Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:40, курсовая работа
Финансовый анализ представляет собой метод оценки ретроспетивного (прошлого) и перспективного (будущего) финансового состояния хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой информации. Одновременно финансовый анализ является неотъемлемой частью финансового планирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................38 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....39 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИ-ЯТИЯ 6
1.1. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности. 6
Формирование и расчет показателей прибыли 6
1.2. Экономические факторы, определяющие величину прибыли 9
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.1. Анализ состава и динамики показателей прибыли. 17
Федеральное
агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального
образования
Петрозаводский
государственный
университет
Организация
производства и предпринимательства
КУРСОВАЯ
РАБОТА
АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
КАК
ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ
Выполнила студентка
гр. 42501,
Кузнецова
Е.В.
Руководитель
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики
и
управления производством
лвоалвоал
------------------------------
------------------------------
Петрозаводск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Успешное функционирование предприятия в новой системе хозяйствования во многом зависит от финансового состояния и эффективного использования финансовых ресурсов.
Финансовый анализ представляет собой метод оценки ретроспетивного (прошлого) и перспективного (будущего) финансового состояния хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой информации. Одновременно финансовый анализ является неотъемлемой частью финансового планирования.
Любой вид хозяйственной деятельности начинается с вложения денег, протекает через движение денег и заканчивается результатами, имеющими денежную оценку. Поэтому только финансовый анализ способен в комплексе исследовать и оценить все аспекты и результаты движения денежных средств, уровень отношений, связанных с денежным потоком, а также возможное финансовое состояние данного объекта. В конечном итоге это означает, что в рыночной экономике финансовый анализ является одним из главных инструментов воздействия на экономику.
Финансовый анализ играет также большую роль для диагностики начальных кризисных явлений в экономике предприятия и планирования мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния предприятия.
В
процессе анализа финансовой отчетности
предприятия формируется
Применяя методы экономического анализа, можно не только выявить основные факторы, влияющие на финансово-хозяйственное состояние предприятия, но и изменить степень их воздействия. По состоянию финансов можно контролировать работу предприятия, своевременно принимать меры для ликвидации недостатков в производственной и хозяйственной деятельности.
Необходимым элементом финансового анализа является исследование результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые характеризуются суммой прибыли или убытка.
Прибыль является стандартом успешной работы предприятия. Величина прибыли зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для экономического развития предприятия. За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед кредиторами и инвесторами. Прибыль является основным источником формирования доходов федерального и республиканского бюджетов.
Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы каждый субъект хозяйствования и государство. Изменение прибыли происходит за счет внутренних и внешних факторов, например, инфляции, объема производства, качества и конкурентоспособности продукции, ассортимента, уровня затрат и др. Поэтому необходимо проводить систематический анализ формирования, распределения и использования прибыли.
Цель финансового анализа состоит не только в том, чтобы установить и оценить финансовые результаты предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансовых результатов показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии именно на данном предприятии. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния данного предприятия в конкретный период его деятельности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики финансы имеют первостепенное значение. Выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов является характерной чертой и тенденцией во всем мире.
Цель
данной курсовой работы – анализ и
оценка финансовых результатов деятельности
предприятия и прибыли на примере
предприятия, основная деятельность которого
связана с производством
Исходя из обозначенной цели, в работе решаются следующие задачи:
Исследуемой проблеме посвящено довольно
много литературы как отечественных, так
и зарубежных авторов. Среди них следует
выделить работы таких авторов, как: Балабанов
И.Т. «Анализ и планирование финансов хозяйствующего
субъекта», «Основы финансового менеджмента»;
Ковалев В.В. «Финансовый анализ: Управление
капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности»;
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. «Методика финансового
анализа предприятия»; Стоянова Е.С. «Финансовый
менеджмент. Российская практика»; Савицкая
Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности
предприятия»; Русак Н.А., Стражев В.И.,
Мигун О.Ф. «Анализ хозяйственной деятельности
в промышленности»; Друри К. «Введение
в управленческий и производственный
учет»; Ван Хорн Дж.К. «Основы управления
финансами».
Прибыль — это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий деятельность хозяйствующего субъекта как вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности. Прибыль представляет собой разность между полученными совокупным доходом и совершенными совокупными затратами в процессе этой деятельности.
