Процедура исполнения бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:05, контрольная работа

Краткое описание

В финансовой системе любой страны ведущее место занимает бюджет, который характеризует денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Исполнение бюджета - это заключительная стадия бюджетного процесса, наступающая после утверждения бюджета на соответствующий финансовый год.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…4
1Основные понятия и сущность исполнения федерального бюджета……….6
1.1 Сущность и принципы исполнения федерального бюджета………….…..6
1.2 Казначейское исполнение бюджета………………………..…………….....9
2 Процедура исполнения бюджета……………..…………….…..…………….16
2.1 Исполнение бюджетов по доходам……………………………...……...….16
2.2 Исполнение бюджета по расходам…………………………….……..…….18
2.3 Кассовое исполнение бюджета……………………………………………..24
2.4 Корректировка бюджета в процессе его исполнения……………………..26
2.5 Бюджетный учет и отчетность об исполнении бюджета…………………29
2.5 Завершение бюджетного года………………………………………………31
Заключение………..…………………………………………..…………………32
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ!!!.docx

— 52.63 Кб (Скачать)

     После того, как бюджетное учреждение получило уведомление о выделенном ему  лимите бюджетных обязательств, оно  вправе принимать такие обязательства: делать закупки, начислять денежные выплаты согласно утвержденной смете своих доходов и расходов. На этом этапе бюджетополучатели не осуществляют расходы, они принимают обязательства по их осуществлению. Для этого составляются необходимые платежные документы, которые затем передаются казначейству. Формы платежных документов утверждены Министерством финансов по согласованию с Центральным банком. Особенность их оформления заключается в том, что плательщиком в них выступает не само бюджетное учреждение, а орган федерального казначейства, в котором открыт его лицевой счет. Поэтому в платежном документе все реквизиты плательщика заполняются от имени казначейства. Назначение платежа, его сумму и реквизиты получателя определяет распорядитель бюджетных средств, он же несет ответственность за целевой характер расходов.

     Орган федерального казначейства проверяет  все платежные документы на предмет  правильности их оформления, целевого характера платежей, соответствия расходов утвержденной смете и лимитам  бюджетных обязательств. Он может  отказаться подтвердить принятые бюджетные  обязательства в следующих случаях:

     при несоответствии принятых обязательств требованиям бюджетного законодательства (при отсутствии документов, подтверждающих правомерность оплаты – договор, счет-фактура, акт выполнения работ и т.п.)

     при несоответствии принятых обязательств закону о бюджете, доведенным бюджетным  ассигнованиям и лимитам бюджетных  обязательств (например, если сумма  платежа превышает остатки средств  по той статье экономической классификации, которая была указана в платежном  поручении);

     при несоответствии принятых бюджетных  обязательств утвержденной смете доходов  и расходов учреждения (например, если данные расходы не были предусмотрены  сметой);

     при блокировке расходов.

     Таким образом осуществляется текущий контроль за использованием бюджетных средств. В этом заключается особенность казначейской системы исполнения бюджета: все операции по платежным документам осуществляются в пределах остатка средств по статье экономической классификации, и при этом контролируется целевое назначение платежей. Банки, напротив, осуществляют операции пределах остатка средств на лицевом счете и назначение платежа не контролируют.

     Если  при проверке нарушений выявлено не было, не позднее 3 дней с момента  представления документов орган  казначейства совершает разрешительную надпись, подтверждая тем самым  исполнение денежных обязательств. Это  является основанием для расходования бюджетных средств. Объем денежных обязательств, подтвержденных казначейством, не может превышать лимиты принятых обязательств.

     Финансирование  расходов включает два последовательных действия: разрешение на осуществление  платежа и собственно платеж. Органы казначейства несут ответственность  за полноту и своевременность  перечисления бюджетных средств  их получателям. Платеж осуществляется казначейством в день совершения разрешительной надписи, при этом средства списываются с единого бюджетного счета. Все платежные документы, принятые от распорядителей, направляются казначейством в банк, который  исполняет их через лицевой счет казначейства. Банк осуществляет операции по лицевому счету в пределах остатка  средств на нем, за сумму и назначение платежа он ответственности не несет.

