Проблемы правового регулирования электронных денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 04:05, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование сущности, содержания и механизма функционирования электронных денег для выявления основных тенденций их развития и прогнозирования состояния электронных денег на ближайшую перспективу. Цель и общая логика исследования требуют решения следующих задач:
- уточнить понятие «электронные деньги», раскрыть сущность и содержание электронных денег через изучение их природы и функций;
- проследить правовое регулирование института электронных денег за рубежом;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ……………………………………………………………
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ…………………. …………………………………………………………….
1.2 ЭВОЛЮЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ…………………………………………………………………………………
1.3 ВИДЫ И ФОРМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ………………………………………………………………………………
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ.
2.1ХАРАКТЕРИСКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ ЗА РУБЕЖОМ………………………………….
2.2.ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВА ИХ РЕШЕНИЯ …......................................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………

Файлы: 1 файл

проблемы правового регулирования электронных денег в РФ.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

Электронные деньги определяются Директивой 2000/46/ЕС как денежная стоимость ?представляющая собой особый вид права требования к организации – эмитенту, соответствующее следующим трем параметрам: 1) фиксируется и хранится на электронном носителе; 2) выпускается при получении денежных средств в стоимостном размере не меньшем, чем эмитированная денежная стоимость; 3) принимается как средство платежа другими (помимо эмитента) организациями.

Данное определение может стать фундаментальной основой для применения в российском законодательстве, учитывая тот факт, что основа для деятельности организаций-эмитентов электронных денег в определенной степени уже заложена.

Так, еще в 2004 году Комитет по платежным и расчетным системам  Банка международных расчетов (Базель) в обзоре о развитии электронных денег, а также платежей через сеть Интернет и мобильных платежей, указывал, что в России данная сфера деятельности представлена предоплаченным финансовым продуктом .Paycash, который эмитирует Банк «Таврический». В 2004 году в России действовало Указание Центрального Банка  РФ от 3 июля 1998 г. № 276-У «О порядке выдачи разрешений кредитным организациям - резидентам на распространение платежных карт или предоплаченных финансовых продуктов других эмитентов». В соответствии с этим Указанием о Предоплаченном Финансовом Продукте определяется как денежные обязательства организаций, заменяющие в процессе их обращения требования юридических и физических лиц по оплате товаров или услуг, и, в том числе, денежные обязательства, составленные в электронной форме.

В последующем Указание ЦБ № 276-У утратило силу в связи с принятием «Положения об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (утв. ЦБ РФ 24.12.2004 N 266-П). Понятие «предоплаченный финансовый продукт» было заменено понятием  «предоплаченная карта». 

В понятиях «предоплаченный финансовый продукт » и «предоплаченная карта»  наблюдается достаточно большое сходство, а именно

                  эмиссия карт осуществляется для физических лиц

                  расчеты осуществляются кредитной организацией по денежным обязательствам перед держателями карт и предоплаченных финансовых продуктов

                  у держателей возникает право требования к кредитной организации по исполнению денежного обязательства по оплате товаров, работ, услуг;

                  наконец, целью создания данных инструментов расчетов является оплата товаров, работ, услуг в безналичной форме без открытия банковского счета.

Рынок воспринял новый  финансовый инструмент и начал использовать его, в том числе, для расчетов предоплаченными картами в электронном виде, то есть в качестве аналога электронных денег.[41] Однако Положение 266-П не раскрывает с достаточной степенью детализации содержание понятия «предоплаченная карта». В частности, возможность эмиссии предоплаченной карты в электронной форме, а также возможность ее распространения организациями, не являющимися кредитными, не регламентируется в законодательстве и вызывает бурные споры среди участников рынка.

На наш взгляд, взяв за основу понятие «электронных денег», принятое в Евросоюзе, российский законодатель снял бы значительную часть  существующих проблем.

