Составление и исполнение местного бюджета по доходам и расходам (на примере бюджета Моргаушского района Чувашской Республики)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование теоретических и практических основ связанных с организацией бюджетного процесса, анализ действующей практики организации и осуществления бюджетного процесса на уровне муниципального образования, и разработка на этой основе практических рекомендаций по совершенствованию бюджетного процесса
Цель работы обуславливает необходимость решения следующих конкретных задач:
1) Дать характеристику понятий бюджет, бюджетная система и бюджетный процесс.
2) Рассмотреть основные функции и задачи бюджета, основополагающие принципы функционирования бюджетной системы, участников бюджетного процесса и стадии бюджетного процесса.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……3
Глава I. Составление и исполнение бюджетов………………….……….……6
Социально-экономическая сущность бюджета……………….……….….6
Составление и исполнение бюджетов в современных условиях ……....15
Зарубежный опыт организации бюджетного процесса………….……..30
Глава II. Анализ составления и исполнения местного бюджета (на примере бюджета Моргаушского района Чувашской Республики)…………………42
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности финансового отдела администрации Моргаушского района Чувашской Республики………………………………………………………………………42
2.2 Анализ доходов районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики за 2010-2012 годы ………………………………………………60
2.2.1 Налоговые доходы районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики ………………………………………….……………67
2.2.2 Неналоговые доходы районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики ……………………….………………………………74
2.2.3 Безвозмездные перечисления районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики ………………………………………………………..78
2.3 Анализ исполнения расходной части районного бюджета Моргаушского района Чувашской республики………………………………………………85
Глава III. Направления совершенствования бюджетного процесса в современных условиях………………………………………………………..88
Заключение……………………………………………………………………..104
Список использованной литературы ……………………………………….107

Файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа.doc

— 864.00 Кб (Скачать)

Необходимо  провести мероприятия, направленные на формирование нового качества финансового управления главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ, в том числе утвердить методику оценки качества финансового менеджмента, разработать порядок применения результатов мониторинга для стимулирования деятельности главных распорядителей средств бюджета. Необходимо создать методическую и нормативную правовую основы для проведения оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета. В первую очередь нужно разработать и утвердить методику балльной оценки, предполагающую формирование ежегодного рейтинга главных распорядителей средств бюджета и расчет оценки среднего уровня качества финансового менеджмента. В системе оценки качества финансового менеджмента будут выделены следующие основные блоки показателей: формирование бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность.

Финансовый  менеджмент на этапе формирования бюджета  будет оцениваться как высокоэффективный, если решения принимаются на базе предварительного анализа, вопросы  соотношения расходов и результатов подкреплены наличием финансовых и натуральных нормативов, сравнительным анализом потребностей и фактического объема предоставления государственных услуг.

При исполнении бюджета особое внимание уделяется  показателям, обеспечивающим эффективную  реализацию решений, принятых при формировании бюджета: состояние дебиторской и кредиторской задолженностей, формирование и финансовое обеспечение государственных заданий. Указанный блок индикаторов необходимо использовать как основной инструмент мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств краевого бюджета со стороны финансовых органов субъекта РФ.

В блок индикаторов, учитывающих содержание и качество новых форм управленческой отчетности, необходимо включить информацию как  об объемах бюджетных средств, так и о достигнутых результатах.

На основе разработанной  методики провести оценку показателей, характеризующих качество финансового  менеджмента главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ. Проведенная  оценка и выявленные недостатки методики позволят доработать систему оценки и придать ей регулярный характер. Кроме того, в рамках данного документа рассмотреть вопросы применения результатов мониторинга оценки качества финансового менеджмента при оценке деятельности и премирования на ее основе руководителей соответствующих органов власти.

После апробации  набора показателей по наиболее актуальным направлениям деятельности должны быть разработаны методические рекомендации и модельные нормативные правовые акты, которые позволят главным распорядителям повысить качество финансового менеджмента.

Кроме того, для  совершенствования управления государственным  долгом субъектов РФ требуется внести корректировки в методологию  расчета долговой нагрузки на бюджет края (долговой емкости бюджета) с  учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период. Результат модернизации методологии долговой нагрузки на бюджет с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период будет способствовать укреплению платежеспособности субъектов РФ и снижению расходов на обслуживание долга.

 

Заключение

 

В процессе проведённого анализа представляется возможным  сделать следующие выводы:

Бюджет государства - центральное звено финансовой системы. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.

Основными функциями  бюджета, как основного финансового  плана государства, являются:

1. Перераспределение  ВВП и национального дохода, которое  влияет на государственное регулирование  и стимулирование экономики, финансовое  обеспечение социальной политики;

2. Контроль за  образованием и использованием  централизованного фонда денежных  средств. Через него перераспределяется  около 50% валового внутреннего  продукта. Бюджет широко используется  для межотраслевого и территориального  перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, объема экономики и культуры регионов РФ.

