Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:59, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение методики анализа финансовых результатов и направлений их совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить экономическую сущность, значение прибыли и рентабельности деятельности организации;
рассмотреть задачи, источники информационного обеспечения и методики анализа финансовых результатов деятельности организации;
дать краткую экономическую характеристику ОАО «Электроаппаратура»;
проанализировать прибыль от реализации продукции предприятия;
Пр = В – НДС – А – Ср
,
где В – выручка от реализации продукции (работ, услуг);
НДС –налог на добавленную стоимость;
А – акцизы;
Ср – себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) [26, с.114].
При расчете прибыли от реализации основных средств (Пр.о.ф.), материальных и нематериальных активов следует учитывать особенности налогообложения указанных оборотов. Прибыль будет исчислена по формуле:
Пр.о.ф. = В – НДС – О – 3,
где О – остаточная стоимость основных средств;
3 – затраты на демонтаж и реализацию.
При этом эти показатели прибыли находится в прямой зависимости от выручки от реализации, т.е. при увеличении выручки от реализации при прочих неизменных факторах пропорционально увеличивается прибыль, и в обратной зависимости от затрат на производство и реализацию продукции, налогов и сборов и др., т.е. при увеличении этих факторов при неизменной выручке от реализации прибыль отчетного периода уменьшается.
Прибыль от операционной деятельности представляет собой разницу между доходами и расходами от операционной деятельности.
Операционными являются доходы от отдельных операций, не относящихся к видам деятельности организации (доходы от операций с имуществом, ценными бумагами и др.). Операционные расходы представляют собой затраты организации, соответствующие операционным доходам, полученным организацией в отчетном периоде.
Прибыль от внереализационной деятельности исчисляется как разница между внереализационными доходами и внереализационными расходами организации.
Внереализационными доходами являются доходы от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью организации (штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение контрагентами договоров). Внереализационные расходы представляют собой убытки и потери по операциям, не связанным с производственной деятельностью организации, и тем операциям, которые не приводят к появлению в будущем экономических выгод организации (уплаченные штрафы, пени, неустойки, дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности и др.).
Чистая прибыль – это та часть общей прибыли, которая остается в полной собственности организации после уплаты налогов [26, с.115].
Прибыль выполняет три основные функции:
Помимо этого прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций, и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.
Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.
Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.
Основные группы, на которые можно подразделить показатели рентабельности, приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Основные группы показателей рентабельности
Показатели рентабельности |
Назначение |
Рентабельность отдельных |
Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия. Служит основанием для установления цены |
Рентабельность реализации (продаж) |
Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации. Служит основанием для выбора номенклатуры выпускаемой продукции |
Рентабельность активов (капитала) Рентабельность текущих активов Рентабельность чистых активов |
Эти комплексные показатели характеризуют отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов. |
Рентабельность собственного капитала |
Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов. |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе изучения экономической литературы
Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. В аналитической работе также часто полную сумму активов меняют на стоимость текущих активов и анализируют рентабельность использования последних.
Для принятия многих управленческих решений важно знать не только факторы, влияющие на величину и структуру себестоимости, но и причины, определяющие изменение рентабельности.
Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах.
Таким образом,
размеры прибыли – главный
критерий оценки эффективности
1.2 Задачи, источники информационного обеспечения и методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия
Главная внутренняя цель деятельности любой организации, функционирующей в условиях рыночной экономики, состоит в максимизации прибыли. Однако для того, чтобы выработать направления по ее увеличению необходимо оценить прибыль организации и с точки зрения ее количества, и с позиции ее качества.
Прибыль – конечный финансовый результат деятельности организации, которая производит продукцию, оказывает услуги и выполняет работы. Если она не будет реализована или реализована по цене, не обеспечивающей получение прибыли, то организация окажется в тяжелом финансовом состоянии. Показатель прибыли наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль – одна из важнейших составных частей анализа результатов деятельности организации [16, с.72].
Основными показателями прибыли организации, которые применяются при ее анализе, являются следующие:
В качестве обязательных элементов анализа прибыли деятельности организации включает:
Задачами анализа финансовых результатов деятельности организации являются:
При анализе прибыли используются
следующие источники
В процессе анализа определяется состав прибыли отчетного периода, ее структура, динамика и выполнение плана за анализируемый период. При изучении динамики и выполнения плана прибыли отчетного периода применяют метод сравнения: сравнение показателей отчетного периода с предшествующим в первом случае и сравнение фактических показателей отчетного периода с плановыми.
На изменение прибыли отчетного периода оказывают влияние многие факторы. Количественно можно измерить факторы первого, второго и третьего порядков [1, c.104].
Детально и наглядно факторы трех уровней представлены на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Структурно-логическая схема факторной системы прибыли отчетного периода
Примечание. Источник: [15, с.504. рисунок 20.1]
Как видно из рисунка 1.2 к факторам первого порядка относятся изменения:
В свою очередь прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) зависит от следующих факторов:
Эти факторы относятся к факторам второго порядка, влияющим на величину прибыли отчетного периода. Взаимосвязь факторов первого и второго порядков с прибылью отчетного периода прямая, за исключением себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли.
При расчете влияния факторов первого порядка на прибыль отчетного периода используем аддитивную факторную модель:
,
где ПБ – прибыль отчетного периода;
ПР – прибыль
от реализации продукции,
ПП – прибыль от операционных доходов и расходов;
ВР – прибыль от внереализационных доходов и расходов.
Количественное изменение
Для расчета влияния факторов, от которых зависит прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), таких как объем реализации продукции, ее полная себестоимость и средняя реализационная цена, часто применяют способ цепных подстановок или способ абсолютных разниц.
Прибыль от реализации однородной продукции рассчитывается по формуле: