Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:20, доклад
Прокурорский надзор — это специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на ее территории. Ее содержанием является: выявление фактов несоблюдения Конституции РФ и нарушения требований законов; установление виновных в правонарушениях; принятие мер к устранению правонарушений и их предупреждению; наказание виновных..
Сущность, цели, задачи и основные направления прокурорского надзора
Прокурорский надзор — это специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на ее территории. Ее содержанием является: выявление фактов несоблюдения Конституции РФ и нарушения требований законов; установление виновных в правонарушениях; принятие мер к устранению правонарушений и их предупреждению; наказание виновных..
Из сказанного принципиально важным для усвоения содержания сущности прокурорского надзора является то, что
1) Прокурорский надзор — это
специфический вид
2) Прокурорский надзор
3) Прокурорский надзор —
Имея функциональные признаки каждой из ветвей власти (представительной, исполнительной, судебной) прокурорский надзор не имеет отношения ни к одной из них.
Рассмотрим основные понятия прокурорского надзора, как вида государственной деятельности, составляющие терминологию прокурорского надзора.
Прокурор — это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом вышестоящего прокурора.
Прокурор — понятие
В системе прокуратуры работают также прокурорские работники. К ним относятся работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (в органах и учреждениях военной прокуратуры — воинские звания), являющиеся научными сотрудниками или преподавателями научных и образовательных учреждений.
Объекты и субъекты прокурорского надзора. Эти понятия тесно связаны между собой, хотя и существенно различаются по содержанию. Под объектом прокурорского надзора следует понимать предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. В качестве примера можно назвать любое федеральное министерство, орган исполнительной или законодательной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления.
Субъектом прокурорского надзора следует считать участника про-курорско-надзорной деятельности — прокурора, проводящего проверку исполнения законов юридическим или физическим лицом (объектом надзора). В прокурорско-надзорных отношениях могут участвовать одновременно несколько объектов и субъектов надзора. Так, исполнение законов может проверяться одновременно на нескольких объектах (контрольные, бухгалтерские, иные подразделения одного министерства) несколькими прокурорами.
Полномочия прокурора — это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления надзорных функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре.
К правовым средствам прокурорского
надзора относятся только те, которые
предоставлены прокурору
Правовые средства прокурорского надзора по своему содержанию могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений.
Акт прокурорского реагирования — это широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. Так, выявив незаконный правовой акт, прокурор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материальным выражением этого правового средства является протест, в котором указывается, какой акт не соответствует закону (какому конкретно), излагаются требования прокурора об отмене (полной или частичной) незаконного акта.
Цели и задачи прокурорского надзора тесно связаны между собой. Под целью прокурорского надзора следует понимать результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом и, в частности, ее важнейшая функция — прокурорский надзор. Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и poлью в государстве. Наиболее конкретно цели прокуратуры в целом и прокурорского надзора, в частности, определены в ст. 1 Закона о прокуратуре. Согласно пункту 2 этой статьи целями прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона; обеспечение единства и укрепления законности; обеспечение защиты и свобод человека и гражданина; обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
По своей сущности прокурорский надзор как специфический вид государственной деятельности — един. Единство это обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы ее деятельности. Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого прокурорского надзора порождены:
- особенностями
- различием объектов и
- различием в полномочиях
В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре Законом о прокуратуре выделяются следующие отрасли (направления) прокурорского надзора:
Надзор за исполнением законов (ст.ст. 21-25 Закона о прокуратуре). В предмет данной отрасли надзора входит соблюдение Конституции РФ и исполнение огромного количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, действующих на территории России.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст.ст.26-28 Закона о прокуратуре). В этой отрасли осуществляется надзор за соблюдением Конституции РФ и законов федеральными министерствами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определяется сферой правовых отношений, связанных с правами и свободами граждан, предусмотренных в Конституции Российской Федерации и основных федеральных законах.
Надзор за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-
Данная отрасль прокурорского надзора призвана обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства. В случаях совершения преступлений, посягающих непосредственно на интересы государства (государственную федеральную собственность, порядок управления, правосудие и др.), прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, своевременного и полного выявления и расследования преступлений, установления размеров причиненного ущерба, принятия мер к его возмещению и т.д. Тем самым он защищает интересы государства. Осуществление прокурорского надзора в рассматриваемой сфере правоотношений призвано обеспечивать права и свободы не только лиц, совершивших это преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан, становящихся нередко потерпевшими от преступления, о чем на практике иногда забывается.
Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (ст.ст.32-34 Закона о прокуратуре). Выделение этой отрасли из единого прокурорского надзора объясняется исключительной важностью комплекса законов, регулирующих важнейшие права и свободы граждан отбывающих наказание, особенностями законов и деятельности органов, исполняющих эти законы. Режим законности распространяется не только на дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность. Лица, чья вина в совершении преступления установлена судом, к которым уже применяются меры наказания, также имеют определенные права и свободы. Эти права и свободы определены и четко регулируются уголовно-исполнительным и иным законодательством.
Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами (п. 2 ст.1 Закона о прокуратуре). Эту деятельность прокурора следует считать частью надзора за исполнением законов государственными органами, исполняющими приговоры и решения суда. Отличительной чертой данной надзорной деятельности прокуратуры является то, что законодателем четко определены субъекты, исполняющие требования законов, а именно судебные приставы-исполнители.
Основной задачей рассматриваемой отрасли прокурорского надзора является обеспечение законности в деятельности судебных приставов, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные акты.
Самостоятельным направлением в деятельности прокуроров является их участие в рассмотрении дел судами. Согласно Закону о прокуратуре (ст.ст. 35, 36, 39) прокурор участвует в рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.
Это направление состоит из надзорной и иной ненадзорной деятельности (участие в рассмотрении судом дел) прокурора. В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции.
1) Принимает непосредственное участие в судопроизводстве по конкретным уголовным, гражданским, арбитражным и административным делам.
2) Осуществляет надзор за
Помимо названных основных функций, пунктом 5 ст. 35 Закона о прокуратуре предусмотрено право Генерального прокурора РФ в соответствии с действующим законодательством принимать участие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. А в соответствии с п. 6 ст.35 того же Закона Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации в связи с нарушениями конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Принципы организации и деятельности прокуратуры
Принципы организации и