Сущность казначейского исполнения бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 04:08, курсовая работа

Краткое описание

От достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими зависит насколько спешно будет развиваться экономика любого государства.
В России органы федерального казначейства были образованы сравнительно недавно, пятнадцать лет назад. Однако их развитие шло достаточно высокими темпами; именно казначейские технологии позволили отладить стадии бюджетного процесса, обеспечить целевой характер использования бюджетных средств. Вместе с тем в настоящее время в РФ еще не созданы организационно-экономические условия для повышения эффективности использования казначейской системы исполнения бюджетов.

Оглавление

Введение
1. Принципы организации казначейской системы исполнения бюджета: теоретический и практический аспекты
1.1 Сущность казначейского исполнения бюджетов
1.2 Органы казначейства в системе бюджетно-правовых отношений
2. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов органами федерального казначейства
2.1 Кассовое обслуживание исполнения бюджета
2.2 Система управления финансовыми ресурсами регионов
3. Проблемы совершенствования казначейской системы
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА-КРОХМАЛЬdoc.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

    1. Принципы  организации казначейской системы  исполнения бюджета: теоретический  и практический аспекты

1.1 Сущность казначейского исполнения бюджетов

1.2 Органы казначейства в системе бюджетно-правовых отношений

    2. Порядок  кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов органами федерального казначейства

2.1 Кассовое обслуживание исполнения бюджета

2.2 Система управления финансовыми ресурсами регионов

3. Проблемы  совершенствования казначейской  системы

Заключение

Библиографический список 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     От  достоверности и оперативности  получения информации о состоянии  государственных и материальных ресурсов, а также возможности  эффективного управления ими зависит  насколько спешно будет развиваться  экономика любого государства.

     В России органы федерального казначейства были образованы сравнительно недавно, пятнадцать лет назад. Однако их развитие шло достаточно высокими темпами; именно казначейские технологии позволили  отладить стадии бюджетного процесса, обеспечить целевой характер использования бюджетных средств. Вместе с тем в настоящее время в РФ еще не созданы организационно-экономические условия для повышения эффективности использования казначейской системы исполнения бюджетов.

     Органам казначейства предстоит реализовать важные направления в проведении государственной бюджетной реформы. В стратегии будущей финансовой системы страны казначейству должна быть отведена приоритетная роль. На казначейство необходимо возложить более широкий диапазон обязанностей в сфере управления государственными финансами, так как в настоящее время его органы участвуют лишь опосредованно в управлении национальным бюджетным потенциалом, не выполняют в полной мере назначение «централизованной бюджетной бухгалтерии» и только находятся на пути превращения в эффективный механизм реализации государственной финансовой политики. Поэтому казначейство должно стать важнейшим элементом интегрированной системы управления государственными финансами, существенно расширив свои функции.

     Целью аттестационной работы является комплексный анализ организации работы органа федерального казначейства, а также рассмотрение возможностей совершенствования деятельности органов казначейства.

     Объектом исследования дипломной работы являются органы федерального казначейства по Алтайскому краю.

     Предмет исследования – это казначейское исполнение местного бюджета.

     Для достижения указанных целей в работе необходимо решить следующие задачи:

  • провести теоретическое обоснование деятельности Федерального казначейства как единой централизованной системы исполнения бюджета;
  • проанализировать существующее положение дел по исполнению местного бюджета на примере УФК по Алтайскому краю, Отделения по *** району УФК по Алтайскому краю;
  • предложить некоторые пути совершенствования в данной области.

     Основой для написания аттестационной работы послужили федеральные законы и другие нормативно–правовые акты, труды отечественных и зарубежных ученых в данной области, а также периодическая литература.

 

      1. Принципы организации  казначейской системы  исполнения бюджета: теоретический и практический аспекты 

     
    1. Сущность  казначейского исполнения бюджетов
 

     Указом  Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года №1556 был решен вопрос о казначейском исполнении федерального бюджета. С этого момента началось возрождение казначейства в России.

     Вышеуказанный Указ Президента Российской Федерации  определил основную задачу для Федерального казначейства – это создание условий  для проведения государственной  бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджета, повышения оперативности в осуществлении платежей государства, усилении контроля за поступлением и целевым использованием бюджетных средств.

     Одной из стадий бюджетного процесса является исполнение бюджета. Несмотря на широкое применение этого термина в экономической литературе и практике хозяйствования, вопросам содержания данного понятия уделяется недостаточное внимание. Поэтому, прежде чем приступить к рассмотрению сущности казначейского исполнения бюджета, целесообразно определить, что понимается под термином «исполнение бюджета». Схематично основы исполнения бюджета в РФ показаны на схеме №1.

