Проблемы правового регулирования электронных денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 04:05, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование сущности, содержания и механизма функционирования электронных денег для выявления основных тенденций их развития и прогнозирования состояния электронных денег на ближайшую перспективу. Цель и общая логика исследования требуют решения следующих задач:
- уточнить понятие «электронные деньги», раскрыть сущность и содержание электронных денег через изучение их природы и функций;
- проследить правовое регулирование института электронных денег за рубежом;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ……………………………………………………………
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ…………………. …………………………………………………………….
1.2 ЭВОЛЮЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ…………………………………………………………………………………
1.3 ВИДЫ И ФОРМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ………………………………………………………………………………
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ.
2.1ХАРАКТЕРИСКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ ЗА РУБЕЖОМ………………………………….
2.2.ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВА ИХ РЕШЕНИЯ …......................................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………

Файлы: 1 файл

проблемы правового регулирования электронных денег в РФ.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

Следует сказать, что электронные средства платежа подразделяются на собственно электронные деньги и на суррогаты денег. Электронные деньги обязательно выражены в одной из мировых валют и являются разновидностью денежных единиц денежной системы одного из государств. Из этого следует, что эмиссия, обращение и погашение электронных денег происходят по правилам национальных законодательств, центральных банков или других государственных регуляторов.

Электронные суррогаты денег являются электронными единицами стоимости негосударственных платежных систем. Соответственно эмиссия, обращение и погашение (обмен на обычные деньги) электронных суррогатов денег происходят по правилам негосударственных платежных систем. Зачастую негосударственные платежные системы привязывают свои электронные суррогаты денег к курсам мировых валют, однако это не гарантирует полную надежность и реальную ценность таких суррогатов.

Выйдя на рынок, российские платежные системы продемонстрировали достаточную привлекательность для клиентов и очень быстрый рост: многочисленные данные платежных систем показывают, что в настоящее время электронными деньгами оплачивает покупки каждый 15-й житель России. А в 2008 г. появился новый сегмент рынка электронных платежей – оплата услуг деньгами, заранее введенными в систему моментальных платежей через «личный кабинет». Объем мобильных платежей (с помощью платных SMS) показывает двукратное приращение в год, и этот сегмент активно развивают сотовые операторы. Например, «Вымпелком» позволяет абонентам направить деньги со счета на оплату коммунальных услуг, Интернета, ТВ и т.д.

Все больше российских кредитных организаций добавляют интернет-транзакции в линейку своих услуг. Пользовательская аудитория в России и СНГ показывает непрерывный рост, и соответственно растет спрос на такие операции. Добавим, что отнесение к электронным деньгам и мобильным платежам таких банковских услуг, как интернет-банкинг, и других современных средств доступа к банковскому счету (а именно – традиционных банковских платежных карт (как микропроцессорных, так и с магнитной полосой) является одной из распространенных ошибок, поскольку в системах, которые осуществляют расчеты электронными деньгами, банковские счета используются только при вводе и выводе денег из системы, и при этом используется консолидированный банковский счет эмитента электронных денег, а не карточные или текущие счета пользователей.

Убедительный рост объемов электронных платежей и увеличение числа вовлеченных участников, безусловно, не может не поставить на передний план такие вопросы, как: правовая сущность электронных денег, правовой режим, гарантии и конфиденциальность, взаимоотношения участников рынка электронных платежей. Со всей очевидностью следует требование  разработки правового регулирования рынка электронных денег в России.

В законодательстве Российской Федерации в настоящее время не только не прописаны нормы и правила регулирования эмиссии и обращения электронных денег на территории РФ, но и отсутствует само это понятие[35].

Несмотря на то, что в российской юридической литературе используются понятия, сходные с определением электронных денег, данным в Директиве ЕС, существуют и другие точки зрения на природу электронных денег.

Согласно одной из точек зрения, электронные деньги признаются безналичным платежным средством особого рода, поскольку они обладают свойством делимости, что делает возможным выполнение ими функций средства обращения и средства платежа. Однако ряд свойств «электронных денег» противоречит данной точке зрения. В частности, то, что они являются предоплаченным финансовым продуктом, а также то, что фактическое получение стоимости возможно лишь после перевода «электронных денег» в наличные или безналичные.

Другая точка зрения заключается в том, что виртуальные денежные единицы представляют собой право требования к эмитенту, которое фиксируется с помощью специальных технических средств, носителей информации. Соответственно их обращение представляет собой уступку права требования к эмитенту. То есть в момент зачисления денег на электронный счет эмитент электронных денег и клиент вступают в договорные отношения. И в этом случае остается открытым вопрос о правовой природе такого договора.

