Анализ финансовых результатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый анализ представляет собой метод оценки ретроспетивного (прошлого) и перспективного (будущего) финансового состояния хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой информации. Одновременно финансовый анализ является неотъемлемой частью финансового планирования.

Оглавление

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................38 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....39 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИ-ЯТИЯ 6
1.1. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности. 6
Формирование и расчет показателей прибыли 6
1.2. Экономические факторы, определяющие величину прибыли 9
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.1. Анализ состава и динамики показателей прибыли. 17

Файлы: 1 файл

Курсов.doc

— 404.00 Кб (Скачать)

Федеральное агенство по образованию 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

Петрозаводский  государственный  университет 
 
 

Организация производства и предпринимательства 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

АНАЛИЗ  ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ 
 
 

Выполнила студентка 

гр. 42501,

Кузнецова Е.В. 
 
 

Руководитель

  кандидат экономических наук,

доцент  кафедры экономики 

и управления производством 

лвоалвоал

------------------------------------------------------ 

------------------------------------------------------ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Петрозаводск 2011 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................38

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....39

    ВВЕДЕНИЕ

 
 

     Успешное  функционирование предприятия в  новой системе хозяйствования во многом зависит от финансового состояния и эффективного использования финансовых ресурсов.

     Финансовый  анализ представляет собой метод  оценки ретроспетивного (прошлого) и  перспективного (будущего) финансового состояния хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой информации. Одновременно финансовый анализ является неотъемлемой частью финансового планирования.

     Любой вид хозяйственной деятельности начинается с вложения денег, протекает через движение денег и заканчивается результатами, имеющими денежную оценку. Поэтому только финансовый анализ способен в комплексе исследовать и оценить все аспекты и результаты движения денежных средств, уровень отношений, связанных с денежным потоком, а также возможное финансовое состояние данного объекта. В конечном итоге это означает, что в рыночной экономике финансовый анализ является одним из главных инструментов воздействия на экономику.

     Финансовый анализ играет также большую роль для диагностики начальных кризисных явлений в экономике предприятия и планирования мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния предприятия.

     В процессе анализа финансовой отчетности предприятия формируется представление о составе и структуре капитала, источников его образования, характере использования финансовых ресурсов, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Результаты финансового анализа должны показать, насколько эффективно предприятие использует имеющиеся ресурсы и какова зависимость от привлеченных средств.

     Применяя  методы экономического анализа, можно  не только выявить основные факторы, влияющие на финансово-хозяйственное  состояние предприятия, но и изменить степень их воздействия. По состоянию финансов можно контролировать работу предприятия, своевременно принимать меры для ликвидации недостатков в производственной и хозяйственной деятельности.

     Необходимым элементом финансового анализа  является исследование результатов  финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые характеризуются суммой прибыли или убытка.

     Прибыль является стандартом успешной работы предприятия. Величина прибыли зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для экономического развития предприятия. За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед кредиторами и инвесторами. Прибыль является основным источником формирования доходов федерального и республиканского бюджетов.

     Таким образом, в росте суммы прибыли  заинтересованы каждый субъект хозяйствования и государство. Изменение прибыли  происходит за счет внутренних и внешних  факторов, например, инфляции, объема производства, качества и конкурентоспособности продукции, ассортимента, уровня затрат и др. Поэтому необходимо проводить систематический анализ формирования, распределения и использования прибыли.

      Цель  финансового анализа состоит  не только в том, чтобы установить и оценить финансовые результаты  предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансовых результатов показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии именно на данном предприятии. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния данного предприятия в конкретный период его деятельности.

      Актуальность  выбранной темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики финансы имеют первостепенное значение. Выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов является характерной чертой и тенденцией во всем мире.

       Цель  данной курсовой работы – анализ и  оценка финансовых результатов деятельности предприятия и прибыли на примере  предприятия, основная деятельность которого связана с производством сельскохозяйственной продукции

     Исходя  из обозначенной цели, в работе  решаются следующие задачи:

  • рассмотреть содержание, цели и задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
  • исследовать состав, значение и порядок формирования информационной бухгалтерской отчетности – информационной базы анализа финансовых результатов предприятия;
  • исследовать процесс формирования финансового результата деятельности предприятия;
  • рассмотреть теоретические основы и методику проведения анализа финансовых результатов деятельности предприятия.

         Исследуемой проблеме посвящено довольно много литературы как отечественных, так и зарубежных авторов. Среди них следует выделить работы таких авторов, как: Балабанов И.Т. «Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта», «Основы финансового менеджмента»; Ковалев В.В. «Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности»; Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. «Методика финансового анализа предприятия»; Стоянова Е.С. «Финансовый менеджмент. Российская практика»; Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия»; Русак Н.А., Стражев В.И., Мигун О.Ф. «Анализ хозяйственной деятельности в промышленности»; Друри К. «Введение в управленческий и производственный учет»; Ван Хорн Дж.К. «Основы управления финансами».  

     ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

      

  • 1.1. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности.
  •       

  • Формирование  и расчет показателей прибыли
  •  
     

         Прибыль — это выраженный в денежной форме  чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий  деятельность хозяйствующего субъекта как вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности. Прибыль представляет собой разность между полученными совокупным доходом и совершенными совокупными затратами в процессе этой деятельности.

         Прибыль — особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли — это:

    • основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;
    • главный источник возрастания рыночной стоимости организации;
    • индикатор кредитоспособности;
    • главный интерес собственника, поскольку прибыль обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;
    • индикатор конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;
    • гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

         Поддержание необходимого уровня прибыльности —  объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных внутренних причин банкротства. Классификация прибыли представлена на рис. 1.1. 

    Рис. 1.1. Классификация прибыли  

         Главная цель управления прибылью — максимизация благосостояния собственников в  текущем и перспективном периодах. Это означает обеспечение:

    • максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;
    • оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;
    • высокого качества формируемой прибыли;
    • выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;
    • достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;
    • роста рыночной стоимости организации;
    • эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

         Прибыль формируется в процессе хозяйственной деятельности организации, что находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности.

         Валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продажи продукции  и производственной себестоимостью продукции. Валовая прибыль служит для покрытия коммерческих и управленческих расходов. Она больше названных расходов на величину прибыли от продаж. Валовая прибыль носит название «брутто-прибыли» от реализации продукции. Брутто-прибыль рассчитывается как разность строк 010 и 020 ф. 2.

         Организация несет операционные и внереализационные расходы. В состав операционных расходов включаются налоги, относимые за счет финансового результата, финансовые результаты от реализации имущества, затраты по банковскому обслуживанию, прочие операционные и другие расходы. Внереализационные расходы включают проценты к получению и к уплате, доходы от участия в других организациях и иные расходы. Схема анализа финансовых результатов и рентабельности организации представлена на рис. 1.2.

         Сальдо  доходов и расходов операционных и внереализационных расходов увеличивает или уменьшает прибыль от продаж и формирует прибыль до налогообложения.

    Рис. 1.2. Схема анализа финансовых результатов и рентабельности организации 

         После уплаты налога на прибыль у организации  остается прибыль от обычной деятельности. В случае возникновения чрезвычайных расходов и доходов эта прибыль корректируется на величину разницы между чрезвычайными доходами и расходами. В результате формируется нераспределенная прибыль отчетного периода, за счет которой выплачиваются дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям. Величина прибыли, остающейся в распоряжении коммерческой организации, отражается по строке 190 ф. 2 финансовой отчетности. 
     

      • 1.2. Экономические  факторы, определяющие величину  прибыли
       
       

           Для сознательного и целенаправленного принятия организационно-технических и хозяйственно-управленческих решений по наращиванию прибыли необходимо, прежде всего, классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс.

           Все факторы можно разделить на две  группы — внешние или экзогенные и внутренние или эндогенные.

           К внешним факторам относятся:

      • рыночно-конъюнктурные. Это диверсификация деятельности организации, повышение конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции;
      • хозяйственно-правовые и административные факторы. В эту группу факторов включают налогообложение, правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен.

           Внутренними факторами являются:

      • материально-технические. Это использование прогрессивных и экономичных предметов труда, производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства;
      • организационно-управленческие. Освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения;
      • экономические. Финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование;
      • социальные. Повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников.

           Количественную  оценку перечисленных факторов проводят с помощью ряда показателей, основными  из которых являются:

      • изменение отпускных цен на реализованную продукцию;
      • изменение объемов продукции по стоимостной оценке;
      • изменение в ассортименте реализуемой продукции;
      • экономия от снижения себестоимости продукции;
      • изменение себестоимости за счет структурных сдвигов;
      • изменение цен на материалы и тарифов на услуги.

           На  величину прибыли воздействует также  эффект производственного и финансового  рычага. Эффект производственного (операционного) рычага показывает, во сколько раз изменение прибыли опережает темпы прироста объема реализации. Увеличение прибыли происходит за счет эффекта масштаба производства. При этом, чем выше доля постоянных расходов в общей сумме издержек, тем ниже эффект производственного рычага.

           Эффект  финансового рычага характеризует изменение прибыли при рациональном использовании заемных средств. Увеличение доли заемного капитала позволяет, при определенных условиях, снизить налогооблагаемую прибыль и налог на прибыль. Однако финансовый риск деятельности организации при этом возрастает.

             Инфляционные процессы особенно негативно сказываются на размере прибыли. Инфляция означает обесценение денежной единицы, снижение ее покупательной способности. Различают инфляцию открытую, которая проявляется в росте цен на товары, не обусловленном повышением их качества, и скрытую (подавленную), когда потребитель, несмотря на стабильность цен, не может приобрести товар по официальной цене из-за его дефицита.

           Главное социально-экономическое последствие  инфляции — снижение реальных доходов  населения, которые определяются количеством товаров и услуг, покупаемых на номинальные доходы. От этого страдают в основном лица, живущие на фиксированные доходы. Возникает перераспределение реальных доходов в обществе. Инфляция ведет к падению реальной стоимости сбережений, а также к значительному росту номинальных ставок платы за кредит при падении реальных ставок. Нестабильность рынка снижает качество и уровень экономической информации, что затрудняет нормальное функционирование финансового рынка.

           Инфляция  оказывает существенное влияние на хозяйственную деятельность организации и, прежде всего, на величину ее денежных потоков. Для определения реальной величины денежного потока расходов, выручки или прибыли необходимо разделить номинальную величину этого потока на индекс инфляции.

           Инфляция  по-разному влияет на инвестиционные возможности организации и на ее текущее финансовое положение. Она  влияет на выбор и принятие решений, поскольку инвестиции предприятие  производит сегодня и их номинальная  стоимость равна реальной стоимости, а доходы будут получены спустя некоторое время, когда уменьшится не только текущая стоимость будущих денежных поступлений, но и сами деньги обесценятся вследствие инфляции. Таким образом, при инфляции: усложняется процесс оценки инвестиционного решения; возникает дополнительная потребность в источниках финансирования; растут проценты по заемному капиталу и ставки дисконтирования; затрудняется использование такого источника долгосрочного финансирования, как выпуск корпоративных облигаций; повышается степень диверсификации инвестиционного портфеля организации.

           В общем случае действует правило: в условиях инфляции инвестирование денежных средств в любые операции оправдано лишь в том случае, если доходность вложений превышает темпы инфляции.

           В текущей деятельности инфляция влияет на доходы, расходы и прибыль. Если у организации существует временной лаг между отгрузкой и оплатой продукции, то за период такого разрыва покупательная способность (ценность) доходов уменьшается (независимо от того, каков уровень инфляции) примерно на величину процентов, которые организация могла бы получить, если бы денежные средства, поступившие в момент отгрузки, были положены на депозит в банке.

