Формирование и контроль исполнения бюджета продаж в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать особенности бюджетирования в современных условиях, а также рассмотреть виды бюджетов.
Задачи:
1.Рассмотреть сущность бюджетного планирования.
2.Проанализировать основные функции бюджетирования.
3.Классифицировать и определить виды бюджета.
4.Предложить варианты рационализации всего бюджетного цикла.
Объектом исследования послужило ОАО «Можгасыр». Система бюджетирования на данном предприятии рассматривается в третьей главе курсовой работы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 2
1. Теоретические основы бюджетирования (планирования) в системе управленческого учета.
1.1. Значение и понятие бюджетирования и бюджета.
Функции бюджета ……………….……………………………….... 4
1.2. Методы составления и виды бюджета……………….……………. 7
2. Организационно-экономическая и правовая характеристика организации.
2.1. Местоположение и правовой статус организации……………….. 14
2.2. Организационное устройство, размеры и специализация
организации………………………………………………………… 14
2.3. Основные экономические показатели
деятельности организации…………………………………………. 17
2.4. Организация управленческого учета в организации……………... 19
3. Формирование и контроль исполнения бюджета продаж в организации
3.1. Формирование операционного бюджета..………………………... 22
3.2. Формирование финансового бюджета.…………………………… 26
3.3. Организация контроля исполнения бюджета ……………………. 28
3.4. Рационализация бюджетного цикла. Выводы
и предложения ……………………………………………………… 29
Заключение………………………………………………………………….. 32
Список литературы………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа управленческий учет, чистовик.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………         2

  1. Теоретические основы бюджетирования (планирования) в системе управленческого учета.
    1. Значение и понятие бюджетирования и бюджета.

 Функции бюджета ……………….………………………………....        4         

    1.2. Методы составления и виды бюджета……………….…………….        7

2. Организационно-экономическая и правовая характеристика организации.

    2.1. Местоположение и правовой статус организации………………..       14

    2.2. Организационное устройство, размеры и специализация

           организации…………………………………………………………       14

    2.3. Основные экономические  показатели

           деятельности  организации………………………………………….      17

    2.4. Организация управленческого  учета в организации……………...      19

3. Формирование и контроль исполнения бюджета продаж в организации

    3.1. Формирование операционного  бюджета..………………………...       22

    3.2. Формирование финансового бюджета.……………………………       26

    3.3. Организация контроля исполнения бюджета …………………….       28

    3.4. Рационализация бюджетного цикла. Выводы

           и  предложения ………………………………………………………      29

Заключение…………………………………………………………………..     32

Список литературы………………………………………………………….     33

Приложения

 

 

 

Введение.

    Каждый хозяйствующий  субъект имеет свои как отраслевые, производственно-технологические, так и индивидуальные особенности функционирования. Организационная структура, форма и содержание стратегических, тактических и оперативных целей, а также основополагающие принципы управления хозяйствующим субъектом формируются его акционерами и менеджерами исходя из особенностей внешних и внутренних условий функционирования. Следует отметить, что стратегические, тактические и оперативные цели не могут быть фиксированными, а подвергаются изменениям в течение всего срока существования хозяйствующего субъекта. Из этого следует вывод о том, что планирование для отдельно взятого хозяйствующего субъекта имеет важнейшее практическое значение.

    В современных  условиях степень важности процессов  планирования для хозяйствующих субъектов существенно усиливается, так как организации на свой страх и риск ведут деятельность, конкурируя с другими участниками рынка. Для того чтобы поддерживать высокий уровень конкурентоспособности, коммерческим организациям необходима координация различных хозяйственных функций путем разработки взаимоувязанных и экономически обоснованных бюджетов. Как известно, постановка системы бюджетирования законодательно и нормативно не регламентируется государственными органами. В этой связи форматы и формы бюджетов, а также регламент их разработки, утверждения, реализации и контроля утверждаются руководством субъекта.  
    Итак, бюджетирование — это процесс подготовки, организации и контроля бюджетов с целью разработки и принятия управленческих решений.  
   Бюджет представляет собой финансовый план организации, отражающий в количественном выражении стратегические и тактические цели ее деятельности и мероприятия по их достижению.  
    Наиболее важными требованиями к бюджетам являются следующие: соответствие целям и задачам финансовой стратегии предприятия, целостность, системность, доступность, сопоставимость, корректность, согласованность, оперативность и функциональность.  
    Объектом исследования в данной курсовой работе является бюджетирование.  
    Предмет исследования – бюджетирование в современных условиях.  
    Цель исследования – проанализировать особенности бюджетирования в современных условиях, а также рассмотреть виды бюджетов. 
    Задачи:  
1.Рассмотреть сущность бюджетного планирования.  
2.Проанализировать основные функции бюджетирования.  
3.Классифицировать и определить виды бюджета.

