Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:31, курсовая работа
управления производством и достижения финансовой стабильности и роста производства. Особенно велика роль планирования в стабилизации и достижении устойчивого положения предприятий на рынке.
Успешное решение проблемы оптимизации процесса планирования зависит достоверной разработки системы планов промышленного предприятия на основе комплексного подхода. Повышение эффективности процесса управления в современных условиях неразрывно связано с повышением роста производства. Это достигается за счет внедрения передовых методов планирования, а также использования новейших технических средств.
Введение
В настоящее время в народном хозяйстве нашей страны реализуется комплекс мероприятий по совершенствованию хозяйственного механизма в целях повышения эффективности управления производством и достижения финансовой стабильности и роста производства. Особенно велика роль планирования в стабилизации и достижении устойчивого положения предприятий на рынке.
Успешное решение проблемы оптимизации процесса планирования зависит достоверной разработки системы планов промышленного предприятия на основе комплексного подхода. Повышение эффективности процесса управления в современных условиях неразрывно связано с повышением роста производства. Это достигается за счет внедрения передовых методов планирования, а также использования новейших технических средств.
Современная экономическая ситуация в РФ диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Процесс вхождения российской экономики в систему рыночных коммуникаций, деятельность хозяйственных субъектов в условиях конкуренции и в постоянно меняющейся конкурентной среде требуют от каждого предпринимателя, бизнесмена, менеджера постоянного совершенствования предпринимательской деятельности. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижения таких решений в новых экономических условиях хозяйствования является бизнес-план.
Анализ планирования на предприятиях показал, что стремительное возрастание информационных потоков, как внутри предприятий, так и на уровне взаимодействия с внешней средой, невозможность достоверной обработки информации в нынешней системе планирования подвели руководителей предприятий к необходимости использования в своей работе методов экономико-математического моделирования и научно обоснованных плановых прогнозов.
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на реальную финансовую стабилизацию положения предприятий на рынке и позволяющих оценить существующую экономическую ситуацию и определить эффективные направления развития предприятия, является бизнес-планирование.
Сложность применения бизнес-планирования на отечественных предприятиях заключается в том, что сегодня, когда особенно необходимы конкретные результаты в сфере производственного развития фактически неизменными остались стартовые условия (затратная структура экономики, финансовая нестабильность и задолженность, энергетический кризис), неплатежеспособность предприятий, несоблюдение договорных обязательств и др.
В связи с этим целью курсовой работы является разработка концепции формирования бизнес-плана развития производства на предприятии.
Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
Объектом курсовой работы является ООО «Урожай». Курсовая работа выполнена на основе изучения, обобщения и анализа материалов данного предприятия. В работе использованы статистические, отчетные, методологические данные и технико-экономические показатели, характеризующие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия.
В основе грамотно организованной предпринимательской деятельности лежит планирование. В условиях рыночной экономики без планирования рискованно начинать какое-либо дело: заключать договоры, брать деньги в кредит, закладывать имущество и т.д. Бизнес план является существенным для организации предприятия, его роста и внесения изменений в его деятельность, независимо от того является ли это предприятие небольшой фирмой или большим заводом. Бизнес план детально определяет характер производства. Он также намечает цели и пути их достижения.
Существуют различные определения понятия бизнес-плана:
По мнению О.И Волкова и В.П. Скляренко, бизнес-план — это всестороннее (правовое, организационное, технико-экономическое, маркетинговое, финансовое) обоснование инвестиционного проекта [3].
Грибов, Грузинов считают, что бизнес-план - это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.
[5]
В.И. Нечаев и П.Ф. Парамонов отмечают, что бизнес-план — это план бизнес-операции или действий фирмы. [10].
М.В. Новиков, Т.С. Бронникова характеризуют бизнес-план, как общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых предложений и проектов, содержащая развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности фирмы и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса фирмы и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов [11].
Грязнова С.И. полагает, что бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия [6].
Не стоит думать, что бизнес-план необходим только крупным предприятиям, организующим свое дело с размахом. Как показывает мировая практика, он нужен для всех форм и видов предпринимательства и прежде всего для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи.
Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько велико, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководитель лишь подписал. Включаясь в работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя [5].
Бизнес планом может быть:
Бизнес-план должен описывать основные аспекты будущего проекта, содержать анализ всех проблем, с которыми может встретиться предприниматель, определять способы их решения в условиях конкуренции. Его ценность в том, что он может и должен служить важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних источников.
