Казначейское исполнение федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Выполнение государством возложенных на него функций требует наличия у него необходимых финансовых ресурсов. Это требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы исполнения федерального бюджета 6
2. Порядок казначейского исполнения доходов федерального бюджета 11
3. Казначейское исполнение расходов федерального бюджета 19
4. Перспективы совершенствования порядка казначейского исполнения федерального бюджета 28
Заключение 37
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

казначейское исполнение федерального бюджета.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Подчеркивая актуальность данной темы можно сказать, что решение задачи успешного  исполнения бюджета любого государства напрямую зависит от эффективного функционирования системы управления государственными финансовыми ресурсами.

     Выполнение  государством возложенных на него функций  требует наличия у него необходимых  финансовых ресурсов. Это требует  концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований.

     Сосредоточение  в государственном бюджете крупных денежных средств - необходимое условие осуществления эффективной финансовой политики государства. Однако, в первоначальный период построения экономического механизма новой России, когда формировались новые отношения собственности, создавались налоговая и денежная системы, в целом по стране снизилась налогово-бюджетная дисциплина. В этом же направлении действовала и политика суверенизации, когда каждый субъект федерации больше думает о своих доходах, чем об эффективности их использования.

     Стадия  исполнения бюджета является одной  из важнейших стадий в бюджетном  процессе, которая предусматривает  обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных  по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетных  расходов.

     На  десятилетний опыт работы органов казначейства, вопросы, связанные с внедрением новых бюджетных и информационных технологий, управлением и целевым  использованием бюджетных средств, повышением качества осуществляемого  контроля, улучшения во взаимодействии органов казначейства с другими финансово-контрольными органами остаются актуальными.

     В связи с этим представляется необходимым  комплексное исследование проблем  развития казначейской системы исполнения бюджетов, формирование ее эффективных  организационных и финансовых основ, выработка обоснованных рекомендаций относительно повышения качества системы управления финансовыми потоками государства, совершенствования казначейского контроля.

     Решение этих вопросов является логической ступенью в разработке предложений по дальнейшему совершенствованию управления государственными финансовыми ресурсами, как одной из главных составляющих макроэкономической политики государства.

     Объектом  исследования является бюджетная система  РФ.

     Предметом исследования теория и практика казначейского исполнения бюджетов в России.

     Целью данной работы является научное обоснование  направлений совершенствования  казначейской системы исполнения бюджетов, определение роли и места органов  федерального казначейства в бюджетной  системе РФ, повышение эффективности ее исполнения, исследование действующей практики проведения контроля за поступлением доходов и осуществлением расходов федерального бюджета, позволяющей достигать более эффективные результаты.

     Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:

     - изучение теоретических основ  исполнения федерального бюджета; 

     - рассмотрение порядка казначейского  исполнения доходов федерального  бюджета;

     - анализ казначейского исполнения  расходов федерального бюджета;

     - рассмотрение перспектив совершенствования порядка казначейского исполнения федерального бюджета.

     Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных  и зарубежных экономистов в области  бюджетной системы и бюджетного процесса, в частности, по вопросам исполнения бюджетов через казначейские органы. При написании работы был изучен, систематизирован и обобщен материал законодательных и нормативных актов, периодических изданий по вопросам, рассматриваемым в работе.

     Теоретические и практические аспекты функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса, аккумулирования и использования бюджетных средств РФ в целом и отдельных ее территорий, модернизации организационных форм и технологий межбюджетных отношений исследовались в трудах: Александрова А. М, Артюхина Р. Е., Вознесенского Э. А., Врублевской О. В., Демина С. В., Дробозиной Л. Г., Ивановой Н. Г., Игудина А. Г., Ицковича Б. Ф., Казака А. Ю., Маковник Т. Д., Нестеренко Т. Г., Родионовой В. М, Романенкова А. И., Романовского М. В., Сабанти Б. М, Сенчагова В. К, Сомоева Р. Г., Черника Д. Г., и д.р.

     Практическая  значимость работы заключается в  том, что в результате комплексного подхода к процессу казначейского  исполнения бюджетов, сформулированные теоретические положения и выводы могут быть использованы в практических целях.

     Цели  и задачи исследования обусловили структуру  работы, которая состоит из введения, основной части, включающей четыре раздела, заключения, списка использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Теоретические основы исполнения федерального бюджета
 

     Исполнение  бюджета - это практическая реализация бюджета по всем предусмотренным  показателям его доходной и расходной  частей. Исполнение бюджетов относится  к функциям исполнительной ветви  власти. В процессе исполнения бюджета  Правительство РФ может вносить изменения по статьям расходов бюджетной классификации в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств.

