Исполнение областного бюджета на примере Московской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель: проанализировать организацию и исполнение бюджетного процесса на примере Московской области.
Задачи:
отразить общие понятия особенностей исполнения бюджета;
провести анализ исполнения бюджета Московской области по основным показателям;
предложить рекомендации по совершенствованию исполнения бюджета.

Оглавление

Введение
1.Особенности исполнения бюджета Московской области
в 2011 году.
Организация исполнения бюджета Московской области.
Участники бюджетного процесса.
1.3 Порядок исполнения бюджета Московской области.
1.4 Документы, регулирующие исполнение бюджета
Московской области.
2.Анализ исполнения бюджета Московской области за 2011 год.
2.1 Горизонтальный анализ исполнения бюджета.
2.2 Вертикальный анализ исполнения бюджета.
2.3 Факторный анализ исполнения бюджета.
2.4 Трендовый анализ исполнения бюджета.
3.Рекомендации по совершенствованию исполнения бюджета.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая (2003 word).doc

— 424.00 Кб (Скачать)

В исполнении бюджета существенная роль принадлежит территориальному органу Федерального казначейства. В соответствии с принятыми актами основными задачами органов казначейства являются организация, осуществление и контроль за исполнением областного бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы.

 Осуществляя эти задачи, территориальный орган Федерального казначейства: 
— организует бюджетное и финансовое исполнение областного бюджета, исходя из принципа единства кассы; 
— ведет сводный реестр распорядителей средств бюджета; 
— организует распределение в установленных размерах доходов Московской области, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам; 
— организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств бюджета; 
— организует и осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств бюджета; 
— представляет высшим органам власти и управления отчетность о финансовых операциях, результатах исполнения бюджета и состоянии бюджетной системы; 
— выполняет иные функции.

В своей  деятельности по исполнению бюджета территориальный орган Федерального казначейства взаимодействует с главным управлением федерального казначейства, Государственной налоговой службой РФ, иными территориальными органами государственной власти и управления. Составной частью исполнения бюджетов является кассовое исполнение бюджетов, осуществление которого в соответствии с Законом “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации” возложено на банковскую систему. В основе кассового исполнения бюджета лежат принцип единства кассы и конституционные положения о разграничении бюджетных полномочий между Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления по формированию и исполнению соответствующих бюджетов. Кассовое исполнение бюджета в соответствии с принципом единства кассы означает, что все доходы каждого бюджета концентрируются в одном кассовом учреждении, исполняющем данный бюджет. Из этого же кассового учреждения в установленном порядке осуществляется и выдача денежных средств всем организациям, финансирующимся из данного бюджета.

Источниками доходной части государственного бюджета  являются налоги, уплачиваемые в бюджеты  всех уровней, а также различные виды неналоговых поступлений. Состав уплачиваемых налогов и порядок их исчисления определяется налоговым законодательством, пропорция распределения между уровнями бюджетной системы – законом о бюджете. Получателями налогов являются территориальные органы Федерального казначейства, имеющие лицевые счета в банках. Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик, работает с определенным территориальным органом казначейства, решая с ним все вопросы по учету, возврату и зачету налогов. На счет данного казначейского органа плательщик и должен перечислить свои обязательные платежи.

Исполнение  бюджетов по доходам предусматривает  выполнение следующих операций:

  1. перечисление и зачисление доходов на единый бюджетный счет;
  2. учет доходов в соответствии с бюджетной классификацией и составление отчетности о доходах бюджета;
  3. распределение регулирующих доходов между бюджетами различных уровней в порядке, предусмотренном законом о бюджете;
  4. возврат сумм налогов, излишне уплаченных в бюджет.

На лицевые  счета органов казначейства доходы поступают ежедневно. Их зачисление подтверждается выпиской банка с копиями платежных документов. По каждому платежному документу казначейство учитывает вид доходов, поступивших в бюджет, и их сумму. Все виды поступлений систематизированы на основе бюджетной классификации, им присвоены соответствующие коды. Учет налогов и неналоговых доходов ведется согласно присвоенным кодам. Регулирующие налоги, требующие распределения между различными уровнями бюджетной системы, учитываются отдельно. На этой основе составляется ежедневный отчет о суммах доходов, поступивших в бюджет государства. Порядок и сроки подготовки такой отчетности определяет вышестоящий орган Федерального казначейства. Помимо этого, доходы бюджета учитываются нарастающим итогом, в результате чего формируются месячные, квартальные и годовые отчеты.

