Процедура исполнения бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:05, контрольная работа

Краткое описание

В финансовой системе любой страны ведущее место занимает бюджет, который характеризует денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Исполнение бюджета - это заключительная стадия бюджетного процесса, наступающая после утверждения бюджета на соответствующий финансовый год.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…4
1Основные понятия и сущность исполнения федерального бюджета……….6
1.1 Сущность и принципы исполнения федерального бюджета………….…..6
1.2 Казначейское исполнение бюджета………………………..…………….....9
2 Процедура исполнения бюджета……………..…………….…..…………….16
2.1 Исполнение бюджетов по доходам……………………………...……...….16
2.2 Исполнение бюджета по расходам…………………………….……..…….18
2.3 Кассовое исполнение бюджета……………………………………………..24
2.4 Корректировка бюджета в процессе его исполнения……………………..26
2.5 Бюджетный учет и отчетность об исполнении бюджета…………………29
2.5 Завершение бюджетного года………………………………………………31
Заключение………..…………………………………………..…………………32
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ!!!.docx

— 52.63 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………..…4

1Основные  понятия и сущность исполнения  федерального бюджета……….6

1.1 Сущность и принципы исполнения федерального бюджета………….…..6

1.2 Казначейское исполнение бюджета………………………..…………….....9

2 Процедура исполнения бюджета……………..…………….…..…………….16

2.1 Исполнение  бюджетов по доходам……………………………...……...….16

2.2 Исполнение  бюджета по расходам…………………………….……..…….18

2.3 Кассовое  исполнение бюджета……………………………………………..24

2.4 Корректировка  бюджета в процессе его исполнения……………………..26

2.5 Бюджетный  учет и отчетность об исполнении  бюджета…………………29

2.5 Завершение  бюджетного года………………………………………………31

Заключение………..…………………………………………..…………………32

Список  использованной литературы………………………..……..…………...34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В финансовой системе любой страны ведущее место занимает бюджет, который  характеризует денежные отношения, складывающиеся у органов государственной  власти и местного самоуправления с  юридическими и физическими лицами в процессе распределения и перераспределения  национального дохода. Исполнение бюджета - это заключительная стадия бюджетного процесса, наступающая после утверждения  бюджета на соответствующий финансовый год. На ней обеспечивается полное по объемам и своевременное по срокам выполнение поступлений, предусмотренных  доходов бюджета в целом и  по каждому источнику и полное финансирование предприятий, учреждений, организаций и мероприятий в  соответствии принятым бюджетом РФ.

     Исполнение  бюджета в Российской Федерации, формирование его доходов и финансирование расходов из него возложено на единую систему органов Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

     Важнейшими  условиями успешного исполнения федерального бюджета является увеличение его доходной части, целевое и  рациональное расходование бюджетных  средств. Механизм исполнения федерального бюджета при этом должен оказывать  существенное влияние на всю систему  функционирования государственных  финансов.

     Исполнение  бюджета — это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации  и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют  органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные  учреждения, юридические и физические лица - плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств. Поскольку  государственные средства должны эффективно расходоваться на любом уровне бюджетной  системы, необходимо, во-первых, хорошо организовать процесс управления расходами  и, во-вторых, четко определить ответственность за принятие и реализацию решений в области расходования бюджетных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1Основные  понятия и сущность  исполнения федерального  бюджета

     1.1Общие принципы исполнения бюджета

     Исполнение  бюджета – это этап бюджетного процесса, который начинается с момента  утверждения закона о бюджете  законодательным (представительным) органом  власти и продолжается в течение  финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета  соответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно  выделить две стороны этого процесса:

     исполнения  бюджета по доходам. Его задачей является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;

     исполнение  по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.

     Для того, чтобы в процессе исполнения бюджета обеспечить правильное и экономически обоснованное распределение средств, составляется детальный оперативный план поступления доходов и осуществления расходов по отдельным статьям бюджетной классификации и периодам времени, называемый бюджетной росписью. Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией. Она является основой для исполнения бюджетов всех уровней.

     Бюджетная роспись составляется главными распорядителями  бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета. Она  формируется в соответствии с  функциональной и экономической классификациями расходов и имеет поквартальную разбивку. В течение 10 дней со дня утверждения закона о бюджете роспись должна быть представлена в орган исполнительной власти, который отвечает за составление бюджета (на федеральном уровне это Министерство финансов). На основании росписей, подготовленных главными распорядителями бюджетных средств, Министерство финансов формирует сводную бюджетную роспись. Она должна быть составлена и утверждена министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Затем сводная бюджетная роспись передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в представительный и контрольные органы – Федеральное Собрание и Счетную палату.

     Исполнение  бюджета находится в сфере  ответственности правительства, исполнительной ветви власти. Его основа заключается в реализации закона о бюджете, принятого парламентом. Исполнение отдельных статей бюджета должно осуществляться в соответствии с утвержденным планом, и исполнительная власть не вправе вносить существенных изменений в его структуру. Однако, при этом существует определенная свобода действий правительства. Она необходима для того, чтобы государство могло оперативно реагировать на изменения ситуации в экономике, социальной сфере, внешней политике страны. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения по различным направлениям расходов, но они должны осуществляться в пределах утвержденных ассигнований. Поскольку финансовые ресурсы государства ограничены, на практике используется так называемое лимитирование расходов. Это означает, что финансирование отдельных расходных статей осуществляется в пределах установленных лимитов, превышать которые не допускается.