           При инфляции реальная стоимость каждого  поступления денежных средств уменьшается  еще и на величину инфляционного обесценения, поэтому предприятие стремится уменьшить временной лаг между отгрузкой и оплатой или вообще требует предоплаты. Однако при такой политике организация потенциально теряет в конкурентной борьбе, поскольку важнейшим фактором увеличения объема продаж является продажа продукции в кредит (кредитная политика).

           Потребность организации в оборотных средствах, необходимых, прежде всего, для приобретения сырья, материалов, создания запасов  готовой продукции, зависит от объема продаж, соотношения цен на приобретение сырья и цен реализации продукции (прямая и обратная зависимость), периода оборота дебиторской и кредиторской задолженности.

           В процессе инфляции цены на сырье, материалы, топливо растут, соответственно растет номинальная величина финансовых потребностей организации на эти цели. Вместе с тем при отсрочке платежей инфляция фактически уменьшает реальную цену приобретения производственных запасов. Поэтому предприятие стремится повысить средний срок кредиторской задолженности (в разумных пределах) и обеспечить превышение его над средним сроком дебиторской задолженности.

           Таким образом, парадокс инфляции заключается  в том, что предприятия, имеющие кредиторские обязательства, оказываются в выигрышном положении, поскольку получают возможность совершить выплаты по долгам «обесцененными» деньгами. Но одновременно у предприятия искажаются показатели кредитоспособности и ликвидности, поскольку одни статьи активов (стоимость основных средств и запасов) искусственно занижаются по сравнению с их реальной стоимостью, а другие статьи (денежные средства, кроме валютных счетов, дебиторская задолженность), наоборот, завышаются. Занижение реальной стоимости основных средств ведет к занижению издержек (амортизация).

           Реальная  прибыль равна разнице между реальными доходами и реальными расходами. Поэтому если цены на сырье растут быстрее, чем цены на готовую продукцию, реальная рентабельность продукции падает. В условиях инфляции увеличивается риск получения фактического убытка вместо реальной и даже номинальной прибыли. Риск тем выше, чем больше доля стоимости сырья в цене готовой продукции.

           Кроме того, занижение издержек ведет к  завышению прибыли и налога на прибыль, а также других налогов. В результате у организации изымается  не только часть прибавочного, но и необходимого продукта, что нарушает процесс воспроизводства. В условиях инфляции прибыль отвлекается на пополнение оборотных средств.

           Все это толкает организацию на искажение  прибыли и увеличение отвлеченных  средств, что в основном означает использование прибыли на цели распределения прибавочного продукта между собственниками и работниками. Таким образом, увеличивается опасность того, что организация не сможет сохранить свои финансовые ресурсы на уровне, достаточном для восстановления потребленных основных и оборотных средств и укрепления финансовой базы. На первый план выдвигаются тактические задачи, краткосрочные интересы организации. Возникает так называемая эрозия капитала («проедание» капитала), невозможность и неспособность организации накопить значительные денежные средства для инвестиций.

           При высоких темпах инфляции степень  искажения реального положения  дел в финансовой отчетности организации  велика. Финансовая отчетность перестает служить объективной основой для принятия правильных управленческих решений.

           Все операции в бухгалтерском учете  отражаются в фактической  оценке и не корректируются в связи с  инфляцией, однако для целей анализа  мировая практика выработала несколько  подходов к оценке влияния инфляции на финансовые результаты:

      • игнорирование инфляции в учете;
      • представление показателей в твердой валюте и соответствующий их пересчет;
      • представление показателей финансовой отчетности в денежных единицах одинаковой покупательной способности (так называемый учет в долларах постоянной покупательной способности, или Constant dollar accounting, С DA);
      • изменение - показателей финансовой отчетности на основе учета по текущей восстановительной стоимости (Current Value Accounting, CVA) [52, с.169].

           Первый  подход основан на трактовке капитала как вложенных в организацию денежных средств. При этом рассчитывается общий индекс цен, и все статьи, финансовой отчетности пересчитываются в соответствии с его величиной (по каждому объекту историческая стоимость пересчитывается путем умножения на коэффициент, равный соотношению индекса цен года пересчета на индекс цен года приобретения объекта или проведения хозяйственной операции). При этом остатки по денежным статьям (касса, счета к получению, счета к оплате) не корректируются.

           При втором подходе капитал организации рассматривается как совокупность материальных и нематериальных ценностей. Каждый вид актива переоценивается по текущей стоимости. Существуют два метода оценки текущей стоимости:

      • по нетто-стоимости возможной реализации, которая дает представление о том, сколько организация могла бы получить в случае реализации своих активов;
      • по восстановительной стоимости, или стоимости замещения, дающей представление о том, сколько пришлось бы организации потратить денег в случае покупки или замены действующих активов новыми активами, такой же производительности.

           Оба рассмотренных метода имеют свои достоинства и недостатки. Что касается Международных стандартов бухгалтерского учета, то Совет по бухгалтерским стандартам несколько раз менял свою позицию по поводу их применения. В Положении № 89  компаниям было предоставлено право, публиковать дополнительную информацию только на базе текущих затрат. Пересчет по общему индексу цен разрешалось проводить только в случаях, когда чистая прибыль не отличалась от прибыли, подсчитанной на базе текущей восстановительной стоимости. В целом Совет по бухгалтерским стандартам поощряет, но не требует сбора дополнительной информации о последствиях изменения цен.

           Чтобы снизить воздействие инфляции на финансовые результаты, следует своевременно контролировать уровень рентабельности, закладываемой в расчетную цену изделия, при анализе хозяйственной деятельности и бухгалтерской отчетности. 

        ГЛАВА 2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА  ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

           

    • 2.1. Анализ состава и динамики показателей прибыли.
    • Факторный анализ прибыли от продажи продукции, товаров, работ и услуг 
       

           Информация, содержащаяся в отчетной форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», позволяет проанализировать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности предприятия, установить структуру прибыли и динамику показателей. Анализ финансовых результатов включает оценку следующих показателей прибыли: валовой, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли предприятия.

           Конечный финансовый результат (чистая прибыль или убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов.

