Разработка концепции формирования бизнес-плана развития производства на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

управления производством и достижения финансовой стабильности и роста производства. Особенно велика роль планирования в стабилизации и достижении устойчивого положения предприятий на рынке.
Успешное решение проблемы оптимизации процесса планирования зависит достоверной разработки системы планов промышленного предприятия на основе комплексного подхода. Повышение эффективности процесса управления в современных условиях неразрывно связано с повышением роста производства. Это достигается за счет внедрения передовых методов планирования, а также использования новейших технических средств.

Файлы: 1 файл

Моя Курсовая ЭМХ - копия.doc

— 621.00 Кб (Скачать)

Введение

 

В настоящее время в народном хозяйстве нашей страны реализуется  комплекс мероприятий по совершенствованию хозяйственного механизма в целях повышения эффективности управления производством и достижения финансовой стабильности и роста производства. Особенно велика роль планирования в стабилизации и достижении устойчивого положения предприятий на рынке.

Успешное решение проблемы оптимизации  процесса планирования зависит достоверной разработки системы планов промышленного предприятия на основе комплексного подхода. Повышение эффективности процесса управления в современных условиях неразрывно связано с повышением роста производства. Это достигается за счет внедрения передовых методов планирования, а также использования новейших технических средств.

Современная экономическая ситуация в РФ диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Процесс вхождения российской экономики в систему рыночных коммуникаций, деятельность хозяйственных субъектов в условиях конкуренции и в постоянно меняющейся конкурентной среде требуют от каждого предпринимателя, бизнесмена, менеджера постоянного совершенствования предпринимательской деятельности. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижения таких решений в новых экономических условиях хозяйствования является бизнес-план.

Анализ планирования на предприятиях показал, что стремительное возрастание информационных потоков, как внутри предприятий, так и на уровне взаимодействия с внешней средой, невозможность достоверной обработки информации в нынешней системе планирования подвели руководителей предприятий к необходимости использования в своей работе методов экономико-математического моделирования и научно обоснованных плановых прогнозов.

Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на реальную финансовую стабилизацию положения предприятий на рынке и позволяющих оценить существующую экономическую ситуацию и определить эффективные направления развития предприятия, является бизнес-планирование.

Сложность применения бизнес-планирования на отечественных предприятиях заключается в том, что сегодня, когда особенно необходимы конкретные результаты в сфере производственного развития фактически неизменными остались стартовые условия (затратная структура экономики, финансовая нестабильность и задолженность, энергетический кризис), неплатежеспособность предприятий, несоблюдение договорных обязательств и др.

В связи с этим целью курсовой работы является разработка концепции формирования бизнес-плана развития производства на предприятии.

Для реализации поставленной цели в  работе поставлены следующие задачи:

  • Определить сущность и понятие бизнес-плана;
  • рассмотреть основные цели, задачи и функции бизнес-планирования;
  • рассмотреть основные разделы бизнес-плана;
  • осуществить анализ экономической деятельности предприятии;
  • разработать бизнес-план предприятия;.

Объектом курсовой работы является ООО «Урожай».  Курсовая работа выполнена на основе изучения, обобщения и анализа материалов данного предприятия. В работе использованы статистические, отчетные, методологические данные и технико-экономические показатели, характеризующие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия.

 

 

 

 

 

 

  1.  Теоретические аспекты разработки бизнес-плана  развития производства на предприятии.

 

 

    1. Сущность и понятие бизнес-плана.

 

 

 В основе грамотно организованной предпринимательской деятельности лежит планирование. В условиях рыночной экономики без планирования рискованно начинать какое-либо дело: заключать договоры, брать деньги в кредит, закладывать имущество и т.д.  Бизнес план является существенным для организации предприятия, его роста и внесения изменений в его деятельность, независимо от того является ли это предприятие небольшой фирмой или большим заводом. Бизнес план детально определяет характер производства. Он также намечает цели и пути их достижения.

Существуют  различные определения понятия  бизнес-плана:

По мнению О.И  Волкова и В.П. Скляренко, бизнес-план — это всестороннее (правовое, организационное, технико-экономическое, маркетинговое, финансовое) обоснование инвестиционного   проекта [3].

Грибов, Грузинов считают, что бизнес-план - это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.

[5]

  В.И. Нечаев и П.Ф. Парамонов отмечают, что бизнес-план — это план бизнес-операции или действий фирмы. [10].

М.В. Новиков, Т.С. Бронникова характеризуют бизнес-план, как общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых предложений и проектов, содержащая развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности фирмы и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса фирмы и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов [11].

Грязнова С.И. полагает, что бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия [6].

Не стоит думать, что  бизнес-план необходим только крупным  предприятиям, организующим свое дело с размахом. Как показывает мировая практика, он нужен для всех форм и видов предпринимательства и прежде всего для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи.

Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько велико, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководитель лишь подписал. Включаясь в работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя [5].

Бизнес планом может быть:

  1. Новое предприятие;
  2. Реорганизация предприятия;
  3. Реконструкция, модернизация производства, создание новых производств на существующем предприятии;
  4. Организация выпуска новой продукции (работ, услуг), расширение масштабов производства на действующем предприятии;
  5. Выпуск предприятием ценных бумаг, увеличение уставного капитала;
  6. Привлечение кредитов, иностранных инвестиций [3].