Прибыль — особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли — это:
Поддержание
необходимого уровня прибыльности —
объективная закономерность нормального
функционирования организации в рыночной
экономике. Систематический недостаток
прибыли и ее неудовлетворительная динамика
свидетельствуют о неэффективности и
рискованности бизнеса, что является одной
из главных внутренних причин банкротства.
Классификация прибыли представлена на
рис. 1.1.
Рис. 1.1.
Классификация прибыли
Главная
цель управления прибылью — максимизация
благосостояния собственников в
текущем и перспективном
Прибыль формируется в процессе хозяйственной деятельности организации, что находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности.
Валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продажи продукции и производственной себестоимостью продукции. Валовая прибыль служит для покрытия коммерческих и управленческих расходов. Она больше названных расходов на величину прибыли от продаж. Валовая прибыль носит название «брутто-прибыли» от реализации продукции. Брутто-прибыль рассчитывается как разность строк 010 и 020 ф. 2.
Организация несет операционные и внереализационные расходы. В состав операционных расходов включаются налоги, относимые за счет финансового результата, финансовые результаты от реализации имущества, затраты по банковскому обслуживанию, прочие операционные и другие расходы. Внереализационные расходы включают проценты к получению и к уплате, доходы от участия в других организациях и иные расходы. Схема анализа финансовых результатов и рентабельности организации представлена на рис. 1.2.
Сальдо доходов и расходов операционных и внереализационных расходов увеличивает или уменьшает прибыль от продаж и формирует прибыль до налогообложения.
Рис. 1.2.
Схема анализа финансовых результатов
и рентабельности организации
После
уплаты налога на прибыль у организации
остается прибыль от обычной деятельности.
В случае возникновения чрезвычайных
расходов и доходов эта прибыль корректируется
на величину разницы между чрезвычайными
доходами и расходами. В результате формируется
нераспределенная прибыль отчетного периода,
за счет которой выплачиваются дивиденды
по обыкновенным и привилегированным
акциям. Величина прибыли, остающейся
в распоряжении коммерческой организации,
отражается по строке 190 ф. 2 финансовой
отчетности.
Для сознательного и целенаправленного принятия организационно-технических и хозяйственно-управленческих решений по наращиванию прибыли необходимо, прежде всего, классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс.
Все факторы можно разделить на две группы — внешние или экзогенные и внутренние или эндогенные.
К внешним факторам относятся:
Внутренними факторами являются:
Количественную оценку перечисленных факторов проводят с помощью ряда показателей, основными из которых являются:
На
величину прибыли воздействует также
эффект производственного и
Эффект финансового рычага характеризует изменение прибыли при рациональном использовании заемных средств. Увеличение доли заемного капитала позволяет, при определенных условиях, снизить налогооблагаемую прибыль и налог на прибыль. Однако финансовый риск деятельности организации при этом возрастает.
Инфляционные процессы особенно негативно сказываются на размере прибыли. Инфляция означает обесценение денежной единицы, снижение ее покупательной способности. Различают инфляцию открытую, которая проявляется в росте цен на товары, не обусловленном повышением их качества, и скрытую (подавленную), когда потребитель, несмотря на стабильность цен, не может приобрести товар по официальной цене из-за его дефицита.
Главное
социально-экономическое
Инфляция оказывает существенное влияние на хозяйственную деятельность организации и, прежде всего, на величину ее денежных потоков. Для определения реальной величины денежного потока расходов, выручки или прибыли необходимо разделить номинальную величину этого потока на индекс инфляции.
Инфляция по-разному влияет на инвестиционные возможности организации и на ее текущее финансовое положение. Она влияет на выбор и принятие решений, поскольку инвестиции предприятие производит сегодня и их номинальная стоимость равна реальной стоимости, а доходы будут получены спустя некоторое время, когда уменьшится не только текущая стоимость будущих денежных поступлений, но и сами деньги обесценятся вследствие инфляции. Таким образом, при инфляции: усложняется процесс оценки инвестиционного решения; возникает дополнительная потребность в источниках финансирования; растут проценты по заемному капиталу и ставки дисконтирования; затрудняется использование такого источника долгосрочного финансирования, как выпуск корпоративных облигаций; повышается степень диверсификации инвестиционного портфеля организации.
