Разработка концепции формирования бизнес-плана развития производства на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

управления производством и достижения финансовой стабильности и роста производства. Особенно велика роль планирования в стабилизации и достижении устойчивого положения предприятий на рынке.
Успешное решение проблемы оптимизации процесса планирования зависит достоверной разработки системы планов промышленного предприятия на основе комплексного подхода. Повышение эффективности процесса управления в современных условиях неразрывно связано с повышением роста производства. Это достигается за счет внедрения передовых методов планирования, а также использования новейших технических средств.

Файлы: 1 файл

Моя Курсовая ЭМХ - копия.doc

— 621.00 Кб (Скачать)

Бизнес-планы  различаются степенью детализации  и проработанностью отдельных  разделов.   Это  зависит от масштабов  и  сферы деятельности  организации  (производство,  сфера услуг и  т.д.), предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов, перспектив роста. Если, например, создаются небольшое крестьянское хозяйство или мастерская по ремонту технических средств, то некоторые разделы бизнес-плана не требуют детальной проработки.

В любом случае бизнес-план не должен быть перегружен быть перегружен второстепенной информацией, расчетными таблицами. Вся информация технического характера (для сельскохозяйственных предприятий – размер и структура посевных площадей, расчет объема производства продукции растениеводства и животноводства и др.) обычно приводиться в приложениях. В качестве приложений к бизнес-плану могут выступать планы экономического и социального развития предприятия, маркетинга. [10]

Перейдем к  подробному рассмотрению основных разделов бизнес-плана.

1 Резюме.

Краткая характеристика или резюме, хотя и открывает бизнес-план, готовится лишь тогда, когда бизнес-план полностью разработан, когда концепция проекта, его обоснование и формы реализации полностью определены. Главные требования к разработке данного раздела – лаконичность (не более 2-3 страниц), информативность и, что, может быть, самое главное – простота и доступность изложения. Это нужно для того, чтобы инвестор (либо любое другое лицо, изучающее бизнес-план) уже по одному этому разделу смог бы сделать вывод о том, соответствует ли данный проект направлению его деятельности, возможностям его инвестиционных ресурсов, срокам реализации и т. д. И если данный раздел не заинтересует его, то со всеми последующими он просто не будет знакомиться.

В этом разделе  определяются в приоритетном порядке  все направления деятельности фирмы, т.е. для разрабатывается:

- программа  деятельности предприятия;

- цели предприятия;

- стратегия;

По каждому  разделу устанавливаются цели к  которым стремиться фирма, и стратегия  их достижения, включающая перечень необходимых  мероприятий [6].

  1. Общая характеристика организации.

Содержит  описание основных видов и характера деятельности. Например, для сельскохозяйственного   предприятия   (производство,   сбыт  сельскохозяйственной продукции и др.), перечень географических районов, где оно планирует разливать свой бизнес (отдельные зоны, в масштабах страны).

В разделе  должны быть четко сформулированы цели и задачи  предпринимательской деятельности. Например, сельскохозяйственный предприниматель может стремиться освоить определенный сектор на рынке того или иного товара, новые рынки сбыта либо занять прочные позиции в определенных видах деятельности. Конечно, эти цели должны быть реалистичными и достижимыми.

Если бизнес-план составляют для действующего сельскохозяйственного предприятия, то необходимо привести информацию о фактическом положении дел: степень освоения производственных мощностей, ассортимент выпускаемой сельскохозяйственной продукции, уровень эффективности производства и т. д. [10]

3.Оценка рынка сбыта.

Данный раздел направлен  на изучение рынков и позволяет предпринимателю  четко представить, кто будет покупать его и где его ниша. [6].  Недостаточный анализ рынка и потенциальных потребителей, их вкусов, запросов, денежных возможностей и т.д. - одна из наиболее частых причин неудач в бизнесе. Поэтому прежде чем поставить дело на "широкую ногу" и заняться им всерьез, следует тщательно изучить рынок. Это даст возможность определить круг потребителей, емкость рынка товара (услуги) и, следовательно, объемы их производства и реализации, необходимые для этого ресурсы.

Если трудно провести достоверные исследования рынка либо они стоят достаточно дорого и не по карману начинающему предпринимателю, можно изготовить пробную партию товара, реализация которого даст ценную информацию о рынке, особенно если вы сами примете непосредственное участие в продаже товара или оказании услуг.

