друг другу. В этой связи, при использовании данных нормативных актов в практической деятельности хозяйствующие субъекты должны руководствоваться следующими правилами: 

                                                                                                                 Таблица 1.2

Краткая характеристика основных нормативных актов и  документов регулирования денежных средств бухгалтерского учета в РФ 

Название нормативного документа Краткое содержание
1. Гражданский  кодекс РФ Определяет основания  для перехода права собственности  на денежные средства, правила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера
2. Налоговый  кодекс РФ Определяет налогообложение операций по движению денежных средств.
3. Федеральный  закон «О бухгалтерском учете»  № 129-ФЗ Определяет правовые основы бухгалтерского учета денежных средств, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составление отчетности
4. Федеральный  закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Определяет правовые основы проведения операций с валютными денежными средствами»
5. Положение  по бухгалтерскому учету 1/98 «учетная  политика организации» №60н Устанавливает основные нормы и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств, требование к составу и содержанию показателей бухгалтерской отчетности, методологические основы организации учета денежных средств.
6. Положению по бухгалтерскому учету 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» Устанавливает основные нормы и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств выраженных в иностранной валюте.
7. Положение по бухгалтерскому учету 4/99 №Бухгалтерская отчетность организации» Устанавливает состав и формы бухгалтерской отчетности
8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению №94н Содержит схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете денежных средств. Систематизирует перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета денежных средств.
9. Методические  указания по инвентаризации  имущества и финансовых обязательств №49 Порядок проверки фактического наличия денежных средств.
10. Положение  Центрального банка РФ «О безналичных  расчетах в РФ» №2-П Регулирует осуществление  безналичных расчетов, определяет формы, порядок заполнения расчетных документов, устанавливает правила проведения расчетных операций.
11. Положение  о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ. Приказ ЦБ РФ №14-11 Порядок хранения и  расходования денежных средств.
12. Рабочие документы конкретной организации (учетная политика, рабочий план счетов, график документооборота и др.) Определяют правила  и порядок ведения бухгалтерского учета денежных средств в конкретной организации.

Информация о работе Методическое обеспечение бухгалтерского учета кассовых и банковских операций