В общем случае действует правило: в условиях инфляции инвестирование денежных средств в любые операции оправдано лишь в том случае, если доходность вложений превышает темпы инфляции.
В текущей деятельности инфляция влияет на доходы, расходы и прибыль. Если у организации существует временной лаг между отгрузкой и оплатой продукции, то за период такого разрыва покупательная способность (ценность) доходов уменьшается (независимо от того, каков уровень инфляции) примерно на величину процентов, которые организация могла бы получить, если бы денежные средства, поступившие в момент отгрузки, были положены на депозит в банке.
При инфляции реальная стоимость каждого поступления денежных средств уменьшается еще и на величину инфляционного обесценения, поэтому предприятие стремится уменьшить временной лаг между отгрузкой и оплатой или вообще требует предоплаты. Однако при такой политике организация потенциально теряет в конкурентной борьбе, поскольку важнейшим фактором увеличения объема продаж является продажа продукции в кредит (кредитная политика).
Потребность
организации в оборотных
В процессе инфляции цены на сырье, материалы, топливо растут, соответственно растет номинальная величина финансовых потребностей организации на эти цели. Вместе с тем при отсрочке платежей инфляция фактически уменьшает реальную цену приобретения производственных запасов. Поэтому предприятие стремится повысить средний срок кредиторской задолженности (в разумных пределах) и обеспечить превышение его над средним сроком дебиторской задолженности.
Таким образом, парадокс инфляции заключается в том, что предприятия, имеющие кредиторские обязательства, оказываются в выигрышном положении, поскольку получают возможность совершить выплаты по долгам «обесцененными» деньгами. Но одновременно у предприятия искажаются показатели кредитоспособности и ликвидности, поскольку одни статьи активов (стоимость основных средств и запасов) искусственно занижаются по сравнению с их реальной стоимостью, а другие статьи (денежные средства, кроме валютных счетов, дебиторская задолженность), наоборот, завышаются. Занижение реальной стоимости основных средств ведет к занижению издержек (амортизация).
Реальная прибыль равна разнице между реальными доходами и реальными расходами. Поэтому если цены на сырье растут быстрее, чем цены на готовую продукцию, реальная рентабельность продукции падает. В условиях инфляции увеличивается риск получения фактического убытка вместо реальной и даже номинальной прибыли. Риск тем выше, чем больше доля стоимости сырья в цене готовой продукции.
Кроме того, занижение издержек ведет к завышению прибыли и налога на прибыль, а также других налогов. В результате у организации изымается не только часть прибавочного, но и необходимого продукта, что нарушает процесс воспроизводства. В условиях инфляции прибыль отвлекается на пополнение оборотных средств.
Все это толкает организацию на искажение прибыли и увеличение отвлеченных средств, что в основном означает использование прибыли на цели распределения прибавочного продукта между собственниками и работниками. Таким образом, увеличивается опасность того, что организация не сможет сохранить свои финансовые ресурсы на уровне, достаточном для восстановления потребленных основных и оборотных средств и укрепления финансовой базы. На первый план выдвигаются тактические задачи, краткосрочные интересы организации. Возникает так называемая эрозия капитала («проедание» капитала), невозможность и неспособность организации накопить значительные денежные средства для инвестиций.
При высоких темпах инфляции степень искажения реального положения дел в финансовой отчетности организации велика. Финансовая отчетность перестает служить объективной основой для принятия правильных управленческих решений.
Все операции в бухгалтерском учете отражаются в фактической оценке и не корректируются в связи с инфляцией, однако для целей анализа мировая практика выработала несколько подходов к оценке влияния инфляции на финансовые результаты:
Первый подход основан на трактовке капитала как вложенных в организацию денежных средств. При этом рассчитывается общий индекс цен, и все статьи, финансовой отчетности пересчитываются в соответствии с его величиной (по каждому объекту историческая стоимость пересчитывается путем умножения на коэффициент, равный соотношению индекса цен года пересчета на индекс цен года приобретения объекта или проведения хозяйственной операции). При этом остатки по денежным статьям (касса, счета к получению, счета к оплате) не корректируются.
