Казначейское исполнение федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Выполнение государством возложенных на него функций требует наличия у него необходимых финансовых ресурсов. Это требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы исполнения федерального бюджета 6
2. Порядок казначейского исполнения доходов федерального бюджета 11
3. Казначейское исполнение расходов федерального бюджета 19
4. Перспективы совершенствования порядка казначейского исполнения федерального бюджета 28
Заключение 37
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

казначейское исполнение федерального бюджета.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     - функционирование федеральной судебной  системы;

     - осуществление международной деятельности  в общефедеральных интересах;

     - национальная оборона и обеспечение  безопасности государства;

     - государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

     - государственная поддержка атомной  энергетики;

     - фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому прогрессу;

     - исследование и использование  космического пространства;

     - обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

     - реализация решений федеральных  органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных  доходов бюджетов других уровней;

     - осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

     - финансовая поддержка субъектов  Российской Федерации и др.

     Финансирование  отдельных видов расходов может  проводиться из бюджетов разных уровней. Распределение и закрепление  расходов между бюджетами осуществляются по согласованию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления. Это могут быть расходы на:

     - государственную поддержку отраслей  промышленности, строительства, сельского  хозяйства, транспорта и др.;

     - обеспечение правоохранительной  деятельности, противопожарной безопасности, социальной защиты населения,  охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов;

     - прочие цели, находящиеся в совместном  ведении.

     На  основе закона о федеральном бюджете  на соответствующий год правительство  издает постановление о мерах  по реализации этого закона, где  конкретизированы механизмы и порядок расходования средств федерального бюджета и поставлены задачи министерствам и ведомствам по исполнению бюджета.

     Бюджет  по расходам исполняется с применением  последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования расходов. Санкционирование расходов бюджета включает следующие обязательные этапы, после выполнения которых можно проводить финансирование:

     1)   составление и утверждение бюджетной росписи;

     2)   утверждение и доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, а также утверждение им смет доходов и расходов;

     3)   принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

     4)   подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

     Каждый  этап санкционирования расходов бюджета  имеет свои особенности.

     1. Составление и утверждение бюджетной  росписи. 

     Министерство  финансов РФ составляет сводную бюджетную  роспись по главным распорядителям бюджетных средств, утверждает порядок  ее исполнения и доводит годовой объем бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств.

     2. Утверждение и доведение до  распорядителей и получателей  бюджетных средств уведомлений  о бюджетных ассигнованиях, лимитах  бюджетных обязательств, а также утверждение им смет доходов и расходов.

     Главные распорядители на основе установленных  им объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств доводят распределенные бюджетные  ассигнования и лимиты бюджетных  обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, находящихся в их ведении. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся в форме уведомлений и не дают права бюджетному учреждению на расходование бюджетных средств.

     После получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение в вышестоящий орган смету доходов и расходов. Смета доходов и расходов главного распорядителя бюджетных средств утверждается руководителем этого органа.

     Смета доходов и расходов – документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований, утвержденный в установленном порядке и содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований.

     Получатели  средств федерального бюджета представляют утвержденные в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств в соответствующий орган казначейства для контроля за расходованием средств.

     3. Принятие денежных обязательств  получателями бюджетных средств.

     Получатели  бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов могут принимать обязательства по расходованию средств федерального бюджета путем составления платежных и иных документов.[17,с.56]

     4. Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

     Орган казначейства осуществляет расходование бюджетных средств после проверки соответствия принятых денежных обязательств получателем бюджетных средств  лимитам бюджетных обязательств и поступившему на его лицевой  счет финансированию.

     Орган казначейства, где открыт лицевой  счет получателю бюджетных средств, может отказаться подтвердить принятые денежные обязательства исключительно  в следующих случаях:

     - при несоответствии принятых  денежных обязательств требованиям,  предъявляемым к платежным и иным документам, необходимым для совершения расходования средств;

     - при несоответствии принятых  бюджетных обязательств закону  о бюджете доведенным бюджетным  ассигнованиям и лимитам бюджетных  обязательств;

     - при несоответствии принятых  бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

     - при блокировке расходов.

     Блокировка  расходов бюджета - сокращение лимитов  бюджетных обязательств по сравнению  с бюджетными ассигнованиями либо отказ  в подтверждении принятых денежных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными. Блокировка расходов бюджета осуществляется также при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств.

     Блокировке  могут быть подвергнуты только те расходы федерального бюджета, финансирование которых в соответствии с законом о бюджете связано с определенными условиями либо по которым выявлено нецелевое использование бюджетных средств.

     В ходе исполнения федерального бюджета  по представлению главных распорядителей бюджетных средств в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения по следующим основаниям:

     - в случае передачи полномочий  по финансированию отдельных  учреждений, мероприятий или видов  расходов;

     - путем уменьшения ассигнований  на сумму, израсходованную получателями бюджетных средств незаконно или не по целевому назначению, по предписаниям контрольных органов Министерства финансов Российской Федерации и Счетной палаты;

     - в случае образования в ходе  исполнения федерального бюджета  экономии по отдельным статьям  экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В этом случае главные распорядители представляют в Минфин России обязательство о недопущении кредиторской задолженности по тем статьям экономической классификации расходов, по которым уменьшаются лимиты бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств не могут быть изменены после истечения половины срока их действия.

     В случае задержки финансирования более  чем на два меяца либо при финансировании не более 75% объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением на квартал, бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять объемы бюджетных ассигнований по предметным статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. 
 

     
  1. Перспективы совершенствования  порядка казначейского исполнения федерального бюджета
 

     На  современном этапе перед экономикой страны наиболее важной проблемой надо считать проблему бюджетной независимости  субъектов федерации.

     Государственная политика предполагает минимальное  вмешательство в экономические процессы. Бюджетные ресурсы направляются в основном, на решение социальных проблем, реорганизацию вооруженных сил, на организацию эффективного управления государством. Только через государственный бюджет решается проблемы здравоохранения, просвещения, науки, культуры. В тоже время, на уровне субъекта федерации возникает необходимость в финансировании коммерческих проектов, в целях создания рабочих мест. Никто не спорит с тезисом о независимости субъектов федерации и их правом направлять бюджетные ресурсы на решение приоритетных, с их точки зрения, программ. Однако, независимость субъекта федерации должна быть обеспечена собственными ресурсами. В том случае, если 40 и более процентов доходов бюджета формируются за счет федерального бюджета, нельзя говорить о бюджетной независимости субъекта федерации. Проблема финансовой независимости субъектов РФ (а у нас таковыми можно назвать 10-11 субъектов-доноров) заставляет усомниться в эффективности действующей налогово-бюджетной системе страны. Основная часть самостоятельных бюджетов (мы имеем в виду субъекты федерации) на самом деле не являются самостоятельными в виду отсутствия необходимых денежных ресурсов.

     Долгосрочную  сбалансированность и самостоятельность  бюджетов всех уровней бюджетной  системы необходимо обеспечивать, прежде всего, налоговыми методами, а не на основе оказания финансовой помощи бюджетам нижестоящих уровней посредствам выделения из федерального бюджета трансфертов, дотаций, субвенций, субсидий и других форм передачи средств. Между тем, до сих пор в РФ отсутствует четкая система распределения налогов и других видов доходов между бюджетами.[20]

     Исходя, из проведенного анализа взаимоотношений  органов федерального казначейства с другими финансовыми органами можно сделать вывод, что взаимодействия между ними налаживаются с трудом, так как они подчинены разным ведомствам. Межведомственными или ведомственными инструкциями нельзя наладить отношения между казначейством, с одной стороны, и МНС, ГТК, Госкомимуществом, с другой. Особенно не просто складываются отношения казначейских органов с банковскими учреждениями. Основными трудностями в работе с банками является отсутствие единой методологии, несогласованность инструктивно-методологических документов, различное понимание степени актуальности оперативного решения отдельных государственных финансовых задач и соответственно, различный подход к их решению.

     На  сегодняшний день нет такого вида налогов, который не уплачивался  бы через отделения Сбербанка  наличными деньгами. Удельный вес  документов в виде квитанций на зачисление на счета органов казначейства наличных денег, в некоторые дни достигает 40 процентов. Платежные документы в виде квитанции не участвуют в электронном обмене при межбанковских расчетах, а следовательно, доставка квитанций из районов, от места уплаты платежа до областного центра, в котором открыт счет по учету доходов федерального бюджета, занимает 3-4 рабочих дня. Такой порядок прохождения платежных документов и дальнейшая их обратная переадресовка в адрес налогового органа, в котором зарегистрирован плательщик, ни в коем случае не будет способствовать ускорению прохождения средств, упрощению порядка учета доходов бюджетов всех уровней.

     Многообразие  и сложность решаемых органами федерального казначейства задач, обусловили необходимость  комплексного использования в работе современных информационных технологий, позволяющих обеспечить эффективную реализацию механизмов казначейского исполнения бюджетов. Внедрение в казначейские процессы современных информационных технологий направленно на достижение следующих результатов:

Информация о работе Казначейское исполнение федерального бюджета