Организация исполнения бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:01, реферат

Краткое описание

Исполнение бюджета – это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА………
ГЛАВА 2. ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ПО ДОХОДАМ…………….
ГЛАВА 3. ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ………..
ЗАКЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Общие принципы исполнения бюджета.docx

— 34.31 Кб (Скачать)

               Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ  ПРИНЦИПЫ  ИСПОЛНЕНИЯ  БЮДЖЕТА………

ГЛАВА 2. ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ПО ДОХОДАМ…………….

ГЛАВА 3. ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ………..

ЗАКЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Общие принципы исполнения бюджета

   Исполнение  бюджета – это этап бюджетного процесса, который начинается с момента  утверждения закона о бюджете  законодательным (представительным) органом  власти и продолжается в течение  финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета  соответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно  выделить две стороны этого процесса:

  1. исполнения бюджета по доходам, задачей которого является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;
  2.   исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.

   В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация  исполнения и исполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. От имени и по поручению бюджетных  учреждений они осуществляют платежи  за счет средств бюджета.

   Исполнение  федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке и его учреждениях (главных управлениях, расчетно-кассовых центрах). Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству; открывать или закрывать бюджетные счета без соответствующего его решения нельзя. В отдельных случаях казначейство может открывать счета федерального бюджета не в Центральном банке, а в других кредитных организациях (так называемых уполномоченных банках), которые определяются на конкурсной основе. Между банком и органом казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств по этим счетам на основании расчетно-денежных документов. По обязательствам казначейских органов банки не отвечают.

   Основным  принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Он означает зачисление всех доходов и поступлений  из источников финансирования дефицита бюджета на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных  расходов с единого счета. Соблюдение данного принципа необходимо для  обеспечения единства бюджетной  системы, сглаживания неравномерности  поступления доходов в бюджет как по времени, так и по территориям. В России бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципа единства кассы.

   Все операции и средства бюджета отражаются в  системе балансовых счетов Федерального казначейства. Осуществлять какие-либо операции с бюджетными средствами, минуя систему балансовых счетов казначейства, запрещено.

   Казначейство  несет ответственность за правильность исполнения федерального бюджета, ведение  счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. Оно  отвечает за своевременность представления  отчетов и других сведений, связанных  с исполнением бюджета, осуществление  контроля за соблюдением бюджетного законодательства. В сферу ответственности казначейства входит также финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Исполнение бюджетов по доходам.

Важнейшим элементом  исполнения бюджета является формирование его доходной части в соответствии с утвержденным планом. Участниками  этого процесса являются:

  • налогоплательщики и плательщики сборов (юридические и физические лица), которые перечисляют в бюджет установленные налоги и другие обязательные платежи;
  • учреждения Центрального банка и коммерческие банки, производящие безналичные расчеты между плательщиками и получателем средств;
  • органы Федерального казначейства, которые получают перечисленные в бюджет средства и ведут их учет;
  • налоговые органы (Министерство РФ по налогам и сборам), ведущие учет налогоплательщиков, контролирующие правильность исполнения ими своих налоговых обязательств, а также регулирующие отношения по возврату и зачету уплаченных налогов.

   Источниками доходной части государственного бюджета  являются налоги, уплачиваемые в бюджеты  всех уровней, а также различные  виды неналоговых поступлений. Состав уплачиваемых налогов и порядок  их исчисления определяется налоговым  законодательством, пропорция распределения  между уровнями бюджетной системы  – законом о бюджете. Получателями налогов являются территориальные  органы Федерального казначейства, имеющие  лицевые счета в банках. Налоговый  орган, в котором зарегистрирован  налогоплательщик, работает с определенным территориальным органом казначейства, решая с ним все вопросы  по учету, возврату и зачету налогов. На счет данного казначейского органа плательщик и должен перечислить  свои обязательные платежи.

   Исполнение  бюджетов по доходам предусматривает  выполнение следующих операций:

    • перечисление и зачисление доходов на единый бюджетный счет;
    • учет доходов в соответствии с бюджетной классификацией и составление отчетности о доходах бюджета;
    • распределение регулирующих доходов между бюджетами различных уровней в порядке, предусмотренном законом о бюджете;
    •   возврат сумм налогов, излишне уплаченных в бюджет.

     На  лицевые счета органов казначейства доходы поступают ежедневно. Их зачисление подтверждается выпиской банка с  копиями платежных документов. По каждому платежному документу казначейство учитывает вид доходов, поступивших  в бюджет, и их сумму. Все виды поступлений систематизированы  на основе бюджетной классификации, им присвоены соответствующие коды. Учет налогов и неналоговых доходов  ведется согласно присвоенным кодам. Регулирующие налоги, требующие распределения  между различными уровнями бюджетной  системы, учитываются отдельно. На этой основе составляется ежедневный отчет  о суммах доходов, поступивших в  бюджет государства. Порядок и сроки  подготовки такой отчетности определяет вышестоящий орган Федерального казначейства. Помимо этого, доходы бюджета  учитываются нарастающим итогом, в результате чего формируются месячные, квартальные и годовые отчеты.

