Исполнение областного бюджета на примере Московской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель: проанализировать организацию и исполнение бюджетного процесса на примере Московской области.
Задачи:
отразить общие понятия особенностей исполнения бюджета;
провести анализ исполнения бюджета Московской области по основным показателям;
предложить рекомендации по совершенствованию исполнения бюджета.

Оглавление

Введение
1.Особенности исполнения бюджета Московской области
в 2011 году.
Организация исполнения бюджета Московской области.
Участники бюджетного процесса.
1.3 Порядок исполнения бюджета Московской области.
1.4 Документы, регулирующие исполнение бюджета
Московской области.
2.Анализ исполнения бюджета Московской области за 2011 год.
2.1 Горизонтальный анализ исполнения бюджета.
2.2 Вертикальный анализ исполнения бюджета.
2.3 Факторный анализ исполнения бюджета.
2.4 Трендовый анализ исполнения бюджета.
3.Рекомендации по совершенствованию исполнения бюджета.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая (2003 word).doc

— 424.00 Кб (Скачать)

Применяется простое  сравнение статей отчетности по принципу «план-факт» и изучение причин их резких изменений, а также анализ изменения одних статей план-фактный анализ проводится для всех основных бюджетов, а при необходимости более тщательного изучения причин отклонений - для отдельных операционных и функциональных бюджетов.

Следует соблюдать  одно из основных требований системы бюджетирования - бюджетные и фактические данные должны представляться в едином формате, иначе их сравнение окажется некорректным.

Отклонения, выявленные между этими данными за период, часто служат базой для оценки каждого центра финансовой ответственности или функциональной области  и принятия регулятивных решений отчетности по сравнению с колебаниями других.

Проведем горизонтальный анализ исполнения бюджета, сравнивая  назначенные и исполненные показатели на 01.01.2012г.

Таблица 1.

Исполнение  бюджета Московской области на 01.01.2012г. (тыс.руб.)

Наименование 

Назначено

Исполнено

Процент исполнения

Относитель-ное отклонение

       

Д О Х О Д Ы

       

Налоговые и неналоговые  доходы

237 730 736

234 711 098

98,7

-3 019 638,4

Налоги на прибыль, доходы

164 561 577

159 573 905

97,0

-4 987 672,0

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

21 013 773

21 601 130

102,8

587 357,0

Налоги на совокупный доход

7 966 138

8 510 851

106,8

544 713,0

Налоги на имущество

39 587 074

39 638 351

100,1

51 277,0

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

143 615

157 883

109,9

14 268,0

Государственная пошлина

248 422

322 962

130,0

74 540,0

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

40 211

42 833

106,5

2 622,0

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

1 483 657

1 673 782

112,8

190 125,0

Платежи при пользовании природными ресурсами

667 633

832 571

124,7

164 938,0

Доходы от оказания платных  услуг и компенсации затрат государства

471 313

433 584

92,0

-37 729,4

Доходы от продажи  материальных и нематериальных активов

158 978

294 644

185,3

135 666,0

Административные платежи и сборы

32 630

22 567

69,2

-10 063,0

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

755 215

817 808

108,3

62 593,0

Прочие неналоговые  доходы

600 500

788 227

131,3

187 727,0

Безвозмездные поступления

44 277 092

38 618 389

87,2

-5 658 703,0

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

42 971 354

39 720 325

92,4

-3 251 029,0

Дотации бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований

1 693 023

1 693 022

100,0

-1,0

Субсидии бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований (межбюджетные субсидии)

14 971 488

11 471 408

76,6

-3 500 080,0

Субвенции бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований 

13 941 446

13 941 435

100,0

-11,0

Иные межбюджетные трансферты

12 355 531

12 604 594

102,0

249 063,0

Прочие безвозмездные  поступления от других бюджетов бюджетной  системы

9 866

9 866

100,0

0,0

Безвозмездные поступления  от государственных корпораций

1 127 965

315 207

27,9

-812 758,0

Прочие безвозмездные поступления

210

210

100,0

0,0

Доходы бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций  и иных межбюджетных трансфертов, имеющих  целевое назначение, прошлых лет