           Блок-схема  формирования чистой прибыли (убытка), основанная на показателях «Отчета  о прибылях и убытках», приведена на рис. 2.1.

            Основными задачами анализа финансовых результатов  деятельности предприятия являются:

      • оценка динамики и структуры показателей прибыли за анализируемый период;
      • факторный анализ показателей прибыли;
      • анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности и выявление факторов и причин изменения показателей;
      • оценка динамики показателей рентабельности и анализ факторов, воздействующих на уровень использования хозяйственных средств;
      • анализ затрат, произведенных организацией, и затрат на рубль товарной продукции;
      • выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.
       
       
       

      Рис. 2.1. Модель формирования финансовых результатов деятельности предприятия

           Результаты  анализа используются для принятия экономических решений, направленных на эффективное использование ресурсов, выбор наилучшего варианта инвестиций, обоснование перспективы развития предприятия.

           На  изменение прибыли влияют финансовые результаты от прочих видов деятельности, к которым следует отнести:

      • прибыль от долевого участия в совместных предприятиях;
      • доходы по акциям, облигациям, депозитам и другим ценным бумагам;
      • поступление долгов и дебиторской задолженности;
      • прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств;
      • прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году;
      • полученные и выплаченные штрафы, пени, неустойки.

           В заключение анализа разрабатываются  конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков  и потерь от разных видов деятельности предприятия.

           Основную  часть прибыли предприятия получают от реализации продукции, товаров, работ и услуг.

           Увеличение  объема продаж рентабельной продукции  приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли.

           Структура товарной продукции также может  оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в объеме реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса продукции с низкой рентабельностью или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

           Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, а ее рост — к падению.

           Изменение среднего уровня реализационных цен  на продукцию и величина прибыли  находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

           Повышение цен на сырье, материалы, топливо  способствует увеличению себестоимости и снижению суммы прибыли.

           Таким образом, прибыль от продажи товарной продукции в общем случае находится  под воздействием таких факторов, как изменение объема реализации, структуры продукции, отпускных цен на реализованную продукцию, цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

           Проведение  факторного анализа прибыли от продажи  позволяет оценить резервы повышения эффективности производства и сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов. 
       

        1. Анализ  затрат, произведенных организацией
       
       

           Одним из основных факторов, влияющих на прибыль  предприятия, являются затраты.

           Затраты предприятия - это выраженная в денежном измерении стоимость материальных, трудовых, финансовых ресурсов, использованных предприятием на обеспечение процесса воспроизводства. Эта экономическая категория включает расходы, связанные: с производством товарной продукции; с размещением ресурсов в незавершенном производстве; с созданием запасов в виде семян, кормов и др.

           Под себестоимостью товаров, продукции, работ  и услуг  понимаются выраженные в  денежной форме затраты всех видов  ресурсов организации, по выращиванию  продукции растениеводства, животноводства и переработке продукции животноводства. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования – самими организациями.

           В соответствии со ст. 252 НК РФ, расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации, признаваемые для целей налогообложения, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией продукции, и внереализационные расходы.

           В соответствии со ст. 253 НК РФ, расходы, связанные  с производством и реализацией продукции, признаваемые для целей налогообложения, подразделяются:

      • на материальные расходы;
      • расходы на оплату труда;
      • суммы начисленной амортизации;
      • прочие расходы.

            По способу отнесения на себестоимость продукции расходы организаций агросферы подразделяются:

      • на прямые, связанные с производством определенных видов продукции;
      • на косвенные, связанные с производством нескольких видов продукции. Косвенные затраты относятся на объекты калькуляции методом распределения пропорционально соответствующей базе. Базой распределения косвенных расходов может выступать основная и дополнительная заработная плата рабочих или все прямые расходы, связанные с производством продукции. К косвенным расходам относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание офисов, на подготовку и освоение нового производства и прочие производственные расходы.

            По  отношению к объему производства расходы организаций агросферы  подразделяются:

      • на переменные расходы, сумма которых изменяется пропорционально объему производства или реализации продукции. В эту группу расходов включают: корма, семена, удобрения, горючее, электроэнергию, сдельную заработную плату дояркам, скотникам, трактористам с отчислениями на социальное страхование и обеспечение и др.;
      • на постоянные расходы, сумма которых остается неизменной при изменении объема производства или реализации продукции. В эту группу расходов включают: расходы, связанные с содержанием аппарата управления производством и предприятием, расходы, связанные с арендой помещений и др.

            Анализ  динамики затрат по основным экономическим  элементам проводят на основании  данных формы № 5 бухгалтерской отчетности. В этой форме отражены затраты, произведенные организацией в отчетном и прошлом периодах. Для анализа затрат, сгруппированных по другим классификационным признакам, необходимо располагать данными аналитического и синтетического учета.

           Далее, используя информацию внутреннего  бухгалтерского учета, анализ экономических элементов можно детализировать по основным структурным подразделениям – по центрам ответственности, т. е. по растениеводству, молочному и мясному скотоводству, перерабатывающему и вспомогательному производству. Прямые затраты относятся на каждый вид продукции в точно установленной сумме, а косвенные затраты распределяются по затратным центрам, а затем - по видам продукции. Результаты анализа затрат используются для выявления резервов их снижения.

           В рыночной экономике наиболее часто востребованы следующие методы калькулирования себестоимости продукции:

      • абзорпшен-костинг – это метод калькулирования себестоимости продукции с распределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками продукции на складе. Этот метод  используется, когда на предприятии производится только один вид продукции, или когда  общепроизводственные затраты существенно меняется по периодам производства;
      • директ-костинг – это метод калькулирования себестоимости продукции предполагает, что все затраты на производство делятся на переменные и постоянные, а последние полностью переносятся на финансовый результат и не распределяются по видам продукции. При таком методе калькулирования себестоимости продукции появляется возможность проводить анализ безубыточности, более гибкое ценообразование. Кроме того, определяется прибыль, которую приносит продажа каждого дополнительного центнера молока и другой, реализуемой предприятием продукции. Расчеты могут быть выполнены как в целом по предприятию, так и с учетом ассортимента выпускаемой продукции.