При втором подходе капитал организации рассматривается как совокупность материальных и нематериальных ценностей. Каждый вид актива переоценивается по текущей стоимости. Существуют два метода оценки текущей стоимости:
Оба рассмотренных метода имеют свои достоинства и недостатки. Что касается Международных стандартов бухгалтерского учета, то Совет по бухгалтерским стандартам несколько раз менял свою позицию по поводу их применения. В Положении № 89 компаниям было предоставлено право, публиковать дополнительную информацию только на базе текущих затрат. Пересчет по общему индексу цен разрешалось проводить только в случаях, когда чистая прибыль не отличалась от прибыли, подсчитанной на базе текущей восстановительной стоимости. В целом Совет по бухгалтерским стандартам поощряет, но не требует сбора дополнительной информации о последствиях изменения цен.
Чтобы
снизить воздействие инфляции на
финансовые результаты, следует своевременно
контролировать уровень рентабельности,
закладываемой в расчетную цену изделия,
при анализе хозяйственной деятельности
и бухгалтерской отчетности.
Факторный
анализ прибыли от продажи продукции,
товаров, работ и услуг
Информация, содержащаяся в отчетной форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», позволяет проанализировать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности предприятия, установить структуру прибыли и динамику показателей. Анализ финансовых результатов включает оценку следующих показателей прибыли: валовой, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли предприятия.
Конечный финансовый результат (чистая прибыль или убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов.
Блок-схема формирования чистой прибыли (убытка), основанная на показателях «Отчета о прибылях и убытках», приведена на рис. 2.1.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:
Рис. 2.1. Модель формирования финансовых результатов деятельности предприятия
Результаты анализа используются для принятия экономических решений, направленных на эффективное использование ресурсов, выбор наилучшего варианта инвестиций, обоснование перспективы развития предприятия.
На изменение прибыли влияют финансовые результаты от прочих видов деятельности, к которым следует отнести:
В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от разных видов деятельности предприятия.
Основную
часть прибыли предприятия
Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в объеме реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса продукции с низкой рентабельностью или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, а ее рост — к падению.
Изменение
среднего уровня реализационных цен
на продукцию и величина прибыли
находятся в прямо
Повышение цен на сырье, материалы, топливо способствует увеличению себестоимости и снижению суммы прибыли.
Таким образом, прибыль от продажи товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение объема реализации, структуры продукции, отпускных цен на реализованную продукцию, цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Проведение
факторного анализа прибыли от продажи
позволяет оценить резервы повышения
эффективности производства и сформировать
управленческие решения по использованию
производственных факторов.
Одним из основных факторов, влияющих на прибыль предприятия, являются затраты.
Затраты предприятия - это выраженная в денежном измерении стоимость материальных, трудовых, финансовых ресурсов, использованных предприятием на обеспечение процесса воспроизводства. Эта экономическая категория включает расходы, связанные: с производством товарной продукции; с размещением ресурсов в незавершенном производстве; с созданием запасов в виде семян, кормов и др.
Под себестоимостью товаров, продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов организации, по выращиванию продукции растениеводства, животноводства и переработке продукции животноводства. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования – самими организациями.
В соответствии со ст. 252 НК РФ, расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации, признаваемые для целей налогообложения, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией продукции, и внереализационные расходы.
В соответствии со ст. 253 НК РФ, расходы, связанные с производством и реализацией продукции, признаваемые для целей налогообложения, подразделяются:
По способу отнесения на себестоимость продукции расходы организаций агросферы подразделяются:
По отношению к объему производства расходы организаций агросферы подразделяются:
Анализ динамики затрат по основным экономическим элементам проводят на основании данных формы № 5 бухгалтерской отчетности. В этой форме отражены затраты, произведенные организацией в отчетном и прошлом периодах. Для анализа затрат, сгруппированных по другим классификационным признакам, необходимо располагать данными аналитического и синтетического учета.
Далее, используя информацию внутреннего бухгалтерского учета, анализ экономических элементов можно детализировать по основным структурным подразделениям – по центрам ответственности, т. е. по растениеводству, молочному и мясному скотоводству, перерабатывающему и вспомогательному производству. Прямые затраты относятся на каждый вид продукции в точно установленной сумме, а косвенные затраты распределяются по затратным центрам, а затем - по видам продукции. Результаты анализа затрат используются для выявления резервов их снижения.