180 967

622 459

свыше 200%

441 492,0

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет  

-3 404

-2 039 812

 

-2 036 408,0

ИТОГО ДОХОДОВ С УЧЕТОМ БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

282 007 828

273 329 487

96,9

-8 678 341,4

Доходы от приносящей доход деятельности

7 952 616

6 531 481

82,1

-1 421 135,0

ВСЕГО ДОХОДОВ

289 960 444

279 860 968

96,5

-10 099 476,4

         

Р А С Х О Д  Ы

       

Общегосударственные вопросы,

15 010 961

14 123 441

94,1

-887 520,0

Национальная оборона,

204 764

175 249

85,6

-29 515,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность,

21 117 695

20 278 972

96,0

-838 723,0

Национальная экономика,

31 291 676

23 768 721

76,0

-7 522 955,0

Жилищно-коммунальное хозяйство,

11 397 952

8 402 907

73,7

-2 995 045,0

Охрана окружающей среды,

205 608

203 366

98,9

-2 242,0

Образование,

48 872 509

47 047 910

96,3

-1 824 599,0

Культура, кинематография,

2 737 248

2 558 098

93,5

-179 150,0

Здравоохранение,

48 720 732

42 672 764

87,6

-6 047 968,0

Социальная политика,

72 512 254

69 103 024

95,3

-3 409 230,0

Физическая культура и спорт,

5 974 886

5 635 734

94,3

-339 152,0

Средства массовой информации,

2 038 505

1 987 043

97,5

-51 462,0

Обслуживание государственного и муниципального долга,

9 202 071

9 146 811

99,4

-55 260,0

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований,

9 362 606

9 238 478

98,7

-124 128,0

ВСЕГО РАСХОДОВ

278 649 467

254 342 518

91,3

-24 306 949,0

         

ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА (со знаком "плюс") 
ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА (со знаком "минус")

11 310 977

25 518 450

 

14 207 472,6

         

Источники внутреннего  финансирования дефицитов бюджетов

-11 310 977

-25 518 450

 

-14 207 473,0

Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость  которых указана в валюте Российской Федерации

-23 100 000

-23 100 000

 

0,0

Кредиты кредитных организаций  в валюте Российской Федерации

4 300 000

-8 900 000

 

-4 600 000,0

Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации

3 800 000

-8 200 000

 

-4 400 000,0

Изменение остатков средств  на счетах по учету средств бюджета

-8 613 635

2 297 863

 

-6 315 772,0

Иные источники внутреннего  финансирования дефицитов бюджетов

12 302 658

12 383 687

 

81 029,0


 

Проведя горизонтальный анализ, можно сделать следующие выводы:

Полученные  доходы на 01.01.2012 года исполнены на 96,5%, но по назначенным данным не выполнены  на 10 099 476,4  тыс. рублей.  Такой результат дали такие доходы как, налоговые и неналоговые доходы, налоги на прибыль, доходы, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, административные платежи и сборы, безвозмездные поступления, безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии), субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, безвозмездные поступления от государственных корпораций, доходы от приносящей доход деятельности, возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет. Данные статьи доходов, исполнены не полностью, т.е. назначенные значение меньше исполненных на 01.01.2012г. В следствие чего, итоговая сумма дохода исполнения бюджета получена со знаком минус.

В свою очередь  расходы по итогам на 01.01.2012 г. исполнены на  24 306 949,0   тыс. рублей меньше, чем было назначено. Такой итог получен, вследствие отклонения по каждой статье расхода. Например, наибольшее отклонение можно наблюдать по такой статье расхода, как национальная экономика, неисполнение составило 7 522 955,0 тыс. рублей.

Таблица 2.

Горизонтальный  анализ исполнения бюджета (тыс. руб.)

Наименование

Исполнено на 01 января 2012 года

Исполнено на 01 января 2011 года

Горизонтальный анализ

1

3

5

6

7

Д О Х О  Д Ы

   

Абсолют-ное (%)

Относитель-ное(тыс.руб.)