            Рассмотрим  по данным таблицы 1 возможности метода директ-костинг в управлении выручкой, затратами и прибылью организации на основе вклада в покрытие.

            При традиционном методе учета затрат выручка  от продажи товаров, продукции, работ и услуг составила 81 878 тыс. руб. в отчетном периоде.  Общие затраты на производство в этом же периоде составили 62 146 тыс. руб., а прибыль от продаж – 19 732 тыс. руб. Деление же общих затрат на производство продукции на переменные и постоянные расходы позволяет ввести в анализ показатель «вклад в покрытие», что значительно расширяет возможности экономического анализа. Исходная информация для проведения экономического анализа представлена в таблице 3.

      Таблица 3

      Динамика  финансового результата

      по основной деятельности организации, тыс. руб. 

      Показатели Периоды
      базисный отчетный
      Выручка от продажи товаров, продукции, работ  и услуг 86 727 81 878
      Переменные  затраты 61 246 58 604
      Вклад в покрытие 25 481 23 274
      Постоянные  затраты 6 000 3 542
      Прибыль от продаж 19 481 19 732
       

            Вклад в покрытие постоянных затрат и формирование прибыли представляет разность между  выручкой от продажи товаров продукции  работ и услуг и переменными  затратами на производство этой продукции. В рассматриваемом случае вклад  в покрытие в отчетном периоде уменьшился на 2 207 тыс. руб. При принятии управленческих решений, цель которых – увеличение прибыли, необходимо стремиться к максимальному увеличению вклада в покрытие.

            Из  определения вклада в покрытие следует, что эта величина может быть представлена в виде аддитивной модели:

      где - вклад в покрытие постоянных затрат и формирование прибыли, тыс. руб.;

          -  выручка  от продажи товаров, продукции,  работ и услуг, тыс. руб.;

           -  переменные затраты, тыс. руб.

            Если  расчет вклада в покрытие выполняется  с учетом количества проданной продукции, то уровень вклада в покрытие будет равен произведению количества проданной продукции и вклада в покрытие в расчете на единицу продукции.

            Предлагаемые  аналитические выражения позволяют  прогнозировать ситуацию по размеру  прибыли при условии изменения  отдельных параметров этих уравнений. Например, по результатам отчетного периода необходимо рассчитать:

      • какую следует ожидать прибыль от продаж, при условии увеличения в следующем за отчетным периодом выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг на +10% при неизменности других параметров? Искомое абсолютное значение прибыли составит:

            

        При соблюдении заданного условия прибыль  от продаж  увеличится на + 19,96 %;

      • какую следует ожидать прибыль от продаж, если переменные расходы увеличатся при прочих равных условиях на +10 %? Абсолютное значение прибыли составит 13 871, 6 тыс. руб., т. е. прибыль уменьшится на –29, 7 %;
      • какую следует ожидать прибыль от продаж, если постоянные расходы увеличатся при прочих равных условиях на + 10 %? При таком сценарии развития событий  прибыль от продажи продукции уменьшится на – 16,8 %;
      • какой должна быть выручка в отчетном периоде, для получения абсолютного значения прибыли базисного периода, т. е. 25 487 тыс. руб.? Достижение этого результата возможно при наращивании выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг на +7, 02 %.

            На  основе вклада в покрытие рассчитываются такие показатели как порог рентабельности и запас финансовой прочности.  Результаты расчета этих показателей  представлены в таблице 4. Порог рентабельности или точка безубыточности характеризует ситуацию когда, у предприятия уже нет убытков, но еще нет и прибыли, а выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг достаточно лишь для покрытия переменных и постоянных расходов. Другими словами вклад в покрытие в этой ситуации равен постоянным расходам. В рассматриваемом случае порог рентабельности в отчетном периоде снизился почти на 8 000 тыс. руб. и составил в абсолютном выражении 12 461 тыс. руб. Это значит, что поступление на счета организации выручки сверх порога рентабельности, приносило бы хозяйствующему субъекту прибыль.

            Запас финансовой прочности дает оценку выручки  от продажи товаров, продукции, работ  и услуг сверх достигнутого порога  рентабельности.

            В управлении финансами организации и корректировке общей стратегии востребован показатель – операционный рычаг. Операционный рычаг измеряется отношением вклада в покрытие к прибыли от продаж и характеризует уровень предпринимательского риска. В практической деятельности возникают ситуации, когда часть затрат из разряда переменных переносится в разряд постоянных и наоборот. На основе расчета операционного рычага сравнивают варианты распределения затрат и их связь с выручкой от продаж. Сравнение вариантов распределения переменных и постоянных затрат представлено в таблице 4.

            Увеличение  постоянных расходов на 6 000 тыс. руб. при фиксированной величине суммарных затрат и прибыли привело к увеличению точки безубыточности в 2,1 раза. Это же изменение повлекло увеличение уровня операционного рычага на +25,8 %., что свидетельствует о том, что в прогнозируемом варианте прибыль более чувствительна к изменению объемов производства и продаж. Рост удельного веса постоянных затрат всегда ведет к необходимости выбора стратегии, нацеленной на рост объемов реализации. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей  продукция с высоким уровнем операционного рычага и не достигшая порога рентабельности сопряжена с большими убытками. 
       
       
       
       
       

            Таблица 4

      Сравнение вариантов распределения затрат  

      Показатели Единицы

      измерения

      Периоды
      отчетный прогнозируемый
      Выручка от продажи товаров, продукции, работ  и услуг тыс. руб. 81 878 81 878
      Переменные  затраты тыс. руб. 58 604 52 604
      Вклад в покрытие тыс. руб. 23 274 29 274
      Постоянные  затраты тыс. руб. 3 542 9 542
      Прибыль от продаж тыс. руб. 19 732 19 732
      Точка безубыточности тыс. руб. 12 463 26 691
      Операционный  рычаг коэф. 1,18 1,48
       

            Анализ  затрат на 100 рублей товарной продукции  устанавливает прямую связь между полной себестоимостью и прибылью от продаж. Количественная оценка взаимосвязи между этими экономическими категориями представлена в таблице 5. Расчет выполнен по данным таблицы 1.