В рыночной экономике наиболее часто востребованы следующие методы калькулирования себестоимости продукции:
Рассмотрим по данным таблицы 1 возможности метода директ-костинг в управлении выручкой, затратами и прибылью организации на основе вклада в покрытие.
При традиционном методе учета затрат выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг составила 81 878 тыс. руб. в отчетном периоде. Общие затраты на производство в этом же периоде составили 62 146 тыс. руб., а прибыль от продаж – 19 732 тыс. руб. Деление же общих затрат на производство продукции на переменные и постоянные расходы позволяет ввести в анализ показатель «вклад в покрытие», что значительно расширяет возможности экономического анализа. Исходная информация для проведения экономического анализа представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика финансового результата
по основной
деятельности организации, тыс. руб.
Показатели | Периоды | |
базисный | отчетный | |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг | 86 727 | 81 878 |
Переменные затраты | 61 246 | 58 604 |
Вклад в покрытие | 25 481 | 23 274 |
Постоянные затраты | 6 000 | 3 542 |
Прибыль от продаж | 19 481 | 19 732 |
Вклад в покрытие постоянных затрат и формирование прибыли представляет разность между выручкой от продажи товаров продукции работ и услуг и переменными затратами на производство этой продукции. В рассматриваемом случае вклад в покрытие в отчетном периоде уменьшился на 2 207 тыс. руб. При принятии управленческих решений, цель которых – увеличение прибыли, необходимо стремиться к максимальному увеличению вклада в покрытие.
Из определения вклада в покрытие следует, что эта величина может быть представлена в виде аддитивной модели:
где - вклад в покрытие постоянных затрат и формирование прибыли, тыс. руб.;
- выручка
от продажи товаров, продукции,
- переменные затраты, тыс. руб.
Если расчет вклада в покрытие выполняется с учетом количества проданной продукции, то уровень вклада в покрытие будет равен произведению количества проданной продукции и вклада в покрытие в расчете на единицу продукции.
Предлагаемые
аналитические выражения
При соблюдении заданного условия прибыль от продаж увеличится на + 19,96 %;
На основе вклада в покрытие рассчитываются такие показатели как порог рентабельности и запас финансовой прочности. Результаты расчета этих показателей представлены в таблице 4. Порог рентабельности или точка безубыточности характеризует ситуацию когда, у предприятия уже нет убытков, но еще нет и прибыли, а выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг достаточно лишь для покрытия переменных и постоянных расходов. Другими словами вклад в покрытие в этой ситуации равен постоянным расходам. В рассматриваемом случае порог рентабельности в отчетном периоде снизился почти на 8 000 тыс. руб. и составил в абсолютном выражении 12 461 тыс. руб. Это значит, что поступление на счета организации выручки сверх порога рентабельности, приносило бы хозяйствующему субъекту прибыль.
Запас финансовой прочности дает оценку выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг сверх достигнутого порога рентабельности.
В управлении финансами организации и корректировке общей стратегии востребован показатель – операционный рычаг. Операционный рычаг измеряется отношением вклада в покрытие к прибыли от продаж и характеризует уровень предпринимательского риска. В практической деятельности возникают ситуации, когда часть затрат из разряда переменных переносится в разряд постоянных и наоборот. На основе расчета операционного рычага сравнивают варианты распределения затрат и их связь с выручкой от продаж. Сравнение вариантов распределения переменных и постоянных затрат представлено в таблице 4.
Увеличение
постоянных расходов на 6 000 тыс. руб. при
фиксированной величине суммарных затрат
и прибыли привело к увеличению точки
безубыточности в 2,1 раза. Это же изменение
повлекло увеличение уровня операционного
рычага на +25,8 %., что свидетельствует о
том, что в прогнозируемом варианте прибыль
более чувствительна к изменению объемов
производства и продаж. Рост удельного
веса постоянных затрат всегда ведет к
необходимости выбора стратегии, нацеленной
на рост объемов реализации. Для сельскохозяйственных
товаропроизводителей продукция с
высоким уровнем операционного рычага
и не достигшая порога рентабельности
сопряжена с большими убытками.