С другой стороны, в связи с тем, что расчеты электронными деньгами характерны ля микроплатежей, для банка такая деятельность, скорее всего, не будет выгодной из-за достаточно сильной степени надзора за ним. Прибыль от транзакций по микроплатежам будет сведена к нулю из-за расходов на выполнение обязательных требований по контролю за данными операциями и их учету по стандартным банковским процедурам. Для этой проблемы есть следующее решение.

В рамках Федерального закона от 02.12.1990 N 395- «О банках и банковской деятельности» существует понятие «небанковская кредитная организация» - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Законом «О банках и банковской деятельности» (ст. 1). Изменение перечня разрешенных операций для небанковской кредитной организации и включение в него такого вида деятельность как  «выпуск и оборот электронных денег», может стать удобным и эффективным способом внесения изменений в законодательство при урегулировании сферы оборота электронных денег.

Ранее мы уже озвучивали дискуссионность отнесения организаций-эмитентов электронных денег к кредитным организациям, однако близость их деятельности к банковской несомненна, что также было нами озвучено. Текущий статус небанковской кредитной организации в действующем российском законодательстве во многом удобен для предоставления ей права осуществлять расчеты электронными деньгами.

Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации устанавливается в сумме рублевого эквивалента 500 тысяч евро, для банка размер минимального уставного капитала составляет эквивалент 5 миллионов евро. В законодательстве ЕС близкая разница установлена и в отношении уставного капитала банков и организаций-эмитентов электронных денег: 5 миллионов евро и 1 миллион евро соответственно.

Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России (ст. 1 Закона «О банках и банковской деятельности»). Одним из основных нормативных актов, детализирующих деятельность небанковских кредитных организаций,  сейчас является Инструкция ЦБ РФ от 26.04.2006 № 129-И [ред. от 02.09.2009]«О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах  расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением» [42]

Инструкция № 129-И предусматривает следующие разрешенные виды деятельности для небанковских кредитных организаций :

1.      открытие и ведение банковских счетов юридических лиц

2.      осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам

3.      инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

4.      куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме

5.      осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

При этом Инструкцией № 129-И фиксируется, что в целях минимизации риска ликвидности и кредитного риска в деятельности небанковских кредитных организаций  рекомендуется размещение денежных средств от своего имени и за свой счет в пределах, установленных Инструкцией исключительно:

1)     в долговые обязательства Российской Федерации;

2)     в депозиты в Банке России;

3)     в облигации Банка России;

4)     в кредиты и депозиты, размещенные в имеющих инвестиционный рейтинг не ниже «BBB» по классификации иностранного рейтингового агентства «Standard & Poor's» или не ниже аналогичного по классификациям «Fitch Ratings», «Moody's» банках-нерезидентах стран, входящих в группу развитых стран, и в кредитных организациях – резидентах Российской Федерации;

5)     в государственные долговые обязательства стран из числа группы развитых стран, имеющих инвестиционный рейтинг не ниже «BBB» по классификации иностранного рейтингового агентства «Standard & Poor's» или не ниже аналогичного по классификациям «Fitch Ratings», «Moody's».

Директива 2000/46/ЕС также предусматривает близкие требования для организаций-эмитентов электронных денег: наличие активов с нулевым взвешенным кредитным риском и высокой степенью ликвидности, депозитов до востребования, которые размещаются в кредитных организациях категории А, иных высоколиквидных активов.

Именно, исходя из такого разрешенного вида операций, как «осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов», на небанковские кредитные организации можно возложить также разрешение осуществлять расчеты с использованием электронных денег.

При этом, учитывая меньшую степень рисков для потребителей при расчете в сфере электронных денег, для небанковских кредитных организаций в отношении данного вида деятельности следует отдельно установить упрощенные способы надзора за их деятельностью, а также упростить регулирование по ряду направлений.

В частности, в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. 17.07.2009г.) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента)

При этом идентификация клиента – физического лица не проводится только в случаях, указанных в пунктах 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона, а именно при проведении операций по приему от клиентов - физических лиц ряда социально-ориентированных платежей, сумма которых не превышает 30 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте и при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте.