     Оперативное исполнение бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной росписью (росписью доходов и расходов), утверждаемой Министерством финансов РФ. Оперативное исполнение бюджета заключается в принятии мер к поступлению запланированных доходов, в предоставлении финансовых средств на мероприятия, предусмотренные бюджетной росписью, контроле за правильным их использованием.[5,с.46]

     В исполнении бюджета в какой-то мере участвуют все государственные  органы, бюджетные предприятия, учреждения и другие организации. Однако наиболее существенная роль в этой области  принадлежит органам налоговой  службы, ответственным за собирание денежных средств, финансовым органам и кредитным учреждениям.

     Главной задачей Министерства РФ по налогам  и сборам является контроль за соблюдением  налогового законодательства, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей. Как видно из определения, данное Министерство в основном обеспечивает исполнение доходной части бюджета. Для этого оно наделено существенными правами:

     - производить проверки денежных  документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, связанных с учетом налогов, получать необходимую информацию, справки, объяснения;

     - обследовать складские, торговые  и иные помещения предприятий  и граждан; 

     - приостанавливать операции по  расчетным и другим счетам  в банках в случае непредставления бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов;

     - применять к предприятиям, учреждениям,  организациям и гражданам финансовые  санкции, налагать административные  штрафы и др.

     Ключевая  роль в исполнении бюджета принадлежит Федеральному казначейству, которое является структурным подразделением Министерства финансов РФ. Его основными задачами являются:

     - организация, осуществление и  контроль за исполнением федерального  бюджета; 

     - управление доходами и расходами  федерального бюджета на счетах казначейства в банках;

     - сбор, обработка и анализ информации  о состоянии государственных  финансов и др.

     В целях осуществления данных задач  Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ:

     - организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета;

     - доводит до территориальных органов  Федерального казначейства размеры  ассигнований из федерального  бюджета по обслуживаемым этими  органами территориям; 

     - ведет сводный реестр распорядителей  средств федерального бюджета;

     - организует и осуществляет краткосрочное  прогнозирование средств федерального  бюджета; 

     - организует и осуществляет сводный  учет операций по движению  средств федерального бюджета; 

     - организует и осуществляет управление  доходами и расходами федерального бюджета.

     Непосредственной  же работой по целевому финансированию предприятий, учреждений, организаций, по осуществлению операций со средствами федерального бюджета занимаются органы Федерального казначейства по городам, районам.

     Органы  Федерального казначейства наделены достаточно серьезными правами, в частности, правом приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений, использующих средства федерального бюджета, в случае допущения ими определенных нарушений финансовой дисциплины, правом взыскивать с юридических лиц в бесспорном порядке средства федерального бюджета, используемые не по целевому назначению, и т.п.[6,с.91]

     Исполнение  расходной части бюджета связано  с распределением средств федерального бюджета. Право распоряжаться денежными средствами, выделенными из бюджета, предоставлено законодательством руководителям учреждений, организаций и др., которые называются распорядителями бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств подразделяются на главных и нижестоящих. К главным распорядителям относятся министры и руководители ведомств РФ. К нижестоящим относятся руководители учреждений, получающих средства от главных распорядителей для распределения между подведомственными учреждениями, а также руководители учреждений, получающих средства для их использования на средства учреждений.

     Расходование  средств федерального бюджета происходит в различных формах и на различные  цели (например, предоставление кредитов иностранным государствам и др.), но основная часть денежных средств  распределяется путем финансирования, под которым понимается предоставление средств федерального бюджета в распоряжение предприятий, учреждений на началах безвозвратности и безвозмездности.

     Финансирование  чаще всего осуществляется на принципах  целенаправленности, другими словами, средства, предоставляемые предприятиям, учреждениям, имеют строго целевое назначение (выплата заработной платы, стипендий, реконструкция здания и т. п.).

     Бюджетное финансирование на сегодняшний день возможно в двух формах.

     1. Финансирование государственных (унитарных) предприятий. Государственные предприятия ныне выступают в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, чья деятельность направлена на получение прибыли. Государство чаще всего не может вмешиваться в хозяйственную деятельность унитарных предприятий. Как правило, предприятие должно обеспечивать свои расходы за счет собственных средств. Поэтому бюджетное финансирование не должно быть основным источником средств для предприятия, однако оно необходимо для убыточных, но социально значимых предприятий.

     2. Сметно-бюджетное финансирование  учреждений. Учреждения не являются  коммерческими юридическими лицами  и поэтому, как правило, не  имеют собственных доходов, или  их объем не бывает значительным. Поэтому все расходы учреждений  покрываются за счет средств бюджета на основе финансовых планов — смет расходов, устанавливающих объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделенных из бюджета. Статьи расходов имеют обязательный характер и не могут быть изменены по воле руководителя учреждения. К учреждениям, находящимся на сметно-бюджетном финансировании, относятся учреждения образования, здравоохранения, науки, государственный аппарат РФ, оборона, правоохранительные органы.

Информация о работе Казначейское исполнение федерального бюджета