Правильность  исчисления налогов, полноту и своевременность  их уплаты каждым налогоплательщиком контролируют налоговые органы. Они  уполномочены принять решение о  возврате суммы налога, излишне уплаченной в бюджет, или о зачете налоговые платежей, если переплата одного вида налога сопровождается недоимкой по другому. Для этого налоговый орган оформляет заключение, которое затем передается казначейству. На этой основе орган казначейства оформляется документы на возврат или зачет налога.

Бюджетное законодательство закрепляет, что Центральный банк РФ, его учреждения на местах, а при  их отсутствии по согласованию с соответствующим  органом представительной власти —  любые другие банки ведут счета и являются кассирами соответствующих органов исполнительной власти. Однако помимо банков в кассовом исполнении бюджетов принимают участие и другие кредитные учреждения, входящие в банковскую систему, а также органы федерального казначейства. Что касается этих же отношений с субъектами РФ и органами местного самоуправления, то Закон содержит прямой запрет на предоставление кредитов указанным субъектам для покрытия бюджетного дефицита по их бюджетам. Исполнение бюджетов осуществляется по их доходной и расходной частям. Доходная часть бюджетов исполняется за счет налоговых и неналоговых поступлений от юридических и физических лиц. Причем юридические лица самостоятельно исчисляют суммы причитающихся платежей и перечисляют их в безналичном порядке со своего счета на счет соответствующего бюджета. Исполнение расходной части бюджетов связано с использованием бюджетных средств. Средства, выделяемые из бюджета в процессе его исполнения для финансирования тех или иных расходов, называются бюджетными кредитами.

Бюджетные кредиты выделяются (предоставляются) министерствам, ведомствам, отделам и управлениям, предприятиям, учреждениям и иным организациям. Размер предоставляемых бюджетных кредитов соответствует объему ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете для финансирования расходов учреждений и иных организаций. 
Бюджетные кредиты поступают в распоряжение соответствующих руководителей учреждений и иных организаций, называемых распорядителями бюджетных кредитов. Распорядители бюджетных кредитов - это должностные лица, которым законодательством предоставлено право распоряжаться денежными средствами, выделенными из бюджета.

К ним относятся первые руководители (и некоторые их заместители) бюджетных учреждений, государственных и муниципальных предприятий, руководители других организаций. Распорядители бюджетных кредитов подразделяются на главных и нижестоящих распорядителей кредитов.

К главным распорядителям бюджетных кредитов относятся:

 по  бюджетам субъектов РФ - министры и руководители ведомств республик в составе РФ, руководители отраслевых отделов и управлений других субъектов РФ; по местным бюджетом - руководители отраслевых отделов и управлений при местной администрации, а по сельским и поселковым бюджетам - главы администраций соответствующей территории. Главные распорядители бюджетных кредитов имеют право: 
использовать открытые в их распоряжение бюджетные кредиты на содержание аппарата управления соответствующего министерства, ведомства, управления и т.п., на проведение централизованных мероприятий; распределять открытые кредиты между подведомственными учреждениями; переводить кредиты со своих счетов на счета нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов; другие права в рамках своих полномочий. 
Нижестоящие распорядители подразделяются на две группы. В первую группу входят руководители учреждений и организаций, получающие бюджетные кредиты от главных распорядителей кредитов на расходы возглавляемого ими учреждения (организации) и для распределения таких кредитов между подведомственными учреждениями и иными организациями. К ним относятся руководители отделов и управлений министерств и ведомств РФ и республик в составе РФ, руководители иных промежуточных звеньев и организаций, например трестов. Вторую группу нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов составляют руководители конкретных учреждений, иных организаций, имеющих самостоятельные сметы получающих бюджетные кредиты от вышестоящих распорядителей кредитов (распорядителей кредитов первой группы, нижестоящих распорядителей кредитов) для их использования на нужды данного учреждения (организации). К ним относятся, например, ректор вуза, главный врач больницы и т.п.

