Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:01, курсовая работа
Цель работы – раскрыть действующий порядок документирования денежных средств и денежных документов в кассе, а также денежных средств на расчетных и специальных счетах в кредитных организациях; обобщить учетную информацию о состоянии денежного оборота организации и отражении хозяйственных операций по движению денежных средств на счетах синтетического и аналитического учета. Экономическим субъектом исследования выбрана организации ООО «ТЕРА».
введение……………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы бухгалтерского учета кассовых и банковских операций…………………………..............................................................6
1.1. Современное состояние и перспективы реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации………………………….6
1.2. Нормативно-правовое регулирование по учету денежных средств….......................................................................................................10
1.3. Структура и содержание основных форм документов по кассовым и банковским операциям………………………………………17
2. ООО «ТЕРА» - экономический субъект исследования…………………………………………………………...27
2.1.Организационно-правовая и экономическая характеристика организации………………………………………………………………..27
2.2. Анализ основных финансовых показателей деятельности……………………………………………………………….29
2.3. Организация бухгалтерского учета и анализ учетной политики……….34
3. Методическое обеспечение бухгалтерского учета кассовых и банковских операций…………………………………………………………................40
3.1. Документальное оформление и порядок отражения денежных средств……………………………………………………………………...40
3.2.Синтетический и аналитический учет……………………………………43
3.3. Порядок проведения инвентаризации денежных средств………………52
3.4. Направления совершенствования бухгалтерского учета кассовых и банковских операций в условиях реформирования учета………………………………………………………………………...54
Заключение………………………………………………………………..57
Список использованных источников……………………….61
………………………
значительное повышение квалификации специалистов, занятых ведением и организацией бухгалтерского учета, аудиторов, пользователей отчетной информацией.
Третьим
направлением совершенствования
Сроком завершения реализации вышеуказанной Программы был установлен, как известно, 2010г. однако и к настоящему времени еще не пройден даже Рубикон, поскольку многие работы в этой области только предстоит выполнить. Причин, которые не позволили достичь поставленных в Программе конечных целей, довольно много, причем как объективного, так и субъективного характера. Среди них: просчеты в определении объемов предстоящих работ, а также в подходах к их проведению; изъяны в организации работ; в наличие среди специалистов различных точек зрения, в том числе по ряду ключевых вопросов Программы (начиная от правильности выбора новой модели учета из вариантов, действующих на Западе, и до вопроса, какие хозяйствующие субъекты должны обязательно на нее перейти), отставание в разработке новых законов и других нормативно-правовых актов и как следствие – наличие барьеров на пути принятия необходимых ПБУ.
Дополнительные осложнения в процесс реформирования учета в России вносит ряд внешних факторов. В частности, в последние годы происходит активный процесс сближения между моделью учета, базирующейся на МСФО, и моделью US GAAP, которые являются двумя наиболее известными и применяемыми системами учета в странах с рыночной экономикой. В результате постоянно вносятся изменения в ранее принятые МСФО. Поэтому Россия, приняв те или иные ПБУ, базирующиеся на их основе, через небольшой отрезок времени вынуждена дополнять и изменять последние, что, естественно, увеличивает затраты на реформирование учета в стране и замедляет темпы проведения данных работ. Кроме того, процесс реформирования учета в России «наслоился» на период, который на Западе «окрестили» как время начала революции в бухгалтерском учете. Она сопровождается пересмотром ряда основных параметров, заложенных в концепции построения той или иной модели учета, применяемой в странах с рыночной экономикой. Прежде всего, это касается отказа от «исторической» стоимости и перехода к учету по так называемой «справедливой» (реальной) стоимости целого ряда активов и обязательств. Отмеченные обстоятельства побудили Правительство РФ дважды продлить срок реализации Программы (первый раз – до 2005г., второй – до 2010г.) и внести существенные коррективы в ее содержание.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и Методологический центр. Данный орган разрабатывает и нормативные акты по бухгалтерскому учету финансовой отчетности, являющиеся обязательными для всех хозяйствующих субъектов. Регулированием бухгалтерского учета занимается и Экспертный совет по бухгалтерскому учету, аудиту и взаимодействию со Счетной палатой РФ при Комитете по бюджету и налогам Государственной думы РФ. На него возложена обязанность по разработке проектов законов по бухгалтерскому учету, аудиту и статистике. Он также осуществляет экспертизу новых законодательных актов, содействует их реализации.
В
настоящее время значительную помощь
в работе Экспертному и
В
Российской Федерации создана и
действует система нормативного регулирования
бухгалтерского учета, которая позволяет
обеспечить информацией все группы заинтересованных
пользователей. В настоящее время бухгалтерский
учет в РФ регламентируется четырехуровневой
системой документов (таб.1.1).
