Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 04:08, курсовая работа
От достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими зависит насколько спешно будет развиваться экономика любого государства.
В России органы федерального казначейства были образованы сравнительно недавно, пятнадцать лет назад. Однако их развитие шло достаточно высокими темпами; именно казначейские технологии позволили отладить стадии бюджетного процесса, обеспечить целевой характер использования бюджетных средств. Вместе с тем в настоящее время в РФ еще не созданы организационно-экономические условия для повышения эффективности использования казначейской системы исполнения бюджетов.
Введение
1. Принципы организации казначейской системы исполнения бюджета: теоретический и практический аспекты
1.1 Сущность казначейского исполнения бюджетов
1.2 Органы казначейства в системе бюджетно-правовых отношений
2. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов органами федерального казначейства
2.1 Кассовое обслуживание исполнения бюджета
2.2 Система управления финансовыми ресурсами регионов
3. Проблемы совершенствования казначейской системы
Заключение
Библиографический список
В этой связи, в целях эффективной реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Казначейством России разработан и с 1 января 2006 г. вступил в действие порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденный приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. №1н. [8]
Указанный Порядок дал возможность органам Федерального казначейства:
– вести единообразный учет операций со средствами бюджета, включая целевые средства, выделяемые в установленном порядке бюджетам из федерального бюджета или из бюджета субъекта Российской Федерации;
– вести лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств в органах Федерального казначейства;
– проводить и учитывать на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), открытом органу Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения соответствующего бюджета, кассовые операции по поступлению и возврату не только собственных доходов соответствующего бюджета, но и операции по привлечению и погашению источников финансирования дефицита бюджета, а также по возврату в бюджет средств, выданных на возвратной основе, и восстановлению произведенных получателями средств кассовых расходов бюджета.
Осуществление Казначейством России федеральных полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации позволило обеспечить:
– соблюдение принципа единства бюджетной системы Российской Федерации, включающего в себя, в том числе: единство правовой базы, единство денежной системы, единство форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, единообразие санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и ведения бухгалтерского учета;
– доступ органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов (органов Федерального казначейства) значительного количества субъектов Российской Федерации путем централизации счетов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в Головных расчетно-кассовых центрах ЦБ РФ, к платежной системе Банка России, а также единую методологию взаимодействия с платежной системой Банка России;
– сосредоточение средств бюджетной системы Российской Федерации в Банке России;
– условия для сохранности бюджетных средств при возникновении риска потери средств местных бюджетов;
– исполнение всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с использованием принципа единого счета бюджета;
– возможность получения достоверной и своевременной информации об оборотах сектора государственного управления;
– необходимое качество, оперативность, прозрачность и полноту информации не только о финансовых потоках, но и об остатках средств в бюджетной системе Российской Федерации, необходимых для принятия эффективных управленческих решений в области денежно-кредитной политики;
– реальные условия для реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части реального функционирования бюджетов муниципальных образований;
– условия для добросовестной конкуренции кредитных организаций.
Кроме того, при существующей кадровой проблемы в финансовой системе, органы Федерального казначейства осуществляют обучение специалистов сельских поселений организации бюджетного процесса и бюджетного учета, проводят с ними семинары по вопросам бюджетного законодательства в целом, и исполнения бюджетов поселений в частности, в рамках единой для всей страны методологии бюджетного учета и принципа единства бюджетной системы Российской Федерации.
Как и при многих новых начинаниях, при внедрении нового порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов органы Федерального казначейства столкнулись с рядом проблем, которые требуют решения.
В части основных проблем в процессе кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов необходимо отметить следующее:
– недостаточная техническая готовность финансовых органов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, плохое качество связи;
– отсутствие утвержденных в установленном порядке бюджетов отдельных муниципальных образований и утвержденных администраторов неналоговых поступлений муниципальных образований, а также отсутствие кодов бюджетной классификации, закрепленных за администраторами поступлений в местные бюджеты;
– отсутствие регистрации в налоговых органах отдельных органов местного самоуправления муниципальных образований, имеющих самостоятельные бюджеты;
– несовершенное
программное обеспечение; и др.
2.2
Система управления
финансовыми ресурсами
регионов
Наиболее
значимым нововведением стало наделение
муниципальных образований
Муниципальными образованиями приняты собственные нормативные акты, определяющие ведение бюджетного процесса.