           Как видно из данных таблицы 5, в отчетном году по сравнению с предыдущим годом наблюдается тенденция уменьшения общих удельных затрат, что положительно влияет на прибыль от продажи единицы продукции, хотя и произошло уменьшение выручки от продажи продукции. Эти изменения произошли в результате уменьшения доли коммерческих расходов в составе себестоимости произведенной продукции.

      Таблица 5

      Динамика  скорости изменения затрат на 100 руб. выручки

       от продажи товаров, продукции, работ и услуг

      Показатели На 100 руб. выручки, руб. Абсолютная  разность, руб. Абсолютная  разность в % к итогу базисного  периода
      базисный  период отчетный период
      Себестоимость проданных товаров 65,74 67,91 + 2,17 + 2,80
      Коммерческие  расходы 4,87 3,66 - 1,21 - 1,56
      Управленческие  расходы 6,92 4,33 - 2,59 - 3,34
      Итого затрат 77,53 75,90 - 1,63 - 2,10
       

      2.3. Анализ  рентабельности активов и капитала организации 
       

            В рыночной экономике уровень рентабельности рассчитывается как:

      • отношение прибыли к активам, т. е. ресурсам организации;
      • отношение прибыли к выручке, т. е. доходу организации;
      • отношение прибыли от продаж к затратам на производство проданных товаров, продукции, работ и услуг.

            Уровень рентабельности величина векторная  и может измеряться как в коэффициентах, так и в процентах. В числителе  этого отношения в зависимости  от целей исследования может быть представлена: прибыль или убыток от продаж; прибыль до налогообложения; прибыль до уплаты процентов и налогов, получившая название экономической прибыли; чистая прибыль. Знаменатель может содержать: активы или капитал организации; собственный капитал; перманентный капитал, включающий сумму собственного капитала и долгосрочных заемных средств; текущие активы; основные производственные фонды; выручку от реализации продукции; себестоимость проданных товаров и др.

            В практической деятельности организациями  агросферы востребованы следующие  показатели рентабельности, достаточно полно характеризующие эффективность деятельности организации:

      • рентабельность капитала или совокупных активов - - отношение чистой прибыли к стоимости активов на конец года;
      • рентабельность капитала или совокупных активов - - отношение прибыли до налогообложения к стоимости активов на конец года;
      • рентабельность собственного капитала - - отношение прибыли до налогообложения к стоимости собственного капитала на конец года;
      • рентабельность собственного капитала по чистой прибыли - - отношение чистой прибыли к стоимости собственного капитала на конец года;
      • рентабельность выручки по чистой прибыли - - отношение чистой прибыли к выручке от продажи товаров, продукции, работ и услуг;
      • рентабельность выручки по прибыли от продаж - - отношение прибыли от продаж к выручке от продажи товаров, продукции, работ и услуг;
      • рентабельность затрат по прибыли от продаж - - отношение прибыли от продаж к затратам на производство проданных товаров, продукции, работ и услуг. Затраты на производство проданной продукции включают себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг, коммерческие и управленческие расходы;
      • рентабельность затрат по чистой прибыли - -отношение чистой прибыли к затратам на производство проданных товаров, продукции, работ и услуг. Затраты на производство проданной продукции включают себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг, коммерческие и управленческие расходы.

            Показатели  рентабельности активов и собственного капитала при необходимости могут  быть рассчитаны на основе среднегодовых уровней активов и собственного капитала.

            Исходная  информация для расчета показателей  рентабельности предприятия по данным бухгалтерской отчетности  на основе приложения 1 и 2 представлена в таблице 6.

            Таблица 6

            Динамика  дохода, капитала и прибыли организации, тыс. руб.

      Показатели Периоды
      базисный отчетный
      Выручка от продажи товаров, продукции, работ  и услуг 86 727 81 878
      Полная  себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг 67 246 62 146
      Прибыль (убыток) от продаж 19 481 19 752
      Прибыль до налогообложения  18 407 18 912
      Текущий налог на прибыль 4 418 4 539
      Чистая  прибыль (убыток) 13 989 14 373
      Стоимость активов на конец года 16 448 18 574
      Стоимость собственного капитала на конец года 14 089 14 473
       

           Рассчитанные  в таблице 7 показатели рентабельности  позволяют сделать следующие выводы:

      • в целом по предприятию наблюдается улучшение использования активов. С каждых 100 рублей средств, инвестируемых в активы, предприятие получило в отчетном году прибыли до налогообложения больше, чем в предыдущем периоде на 15,88 руб. или на 16,02 процентных пункта;
      • возросла рентабельность выручки по чистой прибыли, по прибыли до налогообложения и по прибыли от продаж. Причиной положительных сдвигов в уровне рентабельности стали опережающие темпы роста прибыли, полученной в результате финансово-хозяйственной деятельности по сравнению с темпами изменения объема выручки от продаж. Увеличение рентабельности продаж может указывать на повышение спроса на определенный вид продукции, а также улучшение ее конкурентоспособности, как по издержкам, так и по качеству;

      Таблица 7

            Динамика  показателей рентабельности, %

      Показатели Условн. обознач. Периоды
      базисный Отчетный
      Рентабельность  затрат:

        по  прибыли от продаж

        по  чистой прибыли

       

       
      +28,97

      +20,80

       
      +31,75

      +23,13

      Рентабельность  выручки:

        по  прибыли от продаж

        по  прибыли до налогообложения

        по  чистой прибыли

       
       

       

       

       
      +22,46

      +21,22

      +16,13

       
      +24,10

      +23,10

      +17,55

      Рентабельность  активов:

        по  прибыли до налогообложения

        по  чистой прибыли

       

       
      +99,10

      +75,32

       
      +114,98

      +87,38

      Рентабельность  собственного капитала:

       по  прибыли до налогообложения

        по  чистой прибыли

       

       
      +130,65

      +99,22

       
      +130,67

      +99,31

       
      • уровень рентабельности выручки, исчисленный по прибыли  до налогообложения (+23,10%), ниже уровня рентабельности выручки, исчисленной по прибыли от продажи (+24,10%). Разница между этими показателями объясняется влиянием отрицательного сальдо от операционной и внереализационной деятельности. Значение уровня рентабельности выручки, исчисленной по чистой прибыли, ниже предыдущих показателей, поскольку формируется под влиянием налоговой нагрузки по налогу на прибыль организаций. Абсолютное значение текущего налога на прибыль увеличилось в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом на 121 тыс. руб.