Таблица
1.1
Система нормативно-правового
регулирования учета в России
Уровень регулирования | Источники регулирования | Документы, регулирующие учет | Область воздействия |
Первый | Президент РФ,
Парламент РФ, Правительство РФ |
ГК РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете», указы Президента и постановления Правительства РФ | Устанавливают единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета |
Второй | Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнительной власти | Положения по бухгалтерскому учету – система национальных стандартов | Регулируют общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, правила и порядок учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения |
Третий | Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти | План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, инструкция по его применению, прочие методические рекомендации и указания | Определяют схему регистрации и группировки объектов наблюдения, регулируют методы оценки имущества, порядок проведения инвентаризаций и т.п. |
Четвертый | Управленческий персонал организации | Документы регулирующие учетную политику | Выбор форм и методов ведения учета и отчетности, исходя из специфики деятельности, уровня автоматизации учета, подготовки счетных работников |
Нормативным регулированием ведения денежных расчетов занимается Центральный банк РФ, применяя разработанные им следующие нормативные документы:
1. «Положение о порядке ведения кассовых операций в РФ».
2. «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».
3. Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ в части, касающейся организации порядка банками приема денежной наличности и ее выдачи организациям».
4.
Инструкция «О расчетных,
5.
Указание «Об установлении
Прием наличных денег организациями, при осуществлении расчетов с населением, производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Наличные деньги, полученные организациями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.
При учете кассовых операций следует руководствоваться действующими нормативными актами, предусматривающими для организаций ограничение при расчетах наличными денежными средствами с другими юридическими лицами. В частности, в настоящее время предельная сумма расчетов между юридическими лицами по одному платежу составляет 100 000 руб.
Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах установленного банком лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы работникам организации, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, пенсий и премий (в районах Крайнего Севера – 5 дней).
Если в кассе находится наличных денег свыше установленного лимита, то организация может быть оштрафована на 40000 – 50000 рублей, а на руководителя организации на 4000 – 5000 рублей (ст.15.1 КоАП РФ).
Руководители
организации обязаны
Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операции – заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. Кассы организаций могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством.
Лимит устанавливается ежегодно. Для этого в банк необходимо представить соответствующий расчет. Бланк расчета берется в банке. Если с банком нет согласовали сумму лимита остатка кассы, он считается равным нулю.
Порядок хранения и расходования денежных средств в кассе установлен Инструкцией Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с этим документом организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
С
расчетного счета банк оплачивает обязательства,
расходы и поручения
Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с организацией, банк выдает ей выписки из его расчётного счёта с приложением оправдательных документов. В выписке указывают начальный и конечный остатки на расчётном счёте и суммы операций, отражённых на расчётном счёте. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.
Краткая характеристика основных нормативных актов и документов регулирования бухгалтерского учета денежных средств в РФ приведена в табл.1.2.
Системы
нормативного регулирования бухгалтерского
учета разработаны в разное время, в силу
чего некоторые из них вступают в противоречие
друг другу. В этой связи, при использовании
данных нормативных актов в практической
деятельности хозяйствующие субъекты
должны руководствоваться следующими
правилами:
Краткая характеристика
основных нормативных актов и
документов регулирования денежных средств
бухгалтерского учета в РФ
Название нормативного документа | Краткое содержание |
1. Гражданский кодекс РФ | Определяет основания для перехода права собственности на денежные средства, правила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера |
2. Налоговый кодекс РФ | Определяет налогообложение операций по движению денежных средств. |
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ | Определяет правовые основы бухгалтерского учета денежных средств, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составление отчетности |
4. Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» | Определяет правовые основы проведения операций с валютными денежными средствами» |
5. Положение по бухгалтерскому учету 1/98 «учетная политика организации» №60н | Устанавливает основные нормы и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств, требование к составу и содержанию показателей бухгалтерской отчетности, методологические основы организации учета денежных средств. |
6. Положению по бухгалтерскому учету 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» | Устанавливает основные нормы и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств выраженных в иностранной валюте. |
7. Положение по бухгалтерскому учету 4/99 №Бухгалтерская отчетность организации» | Устанавливает состав и формы бухгалтерской отчетности |
8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению №94н | Содержит схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете денежных средств. Систематизирует перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета денежных средств. |
9. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств №49 | Порядок проверки фактического наличия денежных средств. |
10. Положение
Центрального банка РФ «О |
Регулирует осуществление безналичных расчетов, определяет формы, порядок заполнения расчетных документов, устанавливает правила проведения расчетных операций. |
11. Положение
о правилах организации |
Порядок хранения и расходования денежных средств. |
12. Рабочие документы конкретной организации (учетная политика, рабочий план счетов, график документооборота и др.) | Определяют правила
и порядок ведения |
Информация о работе Методическое обеспечение бухгалтерского учета кассовых и банковских операций