Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа
Данная тема является достаточно актуальной применительно именно к сегодняшней ситуации. В условиях перехода к рыночным отношениям в нашей стране определился курс на формирование правового государства, который предполагает всеобщее без каких-либо исключений подчинение закону всех субъектов общественных отношений, последовательную и решительную борьбу с любыми правонарушителями, т.е. всемерное укрепление законности.
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема является достаточно актуальной применительно именно к сегодняшней ситуации. В условиях перехода к рыночным отношениям в нашей стране определился курс на формирование правового государства, который предполагает всеобщее без каких-либо исключений подчинение закону всех субъектов общественных отношений, последовательную и решительную борьбу с любыми правонарушителями, т.е. всемерное укрепление законности. В связи с этим значительно возрастает роль прокуратуры, призванной осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов органами местного самоуправления, министерствами, ведомствами и иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями вне зависимости от их подчиненности, общественными организациями и движениями, должностными лицами и гражданами. Среди многочисленных новелл УПК РФ следует выделить и реформу института государственного обвинителя, претерпевшего качественные изменения, - как по объему его процессуальных полномочий, так и по кругу должностных лиц, уполномоченных осуществлять в суде функции государственного обвинителя. Так, в соответствии с УПК РФ обвинение в суде от имени государства могут поддерживать не только должностные лица органов прокуратуры, как было предусмотрено УПК РСФСР, но также дознаватель и следователь. В виду этого законодатель наделил прокурора правом поручить поддержание обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу. Другая новация заключается в том, что в новом УПК существенно расширена категория уголовных дел, которые должны рассматриваться судом с обязательным участием государственного обвинителя. Так, в соответствии со ст.246 УПК участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно - публичного обвинения является обязательным. Если учесть, что уголовное преследование в частном порядке осуществляется лишь по четырем составам преступлений, то становится очевидным, что подавляющее большинство уголовных дел подлежит судебному рассмотрению с обязательным участием государственного обвинителя. Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты представляют особый интерес при решении ряда проблем усовершенствования российского законодательства о деятельности органов прокуратуры в уголовном судопроизводстве. Разработанные в ходе исследования положения создают предпосылки для решения ряда проблем, связанных с пониманием сущности государственного обвинения, функций прокурора в суде, его отношений с другими участниками судебного разбирательства. В ходе подготовки данной курсовой работы я прибегла к изучению широкого спектра литературы, посвященной интересующей меня тематике, среди которой можно выделить работы Винокурова Ю.Е., Иванкиной Н.Н, Сайко Н.А, Рохлина В.И. и ряда других.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении обвинения, т.е. деятельности, направленной на обоснование необходимости привлечения лица к уголовной ответственности и реализации обвинения в суде.
Предметом исследования выступают уголовно-процессуальные правоотношения, возникающие при поддержании обвинения в суде.
Целью работы являются особенности поддержания прокурором государственного обвинения в суде по уголовным делам. Достижение указанной цели предопределяет решение следующих задач:
- изучение требований, предъявляемых к государственному обвинителю;
- исследование участия прокурора при рассмотрении уголовных дел в особом порядке;
- раскрытие особенностей участия прокурора в суде присяжных.
В работе использованы такие методы исследования как: метод эмпирического исследования (наблюдение, сравнение); формально-юридический метод; методы обработки фактического материала.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В состав работы также входит список использованных источников, состоящий из перечня нормативных материалов, библиографии.