            Приведенный в таблице 7 состав показателей рентабельности может быть дополнен расчетом рентабельности акционерного капитала, чистых активов, отдельных видов продукции.

           Использование в анализе хозяйственной деятельности  такого широкого состава показателей  рентабельности отражает сложность  финансово-хозяйственной деятельности организаций агросферы.

           В экономическом анализе востребованы факторные модели рентабельности, на основании которых с использованием метода цепных подстановок можно дать количественную оценку влияния факторов производства на уровень рентабельности. Построение некоторых факторных моделей на основе данных таблицы 6 представлено в таблице 8 и сводится к следующему.

           Таблица 8

      Динамика  формирования рентабельности активов  на конец года, %

      Показатели Услов. обознач. Периоды
      базисный отчетный
      Рентабельность  активов по чистой прибыли
      + 75,32 +87,38
      Влияние на рентабельность активов:
      • прибыли от продаж
      • прибыли от операционной деятельности
      • прибыли от внереализационной деятельности
        

        

        

      + 104,88

      - 0,73

      - 28,83

      +119,97

      - 1,09

      - 31,48

       

            На  формирование рентабельности активов  оказывает влияние финансовый результат  трех направлений деятельности,  где высокодоходной и устойчивой является деятельность от продажи товаров, продукции, работ и услуг.

              Рентабельность активов зависит также от скорости оборачиваемости активов и рентабельности выручки. При низкой рентабельности выручки организации агросферы стремиться к ускорению оборачиваемости активов в целом и отдельных его частей. Это достигается совершенствованием управления дебиторской задолженностью, незавершенным производством, запасами. Следует заметить, что оборачиваемость активов зависит и от степени устойчивости хозяйственных связей, налогового законодательства, уровня инфляции.

            Для оценки влияния факторов на уровень рентабельности выручки используют двухфакторную модель, для построения которой исходная информация  представлена в таблице 9.

      Таблица 9

      Динамика  показателей, формирующих

      уровень рентабельности выручки по прибыли  от продаж 

       
       
      Показатели
      Условные  обознач. Периоды
      базисный отчетный
      Выручка от продажи товаров, тыс. руб.    86 727 81 878
      Полная  себестоимость проданных товаров, тыс. руб.
      67 246 62 146
      Прибыль от продаж, тыс. руб.
      19 481 19 732
      Рентабельность  выручки по прибыли от продаж, %
      + 22,46 + 24,10
       

            Рентабельность  выручки по прибыли от продаж показывает уровень прибыли от продаж в расчете на 100 руб. выручки от продаж, которая в отчетном периоде на 1,64 руб. увеличилась по сравнению с базисным периодом. Это изменение ( ) сформировалось под влиянием:

        • изменения объема продаж за счет изменения цен реализации. В результате влияния этого фактора рентабельность выручки по прибыли от продаж уменьшилась на  - 4,59 %. Алгоритм этого влияния таков:

      =
      =+17,87% - (+22,46%)= - 4,59%;

        • изменения полной себестоимости. Количественная оценка этого влияния определяется так:

        Общее изменение  рентабельности выручки от продаж составит +1,64 %, что подтверждается следующей  моделью:

            

      =
      +
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

           ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

           В условиях снижения деловой активности риск банкротства присущ многим организациям, в том числе и организациям сферы сельскохозяйственного производства.

           В зарубежной и российской экономической литературе предлагаются различные методики и математические модели диагностики вероятности наступления банкротства организаций. В современной зарубежной практике финансово-хозяйственной деятельности для оценки вероятности банкротства наиболее широкое применение получили модели, разработанные Э. Альтманом и У. Бивером.

           Оценка  вероятности наступления банкротства  по «Z-счёту» Э. Альтмана, представляет собой пятифакторную модель, построенную  по данным успешно действующих и  обанкротившихся промышленных предприятий США. Итоговый коэффициент вероятности банкротства Z рассчитывается с помощью пяти показателей, каждый из которых был наделён определённым весом, установленным статистическими методами: Z-счёт = 1,2 хХ1 + 1,4 х Х2 + 3,3 х Х3 + 0,6 х Х4 + Х5.

           Обозначенные  в модели факторы представляют следующие  экономические показатели:

      • Х1 - доля оборотного капитала в активах;
      • Х2 - отношение накопленной прибыли к активам;
      • Х3 - рентабельность активов;
        • Х4 - отношение рыночной стоимости всех обычных и привилегированных акций предприятия к заёмным средствам;
      • Х5 - — оборачиваемость активов.

           Определенной  популярностью в прогнозировании  вероятности банкротства пользуется и методика, предложенная У. Бивером  которая предусматривает расчет следующих показателей:

      • рентабельность активов;
      • финансовый леверидж;
      • коэффициент покрытия активов ЧОК;
      • коэффициент покрытия;
      • коэффициент  Бивера.

           Весовые коэффициенты для индикаторов в  модели У. Бивера не предусмотрены и  итоговый коэффициент вероятности  банкротства не рассчитывается. Полученные значения данных показателей сравниваются с их нормативными значениями.