Распорядители бюджетных  кредитов всех уровней должны использовать выделенные им бюджетные средства строго по целевому назначению и в пределах утвержденных смет. За допущенные нарушения в использовании бюджетных средств распорядители бюджетных кредитов несут ответственность, предусмотренную российским законодательством. 
Функционирование бюджетов как самостоятельных звеньев бюджетной системы предполагает их взаимную ответственность в процессе исполнения. Так, согласно бюджетному законодательству РФ, если в ходе исполнения бюджета вышестоящим органом власти в пределах компетенции принимается решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджетов нижестоящего территориального уровня, то недостающие в связи с этим для сбалансирования минимального бюджета средства компенсируются этим вышестоящим органом власти за счет средств соответствующего бюджета.

В случае же принятия органом власти решения с нарушением своей компетенции, которым причиняется материальный ущерб бюджету вышестоящего или нижестоящего территориального уровня, то этот ущерб должен быть возмещен органом власти, принявшим такое решение, за-счет подведомственного бюджета. Исполнение бюджетов заканчивается заключением бюджетов и составлением отчетов об их исполнении. 
Заключение бюджета выражается в закрытии счетов, по которым осуществляется исполнение доходной и расходной частей данного бюджета. Заключение бюджета происходит 31 декабря, после которого никакие выплаты из заключенного бюджета не производятся, равно как и не производятся зачисления бюджетных доходов на его счета. Исключением являются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета, на завершение которых законодательством предусмотрен дополнительный льготный период, равный одному месяцу.

Порядок, сроки и иные условия составления бюджетной  отчетности, в том числе об исполнении бюджета Московской области, консолидированного бюджета Московской области и иной бюджетной отчетности Московской области, устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области.

 

1.4 Документы, регулирующие исполнение бюджета

Московской  области.

Проект бюджета  на 2011 год внесен Губернатором Московской области 27.09.2010 - Закон Московской области «О бюджете Московской области на 2011 год», в котором утверждаются суммы доходов и расходов бюджета на 2011 год.

Бюджетные правоотношения в Московской области регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Московской области, Законом Московской области от 19.09.2007 N 151/2007-ОЗ «О бюджетном процессе в Московской области» (по состоянию на июль 2011 года), иными нормативными правовыми актами Московской области, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

Межбюджетное регулирование  в Московской области осуществляется в соответствии с нормативными правовыми  актами Российской Федерации, Законом Московской области "О межбюджетных отношениях в Московской области" и иными нормативными правовыми актами Московской области, регулирующими межбюджетные отношения.

Закон Московской области № 123/2010-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Московской области » (далее– Закон № 123/2010-ОЗ)и устанавливает порядок исполнения бюджета Московской области по расходам в части санкционирования оплаты денежных обязательств при предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области.

К расходам, порядок предоставления средств по которым утверждается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области, настоящий Порядок применяется с учетом требований, установленных указанными актами.

Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная  роспись, то есть распределение доходов  и расходов бюджетов в соответствии с бюджетными классификациями. Бюджетная  роспись составляется финансовыми органами и утверждается органом представительной власти вместе с бюджетом соответствующего уровня.

Контроль  за исполнением бюджета происходит на основании Постановления от 2 марта 2011 г. N 171/7 Правительства Московской области «Об утверждении порядка осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений Московской области». Настоящий Порядок определяет механизм реализации контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений Московской области.

Московской  областной Думой  принят Закон «О Контрольно-счетной палате Московской области». Закон определяет статус Контрольно-счетной палаты Московской области как государственного органа, являющегося органом государственного финансового контроля, формируемым Московской областной Думой и ей подотчетным. Он также определяет организационную и функциональную независимость Контрольно-счетной палаты, ее состав, порядок назначения председателя, заместителей председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты Московской области и основания досрочного прекращения исполнения ими полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ исполнения бюджета Московской области за 2011 год.

2.1.Горизонтальный анализ исполнения бюджета.

Горизонтальный (или временной) анализ предполагает сравнение показателей отчетности с аналогичными параметрами предыдущих периодов.

Горизонтальный  анализ - сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими

Информация о работе Исполнение областного бюджета на примере Московской области