     Существует  определенная технология взаимодействия участников бюджетного процесса, их деятельность регулируется многими нормативно-правовыми документами. Это позволяет исполнять бюджет в значительной степени в автоматическом режиме. Например, поступление налоговых доходов в бюджет государства определяется действующим законодательством, которое устанавливает базу обложения, ставки налогов, порядок их исчисления и сроки уплаты, распределение по уровням бюджетной системы и др. В развитие законодательства принимаются методики, инструкции и другие документы, которые четко регламентируют работу налоговых органов. Многие виды расходов бюджета также жестко регламентированы. Это относится, например, к социальным выплатам и межбюджетным трансфертом. Если бюджетная система страны функционирует стабильно, в автоматическом режиме может исполняться большая часть ее доходов и расходов.

     В процессе исполнении бюджета нередко  возникает экономия по отдельным  статьям расходов или дополнительные поступления из доходных источников. Образующаяся в итоге сумма превышения доходов над расходами, именуемая  свободными бюджетными средствами, зачисляется  в бюджет и не подлежит изъятию. Она  может быть израсходованы только в том случае, если профинансированы все расходы, предусмотренные планом. Решение об использовании свободных  бюджетных средств принимается законодательной властью по предложению соответствующего исполнительного органа. 
 
 

     1.2 Казначейское исполнение  бюджета

     В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация  исполнения и исполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. От имени и по поручению бюджетных учреждений они осуществляют платежи за счет средств бюджета.

     Казначейский  метод имеет ряд преимуществ, поэтому в мире он очень широко распространен. Среди развитых стран, в которых он нашел свое применение, в первую очередь можно назвать  США и Германию. Однако, в мировой практике существует и неказначейское (банковское) исполнение бюджета, при котором управление бюджетными средствами возлагается не исполнительную власть, а банковскую систему. Такой метод вплоть до недавнего времени применялся и в России. Качество управления финансами при неказначейской системе зависит от того, насколько эффективно работает банковская система страны, а также насколько полно и четко сформулированы условия договора на обслуживание бюджетных счетов. При определенных условиях этот метод может работать, однако в период российских экономических реформ он оказался неэффективен. Основные усилия Центрального банка были направлены на денежно-кредитное регулирование, поддержку курса рубля, а вопросы исполнения бюджета отошли на второй план. Поэтому последующее реформирование бюджетной сферы было связано с поэтапным переходом от банковского к казначейскому исполнению бюджета.

     Казначейство  – это орган исполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета. Казначейства существуют в  большинстве стран мира. К их полномочиям  относится ведение операций с  бюджетными средствами: регистрация  поступлений в бюджет, регулирование  объемов и сроков принятия бюджетных  обязательств, выдача разрешения на право  осуществления расходов в рамках утвержденных лимитов, осуществление  платежей от имени бюджетных учреждений. Переход на казначейскую систему  осуществляется в России с первой половины 90-х годов в целях  повышения эффективности управления доходами и расходами, оперативности  финансирования государственных программ, усиления контроля за поступлением бюджетных средств и их рациональным использованием. Основными документами, заложившими правовые основы данной системы, стали Указ Президента от 8 декабря 1992 г. и Постановление Правительства от 27 августа 1993 г.

     К числу задач, решаемых органами казначейства в России, относятся:

     организация, осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства;

     регулирование финансовых отношений между бюджетом и государственными внебюджетными  фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

     краткосрочное прогнозирование объемов государственных  финансовых ресурсов, оперативное управление ими;

     сбор, обработка и анализ информации о  состоянии государственных финансов; составление отчетности о финансовых операциях по бюджету и о внебюджетных фондах, представление ее законодательным  и исполнительным органам власти;

     управление  и обслуживание совместно с Центральным  банком и другими уполномоченными  банками внутреннего и внешнего долга РФ;

     разработка  методологических материалов и инструкций, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции  казначейства; подготовка проекта бюджетной  классификации, учет государственной  казны РФ.

     Становление казначейской системы происходит уже  в течение длительного периода  времени. Этот процесс сопровождается рядом трудностей. Он затрагивает  интересы многих государственных структур и имеет не только сторонников, но и противников. Органы казначейства представляют интересы государства  и тем самым ставят под контроль деятельность других участников бюджетного процесса. Главные распорядители  бюджетных средств утрачивают возможность  управлять финансовыми потоками и сохраняют за собой лишь ограниченные права, связанные с распределением лимитов ассигнований по подведомственным получателям. Усиливается контроль над движением бюджетных средств на банковских счетах, счета федерального бюджета изымаются из коммерческих банков. Территориальные органы казначейства контролируют эффективность и целевое использование финансовых ресурсов на уровне отдельных бюджетополучателей. Ограничиваются права региональных органов власти по определению направлений использования средств федерального бюджета, полученных в форме дотаций, трансфертов, кредитов и займов, и др.

     Организация казначейской системы в разных странах  различна. В мировой практике используются две основные модели – централизованная и автономная. Централизованная модель предполагает, что федеральное казначейство обслуживает счета не только федерального, но и региональных бюджетов. Для  этого может создаваться разветвленная  система отделений федерального казначейства в регионах. Подобная модель применяется во Франции. Отличие  автономной модели состоит в том, что наряду с федеральным в ней существуют самостоятельные региональные казначейства. К их полномочиям относится ведение операций со средствами бюджетов соответствующих территорий. В качестве примеров использования такой модели можно привести Бразилию. Наличие собственной казначейской системы в регионе позволяет более полно учесть его особенности, открывает перед ним определенную свободу действий при проведении бюджетной политики. Однако, при этом на всех уровнях целесообразно использовать единые технологии учета, расчетов и платежей. Это необходимо для обеспечения единства бюджетной системы страны.

Информация о работе Процедура исполнения бюджета