Таблица 4
Сравнение
вариантов распределения затрат
Показатели | Единицы
измерения |
Периоды | |
отчетный | прогнозируемый | ||
Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг | тыс. руб. | 81 878 | 81 878 |
Переменные затраты | тыс. руб. | 58 604 | 52 604 |
Вклад в покрытие | тыс. руб. | 23 274 | 29 274 |
Постоянные затраты | тыс. руб. | 3 542 | 9 542 |
Прибыль от продаж | тыс. руб. | 19 732 | 19 732 |
Точка безубыточности | тыс. руб. | 12 463 | 26 691 |
Операционный рычаг | коэф. | 1,18 | 1,48 |
Анализ затрат на 100 рублей товарной продукции устанавливает прямую связь между полной себестоимостью и прибылью от продаж. Количественная оценка взаимосвязи между этими экономическими категориями представлена в таблице 5. Расчет выполнен по данным таблицы 1.
Как видно из данных таблицы 5, в отчетном году по сравнению с предыдущим годом наблюдается тенденция уменьшения общих удельных затрат, что положительно влияет на прибыль от продажи единицы продукции, хотя и произошло уменьшение выручки от продажи продукции. Эти изменения произошли в результате уменьшения доли коммерческих расходов в составе себестоимости произведенной продукции.
Таблица 5
Динамика скорости изменения затрат на 100 руб. выручки
от продажи товаров, продукции, работ и услуг
Показатели | На 100 руб. выручки, руб. | Абсолютная разность, руб. | Абсолютная разность в % к итогу базисного периода | |
базисный период | отчетный период | |||
Себестоимость проданных товаров | 65,74 | 67,91 | + 2,17 | + 2,80 |
Коммерческие расходы | 4,87 | 3,66 | - 1,21 | - 1,56 |
Управленческие расходы | 6,92 | 4,33 | - 2,59 | - 3,34 |
Итого затрат | 77,53 | 75,90 | - 1,63 | - 2,10 |
2.3. Анализ
рентабельности активов и
В
рыночной экономике уровень
Уровень рентабельности величина векторная и может измеряться как в коэффициентах, так и в процентах. В числителе этого отношения в зависимости от целей исследования может быть представлена: прибыль или убыток от продаж; прибыль до налогообложения; прибыль до уплаты процентов и налогов, получившая название экономической прибыли; чистая прибыль. Знаменатель может содержать: активы или капитал организации; собственный капитал; перманентный капитал, включающий сумму собственного капитала и долгосрочных заемных средств; текущие активы; основные производственные фонды; выручку от реализации продукции; себестоимость проданных товаров и др.
В практической деятельности организациями агросферы востребованы следующие показатели рентабельности, достаточно полно характеризующие эффективность деятельности организации:
Показатели рентабельности активов и собственного капитала при необходимости могут быть рассчитаны на основе среднегодовых уровней активов и собственного капитала.
Исходная информация для расчета показателей рентабельности предприятия по данным бухгалтерской отчетности на основе приложения 1 и 2 представлена в таблице 6.
Таблица 6
Динамика дохода, капитала и прибыли организации, тыс. руб.
Показатели | Периоды | |
базисный | отчетный | |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг | 86 727 | 81 878 |
Полная
себестоимость проданных |
67 246 | 62 146 |
Прибыль (убыток) от продаж | 19 481 | 19 752 |
Прибыль до налогообложения | 18 407 | 18 912 |
Текущий налог на прибыль | 4 418 | 4 539 |
Чистая прибыль (убыток) | 13 989 | 14 373 |
Стоимость активов на конец года | 16 448 | 18 574 |
Стоимость собственного капитала на конец года | 14 089 | 14 473 |
Рассчитанные в таблице 7 показатели рентабельности позволяют сделать следующие выводы:
Таблица 7
Динамика показателей рентабельности, %
Показатели | Условн. обознач. | Периоды | |
базисный | Отчетный | ||
Рентабельность
затрат:
по прибыли от продаж по чистой прибыли |
|
+28,97 +20,80 |
+31,75 +23,13 |
Рентабельность
выручки:
по прибыли от продаж по прибыли до налогообложения по чистой прибыли |
|
+22,46 +21,22 +16,13 |
+24,10 +23,10 +17,55 |
Рентабельность
активов:
по прибыли до налогообложения по чистой прибыли |
|
+99,10 +75,32 |
+114,98 +87,38 |
Рентабельность
собственного капитала:
по прибыли до налогообложения по чистой прибыли |
|
+130,65 +99,22 |
+130,67 +99,31 |
Приведенный в таблице 7 состав показателей рентабельности может быть дополнен расчетом рентабельности акционерного капитала, чистых активов, отдельных видов продукции.