По
состоянию на 1 января 2006 года все
муниципальные образования
Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденный Приказом Федерального казначейства от 22.03.2005 №1н (далее – Порядок 1н), вступивший в силу с 1 января 2006 года, разработан Федеральным казначейством в целях реализации статей 166.1 и 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок кассового обслуживания операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.
На
руководителей органов
Следует отметить, что наибольший массив вопросов возник у финансовых органов и администрации поселений по кассовым поступлениям, поскольку Порядок 1н позволяет проводить и учитывать на едином счете бюджета, открытого органу Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения соответствующего бюджета, не только операции по поступлению и возврату собственных доходов бюджета, но и операции по привлечению и погашению источников финансирования дефицита бюджета, а также по возврату бюджетных средств, выделенных на возвратной основе и восстановлению произведенных получателями средств кассовых расходов бюджета.
В процессе работы обсуждались, уточнялись и отрабатывались с финансовыми органами и администрациями поселений такие вопросы, как работа администратора поступлений с кодом доходов «Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджет» и оформление соответствующих расчетно-платежных документов; порядок осуществления и учета операций по кассовым выплатам из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с доведением органами Федерального казначейства до администраторов бюджетных назначений и объемов финансирования по источникам; представление в установленные сроки оперативных и ежемесячных отчетов по кассовым поступлениям и кассовым выплатам из бюджета.
Несмотря
на возникавшие трудности и
В
целях развития системы электронного
документооборота органов Федерального
казначейства с главными распорядителями,
распорядителями, получателями бюджетных
средств, администраторами поступлений,
финансовыми органами, Управлением и его
отделениями были составлены планы-графики
внедрения СЭД по всем бюджетополучателям
до конца года, уточнен список и количество
организаций, отказавшихся или не готовых
к внедрению в 2006 году, так же был уточнен
перечень организаций, планирующих решить
свои технические проблемы в 2007 году. Для
отделений установлена форма отчетности
по итогам внедрения СЭД.
3.
Проблемы совершенствования
казначейской системы
В бюджетном послании Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2006 году» Президент Российской Федерации отметил, что практическое осуществление в 2006 году реформы местного самоуправления требует от федеральных органов государственной власти оказания действенной методологической помощи субъектам Российской Федерации и муниципалитетам.
Что касается субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, то от них требуется понимание важности проводимых изменений и своевременного принятия необходимых мер по реализации концепции реформирования бюджетного процесса.
Вновь образованные органы местного самоуправления должны быть готовы к решению отнесенных к их компетенции вопросов местного значения. При формировании бюджетов субъектов Российской Федерации необходимо уделить особое внимание решению проблемы сбалансированности местных бюджетов.
Целью реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» реформирование бюджетного процесса предлагалось осуществить по следующим направлениям:
Подготовка проектов региональных бюджетов на последующие годы должна осуществляться с учетом нового бюджетного законодательства, которое станет прочной основой для стабильного, не подтвержденного ежегодным изменениям распределения налогов между уровнями бюджетной системы. Это повысит качество среднесрочного бюджетного планирования и ответственность регионов за реализуемую бюджетную политику.
Для развития деловой активности в субъектах Российской Федерации, укрепления финансового положения регионов следует особое внимание уделить инвестиционной составляющей финансовой помощи, направляемой на развитие инфраструктуры регионов. В связи с этим необходимо определить единые подходы к распределению разрозненных ныне источников инвестиционной поддержки регионов в рамках Фонда регионального развития.
Таблица 3. Сравнительная характеристика систем управления регионами
Сложившаяся система | Новая система (с 2008 года) |
– несоответствие
бюджетной сети полномочиям;
– многоуровневая иерархия и дисперстность сети; – противоречивость статуса бюджетных учреждений; – сметное финансирование; – государство – производитель услуг; – годовой бюджет; – «финансирование» расходов; – целевое использование – соответствие плану |
– отказ от избыточной
сети;
– оптимизация структуры сети; – изменение статуса бюджетных учреждений; – новые организационно-правовые формы; – нормативно-подушевое финансирование и социальный заказ; – государство-регулятор, организатор и заказчик услуг; – многолетний финансовый план; – исполнение обязательств; – целевое финансирование – ориентированное на результат |
Информация о работе Сущность казначейского исполнения бюджетов