Аналогичные требования разумно установить в отношении платежей с использованием электронных денег путем внесения изменений в вышеуказанную статью Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Разумеется, максимальные размеры платежей, осуществляемых с использованием электронных денег, также должны быть отражены в законодательстве исходя из экономической целесообразности и безопасности.

Также полезным будет включение норм надзора, предусмотренных статьями 6 и 7 Директивы 2000/46/ЕС. В соответствии с данными требованиями органы надзора не реже двух раз в год должны обеспечить проведение расчетов, свидетельствующих о соблюдении требований к первоначальному капиталу и минимальным собственным средствам, а также требований по ограничению вложений. Кроме того, в организациях, осуществляющих выпуск и расчеты с использованием электронных денег должны иметь место обоснованные и осмотрительные управленческие, административные, учетные процедуры и механизмы внутреннего контроля. Организации должны надлежащим образом реагировать на финансовые и нефинансовые риски, которым подвержено предприятие, включая технические, процедурные риски, а равно риски, связанные с сотрудничеством с предприятиями, осуществляющими вспомогательные технические и операционные функции.

Таким образом, в вопросе законодательного регулирования оборота электронных денег в России представляется верным и полезным опираться на опыт Европейского Союза. При этом, разумеется, необходимо серьезно анализировать российскую действительность и все риски, которые могут нести в себе операции с использованием электронных денег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интернет в наше время давно уже стал параллельным реальному миру пространством, в которое всё больше и больше перетекает не только деловое, но и самое бытовое повседневное общение. Всё чаще телефонному звонку, живому вербальному общению люди предпочитают общение путём обмена текстовыми сообщениями посредством использования разнообразных коммуникативных программ и специализированных Интернет-ресурсов.

Сфера финансов не стала исключением из общей тенденции перетекания реальной жизни в виртуальную. Активно осваиваются Интернет-банки, открывая реальные представительства, которые, давно уже перестав быть просто информационными стендами для клиентов, работают как реальный канал продажи банковских продуктов (например, банки представляют своим клиентам возможность дистанционного управления своим банковским счётом). Всё больше магазинов открывают свои сайты с возможностью оплаты самых разнообразных товаров различными способами – по банковским картам, за наличные или электронными деньгами. Расчёты наличными посредством курьеров в момент доставки – неизбежный на сегодня, но очень архаичный способ оплаты товаров, приобретаемых через Интернет. Банковские карты – вполне современный способ, но большинству экспертов очевидно, что наиболее перспективный с точки зрения технологичности, простоты и безопасности расчетов способ расчётов в Интернете – электронные деньги.

В ходе исследования проблем правового регулирования электронных денег, исходя, из поставленных цели и задач работы последовали следующие выводы.

Быстрое развитие индустрии электронных денег привлекло внимание регулирующих органов развитых стран уже в начале 90-х годов 20 века. Перспектива частичного замещения традиционных средств платежа электронными изначально вызывала определённые опасения с их стороны. Во-первых, было очевидна правовая незащищенность пользователей данных платежных систем, во-вторых, как предполагалось, широкое использование электронных денег, эмитируемых частными компаниями, могло существенно снизить эффективность денежной политика государства.

В результате первые режимы регулирования электронных денег начали формироваться ещё в тот период, когда роль рынков электронных денег была минимальна. Фактически первые шаги в данном направлении были предприняты в Европейском Союзе и связаны с принятие в 2000 году Европейской Комиссией 2-х директив (2000/28/ЕС и 2000/46/ЕС). В данных документах институты электронных денег были отнесены к категории специфических кредитных организаций, что закономерно означало распространение на них ряда пруденциальных норм банковской деятельности. На протяжении 9 лет с момента начала стандартизации национальных законодательств европейских государств, в соответствии с принципами, заложенными в директивах, реализованный подход к регулированию электронных денег неоднократно подвергался критике. В частности, указывалось на то, что строгие ограничительные нормы не дают заметного выигрыша в степени защиты интересов европейских пользователей электронных платежных систем.

Информация о работе Проблемы правового регулирования электронных денег