Использование
в анализе хозяйственной
В
экономическом анализе
Таблица 8
Динамика формирования рентабельности активов на конец года, %
Показатели | Услов. обознач. | Периоды | |
базисный | отчетный | ||
Рентабельность активов по чистой прибыли | + 75,32 | +87,38 | |
Влияние
на рентабельность активов:
|
|
+ 104,88
- 0,73 - 28,83 |
+119,97
- 1,09 - 31,48 |
На формирование рентабельности активов оказывает влияние финансовый результат трех направлений деятельности, где высокодоходной и устойчивой является деятельность от продажи товаров, продукции, работ и услуг.
Рентабельность активов зависит также от скорости оборачиваемости активов и рентабельности выручки. При низкой рентабельности выручки организации агросферы стремиться к ускорению оборачиваемости активов в целом и отдельных его частей. Это достигается совершенствованием управления дебиторской задолженностью, незавершенным производством, запасами. Следует заметить, что оборачиваемость активов зависит и от степени устойчивости хозяйственных связей, налогового законодательства, уровня инфляции.
Для оценки влияния факторов на уровень рентабельности выручки используют двухфакторную модель, для построения которой исходная информация представлена в таблице 9.
Таблица 9
Динамика показателей, формирующих
уровень
рентабельности выручки по прибыли
от продаж
Показатели |
Условные обознач. | Периоды | |
базисный | отчетный | ||
Выручка от продажи товаров, тыс. руб. | 86 727 | 81 878 | |
Полная
себестоимость проданных |
67 246 | 62 146 | |
Прибыль от продаж, тыс. руб. | 19 481 | 19 732 | |
Рентабельность выручки по прибыли от продаж, % | + 22,46 | + 24,10 |
Рентабельность выручки по прибыли от продаж показывает уровень прибыли от продаж в расчете на 100 руб. выручки от продаж, которая в отчетном периоде на 1,64 руб. увеличилась по сравнению с базисным периодом. Это изменение ( ) сформировалось под влиянием:
Общее изменение рентабельности выручки от продаж составит +1,64 %, что подтверждается следующей моделью:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
условиях снижения деловой активности
риск банкротства присущ многим организациям,
в том числе и организациям
сферы сельскохозяйственного
В зарубежной и российской экономической литературе предлагаются различные методики и математические модели диагностики вероятности наступления банкротства организаций. В современной зарубежной практике финансово-хозяйственной деятельности для оценки вероятности банкротства наиболее широкое применение получили модели, разработанные Э. Альтманом и У. Бивером.
Оценка
вероятности наступления
Обозначенные в модели факторы представляют следующие экономические показатели:
Определенной
популярностью в
Весовые коэффициенты для индикаторов в модели У. Бивера не предусмотрены и итоговый коэффициент вероятности банкротства не рассчитывается. Полученные значения данных показателей сравниваются с их нормативными значениями.
«Импортные» модели Э. Альтмана и У. Бивера содержат значения весовых коэффициентов и пороговых значений комплексных и частных показателей, рассчитанные на основе американских аналитических данных шестидесятых и семидесятых годов. В связи с этим автор считает, что они не могут в полной мере соответствовать современной специфике экономической ситуации и организации бизнеса в России, в том числе отличающейся по системе бухгалтерского учёта и налогового законодательства и т. д.
Р.
С. Сайфуллин и Г. Г. Кадыков предложили
использовать для оценки финансового
состояния предприятий
R = 2К0 + 0,1Ктл + 0,08Ки + 0,45Км + Кпр, где:
Проведенное
исследование показало, что предлагаемые
отечественными и зарубежными авторами
методики по оценке риска, связанного
с банкротством совершенствуются, с
учетом становления рыночной экономики
в России.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 7 - ФКЗ // Российская газета. – 1993. - № 237; 2009. - № 7.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ в ред. федер. закона от 22 октября 2010 г. № 402 - ФЗ // Российская газета. - № 153-154; 2010. - № 297.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ в ред. федер. закона от 27 августа 2010 г. № 194-ФЗ // Российская газета. – 1994. - № 238-239; 2010. - № 168.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 28 января 1996 г. № 14-ФЗ в ред. федер. закона от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ // Российская газета. – 1996. - № 23-27; 2010. - № 19 .
