Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:59, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение методики анализа финансовых результатов и направлений их совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить экономическую сущность, значение прибыли и рентабельности деятельности организации;
рассмотреть задачи, источники информационного обеспечения и методики анализа финансовых результатов деятельности организации;
дать краткую экономическую характеристику ОАО «Электроаппаратура»;
проанализировать прибыль от реализации продукции предприятия;
Увеличение среднегодовой
Рассмотрев прибыль от реализации, перейдем к анализу прибыли отчетного периода.
2.2 Анализ прибыли отчетного периода
Как упоминалось выше, прибыль отчетного периода состоит из прибыли от реализации продукции, прибыли (убытка) от внереализационных доходов и расходов и прибыли (убытка) от операционных доходов и расходов.
Прибыль отчетного периода наряду с чистой прибылью является одним из основных результативных показателей предприятий, т.к. фактически характеризует общую сумму прибыли, полученную предприятием от всех видов его деятельности.
Состав
и динамика прибыли отчетного
периода ОАО «
Таблица 2.7 – Состав и динамика прибыли отчетного периода ОАО «Электроаппаратура» за 2008-2009г.
Показатели |
2008, млн р. |
2009, млн р. |
Отклонение, (+/-) |
Темп изменения, % |
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
2255 |
2260 |
5 |
100,2 |
Операционные доходы (за вычетом налогов и сборов) |
5837 |
3788 |
-2049 |
64,9 |
Операционные расходы |
5839 |
3802 |
-2037 |
65,1 |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов |
-2 |
-14 |
-12 |
700,0 |
Внереализационные доходы (за вычетом налогов и сборов) |
349 |
497 |
148 |
142,4 |
Внереализационные расходы |
885 |
896 |
11 |
101,2 |
Прибыль (убыток) от внереализацион-ных доходов и расходов |
-536 |
-399 |
137 |
74,4 |
Прибыль за отчетный период |
1717 |
1847 |
130 |
107,6 |
Налоги, сборы, прочие расходы и платежи из прибыли |
355 |
293 |
-62 |
82,5 |
Чистая прибыль |
1362 |
1554 |
192 |
114,1 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Из данных таблицы 2.7 видно, что отрицательным моментом деятельности предприятия является наличие постоянных убытков от операционной и внереализационной деятельности. В частности в 2009г. убытки от внереализационной деятельности составили 399 млн р., операционной деятельности – 14 млн р. При этом ОАО «Электроаппаратура» принимает меры по снижению убытка от внереализационной деятельности: по сравнению с 2008г. в 2009г. эти убытки снизились на 25,6%: в 2008г. они были равны 536 млн р.
Отрицательной тенденцией является увеличение убытков от операционной деятельности: в 2009г. убытки от операционной деятельности по сравнению с 2008г. увеличились с 2 до 14 млн р., т.е. в 7 раз.
Т.е. за счет убытков от внереализационных доходов и расходов в размере 399 млн р. и от операционных доходов и расходов в сумме 14 млн р. сумма прибыли отчетного периода снизилась на 413 млн р. Положительным моментом является ее уменьшение: в 2008г. указанные убытки привели к уменьшению прибыли отчетного периода на 538 млн р.
Не смотря
на наличие убытков от операционной
и внереализационной
На фоне снижения налогов и сборов на 62 млн р. или 17,5%, увеличение прибыли отчетного периода привело к росту чистой прибыли на 192 млн р. или 14,1%, которая составила 1554 млн р.
Следующим этапом анализа прибыли является подробное рассмотрение ее. Результаты анализа состава и структуры прибыли отчетного периода оформим в таблице 2.8.
Таблица 2.8 – Состав и структура прибыли отчетного периода ОАО «Электроаппаратура» за 2008-2009г.
Показатели |
2008 |
2009 |
Отклонение, (+/-) | |||
сумма, млн р. |
удельный вес, % |
сумма, млн р. |
удельный вес, % |
сумма, млн р. |
удельный вес, % | |
Прибыль отчетного периода |
1717 |
100 |
1847 |
100 |
130 |
0,0 |
Прибыль от реализации продукции, товаров, продукции, работ услуг |
2255 |
131,3 |
2260 |
122,4 |
5 |
-9,0 |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов |
-2 |
-0,1 |
-14 |
-0,8 |
-12 |
-0,6 |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов |
-536 |
-31,2 |
-399 |
-21,6 |
137 |
9,6 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Для наглядности представим на рисунке 2.1 информацию таблицы 2.8.
Рисунок 2.1 – Структура прибыли отчетного периода ОАО «Электроаппаратура» в 2008-2009гг.