При этом целесообразно  обратить внимание на следующее:

• насколько часто  и охотно покупатели приобретают  ваш товар или обращаются к  вам за услугами;

• кто именно покупает ваш товар или обращается к  вам за услугами (полезно поинтересоваться у потребителя, что именно привлекло его в вашем товаре или услуге);

• сколько времени  потребовалось для реализации всей партии товара или оказания одной  услуги;

• как реагируют покупатели на цену вашего товара. Можно поиграть с ценой товара и посмотреть, повлияет ли ее снижение на скорость продажи и расширение круга потребителей.

Таким образом, из пробной  продажи необходимо получить максимум интересующей вас информации. Полезно  поинтересоваться у потребителей, какие  изменения внесли бы они во внешний вид, качественные параметры, упаковку, оказание сервисных услуг. При этом не стремитесь удовлетворить интересы и запросы всех потребителей сразу, нацеливайте свой товар или услугу всегда на определенную группу покупателей, на их потребности и вкусы, направляйте совершенствование своих изделий и услуг, завоевывайте определенную нишу на рынке данного товара (услуги) и старайтесь ее удержать [5].

  1. Конкуренция и другие внешние факторы.

Н этом разделе плана необходимо определить крупнейших конкурентов производителей аналогичной сельскохозяйственной продукции, как можно точнее оценить объем и динамику их продаж, доходы, перспективы освоения новых товаров, основные потребительские характеристики товаров, уровень качества, дизайн основной продукции. Желательно охарактеризовать уровень цен и цеповую политику конкурентов, показать их сильные и слабые стороны.

[10] 
        В нем необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Кто является вашим  конкурентом сегодня и в каком  состоянии его дела: стабильны,  на подъеме или идут на спад?

2. Каковы отличия вашего  товара (услуги) от аналогичных товаров  (услуг) ваших конкурентов?

3. Каковы, хотя бы в  общих чертах, шансы и возможности  появления новых конкурентов?

4. В чем вы рассчитываете  их превзойти?

Цель данного раздела - облегчить выбор подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь свою фирму от чужих промахов. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный анализ действий конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, дабы успешнее противостоять своим соперникам. Причем такой анализ необходимо вести постоянно хотя бы потому, что рынки пребывают в постоянном изменении и чей-то успешный дебют привлекает новых конкурентов. [5].

  1. План маркетинга.

Тесно связан с  разделом « Анализ рынка», иногда их объединяют. В этом разделе описывается, каким образом предполагается продать  новый товар или услугу, выполнить  работу, какую за них назначить  цену и как проводить рекламную политику.

Маркетинг – комплексная система организации и управления хозяйственной деятельностью предприятия, основанная на изучении состояния и перспектив рынка, обеспечивающая целенаправленное формирование спроса на продукцию потребительского и производственного назначения, совокупность организационно-технических, финансовых, коммерческих и других функций предприятия по разработке новой продукции, ее производству и сбыту на основе всестороннего изучения и прогнозирования спроса и предложения, целевого использования рекламы, стимулирования производства, применения современных способов хранения и транспортировки, технического и других видов обеспечения, активно содействующих продвижению товара к потребителю [13].

План маркетинга должен ответить на три главных вопроса: 
- Какое положение фирма, предлагающая НТ, занимает в рынке? 
- Какое положение на рынке она хочет занять? 
- Как достичь этого положения? [11]

  1. Организационный план.

Здесь речь идет о том, с кем вы собираетесь организовать свое дело и как планируете наладить его бесперебойное и успешное функционирование. Структура этого раздела может быть следующей: характеристика управляющих (менеджеров) и персонала, организационная схема, кадровая политика и стратегия [10]. В этом разделе необходимо решить следующие вопросы:

1. Какие специалисты вам понадобятся для успешного ведения дела?

2. На каких условиях  вы будете привлекать специалистов - на постоянную работу, по контракту,  в качестве совместителей?

3. Как будет оплачиваться  труд каждого работника фирмы,  на каких принципах и условиях будет осуществляться стимулирование?

Следует отметить, что  к найму дополнительных работников нужно прибегать только в том  случае, если это повысит доходность фирмы. Поэтому прежде чем принимать на работу новых людей, подумайте, насколько это оправдано. Только тщательный отбор кандидатуры на место может дать желаемый результат. Зарплата служащих относится к разряду постоянных издержек, поэтому необходима твердая уверенность в их целесообразности.

Другой важной проблемой  предпринимательства является вопрос о том, с кем иметь дело, кого взять в компаньоны. Опыт показывает, что вступать в бизнес, организовывать свое дело следует только с хорошо известными людьми, единомышленниками, инициативными, стремящимися к успеху, на которых вы можете положиться и доверить любой вопрос совместного предпринимательства. Лучше, если компаньоны в различных сторонах своей деятельности будут дополнять друг друга. Это хороший залог успеха вашей фирмы.

В целях четкости и  согласованности работы необходимо определить организационную схему фирмы, указать, кто и чем будет заниматься, кто и как будет осуществлять координацию, контроль и взаимодействие всех работников фирмы.

Нередко этому разделу  бизнес-плана не уделяется должного внимания, и организационная неразбериха  служит одной из причин неудач в бизнесе. [5].

  1. Производственный план.

Главная задача предпринимателя при разработке данного раздела бизнес-плана — определить для самого себя, а также доказать потенциальным партнерам, что данное предприятие будет в состоянии реально производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством [10]. Во всём мире финансисты вникают во все стадии производственного цикла заемщиков — не потому, конечно, чтобы предлагать им свои решения, а потому, что хотят оценить квалификацию руководства фирмы и обоснованность ее планов. Чтобы удовлетворить этот интерес, нужно ответить на множество вопросов. В сам бизнес-план включаются ответы лишь на основные из них, а детали можно перенести в приложения, объём которых ограничен только здравым смыслом.

В бизнес-плане  освещаются следующие основные моменты:

В первую очередь  указывается предприятие-изготовитель. Это означает, что для новых предприятий указывается местоположение и подробный расчет и обоснование инвестиций, а для действующих — подробная технико-экономическая характеристика с указанием износа основных производственных фондов.

Производственные  мощности – следующий по значимости момент. В бизнес-плане должен быть проведен элементарный расчет мощности по одному из способов:

1) по оптимальному ассортименту продукции ;

2) по номенклатуре, соответствующей специализации  предприятия;

3) по ведущему звену,  т. е. по подразделению, в  котором выполняются основные  технологические операции, используется  наибольшая доля совокупного  живого труда, и которое максимально оснащено оборудованием, средствами автоматизации и механизации. [4].

Далее должны быть указаны  поставщики сырья, материалов и комплектующих  изделий, т.е. указываются поставщики, их надежность, престижность в деловых  кругах, рассчитываются транспортные расходы и потребность в транспортных средствах [14].

Немаловажным фактором, который необходимо указать в  бизнес-плане, является и обеспеченность предприятия рабочей силой и  состояние рынка труда в регионе, т.е. указывается, какие специалисты (какого профиля, с каким образованием и опытом) и с какой оплатой труда требуются; если же персонал уже работает — краткие сведения о нём [1].

В этом же разделе  описывается организационная структура  управления предприятием, в которой  конкретно указывается, кто и в какой мере участвует в создании конечного продукта, какие службы определяют производственную и коммерческую деятельность, как они взаимодействуют и координируют свои действия. В приложениях можно поместить должностные инструкции.

Указывая ограничения по поставкам, ресурсам и срокам поставок, отмечаются конкретные поставщики, гарантии, обеспечивающие выполнение ими договоров (например, дублирующие партнеры ) и обеспеченность выпуска продукции основными видами сырья, материалов, энергетических ресурсов  [14].

Вопрос о необходимых  видах оборудования и обеспеченности ими рассматривается в тесной связи с тем, имеются ли какие-либо новые технологии, соответствующие современным стандартам, необходимо ли приобретение отечественных или зарубежных патентов, лицензий, “ноу-хау”, т. е. необходимо отметить, отвечает ли имеющееся оборудование данной технологии, необходима ли дополнительная закупка оборудования у отечественных или зарубежных производителей, если да, то в каком объеме? [1].

И, наконец, последнее по порядку, но не последнее по важности – контроль качества продукции: Отмечается, где и на каких стадиях, какими методами проводится или будет проводиться контроль за соответствием качества выпускаемой продукции и какими документами (стандартами) этот контроль регламентируется.

Информация о работе Разработка концепции формирования бизнес-плана развития производства на предприятии