ГЛАВА 1.Требования, предъявляемые к государственному обвинителю
1.1.Процессуальная
фигура государственного
Установление в законе весьма важного положения о признании виновным и о применении уголовного наказания только судом делает судебное разбирательство центральной, решающей стадией советского уголовного процесса, а участие прокурора в судебном разбирательстве — одним из важнейших участков его деятельности по надзору за исполнением законности при рассмотрении уголовных дел судами. Государственный обвинитель - прокурор, поддерживающий перед судом обвинение по уголовному делу. Участие прокурора в суде является не только важной гарантией постановления судом законного и обоснованного приговора, но вместе с тем одной из форм его деятельности по предупреждению преступлений и пропаганде советского права. Поддержание государственного обвинения в суде по уголовным делам является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве. Судебная трибуна — это трибуна особого рода, она доступна далеко не каждому прокурорскому работнику. Прокурор должен быть профессионально, а не только теоретически подготовлен к поддержанию государственного обвинения в суде. Прокурор, как государственный обвинитель, формируется не сразу. Для выполнения этой деятельности нужны знания не только законодательства, но и основ риторики, приемов и методов ораторского искусства, нужны широкий кругозор и определенный жизненный опыт. 1 Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. 2При организации поддержания государственного обвинения особая роль принадлежит прокурорам республик, краев, областей, городов и районов. Руководители органов прокуратуры, принимая участие в судебном рассмотрении уголовных дел в качестве государственных обвинителей, тем самым подчеркивают высокую степень и процессуальную значимость этой деятельности прокуроров. Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор способствует суду правильно разрешить все вопросы, возникающие в ходе судебного рассмотрения дела, провести судебное следствие полно, объективно и всесторонне, а в конечном итоге постановить законный, обоснованный и справедливый приговор. В этих целях прокурор принимает участие в исследовании доказательств, заявляет ходатайства, дает заключение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам, предоставляет суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Поддерживая государственное обвинение, прокурор вместе с тем охраняет гарантированные права и законные интересы граждан. Мерами судебной защиты нарушенных прав граждан, привлечением виновных к уголовной ответственности прокурор способствует судам в восстановлении нарушенных прав и законных интересов участников процесса.
1.2.Особенности требований, предъявляемых к государственному обвинителю
Успех судебного рассмотрения
дела во многом зависит от подготовленности
прокурора к участию в
ГЛАВА 2. Участие прокурора при рассмотрении уголовных дел в особом порядке
Значительный рост преступности за последнее десятилетие создал большие трудности в работе органов дознания, следствия, прокуратуры и, в конечном счете, суда. Сроки рассмотрения уголовных дел увеличивались, соответственно увеличивался срок содержания заключенных под стражу в порядке избрания меры пресечения, снижения эффективности наказания и правосудия в целом. Все это потребовало ускорения судопроизводства по уголовным делам. Средством решения этой проблемы стало включение в УПК РФ нового раздела X — Особый порядок судебного разбирательства, содержанием которого является глава 40 «Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением». Цель этого раздела УПК РФ — сократить сроки рассмотрения в суде уголовных дел о преступлениях средней тяжести, т.е. с максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок не более 10 лет. Основной смысл особого порядка состоит в постановлении приговора по этим делам без судебного разбирательства, что, по мнению законодателя и должно сократить время судебного разбирательства. Необходимым условием применения такого порядка судебного разбирательства согласно ст. 314 УПК РФ является ходатайство обвиняемого о вынесении в отношении его приговора без судебного разбирательства при наличии согласия на это потерпевшего и государственного или частного обвинителя. Совершенно очевидно, что применение такого порядка принятия судебного решения затрагивает существенные права обвиняемого, потерпевшего, общества и государства. В связи с этим, перед прокуратурой встала задача обеспечения законности при осуществлении особого порядка судебного разбирательства, защиты прав его участников. Деятельность прокурора в этом направлении начинается на этапе надзора за исполнением законов органами следствия. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 315 УПК РФ, обвиняемый вправе заявить ходатайство в момент ознакомления с материалами уголовного дела.7 По окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела, следователь составляет протокол, в котором делается запись о заявленном ходатайстве о постановлении приговора без судебного следствия.8 Прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов органами следствия и в частности выполнения следователем требований ст.