Примечание. Источник: данные таблицы 2.8
Из таблицы 2.8 (равно как и из рисунка 2.1) видно, что за 2008-2009гг. структура прибыли ОАО «Электроаппаратура» изменилась не значительно.
Так в 2009г.
прибыль отчетного периода
Так как прибыль от реализации практически не изменилась (она выросла на 5 млн р.) данное увеличение произошло в основном за счет снижение убытков от внереализационной деятельности на 137 млн р.
Соответственно в структуре прибыли отчетного периода удельный вес прибыли от реализации снизился на 9,0% и составил 122,4%, а удельный вес убытка от внереализационных доходов и расходов увеличился на 9,6% и составил -21,6%.
Рассмотрим
влияние ОАО «
Таблица 2.9 – Влияние отдельных показателей на прибыль отчетного периода ОАО «Электроаппаратура» за 2008-2009г.
Показатели |
2008, млн р. |
2009, млн р. |
Расчет влияния фактора, млн р. |
Сумма влияния, млн р. |
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
2255 |
2260 |
2260-2255= 5 |
+ 5 |
Показатели |
2008, млн р. |
2009, млн р. |
Расчет влияния фактора, млн р. |
Сумма влияния, млн р. |
Операционные доходы (за вычетом налогов и сборов) |
5837 |
3788 |
3788-5837= -2049 |
-2049 |
Операционные расходы |
5839 |
3802 |
3802-5839= -2037 |
+2037 |
Внереализационные доходы (за вычетом налогов и сборов) |
349 |
497 |
497-349= 148 |
+148 |
Внереализационные расходы |
885 |
896 |
896-885= 11 |
-11 |
Прибыль за отчетный период |
1717 |
1847 |
х |
130 |
Как видно из таблицы 2.9, основное положительное влияние на изменение прибыли отчетного периода оказало снижение операционных расходов на 2037 млн р. и рост внереализационных расходов на 148 млн р. Отрицательное влияние на сумму прибыли отчетного периода оказало снижение операционных доходов на 2049 млн р. В целом прибыль отчетного периода выросла на 130 млн р.
Таким образом,
при наличии отдельных
Перейдем к анализу рентабельности предприятия.
2.3 Анализ рентабельности
Категория рентабельности в самой простой форме представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. В более сложной форме она применяется для оценки самых разнообразных видов эффективности использования ресурсов.
Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности субъекта хозяйствования с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными.
Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности организации. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности, позволяют прогнозировать прибыль, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Разработка инвестиционных мероприятий по повышению рентабельности имеет большое значение в управлении организацией.
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности. Они измеряют доходность организации с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Анализ показателей рентабельности имеет большое значение при принятии решений в области инвестирования.
Анализ рентабельности организации включает:
Анализ рентабельности продукции дает возможность установить тот уровень рентабельности, с которым работала организация в отчетном году по выпуску продукции.
Составим таблицу 2.10 для анализа рентабельности продукции и рентабельности продаж.
Таблица 2.10 – Рентабельность продукции и рентабельности продаж ОАО «Электроаппаратура» за 2008-2009г.
Показатели |
2008 |
2009 |
Отклонение, (+/-) |
Темп изменения, % |
Средняя стоимость активов, млн р. |
51342 |
58396 |
7054 |
113,74 |
Выручка от реализации продукции (без НДС), млн р. |
29583 |
28546 |
-1037 |
96,49 |
Полная себестоимость, млн р. |
27328 |
26286 |
-1042 |
96,19 |
Прибыль от реализации продукции, млн р. |
2255 |
2260 |
5 |
100,22 |
Прибыль за отчетный период, млн р. |
1717 |
1847 |
130 |
107,57 |
Показатели рентабельности (убыточности): |
||||
Рентабельность продукции, % |
8,25 |
8,60 |
0,35 |
104,19 |
Рентабельность продаж, % |
7,62 |
7,92 |
0,29 |
103,86 |
Рентабельность активов, % |
3,34 |
3,16 |
-0,18 |
94,58 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Из таблицы 2.10 видно, что в 2008-2009гг. наблюдался рост уровня рентабельности, что является положительной тенденцией. Так в 2008г. рентабельность продукции была равна 8,25%, в 2009г. – 8,60%, т.е. за год она увеличилась на 0,35%. Что касается рентабельности продаж в 2009г. она составила 7,62%, а в 2009г. выросла на 0,29% и стала равна 7,92%.
Данный рост был обусловлен опережающим темпом снижения себестоимости по сравнению с уменьшением уровня выручки от реализации.
Рентабельность совокупных активов, наоборот, снизилась на 0,18% и составила 3,16%.