Налоговые и неналоговые  доходы

234 711 098

204 752 551

1,15

29 958 547

Налоги на прибыль, доходы

159 573 905

137 863 433

1,16

21 710 472

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

21 601 130

18 260 394

1,18

3 340 736

Налоги на совокупный доход

8 510 851

6425682

1,32

2 085 169

Налоги на имущество

39 638 351

36018273

1,10

3 620 078

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

157 883

127150

1,24

30 733

Государственная пошлина

322 962

151130

2,14

171 832

Задолженность и перерасчеты  по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

42 833

55790

0,77

-12 957

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

1 673 782

1629414

1,03

44 368

Платежи при пользовании  природными ресурсами

832 571

600931

1,39

231 640

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

433 584

3 562 567

0,12

-3 128 983

Доходы от продажи  материальных и нематериальных активов

294 644

261010

1,13

33 634

Административные платежи  и сборы

22 567

28278

0,80

-5 711

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

817 808

516243

1,58

301 565

Прочие неналоговые  доходы

788 227

269887

2,92

518 340

Безвозмездные поступления

38 618 389

33242296

1,16

5 376 093

Безвозмездные поступления  от других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации

39 720 325

29903885

1,33

9 816 440

Дотации бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований

1 693 022

4797810

0,35

-3 104 788

Субсидии бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований (межбюджетные субсидии)

11 471 408

9689992

1,18

1 781 416

Субвенции бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований 

13 941 435

11261690

1,24

2 679 745

Иные межбюджетные трансферты

12 604 594

4132435

3,05

8 472 159

Прочие безвозмездные  поступления от других бюджетов бюджетной  системы

9 866

21958

0,45

-12 092

Безвозмездные поступления  от государственных корпораций

315 207

3303378

0,10

-2 988 171

Прочие безвозмездные  поступления

210

35033

0,01

-34 823

Доходы бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет

622 459

430625

1,45

191 834

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых  лет  

-2 039 812

-1448256

1,41

-591 556

ИТОГО ДОХОДОВ  С УЧЕТОМ БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

273 329 487

237994847

1,15

35 334 640

Доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности

6 531 481

1262898

5,17

5 268 583

ВСЕГО ДОХОДОВ

279 860 968

239257745

1,17

40 603 223

         

Р А С Х О Д Ы

3

5

6

7

Общегосударственные вопросы,

14 123 441

25054511

0,56

-10 931 070

Национальная оборона,

175 249

17 917

9,78

157 332

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность,

20 278 972

18287915

1,11

1 991 057

Национальная экономика,

23 768 721

22120610

1,07

1 648 111

Жилищно-коммунальное хозяйство,

8 402 907

1 450 617

5,79

6 952 290

Охрана окружающей среды,

203 366

165692

1,23

37 674

Образование,

47 047 910

12719701

3,70

34 328 209

Культура, кинематография,

2 558 098

3507433

0,73

-949 335

Здравоохранение,

48 308 498

21062755

2,29

27 245 743

Социальная политика,

69 103 024

47318293

1,46

21 784 731

Средства массовой информации,

1 987 043

-

-

 

Обслуживание государственного и муниципального долга,

9 146 811

-

-

 

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,

9 238 478

71619612

0,13

-62 381 134

ВСЕГО РАСХОДОВ

254 342 518

223325056

1,14

31 017 462


 

Подводя итоги  горизонтального анализа исполнения бюджета Московской области, можно  сказать, что в 2011 году было получено доходов и исполнено расходов больше, чем в 2010 году. Эти оба  периода считаются периодами  восстановления после кризиса 2008 года, поэтому наблюдается повышение расходов и доходов с 2010 по 2011 годы. Доходы увеличились на 1,17% в 2011 года по сравнению с 2010 годом, но расходы увеличились практически на такой же процент (1,14%).

 

2.2. Вертикальный  анализ исполнения бюджета.

Вертикальный анализ, в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты.

Проведем вертикальный анализ доходов и расходов на 01.01.11 и 01.01.12 гг.

Таблица 3.

