Прокурорский
надзор – специфическая деятельность
государственных органов прокуратуры,
осуществляемая от имени РФ и состоящая
в проверке точности соблюдения Конституции
и исполнения законов, действующих на
её территории.
Методика прокурорского
надзора.
Совокупность приемов и способов, которые
использует прокурор в процессе проведения
прокурорской работы. Рекомендации по
проведению конкретных видов проверок.
Методики закрепляются в приказах и указаниях
Генерального прокурора, методических
пособиях, информационных письмах, они
должны иметь научную основу. Методика
отличается от в тактики прокурорского
надзора – совокупность конкретных
приемов по проведению конкретной проверки.
Тактика зависит от конкретной обстановки.
От правильной организации методики и
тактики во многом зависит результативность.
Цели
и задачи прокурорского надзора.
Основными целями является обеспечение
верховенства закона и обеспечения иерархии
законов. Другими целями прокурорского
надзора являются:
- Обеспечение
единства и укрепление законности
- Обеспечение
защиты прав и свобод человека и гражданина
- Обеспечение
защиты охраняемых законом интересов
общества и государства в целом .
В российских
условиях прокуратура выполняет
функции одного из элементов системы
сдержек и противовесов в механизме
разделения властей.
Из содержания Конституции следует, что
прокуратура не может относиться ни к
органам судебной, ни к органам исполнительной
власти. Правосудие в РФ осуществляется
только судами. С другой стороны, ст. 77
К РФ устанавливает, что федеральные органы
исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов образуют единую систему
исполнительной власти в РФ. Органы же
прокуратуры, действующие на территории
субъектов РФ являются федеральными органами
– звеньями централизованной системы
прокуратуры.
Прокуратура
и законодательная власть.
Назначение генерального прокурора осуществляется
Советом Федерации по представлению Президента.
Отсутствие у Генерального Прокурора
права законодательной инициативы. Но
все равно в рамках данных органов ведется
серьезная «законопроектная» работа,
которые направляются Президенту, Правительству.
В ряде субъектов прокуроры обладают правом
законодательной инициативы в отношении
законодательства субъектов.
Прокуратура и исполнительная власть.
Отношения строятся по двум направлениям:
Отношения надзора и отношения взаимодействия.
Прокуратура и судебная власть.
Суд осуществляет контроль за законностью
применения прокуратурой мер процессуального
принуждения при предварительном расследовании
преступлений. В свою очередь, прокуратура
контролирует законность судебных решений
путем их опротестования в вышестоящие
суды.
Специфика роли прокурора заключается
в том, что с одной стороны, он выступает
как субъект судебного разбирательства
в соответствующих процессуальных формах,
а с другой – осуществляет надзорные функции.
Задачи:
Основными целями является обеспечение
верховенства закона и обеспечения иерархии
законов. Другими целями прокурорского
надзора являются:
- Обеспечение
единства и укрепление законности
- Обеспечение
защиты прав и свобод человека и гражданина
- Обеспечение
защиты охраняемых законом интересов
общества и государства в целом
Конкретные меры,
которые принимают органы прокуратуры.
Для достижения вышеуказанных целей
принимаются различные по содержанию,
по кругу субъектов, по средствам решения
задачи. Они определяются конкретными
ситуациями. Задачи делятся на три уровня:
- Общие
– наиболее важные. Определяются в конституции,
в ФЗ «о прокуратуре», в иных ФЗ.
- Укрепление
законности и охрана от посягательств
общественного и государственного строя
- Охрана от
посягательств на политические, трудовые,
жилищные и другие личные права граждан.
- Охрана прав
и законных интересов предприятий и организаций,
независимо от форм собственности.
- Специальные
– задачи по конкретным направлениям.
- Контроль
за исполнением нормативно-правовых актов
- Частные
– различаются в зависимости от направления,
а также от вида применяемого правового
средства прокурорского надзора. Для решение
одной частной задачи может быть использована
другая частная задача.
Достижение указанной
цели осуществляется с помощью решения
основных задач, стоящих перед Генеральным
прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими
прокурорами. Эти задачи можно сгруппировать
в три блока.
1. Задачи
по обеспечению единства
правового пространства
в государстве:– достижение единообразия
и точности при исполнении действующего
на территории РФ законодательства;– обеспечение
соответствия издаваемых на территории
государства нормативно-правовых актов
Конституции и федеральному законодательству;– гарантированное
соблюдение на всей территории РФ прав
и свобод человека и гражданина;– обеспечение
судебной защиты нарушенных интересов
государства путем подачи исков в арбитражные
и гражданские суды.2. Задачи
по осуществлению борьбы
с преступностью:– обеспечение реализации
принципа неотвратимости уголовной ответственности
за совершенные преступления. Решение
этой задачи достигается путем осуществления
органами прокуратуры от имени государства
уголовного преследования, в том числе
и поддержания государственного обвинения
в суде, в соответствии с полномочиями,
предоставленными уголовно-процессуальным
законодательством РФ;– достижение согласованного
взаимодействия различных правоохранительных
структур государства в борьбе с преступностью;– обеспечение
законности исполнения назначенного судом
наказания или иных мер принудительного
характера.3. Организационные
задачи:– обеспечение оперативного
поступления информации об имеющих место
различных правонарушениях, организация
на должном уровне работы с жалобами и
заявлениями граждан;– установление эффективного
сотрудничества с правоохранительными
органами других стран для обеспечения
эффективности уголовного преследования
транснациональных преступных группировок;
розыска и экстрадиции преступников, скрывающихся
за рубежом; оказания правовой помощи
по гражданским и семейным делам гражданам
России, находящимся за рубежом; организации
обмена положительным опытом работы между
прокуратурами различных стран;– обеспечение
населения достоверной информацией о
состоянии законности и эффективности
борьбы с правонарушениями как в отдельном
регионе, так и в целом по Российской Федерации;
обобщение практических материалов по
ведению прокурорского надзора и организация
обмена опытом работы с целью повышения
эффективности деятельности;– подготовка
высококвалифицированных кадров для структур
органов прокуратуры РФ; организация работы
по повышению их квалификации с привлечением
для этого как ученых, так и опытных практических
работников прокуратуры.Решение стоящих
перед прокуратурой задач осуществляется
через организацию ее деятельности по
следующим основным направлениям:1) обеспечение
общего надзора за соблюдением Конституции
и исполнением законов;2) осуществление
уголовного преследования в соответствии
с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным
законодательством РФ;3) координация деятельности
правоохранительных органов по борьбе
с преступностью;4) участие в соответствии
с процессуальным законодательством РФ
в рассмотрении судами гражданских, арбитражных
и административных дел, опротестованию
противоречащих закону решений, приговоров,
определений и постановлений судов;5) рассмотрение
и разрешение в органах прокуратуры заявлений,
жалоб и иных обращений граждан;6) участие
прокуратуры в правотворческой деятельности;7) участие
прокуроров в заседаниях федеральных
органов законодательной и исполнительной
власти, представительных (законодательных)
и исполнительных органов субъектов РФ,
органов местного самоуправления;8) организация
издания специальной литературы;9) обеспечение
прямых связей в пределах предоставленной
компетенции с соответствующими органами
других государств и международными организациями,
сотрудничества с ними, заключения соглашений
по вопросам правовой помощи и борьбы
с преступностью, участия в разработке
международных договоров РФ;10) осуществление
деятельности по подготовке и повышению
квалификации прокурорско-следственных
кадров.