     Правильность  исчисления налогов, полноту и своевременность  их уплаты каждым налогоплательщиком контролируют налоговые органы. Они  уполномочены принять решение о  возврате суммы налога, излишне уплаченной в бюджет, или о зачете налоговые  платежей, если переплата одного вида налога сопровождается недоимкой по другому. Для этого налоговый орган оформляет заключение, которое затем передается казначейству. На этой основе орган казначейства оформляется документы на возврат или зачет налога. 

Исполнение бюджета  по расходам

     Особенностью  исполнения бюджета по расходам является то, что эта часть формируется  расчетно и полностью зависит  от объема доходных поступлений. Расходы  осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете. При этом обязательно соблюдаются две  последовательные процедуры – санкционирование и финансирование. Финансирование заключается  в расходовании бюджетных средств. Задача санкционирования расходов заключается  в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным законом о бюджете и обеспечены поступлениями в бюджет доходов  и заимствований. Порядок и правила  санкционирования расходов устанавливаются  Федеральным казначейством. Основными  этапами санкционирования являются:

  • составление и утверждение бюджетной росписи;
  • утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, утверждение смет доходов и расходов распорядителям средств и бюджетным учреждениям;
  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
  • подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

   Основой для осуществления расходов государства  является закон о бюджете, принятый на текущий год, и бюджетная роспись. В общем виде процесс расходования средств бюджета выглядит следующим  образом. На основе росписи для каждого  бюджетного учреждения определяется объем  бюджетных ассигнований. Получив  уведомление о нем, учреждение составляет смету своих расходов. Смета утверждается вышестоящим распорядителем средств и представляется в казначейство. Для всех бюджетополучателей устанавливаются лимиты бюджетных обязательств – предельный объем расходов, который может быть профинансирован из государственного бюджета. Бюджетные учреждения самостоятельно не осуществляют платежи; все платежные документы направляются казначейству, которое проверяет целевой характер расходов и лишь затем производит платеж. Рассмотрим эти этапы более подробно.

   В течение 10 дней со дня утверждения сводной  бюджетной росписи казначейство доводит ее показатели до всех нижестоящих  распорядителей и получателей бюджетных  средств, направляя им уведомления  о бюджетных ассигнованиях на очередной период. Такие уведомления  еще не предоставляют права принятия обязательств по осуществлению бюджетных  расходов, они являются инструментом их планирования. Изменения в распределение  ассигнований из федерального бюджета  вправе вносить министр финансов и главные распорядители средств  федерального бюджета. Если такое решение  было принято, в течение 15 дней уведомления  об изменении должны быть доведены до распорядителей средств и бюджетополучателей.

   После того, как бюджетное учреждение получило уведомление об ассигнованиях, оно  должно в течение 10 дней составить  смету своих доходов и расходов. Подготовленная смета представляется вышестоящему распорядителю бюджетных  средств, который в течение 5 дней ее утверждает. Если учреждение является главным распорядителем бюджетных  средств, смета утверждается его  руководителем. В течение одного рабочего дня после утверждения  смета направляется казначейству.

   На  основе доведенных бюджетных ассигнований, бюджетной росписи и прогноза поступления доходов и поступлений  из источников финансирования дефицита бюджета для каждого распорядителя  средств и бюджетополучателя  утверждаются лимиты бюджетных обязательств. Они определяются на срок не более 3 месяцев. Под бюджетным обязательством понимается признанная казначейством  обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета  в течение определенного срока, возникающая в соответствии с  законом о бюджете и сводной  бюджетной росписью. Для главных  распорядителей бюджетных средств  лимиты утверждаются Федеральным казначейством. Для нижестоящих бюджетных учреждений они устанавливаются главными распорядителями. Утвержденные лимиты должны быть до всех бюджетополучателей не позднее чем за 5 дней до начала их действия. Такие уведомления направляются через казначейство, которое отвечает за их своевременность. Лимиты по всем получателям средств федерального бюджета сводятся в единый реестр, который представляется казначейством в Счетную палату.

   Министерством финансов и Главным управлением  федерального казначейства составляются реестры к перечислению бюджетных  средств по управлениям казначейства в субъектах федерации. В них  включается информация о лимитах  финансировании по всем распорядителям, которые расположены в том  или ином регионе. Все виды расходов бюджета систематизируются на основе бюджетной классификации, им присваиваются  соответствующие коды. Реестры ежемесячно направляются в территориальные  казначейские органы. Полученный органом  реестр сам по себе не означает факта  финансирования расходов, необходимо еще зачислить средства на соответствующие  лицевые счета.

   После того, как бюджетное учреждение получило уведомление о выделенном ему  лимите бюджетных обязательств, оно  вправе принимать такие обязательства: делать закупки, начислять денежные выплаты согласно утвержденной смете своих доходов и расходов. На этом этапе бюджетополучатели не осуществляют расходы, они принимают обязательства по их осуществлению. Для этого составляются необходимые платежные документы, которые затем передаются казначейству. Формы платежных документов утверждены Министерством финансов по согласованию с Центральным банком. Особенность их оформления заключается в том, что плательщиком в них выступает не само бюджетное учреждение, а орган федерального казначейства, в котором открыт его лицевой счет. Поэтому в платежном документе все реквизиты плательщика заполняются от имени казначейства. Назначение платежа, его сумму и реквизиты получателя определяет распорядитель бюджетных средств, он же несет ответственность за целевой характер расходов.

Информация о работе Организация исполнения бюджета