             «Импортные» модели Э. Альтмана и У. Бивера содержат значения весовых коэффициентов и пороговых значений комплексных и частных показателей, рассчитанные на основе американских аналитических данных шестидесятых и семидесятых годов. В связи с этим автор считает, что они не могут в полной мере соответствовать современной специфике экономической ситуации и организации бизнеса в России, в том числе отличающейся по системе бухгалтерского учёта и налогового законодательства и т. д.

           Р. С. Сайфуллин и Г. Г. Кадыков предложили использовать для оценки финансового  состояния предприятий рейтинговое  число. Суммарная величина, составляющая уровень рейтинга Рассчитывается так:

      R = 2К0 + 0,1Ктл + 0,08Ки + 0,45Км + Кпр, где:

      • Ко — коэффициент обеспеченности собственными средствами;
      • Ктл — коэффициент текущей ликвидности;
      • Ки — коэффициент оборачиваемости активов;
      • Км — коммерческая маржа (рентабельность реализации продукции);
      • Кпр — рентабельность собственного капитала.

             Проведенное исследование показало, что предлагаемые отечественными и зарубежными авторами методики по оценке риска, связанного с банкротством совершенствуются, с  учетом становления рыночной экономики  в России. 
       

        СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 
         

      1. Конституция  Российской Федерации от 12 декабря  1993 г. с учетом поправок, внесенных  законом РФ  о поправках к  Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 7 - ФКЗ // Российская газета. – 1993. - № 237; 2009. - № 7.

      2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ в ред. федер. закона от 22 октября 2010 г. № 402 - ФЗ // Российская газета. - № 153-154; 2010. - № 297.

      3. Гражданский  кодекс Российской Федерации  (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №  51-ФЗ в ред. федер. закона от 27 августа 2010 г. № 194-ФЗ // Российская газета. – 1994. - № 238-239; 2010. - № 168.

      4. Гражданский  кодекс Российской Федерации  (часть вторая) от 28 января 1996 г. №  14-ФЗ в ред. федер. закона  от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ // Российская  газета. – 1996. - № 23-27; 2010. - № 19 .

      5. Гражданский  кодекс Российской Федерации  (часть третья) от 26 ноября 2001 г. №  146-ФЗ в ред. федер. закона  от 30.06.2008 г. № 105-ФЗ // Российская  газета. – 2001. - № 233; 2008. - № 141.

      6. Гражданский  кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 201-ФЗ в ред. федер. закона от 04 октября 2010 г. № 259-ФЗ // Российская газета. – 2006. - № 289; 2010. - № 228.

      7. Налоговый  кодекс Российской Федерации  (часть первая) от 31 июля 1998 г. №  146-ФЗ в ред. федер. закона от 30 декабря 2010 г. № 404 - ФЗ // Российская газета. – 1998. - № 148-149; 2010. - № 296 .

      8. Налоговый  кодекс Российской Федерации  (часть вторая) от 05 августа 2000 г.  № 117-ФЗ в ред. федер. закона  от 28 декабря 2010 г. № 425-ФЗ // Парламентская газета. – 2000. - № 151-152; 2010. - № 297.

      9. Трудовой  кодекс Российской Федерации  от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ в  ред. федер. закона от 29 декабря  2010 г. № 437-ФЗ // Российская газета. – 2001. - № 256; 2010. - № 297.

      Приложение 1

      АНАЛИТИЧЕСКИЙ БАЛАНС ОРГАНИЗАЦИИ 

      Актив Код показателя Отчетный  период, тыс. руб.
      на  начало года на конец  года
      1. Внеоборотные  активы

      Нематериальные  активы

      110 73 40
      Основные  средства 120 6 364 3 214
      Итого по разделу 1 190 6 437 3 254
      II. Оборотные активы

      Запасы

      210 9 971 8 767
           В том числе:

      сырье, материалы

      211 300 212
      животные  на выращивании и откорме 212 3 600 4 200
      Затраты в незавершенном производстве 213 4 000 3 305
      Готовая продукция и товары для перепродажи 214 2 071 1 050
      Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220 342 48
      Просроченная  дебиторская задолженность 230 - -
      Текущая дебиторская задолженность 240 372 67
      Денежные  средства 260 1 452 4 312
      Баланс 300 18 574 16 448
       

      Продолжение приложения 1 
       

      Пассив Код показателя Отчетный период,

      тыс. руб.

      на  начало года на конец  года
      III. Капитал и резервы

      Уставный  капитал

      410 100 100
      Нераспределенная  прибыль 470 13 989 14 371
      Итого по разделу III 490 14 089 14 473
      IV. Долгосрочные обязательства

      Займы и кредиты

      510 - -
      Итого по разделу IV 590 - -
      V. Краткосрочные обязательства Займы и кредиты 610 - -
      Кредиторская  задолженность 620 4 485 1 975
          в том числе:

        поставщики  и подрядчики

      621 2 860 586
      задолженность перед персоналом организации 622 477 396
      задолженность перед государственными внебюджетными фондами 623 389 309
      задолженность по налогам и сборам 624 759 684
      Итого по разделу V 690 4 485 1 975
      Баланс 700 18 574 16 448
       
       

      Приложение 2 

      Отчет о  прибылях и убытках, тыс. руб.

      за 20011г. 
       

      Показатель За отчетный период За аналогичный период прошлого года
      наименование  показателя код
      1 2 3 4
      Выручка (нетто)от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов, и аналогичных  обязательных платежей)  
       
       
      010
       
       
       
      81 878
       
       
       
      86 727
      Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг  
      020
       
      55 604
       
      57 016
      Валовая прибыль 029 26 274 29 711
      Коммерческие  расходы 030 4 230 3 000
      Управленческие  расходы 040 6 000 3 542
      Прибыль (убыток) от продаж 050 19 732 19 481
      Операционные  доходы 090 38 44
      Операционные  расходы 100 218 179
      Внереализационные доходы 120 160 97
      Внереализационные расходы 130 800 1036
      Прибыль (убыток) до налогообложения 140 18 912 18 407
      Текущий налог на прибыль 150 4 539 4 418
      Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода  
      190
       
      14 373
       
      13 989

    Информация о работе Анализ финансовых результатов