Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:59, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение методики анализа финансовых результатов и направлений их совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить экономическую сущность, значение прибыли и рентабельности деятельности организации;
рассмотреть задачи, источники информационного обеспечения и методики анализа финансовых результатов деятельности организации;
дать краткую экономическую характеристику ОАО «Электроаппаратура»;
проанализировать прибыль от реализации продукции предприятия;
На первом этапе проанализируем состав и динамику прибыли от реализации ОАО «Электроаппаратура» (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Состав и динамика прибыли от реализации ОАО «Электроаппаратура» за 2008-2009г.
Показатели |
2008, млн р. |
2009, млн р. |
Отклонение, (+/-) |
Темп изменения, % |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ услуг |
32450 |
31058 |
-1392 |
95,7 |
Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации |
2867 |
2512 |
-355 |
87,6 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг (за вычетом налогов и сборов) |
29583 |
28546 |
-1037 |
96,5 |
Полная себестоимость |
||||
себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг |
26422 |
25161 |
-1261 |
95,2 |
управленческие расходы |
369 |
551 |
182 |
149,3 |
расходы на реализацию |
537 |
574 |
37 |
106,9 |
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
2255 |
2260 |
5 |
100,2 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Согласно таблице 2.1 в 2009г. можно отметить положительную динамику роста прибыли от реализации, что является положительной тенденцией в деятельности предприятия.
Проанализируем подробнее причины данных изменений. На рост прибыли от реализации на 5 млн р. или 0,2% в значительной степени оказало более быстрое снижение себестоимости по сравнению с выручкой от реализации.
Анализируя полную себестоимость реализованной продукции можно отметить, что в 2009г. наблюдается значительное снижение себестоимости реализованной продукции на 4,8%, что также является положительным моментом. Не смотря на снижение выручки от реализации с 29583 до 28546 млн р., т.е. на 3,5%, уменьшение затрат привело к появлению прибыли.
В целом
не смотря на отдельные отрицательные
моменты наблюдается улучшение
финансового положения
Рассмотрим основные факторы, повлиявшие на уровень прибыли от реализации с помощью факторного анализа.
Проведение факторного анализа прибыли организации является важным этапом анализа прибыли. На данном этапе определяются основные факторы, повлиявшие на изменении основных финансовых результатов, а также определяется степень их влияния на прибыль организации.
Проведем факторный анализ по трехфакторной модели, предложенной Э.А. Маркарьяном и Г.П. Герасименко, а также по факторной модели, учитывающей коэффициент оборота и рентабельность продаж [10, с. 154]. Основные показатели по реализации продукции (работ, услуг) возьмем из формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» [приложения 1,3,5].
Для проведения факторного анализа по первой методике представим необходимую информацию в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Исходная информация для факторного анализа прибыли от реализации продукции ОАО «Электроаппаратура» за 2008-2009г.
Показатели |
Годы |
Коэффициент прироста |
Абсолютное отклонение, (+/-) | |
2008, млн р. |
2009, млн р. | |||
Выручка от реализации продукции (Q) |
29583 |
28546 |
-0,035 |
-1037 |
Себестоимость реализованной продукции (С) |
27328 |
26286 |
-0,038 |
-1042 |
Прибыль от реализации продукции |
2255 |
2260 |
0,002 |
5 |
Примечание. Источник: [34]
Представим расчет прибыли по первой методике [34].
а) влияние изменения объема реализации продукции (работ, услуг) определяется по формулам:
,
где Пр0 – прибыль от реализации продукции базисного периода, млн. р.;
С1, С0 – себестоимость реализованной продукции соответственно отчетного и базисного периодов, млн. р.
=2255∙( -0,038)= -85,982 (млн. р.).
б) влияние изменения структуры и ассортимента реализованной продукции (работ, услуг) определяется по формуле:
где Q1 – объем реализации продукции (работ, услуг) за отчетный год;
Q0 – объем реализации продукции за базисный период.
=2255∙((-0,035) − (-0,038))= 6,935(млн. р.).
в) влияние изменения уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции на прибыль от реализации продукции определяется по формуле:
(млн. р.)
Результаты факторного анализа изменения прибыли обобщим в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Факторы, повлиявшие на размер прибыли от реализации продукции ОАО «Электроаппаратура» за 2008-2009г.