При определении правовой конструкции электронных денег необходимо учитывать аспекты действующего гражданского законодательства. в соответствии с Гражданским кодексом РФ электронные деньги не являются денежными средствами, однако, Центральный Банк России принимал попытки предпринимал попытки регулировать рынок электронных денег. Указание Центрального Банка РФ  277-У от  03.06.1998 г[36]. касалось вопросов эмиссии электронных денег, которые трактовались как предоплаченные  финансовые продукты. Под предоплаченным финансовым продуктом понимались денежные обязательства кредитной организации, которые в процессе их оборота, замещают требования физических и юридических лиц касательно оплаты  товаров и услуг, в том числе денежные обязательства в электронной форме. В данном документе регламентировались обязанности эмитента электронной валюты перед ЦБ РФ, а также предполагался выпуск регистрационных свидетельств на право эмиссии предоплаченных продуктов на территории Российской Федерации.

На сегодняшний день указание  277-У, одной из причин его отмены было противоречие федеральному закону «О Центральном Банке Российской Федерации», в соответствии  с которым банкноты и монета Банка России является единым законным средством платежа на территории Российской Федерации[37]. Банкнота и монета является безусловным обязательством Банка России и обеспечивается всеми его активами. При этом использование денежных суррогатов запрещено. Так же, не допускается применение расчетно-платёжных средств, логика функционирования которых  построена по образцу наличных денег.

Таким образом, при постановке задачи регулирования и правового определения электронных денег необходимо серьезное всестороннее исследование данного вопроса, чтобы сделать однозначный вывод в пользу той или иной юридической конструкции. Правовое определение электронных денег предваряет следующий этап регулирования — определение эмитентов и набор требований к ним, призванный обеспечить их платежеспособность перед клиентами.

В текущий момент времени на территории РФ действуют обычные юридические лица, работающие через сеть сертифицированных партнеров и систему банковских счетов. Одни системы, например Яndex.Деньги, работают строго по агентской схеме, другие привлекают кредитные организации для эмиссии платежных инструментов, которые позволяют осуществлять расчеты между клиентами. К последним можно отнести WebMoney Transfer, использующую для расчета в рублях электронные чеки на предъявителя.

Отсутствие правового регулирования в настоящее время приводит также и к незащищенности пользователей в части возможности востребования средств, размещенных в платежной системе, получения компенсации в случае программных сбоев, а также в части соблюдения конфиденциальности предоставленных личных данных. Вопросы социально-экономического характера, такие как защита прав потребителя, конкуренция, доступность, широта применения, вызывают особую озабоченность финансовых государственных органов.

Другим немаловажным аспектом регулирования, к которому необходимо подойти со всей ответственностью, является вопрос оценки присущих данным системам потенциальных рисков, последствия которых определены недостаточно. С большой долей уверенности можно утверждать, что риски, присущие системам электронных денег, подпадают под общие категории, свойственные традиционным розничным платежным механизмам, расчеты в которых осуществляются посредством чеков, платежных карт: операционный риск, риск потери репутации, правовой риск и стратегический риск.

Нарушение безопасности систем электронных денег чревато вероятностью мошенничества, которое приводит к материальному ущербу потребителя электронных денег или их эмитента, раскрытию конфиденциальной информации.

Также системы электронных денег представляются привлекательными для реализации всевозможных схем, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем (так называемое «отмывание» денег). Анонимность платежей может привести к тому, что эмитенты столкнутся с возрастающими трудностями в применении традиционных методов обнаружения и предотвращения криминальной деятельности. Проблема идентификации клиентов при совершении платежей посредством электронных денег, особенно если платежи, согласно российскому законодательству и нормативным актам Банка России[38], подлежат особому контролю, представляется особенно актуальной.

Все вышеперечисленные рассуждения показывают, насколько сильно назрела необходимость в правовом регулировании российского рынка электронных платежей. Отсутствие правового поля не мешает развитию электронных денег. Web-Maney – одна из крупнейших систем электронных денег, которая опосредует внутренние и международные платежи хозяйствующих субъектов. Оборот в системе за 2008 год превысил $ 6,6 млрд., средний ежегодный рост оборота составил плюс 40 %.

