Сущность казначейского исполнения бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 04:08, курсовая работа

Краткое описание

От достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими зависит насколько спешно будет развиваться экономика любого государства.
В России органы федерального казначейства были образованы сравнительно недавно, пятнадцать лет назад. Однако их развитие шло достаточно высокими темпами; именно казначейские технологии позволили отладить стадии бюджетного процесса, обеспечить целевой характер использования бюджетных средств. Вместе с тем в настоящее время в РФ еще не созданы организационно-экономические условия для повышения эффективности использования казначейской системы исполнения бюджетов.

Оглавление

Введение
1. Принципы организации казначейской системы исполнения бюджета: теоретический и практический аспекты
1.1 Сущность казначейского исполнения бюджетов
1.2 Органы казначейства в системе бюджетно-правовых отношений
2. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов органами федерального казначейства
2.1 Кассовое обслуживание исполнения бюджета
2.2 Система управления финансовыми ресурсами регионов
3. Проблемы совершенствования казначейской системы
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА-КРОХМАЛЬdoc.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     В этой связи, в целях эффективной  реализации положений Бюджетного кодекса  Российской Федерации, Казначейством  России разработан и с 1 января 2006 г. вступил в действие порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденный приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. №1н. [8]

     Указанный Порядок дал возможность органам Федерального казначейства:

     – вести единообразный учет операций со средствами бюджета, включая целевые средства, выделяемые в установленном порядке бюджетам из федерального бюджета или из бюджета субъекта Российской Федерации;

     – вести лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств в органах Федерального казначейства;

     – проводить и учитывать на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), открытом органу Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения соответствующего бюджета, кассовые операции по поступлению и возврату не только собственных доходов соответствующего бюджета, но и операции по привлечению и погашению источников финансирования дефицита бюджета, а также по возврату в бюджет средств, выданных на возвратной основе, и восстановлению произведенных получателями средств кассовых расходов бюджета.

     Осуществление Казначейством России федеральных  полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации позволило обеспечить:

     – соблюдение принципа единства бюджетной системы Российской Федерации, включающего в себя, в том числе: единство правовой базы, единство денежной системы, единство форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, единообразие санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и ведения бухгалтерского учета;

     – доступ органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов (органов Федерального казначейства) значительного количества субъектов Российской Федерации путем централизации счетов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в Головных расчетно-кассовых центрах ЦБ РФ, к платежной системе Банка России, а также единую методологию взаимодействия с платежной системой Банка России;

     – сосредоточение средств бюджетной системы Российской Федерации в Банке России;

     – условия для сохранности бюджетных средств при возникновении риска потери средств местных бюджетов;

     – исполнение всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с использованием принципа единого счета бюджета;

     – возможность получения достоверной и своевременной информации об оборотах сектора государственного управления;

     – необходимое качество, оперативность, прозрачность и полноту информации не только о финансовых потоках, но и об остатках средств в бюджетной системе Российской Федерации, необходимых для принятия эффективных управленческих решений в области денежно-кредитной политики;

     – реальные условия для реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части реального функционирования бюджетов муниципальных образований;

     – условия для добросовестной конкуренции кредитных организаций.

     Кроме того, при существующей кадровой проблемы в финансовой системе, органы Федерального казначейства осуществляют обучение специалистов сельских поселений организации бюджетного процесса и бюджетного учета, проводят с ними семинары по вопросам бюджетного законодательства в целом, и исполнения бюджетов поселений в частности, в рамках единой для всей страны методологии бюджетного учета и принципа единства бюджетной системы Российской Федерации.

     Как и при многих новых начинаниях, при внедрении нового порядка  кассового обслуживания исполнения бюджетов органы Федерального казначейства столкнулись с рядом проблем, которые требуют решения.

     В части основных проблем в процессе кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов необходимо отметить следующее:

     – недостаточная техническая готовность финансовых органов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, плохое качество связи;

     – отсутствие утвержденных в установленном порядке бюджетов отдельных муниципальных образований и утвержденных администраторов неналоговых поступлений муниципальных образований, а также отсутствие кодов бюджетной классификации, закрепленных за администраторами поступлений в местные бюджеты;

     – отсутствие регистрации в налоговых органах отдельных органов местного самоуправления муниципальных образований, имеющих самостоятельные бюджеты;

     – несовершенное программное обеспечение; и др. 

     2.2 Система управления финансовыми ресурсами регионов 

     Наиболее  значимым нововведением стало наделение  муниципальных образований поселенческого уровня полномочиями по решению вопросов местного значения и соответственно собственными финансовыми ресурсами.

     Муниципальными  образованиями приняты собственные нормативные акты, определяющие ведение бюджетного процесса.

     По  состоянию на 1 января 2006 года все  муниципальные образования заявили  о самостоятельном исполнении соответствующих  бюджетов. На сегодняшний день все  муниципальные образования зарегистрировали свои уставы, им присвоен код ОКАТО.

     Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденный Приказом Федерального казначейства от 22.03.2005 №1н (далее – Порядок 1н), вступивший в силу с 1 января 2006 года, разработан Федеральным казначейством в целях реализации статей 166.1 и 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок кассового обслуживания операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

     На  руководителей органов Федерального казначейства края легла персональная ответственность за проведение всех организационных мероприятий, которые позволили реализовать в соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации функцию по кассовому обслуживанию исполнения краевого и местных бюджетов в установленные Законом сроки и в соответствии с Порядком 1н.

     Следует отметить, что наибольший массив вопросов возник у финансовых органов и администрации поселений по кассовым поступлениям, поскольку Порядок 1н позволяет проводить и учитывать на едином счете бюджета, открытого органу Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения соответствующего бюджета, не только операции по поступлению и возврату собственных доходов бюджета, но и операции по привлечению и погашению источников финансирования дефицита бюджета, а также по возврату бюджетных средств, выделенных на возвратной основе и восстановлению произведенных получателями средств кассовых расходов бюджета.

     В процессе работы обсуждались, уточнялись и отрабатывались с финансовыми органами и администрациями поселений такие вопросы, как работа администратора поступлений с кодом доходов «Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджет» и оформление соответствующих расчетно-платежных документов; порядок осуществления и учета операций по кассовым выплатам из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с доведением органами Федерального казначейства до администраторов бюджетных назначений и объемов финансирования по источникам; представление в установленные сроки оперативных и ежемесячных отчетов по кассовым поступлениям и кассовым выплатам из бюджета.

     Несмотря  на возникавшие трудности и проблемы с 1 января 2006 года органы Федерального казначейства края перешли на кассовое обслуживание исполнения краевого и 797 бюджетов муниципальных образований в соответствии с Порядком 1н, а опыт работы 2-х месяцев позволил более детально уточнить отдельные вопросы, обозначить проблемы и найти пути их решения.

     В целях развития системы электронного документооборота органов Федерального казначейства с главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, администраторами поступлений, финансовыми органами, Управлением и его отделениями были составлены планы-графики внедрения СЭД по всем бюджетополучателям до конца года, уточнен список и количество организаций, отказавшихся или не готовых к внедрению в 2006 году, так же был уточнен перечень организаций, планирующих решить свои технические проблемы в 2007 году. Для отделений установлена форма отчетности по итогам внедрения СЭД. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Проблемы совершенствования казначейской системы 

     В бюджетном послании Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2006 году» Президент Российской Федерации отметил, что практическое осуществление в 2006 году реформы местного самоуправления требует от федеральных органов государственной власти оказания действенной методологической помощи субъектам Российской Федерации и муниципалитетам.

     Что касается субъектов Российской Федерации  и муниципалитетов, то от них требуется  понимание важности проводимых изменений  и своевременного принятия необходимых  мер по реализации концепции реформирования бюджетного процесса.

     Вновь образованные органы местного самоуправления должны быть готовы к решению отнесенных к их компетенции вопросов местного значения. При формировании бюджетов субъектов Российской Федерации необходимо уделить особое внимание решению проблемы сбалансированности местных бюджетов.

     Целью реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок  для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

     Согласно  постановлению Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» реформирование бюджетного процесса предлагалось осуществить по следующим направлениям:

  • реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета;
  • выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
  • совершенствование среднесрочного финансового планирования
  • совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
  • упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

     Подготовка  проектов региональных бюджетов на последующие  годы должна осуществляться с учетом нового бюджетного законодательства, которое станет прочной основой для стабильного, не подтвержденного ежегодным изменениям распределения налогов между уровнями бюджетной системы. Это повысит качество среднесрочного бюджетного планирования и ответственность регионов за реализуемую бюджетную политику.

     Для развития деловой активности в субъектах  Российской Федерации, укрепления финансового положения регионов следует особое внимание уделить инвестиционной составляющей финансовой помощи, направляемой на развитие инфраструктуры регионов. В связи с этим необходимо определить единые подходы к распределению разрозненных ныне источников инвестиционной поддержки регионов в рамках Фонда регионального развития.

     Таблица 3. Сравнительная характеристика систем управления регионами

Сложившаяся система Новая система (с 2008 года)
– несоответствие бюджетной сети полномочиям;

– многоуровневая иерархия и дисперстность сети;

– противоречивость статуса бюджетных учреждений;

– сметное финансирование;

– государство – производитель услуг;

– годовой бюджет;

– «финансирование» расходов;

– целевое использование – соответствие плану

– отказ от избыточной сети;

– оптимизация структуры сети;

– изменение статуса бюджетных учреждений;

– новые организационно-правовые формы;

– нормативно-подушевое финансирование и социальный заказ;

– государство-регулятор, организатор и заказчик услуг;

– многолетний финансовый план;

– исполнение обязательств;

– целевое финансирование – ориентированное на результат

Информация о работе Сущность казначейского исполнения бюджетов