Факторы изменения роста прибыли от реализации продукции |
Сумма прироста прибыли по сравнению с предыдущим годом, млн р. |
Увеличение объема реализации продукции |
-85,982 |
Изменение структуры и ассортимента продукции |
6,935 |
Изменение уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции |
84,047 |
Совокупное влияние |
5,000 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Исходя из проведенного факторного анализа, можно сказать, что в 2009 г. на увеличение прибыли в наибольшей степени повлияло увеличение уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции (прибыль составила 84,047 млн р.). Уменьшение объема реализации продукции на 1037 млн р. повлекло с учетом прочих факторов снижение прибыли на 85,982 млн р. За счет изменения структуры и ассортимента продукции прибыль от реализации ОАО «Электроаппаратура» увеличилась на 5 млн р.
Основными
резервами роста можно назвать
оптимизацию ассортимента продукции
ОАО «Электроаппаратура» и
Проанализировав влияние на прибыль от реализации выручки от реализации продукции и себестоимости реализованной продукции, отметим также, что на ее рост значительно влияет скорость оборота оборотных средств (выраженная в коэффициенте оборота), успешность реализации продукции (что выражается рентабельностью продаж) и динамичность стоимости капитала.
Для анализа влияния данных факторов проведем факторный анализ по следующей модели:
, (2.6)
где Коб – коэффициент оборачиваемости оборотных средств;
Rп – рентабельность продаж, %;
– среднегодовая стоимость оборотных средств.
Для проведения факторного анализ отразим исходные данные для анализа в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Исходная информация для факторного анализа прибыли от реализации продукции ОАО «Электроаппаратура» за 2008-2009г.
Показатели |
2008 |
2009 |
Отклонение, (+/-) |
Выручка от реализации продукции, млн р. |
29583 |
28546 |
-1037 |
Прибыль от реализации продукции, млн р. |
2255 |
2260 |
5 |
Среднегодовая стоимость оборотного капитала, млн р. |
16828,5 |
20517 |
3688,5 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
1,76 |
1,39 |
-0,37 |
Рентабельность продаж, % |
7,62 |
7,92 |
0,29 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Используя метод абсолютных разниц определим влияние данных факторов на прибыль от реализации продукции. Расчет влияния факторов на прибыль от реализации в 2009г. представлен в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Расчет влияния факторов на прибыль от реализации продукции ОАО «Электроаппаратура» в 2009г.
Показатели |
2008 |
2009 |
Отклонение, (+/-) |
Расчет влияния фактора |
Среднегодовая стоимость оборотного капитала, млн р. |
16828,5 |
20517 |
3688,5 |
3688,5*1,76*0,0762=494,255 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
1,76 |
1,39 |
-0,37 |
20517*(-0,37)*0,0762= -573,3 |
Рентабельность продаж, % |
7,62 |
7,92 |
0,29 |
20517*1,39*0,0029= 84,047 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Представим в таблице 2.6 основные факторы, повлиявшие на изменение прибыли от реализации.
Из данных таблицы 2.6 видно, что в 2009г. определяющее влияние на сумму прибыли от реализации оказало коэффициента оборачиваемости оборотных средств. В 2008г. уменьшение коэффициента оборачиваемости оборотных средств на 0,37 привело к снижению прибыли от реализации на 573,3 млн р.
Таблица 2.6 – Факторы, повлиявшие на размер прибыли от реализации продукции ОАО «Электроаппаратура» за 2008-2009г.
Факторы изменения роста прибыли от реализации продукции |
Сумма прироста прибыли по сравнению с предыдущим годом, млн р. |
Изменение среднегодовой стоимости оборотных средств |
494,255 |
Изменение коэффициента оборачиваемости оборотных средств |
-573,3 |
Изменение рентабельности продаж |
84,047 |
Совокупное влияние |
5,002 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Из данных таблицы 2.6 видно, что в 2009г. определяющее влияние на сумму прибыли от реализации оказало коэффициента оборачиваемости оборотных средств. В 2008г. уменьшение коэффициента оборачиваемости оборотных средств на 0,37 привело к снижению прибыли от реализации на 573,3 млн р.
Увеличение среднегодовой
Таким образом, в 2009г. можно отметить положительную динамику роста прибыли от реализации, что является положительной тенденцией в деятельности предприятия. Прибыль от реализации увеличилась на 5 млн р. или 0,2%.
На увеличение прибыли в наибольшей степени повлияло увеличение уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции (прибыль составила 84,047 млн р.). Уменьшение объема реализации продукции на 1037 млн р. повлекло с учетом прочих факторов снижение прибыли на 85,982 млн р. За счет изменения структуры и ассортимента продукции прибыль от реализации ОАО «Электроаппаратура» увеличилась на 6,935 млн р.
Также в 2009г. определяющее влияние на сумму прибыли от реализации оказало коэффициента оборачиваемости оборотных средств. Уменьшение коэффициента оборачиваемости оборотных средств на 0,37 привело к снижению прибыли от реализации на 573,3 млн р.