Вертикальный  анализ исполнения бюджета.

Наименование 

Исполнено на 01 января 2012 года

Исполнено на 01 января 2011 года

Удельный вес

1

2

3

4

5

Д О Х О  Д Ы

   

на 01.01.12

на 01.01.11

Налоговые и  неналоговые доходы

234711098

204752551

83,8670

85,5782

Налоги на прибыль, доходы

159573905

137863433

0,5702

57,6213

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

21601130

18260394

0,0772

7,6321

Налоги на совокупный доход

8510851

6425682

0,0304

2,6857

Налоги на имущество

39638351

36018273

0,1416

15,0542

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

157883

127150

0,0006

0,0531

Государственная пошлина

322962

151130

0,0012

0,0632

Задолженность и перерасчеты  по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

42833

55790

0,0002

0,0233

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

1673782

1629414

0,5981

0,6810

Платежи при пользовании  природными ресурсами

832571

600931

0,0030

0,2512

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

433584

3562567

0,0015

1,4890

Доходы от продажи  материальных и нематериальных активов

294644

261010

0,0011

0,1091

Административные платежи  и сборы

22567

28278

0,0081

0,0118

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

817808

516243

0,2922

0,2158

Прочие неналоговые  доходы

788227

269887

0,2816

0,1128

Безвозмездные поступления

38618389

33242296

13,7991

13,8939

Безвозмездные поступления  от других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации

39720325

29903885

0,1419

12,4986

Дотации бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований

1693022

4797810

0,0060

2,0053

Субсидии бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований (межбюджетные субсидии)

11471408

9689992

0,0410

4,0500

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

13941435

11261690

0,0498

4,7069

Иные межбюджетные трансферты

12604594

4132435

0,0450

1,7272

Прочие безвозмездные  поступления от других бюджетов бюджетной  системы

9866

21958

0,0000

0,0092

Безвозмездные поступления от государственных корпораций

315207

3303378

0,0011

1,3807

Прочие безвозмездные  поступления

210

35033

0,0000

0,0146

Доходы бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций  и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет

622459

430625

0,0022

0,1800

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых  лет  

-2039812

-1448256

-0,0073

-0,6053

ИТОГО ДОХОДОВ  С УЧЕТОМ БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

273329487

237994847

   

Доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности

6531481

1262898

0,0233

0,5278

ВСЕГО ДОХОДОВ

279860 968

239257745

100

100

         

Р А С Х  О Д Ы

3

5

   

Общегосударственные вопросы,

14 123 441

25054511

5,5529

11,2189

Национальная оборона,

175 249

17 917

0,0689

0,0080

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность,

20 278 972

18287915

7,9731

8,1889

Национальная экономика,

23 768 721

22120610

9,3452

9,9051

Жилищно-коммунальное хозяйство,

8 402 907

1 450 617

3,3038

0,6496

Охрана окружающей среды,

203 366

165692

0,0800

0,0742

Образование,

47 047 910

12719701

18,4979

5,6956

Культура, кинематография,

2 558 098

3507433

1,0058

1,5706

Здравоохранение,

48 308 498

21062755

18,9935

9,4314

Социальная политика,

69 103 024

47318293

27,1693

21,1881

Средства массовой информации,

1 987 043

-

0,7812

-

Обслуживание государственного и муниципального долга,

9 146 811

-

3,5963

-

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований,

9 238 478

71619612

3,6323

32,0697

ВСЕГО РАСХОДОВ

254342 518

223325056

100

100


 

Проведя вертикальный анализ исполнения бюджета по доходам  видно, что наибольший удельный вес  по итогам двух лет занимают  налоговые доходы  более 80 % от общей суммы. По расходам следует заметить, что наиболее большую часть было выделено и потрачено на социальную политику региона. В 2011 году выделено 18% на образование, что заметно увеличилось по сравнению с 2010 годом, также в 2011 году появляется новая статья расхода – средства массовой информации (почти 0,8%). По итогам двух лет заметен профицит бюджета, т.е. доходы покрывают расходы, что говорит об эффективной бюджетной политике Московской области.