     Переход к финансированию бюджетных учреждений через лицевые счета, открытые им в органах казначейства, был значительным этапом реформирования российской бюджетной  системы. Он в обязательном порядке  предполагал закрытие всех бюджетных  счетов распорядителей в банковских учреждениях. С того момента, как  для распорядителя открыт лицевой  счет, в роли банка перед ним  выступают казначейские органы.

     Лицевые счета бюджетных учреждений открываются  в соответствующем территориальном  органе Федерального казначейства. На них отражается объем средств, которым  данное учреждение располагает при  осуществлении расходов. В зависимости  от того, по каким целевым статьям  организация получает финансирование, она должна открыть несколько  лицевых счетов в органах казначейства. Порядок учета операций, открытия и ведения лицевых счетов устанавливается Главным управлением федерального казначейства.

     Через лицевые счета осуществляются:

     финансирование  расходов учреждений на основании бюджетных  назначений, утвержденных смет, других обоснований и расчетов;

     межбюджетные  расчеты с администрациями субъектов  РФ и муниципальных образований  по трансфертам, дотациям;

     компенсации, субвенции, субсидии, целевые программы;

     предоставление  средств федерального бюджета на условиях возвратности и платности;

     расчеты с предприятиями и организациями  в части компенсаций и социальных выплат по федеральным программам.

     Исполнение  бюджета тесно связано с другим этапом бюджетного процесса – финансовым контролем. Различные формы контроля за эффективным и целевым использованием ресурсов бюджета применяются уже  на этапе его исполнения. Если при  этом выявляются нарушения, Министерство финансов вправе осуществить блокировку расходов.

     Блокировка  расходов – это сокращение лимитов  бюджетных обязательств по сравнению  с бюджетными ассигнованиями или  отказ в подтверждении принятых обязательств, применяемый при невыполнении тех условий, на которые бюджетополучателю были выделены ассигнования в соответствии с законом о бюджете.

     Финансовые  органы могут блокировать расходы  бюджета на любом этапе его  исполнения. Для этого требуется  решение руководителя данного органа. Блокировке могут быть подвергнуты  расходы исключительно в тех  размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными  Бюджетным кодексом или законом  о бюджете, а также те расходы, по которым выявлены факты нецелевого использования. В других случаях  блокировать расходы запрещено. Решение о блокировке отменяется руководителем финансового органа по ходатайству главного распорядителя  или получателя бюджетных средств только после устранения выявленных нарушений. 

     2.3 Кассовое исполнение бюджета

     Особенностью  казначейской системы является то, что при ней исполнение бюджета  осуществляется не Центральным банком, а органами исполнительной власти. С переходом на данную систему  функции банка ограничиваются, однако он сохраняет за собой ряд важных полномочий, к числу которых относится  кассовое исполнение бюджета. Под кассовым исполнением государственного бюджета  понимается совокупность операций, связанных  с получением денежных средств в бюджет и их выдачей, а также учетом наличия средств, которые производятся в ходе исполнения бюджета. Все связанные с этим платежи и расчеты осуществляются Центральным банком, его учреждениями и уполномоченными кредитными организациями.

     К функциям учреждений Центрального банка  относятся: принятие и зачисление средств, которые поступают в доходы бюджета; распределение доходов между  федеральным и региональными  бюджетами, отчисления от доходов в  местные бюджеты; а также выдача бюджетных средств в пределах сумм, имеющихся на соответствующих  счетах. Банковские учреждения ведут учет доходов и расходов бюджета. На этой основе ими составляются отчеты о кассовом исполнении бюджета, которые направляются вышестоящей организации и государственным финансовым органам. Учреждения Центрального банка производят расчетное и кассовое обслуживание бюджетных организаций, они осуществляют контроль при выдаче бюджетных и внебюджетных средств.

     Для учета доходов, поступающих в  бюджет государства, а также распределяемых между бюджетами разных уровней, в учреждениях Центрального банка  открываются лицевые счета. Такие  счета создаются отдельно для  каждого вида платежа по каждому  финансовому органу и каждому  учреждению, администрирующему данный вид доходов.