Бюджетный процесс  в любой стране характеризуется  своими особенностями, что обусловлено  формой государственного устройства, формой правления, уровнем экономического развития страны, историческими традициями. Период, в течение которого действует бюджет, считается бюджетным годом. Бюджетный год не везде совпадает с календарным, однако практически во всех странах охватывает около 12 месяцев.

Проанализировав основные характеристики бюджета Моргаушского района Чувашской Республики за трёхгодичный период можно сделать следующие выводы, с 2010 по 2012 год доходы бюджета возросли на 6,1%, расходы на 3,3%, дефицит бюджета сменил профицит.

За 2010 - 2012 гг. бюджет района стал менее дотационным, если в 2010 году на долю безвозмездных поступлений приходилось 80,5% доходов бюджета, то к 2012 году это цифра составляет 73,6% от общего объёма доходов. Значительно увеличилась доля налоговых доходов с 17,4% в 2010 до 24,2% в 2012 году. Несмотря на это большая часть расходов осуществляется за счёт безвозмездных поступлений из республиканского бюджета, так за счёт собственных доходов бюджета района исполняется менее 50% общего объёма расходов.

В третьей главе  работы даны следующие направления  совершенствования бюджетного процесса на уровне субъекта РФ касающиеся:

повышение качества государственных услуг;

активизация работы по дальнейшему применению в бюджетном  процессе инструментов бюджетирования ориентированного на результат;

совершенствование межбюджетных отношений и повышение  качества управления муниципальными финансами, заключающиеся в следующем: возможности  внедрение на муниципальном уровне методики планирования временных кассовых разрывов и установления порядок формирования финансового резерва для финансирования временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета; внедрение порядка проведения мониторинга дебиторской задолженности перед местным бюджетом; внедрение на уровне муниципального образования методики расчета платежеспособности (кредитоспособности) местного бюджета с учетом действующих и планируемых обязательств (включая кредиторскую задолженность) на среднесрочный период и методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность муниципального образования; мониторинге и оценке качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях.

повышение качества финансового менеджмента в сфере управления региональными финансами.

Реализация  предлагаемых мероприятий позволит получить существенную экономическую  эффективность бюджетных расходов, улучшить структурное состояние  финансовой системы бюджета, в том  числе в виде сокращения доли первоочередных расходов в общей их сумме, а также осуществить комплекс мер, направленных на совершенствование системы управления долгом. Создание системы мониторинга состояния долга, разработка методики расчета платежеспособности бюджета, методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств будут способствовать снижению объема кредиторской задолженности бюджетных учреждений в расходах бюджета.

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция  (Основной закон) Российской Федерации. М.: // СПС Консультант

2. Бюджетный  кодекс Российской Федерации.  М.: Норма, 2012. 192 с.

3. Решение Моргаушского районного Собрания депутатов «О районном бюджете Моргаушского района Чувашской Республики на 2010 год» // Официальный сайт Моргаушского района Чувашской Республики

4. Решение Моргаушского районного Собрания депутатов «О районном бюджете Моргаушского района Чувашской Республики на 2011 год» // Официальный сайт Моргаушского района Чувашской Республики

5. Решение Моргаушского районного Собрания депутатов «О районном бюджете Моргаушского района Чувашской Республики на 2012 год» // Официальный сайт Моргаушского района Чувашской Республики

6. Решение Моргаушского районного Собрания депутатов «Об исполнении районного бюджета за 2010 год» // Официальный сайт Моргаушского района Чувашской Республики

7. Решение Моргаушского районного Собрания депутатов «Об исполнении районного бюджета за 2011 год» // Официальный сайт Моргаушского района Чувашской Республики.

8. Устав Моргаушского района Чувашской Республики

9. Организация  бюджетного процесса // Бюджет. 2011. №  1. С. 30.

10. Аболонин  Е.С. Муниципальное право: учебник.  М.: Диалог, 2010. 520 с.

11. Александров  И.М. Бюджетная система РФ: учебник.  М.: Издательско-торговая корпорация  Дашков и Ко, 2009. 486 с.

12. Афанасьев  М.И. Основы бюджетной системы:  учебное пособие для вузов.  М.: ВШЭ, 2009, 109 с.

13. Бабич А.М., Павлова Л.М. Государственные  и муниципальные финансы: учебник.  М.: Космо, 2008, 410 с.

14. Бескоровайная  С.А. Современный этап бюджетного  реформирования в РФ // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. № 3. С. 50.

15. Белозёров  С.А., Горбушкина С.Г. Финансы: учебник.  М.: Проспект, 2009. 512 с.

16. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: учебник.  М.: Диалог, 2010. 470 с.

17. Врублевская О.В., Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. СПб.: Питер, 2008. 820 с.

18. Выдрин И.В.  Муниципальное право: учебник.  М.: Дрофа, 2008. 345 с.

19. Глущенко  Г.Г., Пылин В.В. Муниципальное  бюджетное право: учебное пособие  для вузов. М.: Астра, 2009. 234 с.

20. Годин А.М., Подпорина И.В., Горегляд В.П. Бюджетная  система Российской Федерации:  учебник. М.: Издательско-торговая  корпорация Дашков и Ко, 2008. 649 с.

21. Горбунова  О. Н. Финансовое право: учебное  пособие. М.: Право, 2010. 213 с.

22. Горин А.М., Максимова Н.С. Бюджетная система  РФ: учебник. М.: Дрофа, 2009. 568 с.

23. Грачёв Е.Ю., Ивлев М.Ф., Соколов Э.Ю. Финансовое  право в вопросах и ответах:  учебное пособие для вузов.  М.: Жираф, 2009. 147 с.

24. Гусев А.  О повышении эффективности бюджетных расходов // Бюджетные организации: бухгалтерский учёт и налогообложение. 2011. № 1. С 22.

25. Дадашев А.З., Чернигин Д.Г. Финансовая и  бюджетная система России: учебник.  М.: Инфра-М, 2009. 248 с.

26. Дементьев  Д.В., Щербаков В.А. Бюджетная система РФ: учебник. М.: Кнорус, 2008. 571 с.

27. Дорофеев  В.Ю. Международное право: учебник  для вузов. М.: Закон, 2008. 876 с.

28. Дмитриев  Ю.А. Государственное и муниципальное  право: учебник. М.: Дрофа, 2008. 549 с.

29. Журавлёв  В.В. Бюджет государства и его основные характеристики: конспект лекций. СПб.: Политехника, 2009. 134 с.

30. Замотаев  А.А. Муниципальные образования  их права и обязанности: учебное  пособие для вузов. М.: учебник, 2009. 310 с.

31. Игнатюк М.А.  Муниципальное право: учебник. М.: Норма, 2008. 654 с.

32. Карасёва  М.В. Финансовое право: учебник.  М.: Норма, 2010. 999 с.

33. Карчевский  В.В. Бюджетная система РФ: учебник.  М.: Вузовский учебник, 2009. 716 с.

34. Ковалёв В.В.  Финансы: учебник. М.: Летер, 2008. 700 с.

35. Ковешников  Е.М. Бюджетные права субъектов РФ и муниципальных образований: учебник. М.: Норма, 2009. 327 с.

36. Куделинский  М.Н. Муниципальное право: учебное  пособие для вузов. М.: Астра, 2009. 125 с.

37. Литовченко  А.М. Финансы: учебник. М.: Кнорус, 2008. 765 с.

38. Лепёха Д.Э. Финансовое право в субъектах РФ: учебник. М.: Закон, 2010. 520 с.

39. Матвосян  С.С. Правовое регулирование бюджетного  процесса в зарубежных странах  // Финансовое право. 2010. № 4. С. 3.

40. Мысляева  И.М. Государственные и муниципальные  финансы: учебник. М.: Инфра-М, 2008. 360 с.

41. Парыгина  В.А. Государственные и муниципальные  финансы: учебник. М.: Издательско-торговая  корпорация Дашков и Ко, 2009. 970 с.

42. Пешкова Х.В.  Принципы бюджетного права и  бюджетное устройство России // Финансовое  право. 2010. № 4. С. 15.

43. Поляк Г.Б.  Бюджетная система России: учебник  для студентов вузов обучающихся  по экономическим специальностям. М.: Юнити, 2012. 869 с.

44. Сабанти Б.М.  Теория финансов: учебник. М.: Менеджер, 2008. 192 с.

45. Саймон Г.Р.  Организация бюджетного процесса в странах Евросоюза: учебное пособие. М.: Альфа-Д, 2010. 256 с.

46. Селезнёв  А.З. Бюджетная система Российской  Федерации: учебник. М.: Магистр, 2010. 763 с.

47. Самсонов  Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова И.И.  Финансы на макроуровне: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2009. 192 с.

48. Сенчалов  В.И., Архипов А.И. Финансы, денежное  обращение, кредит: учебник. М.: Проспект, 2010. 720 с.

49. Соколова  О.В. Финансы, деньги, кредит: учебник  для вузов. М.: Знание, 2008. 307 с.

50. Тадеев А.А. Бюджетная система России: учебное пособие. М.: Юнити, 2010. 205 с.

Информация о работе Составление и исполнение местного бюджета по доходам и расходам (на примере бюджета Моргаушского района Чувашской Республики)