 

 

    1. . Цель, задачи и функции бизнес-плана предприятия

 

 

Бизнес-план должен описывать основные аспекты будущего проекта, содержать анализ всех проблем, с которыми может встретиться предприниматель, определять способы их решения в условиях конкуренции. Его ценность в том, что он может и должен служить важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних источников.

 Можно выделить основные цели, преследуемые при разработке бизнес-плана:

во-первых, это  инструмент для привлечения внешнего капитала, необходимого для реализации проекта;

во-вторых, на начальной стадии реализации проекта, бизнес-план служит основным инструментом коммуникации между предпринимателем и будущими поставщиками, продавцами и работниками;

в-третьих, бизнес-план – это способ моделирования системы управления будущим бизнесом. Практика свидетельствует, что успех предпринимательской деятельности определяют три фактора:

 в-четвертых, это способ предварительного выявления преград и предусмотрения появления проблем на пути к успеху;

в-пятых, бизнес-план – способ развития управленческих качеств предпринимателя;

 в-шестых, бизнес-план дает возможность проверить реалистичность предпринимательской идеи еще до ее практической реализации. [9]

Исходя  из целей бизнес-плана выделяют следующие задачи бизнес-плана:

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели предпринимателя, стратегию и тактику их достижения;

- определить конкретные направления деятельности,  целевые 
рынки и место предпринимателя на этих рынках;

- выбрать ассортимент и определить параметры товаров и услуг, 
которые будут предложены потребителям;

- оценить производственные и торговые издержки;

- наметить маркетинговые мероприятия  по изучению рынка, 
стимулированию продаж, ценообразованию;

-   оценить финансовое положение предпринимателя и соответствие имеющихся материальных финансовых ресурсов возможностям достижения поставленных целей [10].

Бизнес-план, как считают В.И. Нечаев и П.Ф. Парамонов, выполняет различные функции:

Во-первых, его разработка позволяет обосновать концепцию бизнеса, тщательно проанализировать идею, проверить её разумность и реалистичность. Это дает возможность ещё до начала предпринимательской деятельности либо отказаться от реализации идеи, либо в случае её принятия проработать все стратегические вопросы, касающиеся производственной деятельности, маркетинга, финансов и др.

Во-вторых, бизнес-план помогает предпринимателю  оценить фактические результаты деятельности за определенный период. В тех случаях, когда они отклоняются  от плановых, нужно установить, насколько эти отклонения благоприятны или нежелательны, и наметить программу дальнейших действий.

В-третьих, бизнес-план предназначен для обоснования  инвестиций и получения заемных денежных средств. Большинство инвесторов не будут вкладывать деньги, пока не получат от предпринимателя грамотно разработанный бизнес-план [10]  

 Такие же функции выделяет и Грязнова С.И

В дополнении к  выше перечисленным основным функциям бизнес-плана М.В. Новиков, Т.С. Бронникова приводят следующие функции: 
       1. Оценка перспективы развития фирмы или проекта, которая позволяет быть готовым к изменениям рыночной и экономической ситуации; 
       2. Повышение квалификации аппарата управления, заставляя менеджеров практически думать о возможностях фирмы, ее конкурентах и других проблемах, что ведет к принятию более квалифицированного решения; 
       3. Защита средств инвесторов, что является моральным и юридическим долгом предпринимателя;

4. Определение основных потребителей НТ и стратегии конкурентной борьбы; 
       5. Информирование инвестора о состоянии дел предпринимателя, что очень важно для преодоления возможных финансовых проблем; 
        6. Обеспечение поставок сырья и комплектующих изделий без предоплаты, так как поставщик, благодаря бизнес-плану, может увидеть своего потенциального надежного клиента;

       7. рекламирование и формирование убеждения потенциальных потребителей в способности фирмы производить свою продукцию в достаточном количестве и достаточного уровня качества

       8. Снижение вероятности банкротства в связи с обнаружением возможных дорогостоящих ошибок [11]

Исходя из функций бизнес-плана, можно определить круг лиц, для которых он предназначен:

      а) инвестору — для определения эффективности вложения капитала;

       б) предпринимателю — для выработки программы действия и руководства в процессе реализации проекта;

      в) государственным органам — для регулирования и контроля кредитных взаимоотношений [13].

Бизнес-план могут разрабатывать  руководители и специалисты предприятия (внутрикомандная разработка), смешанная команда (руководители и специалисты плюс привлеченные специалисты), привлеченная команда (фирмы, специализирующиеся в сфере маркетинговой деятельности или прогнозирования, авторские коллективы, при необходимости привлекаются консалтинговые эксперты и фирмы) [10]

 

 

 

1.3.Содержание и структура бизнес-плана

 

 

В теории и практике нет жестко регламентированной структуры бизнес-плана. Она может быть различной в зависимости от выполняемой функции —- одна для начинающею предпринимателя и другая для действующего предприятия [6]. Однако большинство ученых сходятся, что бизнес-план должен включать следующие основные разделы:

  1. Резюме.
  2. Общая характеристика организации (виды товаров и услуг).
  3. Оценка рынка сбыта.
  4. Конкуренция и другие внешние факторы (оценка конкурентов у В.Д Грибова и В.П. Грузинова)
  5. План маркетинга (стратегия маркетинга у С.И. Грязновой).
  6. Организационный план.
  7. Производственный план.
  8. Юридический план.
  9. Оценка рисков и управление ими
  10. Финансовый план.
  11. Стратегия финансирования.

Информация о работе Разработка концепции формирования бизнес-плана развития производства на предприятии