     Платежи в бюджет зачисляются следующим  образом. Если тот или иной вид  доходов полностью поступает  в федеральный бюджет или в  бюджет того субъекта федерации, на территории был собран, то он зачисляется учреждениями ЦБ в соответствующий бюджет по месту  поступления. Если же доход подлежит зачислению в бюджет другого региона  или предусматривает отчисления в местные бюджеты, то он перечисляется  другим учреждениям Центрального банка. Для распределения поступивших  доходов между бюджетами разных уровней учреждения ЦБ составляют ведомость  распределения доходов. Такие ведомости  составляются по каждому финансовому  органу на основании данных соответствующих  лицевых счетов.

     Средства  бюджетным организациям выдаются в  соответствии с классификацией расходов, а также схемой ежемесячного отчета ЦБ о кассовом исполнении бюджета  и оформления полномочий на распоряжение бюджетными счетами. Перечисление средств  с одного бюджетного счета организации  на другой производиться не может, за исключением некоторых специально оговоренных случаев (например, в  связи с неправильно произведенными расходами).

     Распорядителям  бюджетных средств открываются  отдельные счета в учреждениях  ЦБ: на расходы самого учреждения и  для перевода средств подведомственным организациям, а также на централизованные мероприятия, проводимые распорядителем по этим организациям. На текущие счета  подведомственных организаций средства перечисляются по поручениям распорядителей.  

     2.4 Корректировка бюджета в процессе его исполнения

     В процессе исполнения бюджета его  расходная часть может корректироваться в зависимости от того, в каком  объеме поступают доходы и достаточно ли их для покрытия всех предусмотренных  расходов. Для того, чтобы исключить принятие каких-либо чрезвычайных решений, порядок действий органов власти в таких ситуациях регулируется законодательством. Для случаев, когда фактические доходы бюджета оказываются меньше утвержденной величины, законом предусмотрено два варианта действий. Если изменение доходов по сравнению с бюджетным планом незначительно, решения о сокращении бюджетных расходов принимается органами исполнительной власти. Если же фактические доходы бюджета существенно ниже запланированных, необходимо внесение изменений в закон о бюджете, которое предполагает участие законодателей.

     Бюджетным кодексом РФ установлен следующий порядок  сокращения расходов федерального бюджета:

     1. если в процессе исполнения  федерального бюджета недофинансирование  расходов не превышает 10% от  плана, режим их сокращения  вводится высшим органом исполнительной  власти – Правительством РФ. При  этом расходы бюджета по всем  их видам и получателям должны  быть уменьшены в одной и  той же пропорции. Решение правительства  также должно быть обнародовано, сроки уведомления о нем всех  распорядителей и бюджетополучателей  аналогичны предыдущему случаю. Отмена режима сокращения бюджетных  расходов производится тем органом  власти, который принял решение  о его введении;

     2. если снижение доходных поступлений  таково, что оно требует сокращения  расходов более чем на 10% от  годовых назначений, изменения бюджетного  плана должны быть утверждены  законодателями. Для этого правительство  разрабатывает и представляет  в Государственную Думу проект  закона о внесении изменений  и дополнений в закон о федеральном  бюджете. Вместе с законопроектом  Думе направляются следующие  материалы:

     отчет об исполнении федерального бюджета  за истекший период текущего финансового  года;

     отчеты  федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов  федерального бюджета, за истекший период текущего года;

     отчет об использовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;

     отчеты  Министерства финансов и других уполномоченных органов о предоставлении и погашении  бюджетных кредитов и ссуд;

     анализ  причин и факторов, обусловивших необходимость  внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном  бюджете.

     Государственная Дума рассматривает проект закона во внеочередном порядке в трех чтениях  общей продолжительностью 15 дней.

     Первое  чтение должно состояться не позднее  чем через 2 дня после внесения законопроекта. Процедура его такова. Дума заслушивается доклад Правительства  и доклад Счетной палаты о состоянии  поступлений доходов и средств  от заимствований в федеральный  бюджет, принимает законопроект за основу и утверждает новые основные характеристики бюджета. Если проект закона был принят в первом чтении, не позднее  чем через 5 дней после этого должно состояться его второе чтение. Во втором чтении утверждаются объемы ассигнований по разделам и подразделам функциональной и ведомственной классификаций  расходов бюджетов РФ. Третье чтение должно состояться не позднее чем через 3 дня после принятия законопроекта  во втором чтении. В нем проект закона выносится на голосование в целом.

Информация о работе Процедура исполнения бюджета