 

2.3.Факторный анализ исполнения бюджета.

Факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и т. д.);

В ходе аналитической  работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной  частей бюджета, относительные показатели — бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и регулирующих доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.

Проведем факторный  анализ, рассчитав следующие коэффициенты:

  1. Коэффициент соотношения собственных бюджетных доходов и переданных другим уровнем бюджетной системы.

К = Доходы, переданные другим уровнем бюджетной системы  *100%   (1)     

                                  Собственные доходы      

К (2011) =38618389/242916361*100%=16%

К (2010) =33242296/207644863*100%=16%

Проведя анализ коэффициента соотношения собственных бюджетных доходов и переданных другим уровнем бюджетной системы можно сделать вывод, что в 2010-2011 гг. в Московской области наблюдается устойчивое финансовое положение, в нашем случае 16% - по уровню состояния бюджета носят характер устойчивого финансового положения бюджета Московской области.

  1. Коэффициент автономии

Ка =            Собственные доходы________*100%                                    (2)              

       Общая сумма бюджетных доходов

Ка (2011)= 242916361/279860 968*100%=87%

Ка (2010)= 207644863/239257745*100%=87%

Данный коэффициент  предполагает  обеспеченность собственными доходами субъекта к общей сумме дохода, в данном случае за два года наблюдается 87% , это означает  абсолютно устойчивое состояние региона.

  1. Коэффициент бюджетного покрытия

Кб.п. =    Общая сумма доходов    *100%                                             (3)

                Расходы бюджета

Кб.п(2011)= 279860 968/254342518*100%=110%

Кб.п(2010)= 239257745/223325056*100%=107%

Рассчитав  коэффициент  бюджетного покрытия можно сделать вывод, что Московская область по итогам двух лет имеет профицит бюджета, т.е. доходы покрывают расходы более чем на 100%, это говорит о том, что бюджетная политика очень эффективна в данном регионе.

  1. Коэффициент бюджетной задолженности

Кб.з. =    Бюджетная задолженность    *100%                                       (4)

                  Расходы бюджета

Кб.з. (2011)= 106 133,8/254342518*100%=0,04%

Кб.з. (2010)= 146846,9/223325056*100%=0,07%

Коэффициент бюджетной  задолженности показывает процент (долю) государственного долга Московской области к общим расходам бюджета. В данном случае процент задолженности не велик к общей сумме расхода за оба периода и составляет менее 1 %.

5.Коэффициент бюджетной результативности

Кб. р. =                  Бюджетные доходы                                                       (5)

             Среднегодовая численность населения

Общая численность  населения по предварительным данным Всероссийской переписи 2010 года составляет 7 092 900 человек.

Кб. р. (2011)= 279860 968/7092900=39,46

Кб. р. (2010)= 239257745/7092900=33,73

Показывает, что в доходах региона на каждого проживающего на территории Московской области проходится 39,46 и 33,73 тыс. руб.

6.Коэффициент бюджетной обеспеченности населения

Кб. об. . =                  Бюджетные расходы                                                   (6)

             Среднегодовая численность населения

Кб. об. . (2011)= 254342518/7092900=35,86

Кб. об. . (2010)= 223325056/7092900=31,49

Свидетельствует о том, что на каждого человека, проживающего в Московской области в 2010 году, было предоставлено товаров и услуг из бюджета области на сумму 31,49 тыс. руб., а в 2011 – 35,86 тыс. руб.

 

2.4. Трендовый  анализ исполнения бюджета.

Трендовый анализ носит перспективный, прогнозный характер, поскольку позволяет на основе изучения закономерности изменения экономического показателя в прошлом спрогнозировать величину показателя на перспективу. Для этого рассчитывается уравнение регрессии, где в качестве переменной выступает анализируемый показатель, а в качестве фактора, под влиянием которого изменяется переменная - временной интервал. Уравнение регрессии дает возможность построить линию, отражающую теоретическую динамику анализируемого показателя рентабельности.

Информация о работе Исполнение областного бюджета на примере Московской области