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ в ред. федер. закона от 30.06.2008 г. № 105-ФЗ // Российская газета. – 2001. - № 233; 2008. - № 141.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 201-ФЗ в ред. федер. закона от 04 октября 2010 г. № 259-ФЗ // Российская газета. – 2006. - № 289; 2010. - № 228.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ в ред. федер. закона от 30 декабря 2010 г. № 404 - ФЗ // Российская газета. – 1998. - № 148-149; 2010. - № 296 .
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ в ред. федер. закона от 28 декабря 2010 г. № 425-ФЗ // Парламентская газета. – 2000. - № 151-152; 2010. - № 297.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ в ред. федер. закона от 29 декабря 2010 г. № 437-ФЗ // Российская газета. – 2001. - № 256; 2010. - № 297.
Приложение 1
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
БАЛАНС ОРГАНИЗАЦИИ
Актив | Код показателя | Отчетный период, тыс. руб. | |
на начало года | на конец года | ||
1. Внеоборотные
активы
Нематериальные активы |
110 | 73 | 40 |
Основные средства | 120 | 6 364 | 3 214 |
Итого по разделу 1 | 190 | 6 437 | 3 254 |
II. Оборотные
активы
Запасы |
210 | 9 971 | 8 767 |
В том числе:
сырье, материалы |
211 | 300 | 212 |
животные на выращивании и откорме | 212 | 3 600 | 4 200 |
Затраты в незавершенном производстве | 213 | 4 000 | 3 305 |
Готовая продукция и товары для перепродажи | 214 | 2 071 | 1 050 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 220 | 342 | 48 |
Просроченная дебиторская задолженность | 230 | - | - |
Текущая дебиторская задолженность | 240 | 372 | 67 |
Денежные средства | 260 | 1 452 | 4 312 |
Баланс | 300 | 18 574 | 16 448 |
Продолжение
приложения 1
Пассив | Код показателя | Отчетный
период,
тыс. руб. | |
на начало года | на конец года | ||
III. Капитал
и резервы
Уставный капитал |
410 | 100 | 100 |
Нераспределенная прибыль | 470 | 13 989 | 14 371 |
Итого по разделу III | 490 | 14 089 | 14 473 |
IV. Долгосрочные
обязательства
Займы и кредиты |
510 | - | - |
Итого по разделу IV | 590 | - | - |
V. Краткосрочные обязательства Займы и кредиты | 610 | - | - |
Кредиторская задолженность | 620 | 4 485 | 1 975 |
в том числе:
поставщики и подрядчики |
621 | 2 860 | 586 |
задолженность перед персоналом организации | 622 | 477 | 396 |
задолженность перед государственными внебюджетными фондами | 623 | 389 | 309 |
задолженность по налогам и сборам | 624 | 759 | 684 |
Итого по разделу V | 690 | 4 485 | 1 975 |
Баланс | 700 | 18 574 | 16 448 |
Приложение
2
Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб.
за 20011г.
Показатель | За отчетный период | За аналогичный период прошлого года | |
наименование показателя | код | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Выручка (нетто)от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов, и аналогичных обязательных платежей) | 010 |
81 878 |
86 727 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг | 020 |
55 604 |
57 016 |
Валовая прибыль | 029 | 26 274 | 29 711 |
Коммерческие расходы | 030 | 4 230 | 3 000 |
Управленческие расходы | 040 | 6 000 | 3 542 |
Прибыль (убыток) от продаж | 050 | 19 732 | 19 481 |
Операционные доходы | 090 | 38 | 44 |
Операционные расходы | 100 | 218 | 179 |
Внереализационные доходы | 120 | 160 | 97 |
Внереализационные расходы | 130 | 800 | 1036 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 140 | 18 912 | 18 407 |
Текущий налог на прибыль | 150 | 4 539 | 4 418 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | 190 |
14 373 |
13 989 |