По приблизительным оценкам экспертов на платежи электронными деньгами в 2010 году пришлось 900 млрд.: из них рынок цифровых денег составил 30 млрд. рублей, мобильных платежей 7 млрд. рублей, платежи через терминалы 660 млрд. рублей, платежи по  кредитным картам 200млрд. рублей.

В настоящее время Россия вернулась  к этапу «круглых» столов  и изучения иностранного опыта, формировании правового пространства для функционирования электронных денег находится на начальном этапе[39].

В октябре 2009 г. ведущие компании российского рынка электронных платежей в рамках круглого стола «Электронные деньги: в поисках регулирования» объявили о создании Ассоциации «Электронные Деньги» (АЭД). К Ассоциации присоединились компании i-Free, WebMoney, Яndex.Деньги, платежный сервис QIWI (КИВИ), национальные индустриальные ассоциации НАУМИР и НАУЭТ.

Создатели ассоциации определили основную цель АЭД следующим образом: развитие рынка электронных денег как общедоступной финансовой услуги в интересах населения, государства и участников отрасли. Для достижения этой цели необходимы: серьезная работа над законодательными аспектами регулирования рынка электронных денег; расширение уровня взаимодействия участников рынка между собой, с иными хозяйствующими субъектами и государственными органами; повышение прозрачности рынка и выработка критериев лучшей деловой практики; а также популяризация услуг, предоставляемых на основе электронных денег, и защита прав их потребителей.

Виктор Достов, председатель совета Ассоциации «Электронные деньги», так прокомментировал принятое решение создать ассоциацию участников рынка электронных денег, которая объединит крупнейших игроков, действующих в данном сегменте: «Нет никаких сомнений в том, что системы электронных денег в партнерстве с крупнейшими банками, системами денежных переводов, терминальными сетями стали массовым и достаточно существенным элементом российской платежной инфраструктуры. Такой масштабный и динамично развивающийся сегмент экономики нуждается в государственном регулировании».[40]

В числе ближайших задач АЭД – участие в разработке нормативных документов по регулированию рынка электронных денег в России, включая обобщение российского и зарубежного опыта, анализ рынка и выработку единой аналитической отчетности для всех его участников.

Растущий и стремительно развивающийся рынок привлекает внимание не только надзорных и регулирующих органов, но и крупных игроков рынка финансовых услуг.

Поправка в законопроект «О национальной платежной системе», внесенная в начале февраля прошедшего года Ассоциацией российских банков и содержащая в себе статью об эксклюзивном праве банков на эмиссию электронных денег, показывает, что взгляд на электронные деньги как на право требования к эмитенту стал основополагающим и, следовательно, обязательства по электронным документам могут нести только кредитные организации. Отсюда следует, что регулятором рынка будет выступать Банк России, который сможет выдвигать требования к банкам – эмитентам денег и к агентам, которыми и станут представленные на рынке платежные системы.

Восприняв, в целом, положительно инициативу АРБ и возможность обретения четкого правового определения, представители российских платежных систем, тем не менее, опасаются, что перенос акцента на банки приведет к удорожанию операций с электронными деньгами почти вдвое, а также предупреждают, что наложение на российских эмитентов ограничений больших, чем в остальных странах мира, может привести к вытеснению российских игроков зарубежными платежными системами.

Из вышеприведённого анализа, следует, что российский рынок электронных платежей делает свои первые шаги с учетом мирового опыта в обретении правового поля электронных денег.

Внося изменения в действующее законодательство, следует рассматривать деятельность эмитентов «электронных денег» в ее взаимосвязи с банковской деятельностью, а также учитывать опыт Евросоюза, приобретенный последним в регулировании оборота «электронных денег».

Первоочередным, на наш взгляд, является внесение в российское законодательство самого понятия - «электронные деньги». Это связано с тем, что способы приема платежей и расчетов электронными деньгами операторами ЭПС могут значительно различаться. Сегодня основные способы расчетов с использованием электронных денег – это платежные системы в сети Интернет, сети терминалов по приему платежей и,  так называемая, «мобильная коммерция». Данный список с развитием информационных технологий будет лишь расширяться, а быстрое развитие научного прогресса, в свою очередь, может вызвать необходимость постоянного и частого изменения законодательства, что достаточно неудобно. В связи с этим, во-первых, ни в коем случае нельзя осуществлять регулирование путем фиксации в законодательстве частных способов оплаты электронными деньгами; во-вторых, само понятие «электронных денег» необходимо формулировать через общие признаки, свойственные данному феномену.

Информация о работе Проблемы правового регулирования электронных денег