4.Предложить варианты рационализации всего бюджетного цикла. 
  Объектом исследования послужило ОАО «Можгасыр». Система бюджетирования на данном предприятии рассматривается в третьей главе курсовой работы.

    Методологической основой написания курсовой работы явились нормативные документы по вопросам бухгалтерского учета, а также была использована периодическая литература, учебники, методические указания, справочные правовые системы, электронные источники.

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы бюджетирования (планирования) в системе управленческого учета.

 

    1. Значение и понятие бюджетирования и бюджета. Функции бюджета.

    Стремление работать с максимальной экономической отдачей заставляет сегодня многие компании реформировать как свою внутреннюю организационную структуру, так и методы управления бизнесом, одним из которых является бюджетирование.

    На сегодняшний день коммерческие организации хозяйствуют на свой страх и риск. Как отследить затраты и доходы на предприятии? Какой должна быть система учета, планирования, анализа и контроля, чтобы стать надежным инструментом для принятия верных управленческих решений? Как спрогнозировать сегодня, что будет с компанией завтра?

    Последние несколько лет популяризации бюджетирования уделялось большое влияние. Бюджетирование позволяет согласовать деятельность подразделений внутри компании и подчинить её общей стратегической цели. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные.

    В бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому в процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по достижению запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.

Бюджет— это план или стандарт, причем не обязательно финансовый.

    Бюджетирование- это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности и/или сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами.

 Известно, что цели компании  достигаются коллегиально, и бюджетирование  позволяет сначала спланировать, а потом измерить вклад каждого из подразделений в достижение общих целей.

    Целью бюджетирования     являются:

- осуществление периодического планирования;

- обеспечение координации, кооперации и коммуникации;

- обеспечение осмысления затрат,  связанных с деятельностью         предприятия;

- создание основы для оценки и контроля выполнения;

- мотивация работников с помощью ориентации на достижение цели        организации;

- обеспечение выполнения требований законов и контрактов. [8]

    Планирование последовательно распространяется по оргструктуре. В начале отчетного периода каждый из бюджетов представляет собой план или стандарт. В конце он играет роль измерителя, позволяющего менеджеру сравнить полученные результаты с запланированными (сравнение «план/факт»), чтобы в дальнейшем улучшить деятельность.

    С помощью бюджетов осуществляется контроллинг экономической системы - управление по отклонениям от запланированных (нормативных) показателей. В качестве показателей могут использоваться статьи затрат в бюджетах, значения чистой или маржинальной прибыли, рентабельность, себестоимость, объем выручки, производительность и др. Чтобы рассчитать отклонения, должны быть заданы нормативы расхода материалов, нормо–часы работы персонала, оборудования, квоты на продажу и т. д. При оперативном управлении, анализируя отклонения, можно ответить на вопросы, как каждое подразделение прожило очередной день: в «плюс» или в «минус», заработало прибыль или оказалось в убытке. Более того, анализируя отклонения, можно определить, какие факторы повлияли на результат (условия производства, конкурентоспособность, уровень риска, ограниченность производственных мощностей, ассортимент продукции, политика ценообразования, оборачиваемость активов, запасы на складе, тенденции положения на рынке, количество работающих и их профессиональный уровень, наличие и стоимость сырья, технологические особенности), и кто несет ответственность за неблагоприятные отклонения.

    Основные функции бюджета:

1).    планирование видов деятельности, обеспечивающих достижение цели создания организации;

2). координация различных видов деятельности и отдельных 
подразделений для достижения наилучших финансовых результатов деятельности организации в целом;

3). стимулирование руководителей всех рангов в достижении 
целей своих центров ответственности;

4).      контроль и оценка текущей деятельности;

5).      средства на обучение менеджеров [9].

          Следует  различать понятия бюджет (budget) и  бюджетирование (budgeting). Так, если  бюджет – это, прежде всего, документ, в котором отражены количественные показатели, в соответствии с которыми предприятие ведет свою хозяйственную деятельность, то бюджетирование — это процесс составления и реализации этого документа в практической деятельности компании.