Можно выделить основные цели, преследуемые при разработке бизнес-плана:
во-первых, это инструмент для привлечения внешнего капитала, необходимого для реализации проекта;
во-вторых, на начальной стадии реализации проекта, бизнес-план служит основным инструментом коммуникации между предпринимателем и будущими поставщиками, продавцами и работниками;
в-третьих, бизнес-план – это способ моделирования системы управления будущим бизнесом. Практика свидетельствует, что успех предпринимательской деятельности определяют три фактора:
в-четвертых, это способ предварительного выявления преград и предусмотрения появления проблем на пути к успеху;
в-пятых, бизнес-план – способ развития управленческих качеств предпринимателя;
в-шестых, бизнес-план дает возможность проверить реалистичность предпринимательской идеи еще до ее практической реализации. [9]
Исходя из целей бизнес-плана выделяют следующие задачи бизнес-плана:
- сформулировать долговременные и краткосрочные цели предпринимателя, стратегию и тактику их достижения;
- определить конкретные
направления деятельности, целевые
рынки и место предпринимателя на этих
рынках;
- выбрать ассортимент
и определить параметры
товаров и услуг,
которые будут предложены
потребителям;
- оценить производственные и торговые издержки;
- наметить маркетинговые
мероприятия по изучению рынка,
стимулированию продаж, ценообразованию;
- оценить финансовое положение предпринимателя и соответствие имеющихся материальных финансовых ресурсов возможностям достижения поставленных целей [10].
Бизнес-план, как считают В.И. Нечаев и П.Ф. Парамонов, выполняет различные функции:
Во-первых, его разработка позволяет обосновать концепцию бизнеса, тщательно проанализировать идею, проверить её разумность и реалистичность. Это дает возможность ещё до начала предпринимательской деятельности либо отказаться от реализации идеи, либо в случае её принятия проработать все стратегические вопросы, касающиеся производственной деятельности, маркетинга, финансов и др.
Во-вторых, бизнес-план помогает предпринимателю оценить фактические результаты деятельности за определенный период. В тех случаях, когда они отклоняются от плановых, нужно установить, насколько эти отклонения благоприятны или нежелательны, и наметить программу дальнейших действий.
В-третьих, бизнес-план предназначен для обоснования инвестиций и получения заемных денежных средств. Большинство инвесторов не будут вкладывать деньги, пока не получат от предпринимателя грамотно разработанный бизнес-план [10]
Такие же функции выделяет и Грязнова С.И
В дополнении к
выше перечисленным основным функциям
бизнес-плана М.В. Новиков, Т.С. Бронникова
приводят следующие функции:
1. Оценка перспективы
развития фирмы или проекта, которая позволяет
быть готовым к изменениям рыночной и
экономической ситуации;
2. Повышение квалификации
аппарата управления, заставляя менеджеров
практически думать о возможностях фирмы,
ее конкурентах и других проблемах, что
ведет к принятию более квалифицированного
решения;
3. Защита средств
инвесторов, что является моральным и
юридическим долгом предпринимателя;
4. Определение основных потребителей
НТ и стратегии конкурентной борьбы;
5. Информирование
инвестора о состоянии дел предпринимателя,
что очень важно для преодоления возможных
финансовых проблем;
6. Обеспечение
поставок сырья и комплектующих изделий
без предоплаты, так как поставщик, благодаря
бизнес-плану, может увидеть своего потенциального
надежного клиента;
7. рекламирование и формирование убеждения потенциальных потребителей в способности фирмы производить свою продукцию в достаточном количестве и достаточного уровня качества
8. Снижение вероятности банкротства в связи с обнаружением возможных дорогостоящих ошибок [11]
Исходя из функций бизнес-плана, можно определить круг лиц, для которых он предназначен:
а) инвестору — для определения эффективности вложения капитала;
б) предпринимателю — для выработки программы действия и руководства в процессе реализации проекта;
в) государственным органам — для регулирования и контроля кредитных взаимоотношений [13].
Бизнес-план могут разрабатывать руководители и специалисты предприятия (внутрикомандная разработка), смешанная команда (руководители и специалисты плюс привлеченные специалисты), привлеченная команда (фирмы, специализирующиеся в сфере маркетинговой деятельности или прогнозирования, авторские коллективы, при необходимости привлекаются консалтинговые эксперты и фирмы) [10]
1.3.Содержание и структура
В теории и практике нет жестко регламентированной структуры бизнес-плана. Она может быть различной в зависимости от выполняемой функции —- одна для начинающею предпринимателя и другая для действующего предприятия [6]. Однако большинство ученых сходятся, что бизнес-план должен включать следующие основные разделы: