Органы прокуратуры и прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:36, контрольная работа

Краткое описание

Правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры. Система органов прокуратуры Российской Федерации. Структура органов прокуратуры РФ. Требования, предъявляемые к кандидатам на службу в органы прокуратуры. Назначение и освобождение от должности в органах прокуратуры. Присвоение классных чинов и воинских званий работникам прокуратуры. Задачи, цели и функции прокурорского надзора. Порядок рассмотрения заявлений, жалоб, обращений граждан в прокуратуру.

Файлы: 1 файл

органы прокуратуры.docx

— 182.52 Кб (Скачать)

В ходе проверки прокурор использует самые  разнообразные способы выявления  нарушений законов, установления лиц, их совершивших.

Несоответствие  правового акта федеральному закону, как об этом свидетельствует надзорная  практика, выражается:  в уклонении от цели, обозначенной в законе (применение ненадлежащего закона, например вместо закона о бюджетном устройстве — налогового законодательства); в издании правового акта, основанного на отмененном законе; в превышении власти при издании нормативного акта (принятие решения неправомочным органом, несоблюдение процедуры обязательного согласования и т. п.);  в несоблюдении формы и процедуры издания.

Акты  прокурорского реагирования на установленные нарушения закона

Закон «О прокуратуре РФ» предусматривает  перечень правовых актов прокурорского  реагирования на установленные нарушения  закона в порядке общего надзора. К их числу относятся: протест; представление; постановление.

Акты  прокурорского реагирования должны отвечать определенным требованиям.

1. Они  должны быть посвящены актуальному,  значительному событию, относящемуся  к нарушению закона. 2. Своевременность вынесения актов прокурорского реагирования. 3. Выводы и предложения прокурора должны быть обоснованы, аргументированы и основаны на конкретных фактах. 4. Форма всегда должна соответствовать содержанию. 5. Правовой акт должен быть юридически и стилистически грамотным.

Протест прокурора в порядке  общего надзора.

Протест приносится на противоречащий или несоответствующий  закону правовой акт, изданный субъектами, поднадзорными прокурору.

Предметом опротестовывания могут быть правовые акты и любое незаконное действие должностного лица. Протест приносится в органы или должностному лицу, издавшим незаконный или необоснованный правовой акт, или в вышестоящий орган.

Право опротестовывания правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, всероссийскими общественными объединениями и должностными лицами, принадлежит Генеральному прокурору РФ и его заместителям.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный  срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах  прокурор вправе установить сокращенный  срок рассмотрения протеста. О результатах  рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Принимая  участие в рассмотрении протеста коллегиальным органом, прокурор поддерживает принесенный им протест, и высказывает  свое мнение о путях восстановления законности.

Представление прокурора в порядке  общего надзора.

Представление прокурора — это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий.

Представление прокурора подлежит безотлагательному  рассмотрению. Не позднее чем в  месячный срок должны быть приняты  меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствовавших. О результатах рассмотрения представления  сообщается прокурору в письменном виде.

В зависимости  от характера и тяжести допущенного  нарушения закона прокурор выносит  мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление выносится прокурором также в случаях необходимости возбуждения дисциплинарного производства или привлечения правонарушителя к материальной ответственности.

Постановление должно отвечать определенным требованиям. Если речь идет о возбуждении уголовного дела, в постановлении должно быть указано время, место вынесения постановления, кем оно составлено, повод и основания к возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждено, а также дальнейшее направление уголовного дела. В случаях возбуждения дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении в постановлении должны найти отражение следующие элементы:  наименование постановления с указанием времени, места, кем оно составлено;  содержание правонарушения; правовые обоснования ответственности должностного лица;  указание на нарушенный закон;  требование прокурора о наложении взыскания; предложения прокурора о рассмотрении постановления в срок, указанный в законе, и сообщении прокурору о результатах рассмотрения; должностное положение и классный чин прокурора, его подпись.

Прокурор  или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными выше, освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному  задержанию на основании решений  несудебных органов; опротестовывает  противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный  суд с требованием о признании  таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона (п. 3 ст. 22 «О прокуратуре  РФ»).

  Должностные лица органов, указанных выше, обязаны  приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя  о проведении проверок и ревизий  незамедлительно, а в случае невыполнения должностными лицами требований прокурора, они могут быть привлечены к ответственности  в установленном законом порядке (п. 4 ст. 22 «О прокуратуре РФ»).

Надзор  прокуратуры за соблюдением  прав и свобод человека

  Предметом данного надзора является соблюдение прав и свобод человека федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. (ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Объектами являются: а) федеральные министерства; б) государственный комитет;

в) службы; г) иные федеральные органы исполнительной власти; д) представительные (законодательные); е) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации; ж) органы местного самоуправления; з) органы военного управления; и) органы контроля; к) должностные лица; л) органы управления; м) руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении возложенных  на него функций прокурор: 1) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; 2) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; 3) принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина; 4) по привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; 5) возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию, это возможно при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления.

Прокурор  возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно  передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган  или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

  В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке  гражданского судопроизводства, когда  пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может  лично отстаивать в суде или арбитражном  суде свои права и свободы, или  когда нарушены права и свободы  значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение  приобрело особое общественное значение, прокурор использует иные полномочия, предусмотренные для осуществления общего надзора. (ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Актами  прокурорского реагирования являются: протест, представление, предостережение, постановление, заявление в суд. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. 

Предметом прокурорского надзора за исполнением  законов в сфере экологии следует  понимать соблюдение Конституции Российской Федерации и экологических прав человека и гражданина, исполнение действующих на территории Российской Федерации законов в природоохранной  сфере федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами, местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; а также соответствие законам в сфере эколого-правовых актов, издаваемых этими органами и должностными лицами.

Содержание  его определяется следующими функциями: а) выявление нарушений природоохранного законодательства; б) установление причин и условий, способствующих экологическим правонарушениям, а также виновных лиц; в) устранение выявленных нарушений законодательства и обстоятельств, способствующих этим нарушениям; г) принятие мер к возмещению вреда (ущерба), причиненного совершением экологических правонарушений; д) принятие мер по привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших нарушения экологического законодательства; е) предупреждение нарушений экологического законодательства.

Основная  задача прокурорского  надзора за исполнением  законов в сфере  экологии - охрана жизни и здоровья граждан.

Надзор  за исполнением законодательства в  сфере экологии осуществляют: Генеральная  прокуратура РФ; управления Генеральной  прокуратуры РФ в федеральных  округах; прокуратуры субъектов  Российской Федерации; иные территориальные  прокуратуры (городские, районные); специализированные природоохранные прокуратуры; транспортные (на правах районных); военные прокуратуры; прокуратуры, надзирающие за исполнением  законов на объектах с особым режимом.

Вопросы разграничения компетенции прокуроров в природоохранной сфере рассматриваются  в приказе Генерального прокурора  РФ «О разграничении компетенции  территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур» от 9 апреля 1996 г.

Природоохранным межрайонным прокуратурам, которые  подчиняются непосредственно прокурорам субъектов Российской Федерации, предписано осуществлять надзор за исполнением  законодательства природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными  объединениями. Компетенция военных  и транспортных прокуроров, прокуроров по надзору за исполнением законов  на особо режимных объектах в рассматриваемой  сфере распространяется на поднадзорные этим прокурорам объекты, включая созданные  в военизированных структурах, на транспорте и на особо режимных объектах специальные природоохранные органы.

  Надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную  деятельность

Надзор  за органами ОРД — часть отрасли  надзора за исполнением законов  компетентных органов в деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных  органов, уполномоченных на то Законом  «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах полномочий в целях  защиты жизни, прав и свобод человека и гражданина, собственности и  др.

На  территории Российской Федерации право  осуществлять оперативно-розыскную  деятельность предоставляется  оперативным подразделениям:

1) органов  внутренних дел Российской Федерации; 2) органов Федеральной службы безопасности; 3) федеральных органов государственной охраны; 4) таможенных органов Российской Федерации; 5) Службы внешней разведки Российской Федерации; 6) Федеральной службы исполнения наказаний; 7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Информация о работе Органы прокуратуры и прокурорский надзор