Важно также представлять себе сферы  применения бюджетирования. Как процесс составления финансовых планов и смет, бюджетирование можно применить ко многим объектам: предприятия в целом, отдельного структурного подразделения (бюджет отдела, цеха, участка и т.п.), программы работ или функции управления (бюджет коммерческих затрат, бюджет продаж и т.п.), отдельного контракта или проекта, специально выделенных центров учета (центры прибыли, центры затрат и т.п.). [6]

Для бюджетирования как управленческой технологии следует определить уровни составления и консолидации (составление сводных бюджетов) бюджетов, которые соответствуют уровням управленческой иерархии (бюджеты дочерних компаний, центров финансовой ответственности). При постановке бюджетирования важно также понимать, что универсальных правил, методов и процедур, четко описанных в экономической литературе или закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому учету, здесь нет.

Таким образом, бюджетирование - это  всегда пространство для творчества, поскольку каждое предприятие, любая  большая и маленькая фирма - уникальны и неповторимы. Соответственно, и системы бюджетирования в них могут быть неповторимыми и уникальными.

 

    1. Методы составления и виды бюджетов.

 

Как было отмечено раньше, бюджет очень  объёмное понятие и каждое предприятие  трактует его по-своему и в каждой компании выделяется своя классификация бюджетов.

В зависимости от поставленных задач  бюджет может быть общим (генеральным) или частным, гибким или статическим.

Частный бюджет – это план деятельности конкретного направления деятельности (подразделения) организации. Учитывая многогранность деятельности организации и взаимосвязь между определенными видами деятельности, частные бюджеты тесно связаны между собой.

Общий (генеральный) бюджет – это скоординированный  план деятельности организации, разработанный в целом исходя из учета основного бюджетного фактора. Он объединяет частные бюджеты подразделений организации. Общий (генеральный) бюджет состоит из двух частей: операционного и финансового бюджетов.

Операционный  бюджет – текущий, периодический, характеризует планируемые операции на предстоящий период. Цель такого бюджета – разработка плана прибылей убытков. Если основной бюджетный фактор – объем продаж, то он формируется из таких вспомогательных смет, как: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет материальных затрат, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет общих и административных расходов, бюджетный отчет о прибылях и убытках.

Финансовый  бюджет отражает предполагаемые источники  финансовых средств и направления их использования. Цель финансового бюджета – планирование баланса поступления средств от видов деятельности и расходов, связанных с осуществлением деятельности таким образом, чтобы сохранялся нормальный уровень финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода. Его составными элементами являются сметы капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.


Форма бюджетов, в отличие от финансовой отчетности, не стандартизирована, его структура зависит от вида деятельности и размера организации, объекта планирования, степени квалификации разработчиков.

Статический бюджет – это бюджет, планируемый  на конкретный уровень реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав общего (генерального) бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. В статическом бюджете затраты организации (подразделения) планируются. Статический бюджет включает доходы и затраты исходя из запланированного объема реализации.

Гибкий  бюджет – это связывающее звено  между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами. Он составляется после анализа влияния изменения объема реализации на каждый вид затрат. В нем учитывается изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, поэтому гибкий бюджет представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланируемыми показателями. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. В этом бюджете переменные затраты организации (подразделения) рассчитываются исходя из норм в расчете на единицу продукции и уровня реализации. Постоянные затраты не зависят от деловой активности организации, поэтому их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджета.

Гибкий  бюджет включает доходы и затраты, скорректированные  с учетом фактического объема реализации. [13]

Бюджеты можно представить  следующим образом:

                       Классификация видов бюджетов предприятия

                                                                                                 Таблица 1.

Классификационный признак

Вид бюджета

По сферам деятельности

 предприятия

Бюджет по операционной

 деятельности

Бюджет инвестиционной

деятельности

Бюджет по финансовой

деятельности

По видам затрат

Бюджет текущих затрат

Бюджет капитальных затрат

По широте номенклатурных затрат

Функциональный бюджет

Комплексный бюджет

По методам разработки

Фиксированный бюджет

Гибкий бюджет

По временному периоду

Месячный, квартальный, годовой

По периоду составления

Оперативный бюджет

Текущий бюджет

Перспективный бюджет

По непрерывности планирования

Самостоятельный бюджет

Непрерывный (скользящий)

 бюджет

По степени содержания

 информации

Укрупненный бюджет

Детализированный бюджет

Информация о работе Формирование и контроль исполнения бюджета продаж в организации