     Схема №1. Основы исполнения бюджета в Российской Федерации

 

Обеспечение исполнения бюджетов

   
Правительство РФ
  Федеральный бюджет, гос. внебюджетные фонды
       
  Высший исп. орган гос. власти субъекта РФ   Бюджеты субъектов  РФ, террит. гос. внебюдж. фонды
       
  Местная администрация   Местные бюджеты
         

Организация исполнения бюджетов

  Финансовый  орган Мин. финансов РФ    
Федеральный бюджет
       
  Финансовый  орган субъекта РФ    
Бюджеты субъектов РФ
       
  Финансовый  орган местного самоуправлен.    
Местные бюджеты
         
Кассовое обслуживание бюджетов   Федеральное казначейство   Бюджеты бюджетной  системы РФ
 

     Бюджетный кодекс РФ разделяет процесс исполнения бюджета на два направления: по доходам и по расходам. Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

     Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных  средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

     Можно выделить два основных значения бюджета. Первое – как фонд. В этом случае бюджетом является совокупность денежных отношений по поводу образования и использования бюджетных средств. Второе – как финансовый план. Здесь бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражаются показатели получения государством денежных ресурсов, а также направления и размеры их использования.

     Наиболее  точным определением будет: исполнение бюджета – это совокупность финансово-денежных отношений при формировании доходов и осуществлении расходов средств государственного фонда в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на текущий финансовый год в соответствии с финансовым планом государства.

     Как известно, в мире существует несколько  систем исполнения бюджета. В России в настоящее время используется казначейская система исполнения бюджета. В современной научной литературе встречаются различные трактовки данного понятия. Так, Иванова Н.Г. и Маковник Т.Д. дают следующее определение понятия «казначейская система исполнения бюджета»: «…при казначейской системе, обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему непосредственному осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств». [20, с. 29] Данное определение является неточным, поскольку не в полной мере раскрывает сущность казначейского исполнения бюджета, которое не только «осуществляет платежи за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги…», то есть ограничено рамками расходных операций, а также осуществляет управление доходами бюджета, осуществляет контроль за бюджетными потоками и др.

     Нестеренко Т.Г. говорит, что «казначейское исполнение – это такое исполнение бюджета, при котором все участники бюджетного процесса открывают свои номинальные счета (или лицевые счета) на едином счете органа, организующего исполнение соответствующего бюджета…». Именно на этом счете ведутся учетные регистры участников бюджетного процесса (лицевые счета) и Главной книги, в которой последовательно отражаются бухгалтерские записи обо всех экономических событиях, связанных с исполнением бюджета». [28, с. 3]

     По  моему мнению, сущность казначейского  исполнения бюджетов раскрывается в  основном через следующие присущие такому их исполнению особенности:

  • функционирование единого счета соответствующего бюджета;
  • осуществление операций по распределению поступлений в бюджетную систему РФ по ее уровням через органы Федерального казначейства на счета соответствующих бюджетов;
  • применение системы лицевых счетов, отражающих движение бюджетных средств на счетах бюджетных организаций, открытых в кредитных учреждениях;
  • доведение финансирования непосредственно (без посредников) до конечных бюджетополучателей;
  • повышение оперативности и качества предварительного и текущего контроля за расходованием бюджетных средств;
  • широкое внедрение автоматизированных систем в расчетах и обеспечении информационных потоков;
  • обязательность осуществления и учета кассовых операций органами Федерального казначейства.

     Казначейская  система исполнения бюджетов связана с методологией и технологией, используемыми при кассовом исполнении бюджетов. Функцию кассового исполнения бюджетов в части проведения и учета кассовых операций, в пределах своей компетенции, выполняют и банковская система, и органы Федерального казначейства. В кассовом исполнении бюджетов (проведении и учете кассовых операций) участвуют и финансовые органы на соответствующих уровнях власти (например, предоставление платежных документов для кассового расхода).

     Понятие «кассовое обслуживание исполнения бюджетов» субъектов РФ и местных бюджетов органами Федерального казначейства лучше выражает суть деятельности органов Федерального казначейства по отношению к территориальным бюджетам, так как исполнение бюджета – это функция исполнительных органов власти. Что касается федерального бюджета, то Федеральное казначейство, находясь до 2005 г. в составе Минфина России, непосредственно участвовало в его исполнении, хотя и в этом случае можно говорить об обслуживании исполнения данного бюджета в части кассового его исполнения с точки зрения казначейских методов и технологий. В новых условиях Федеральное казначейство как самостоятельная служба продолжает участвовать в исполнении федерального бюджета, также обслуживая это исполнение с помощью казначейских методов и технологий.

     В конечном счете, сущность казначейского  исполнения бюджетов, включая кассовое их обслуживание, раскрывается через  присущие ему функции, принципы, которые  положены в его основу.

Информация о работе Сущность казначейского исполнения бюджетов