ст. 314, 315 УПК РФ должен выяснить, согласен ли обвиняемый с предъявленным обвинением, добровольно ли было заявлено ходатайство обвиняемым, консультировался ли обвиняемый по данному вопросу с защитником, присутствовал ли защитник при заявлении ходатайства, является ли данное уголовное дело преступление, наказание за которое не превышает 10 лет лишения свободы, разъяснены ли подсудимому его права и последствия рассмотрения дела в особом порядке. Несоблюдение этих требований влечет не утверждение обвинительного заключения и возвращение дела следователю для устранения выявленных недостатков. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 315 УПК РФ выше названное ходатайство обвиняемого может быть заявлено на предварительном слушании дела. В связи с этим прокурор, руководствуясь ч. 1 и п. 4 ч 2 ст. 229 УПК РФ должен заявить ходатайство о необходимости предварительного слушания по данному делу. При этом он должен указать на необходимость присутствия на предварительном слушании потерпевшего, обвиняемого и его защитника. На предварительном слушании прокурор — государственный обвинитель и потерпевший должны выразить свое согласие или несогласие на применение особого порядка судебного разбирательства. Если согласия хотя бы одного из них нет, то дело рассматривается в общем порядке. Если ходатайство о постановлении приговора без судебного разбирательства заявлено на предварительном слушании, то прокурор как сторона в процессе должен проследить, что все выше перечисленные вопросы, отражающие требования ст.ст. 314, 315 УПК РФ выяснены судом. В этих случаях суд должен обеспечить вызов в судебное заседание стороны (государственного обвинителя, частного обвинителя, потерпевшего, защитника) и установить, что ходатайство заявлено обвиняемым добровольно, после проведения консультаций с защитником, что обвиняемый согласен с представленным ему обвинением в совершении преступления, максимальное наказание, за совершение которого не превышает 10лет лишения свободы. Суд должен и в этом случае получить согласие государственного (частного) обвинителя и потерпевшего на постановление приговора без проведения судебного разбирательства. Если хотя бы одно из этих условий не соблюдено, дело рассматривается в общем порядке. При установлении всех выше указанных необходимых условий суд, убедившись, что обвинение, с которым согласился подсудимый, обосновано, подтверждается собранными в процессе рассмотрения дела доказательствами, выносит обвинительный приговор.9
Прокурор в соответствии с общими требованиями должен проверить его законность, обоснованность и справедливость, обратив при этом особое внимание на то, что назначенное подсудимому наказание не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого наказания, предусмотренного за совершенное преступление.
В случае выявления оснований
для отмены вынесенного приговора
прокурор должен принять меры по его
обжалованию в надзорном
ГЛАВА 3. Участие прокурора в суде присяжных
Концептуальное и конституционное (ст. 47, 123 Конституции РФ) закрепление суда присяжных в судебной системе Российской Федерации повлекло соответствующие изменения уголовно-процессуального законодательства, регулирующего, в частности, деятельность прокурора в суде. Создание и функционирование суда присяжных в ряде регионов РФ обусловили необходимость отдельного освещения некоторых особенностей участия прокурора в рассмотрении дел судом этого вида. Ходатайство обвиняемого заявляется при объявлении ему об окончании предварительного следствия и предъявлении для ознакомления всех материалов дела. Так как в последующем ходатайство обвиняемого о рассмотрении его дела в суде присяжных, как и отказ от ранее заявленного ходатайства, не принимаются, то прокурор уже на этом этапе знает, что данное дело будет рассматриваться в суде присяжных, и может тщательно готовиться к участию в его рассмотрении. Определенные сложности в подготовке прокурора к участию в рассмотрении уголовного дела в суде присяжных возникают уже с момента заявления соответствующего ходатайства обвиняемым. Такая сложность возникает, когда по делу проходят несколько обвиняемых. В соответствии со ст. 325 УПК уголовное дело, в котором участвуют несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе при отсутствии возражений со стороны остальных подсудимых. При наличии такого возражения прокурор должен выделить дело относительно возражающих, в отдельное производство, если это не отражается на всесторонности, полноте и объективности его исследования и разрешения. Удовлетворить это требование бывает нередко крайне сложно и даже невозможно в условиях стабильного роста групповых и особенно организованных преступлений. Прокурор следит за тем, чтобы обвиняемый, не заявивший ходатайства о рассмотрении дела в суде присяжных, был уведомлен, что такое ходатайство о рассмотрении дела в суде присяжных было заявлено другим обвиняемым, и чтобы следователь разъяснил ему его право на возражение против рассмотрения дела в суде присяжных. Прокурору также следует иметь в виду, что обвиняемый, не заявивший ходатайства о рассмотрении дела в суде присяжных, тем не менее, пользуется правами, предусмотренными порядком рассмотрения дел в суде присяжных, если его дело там рассматривается. Прокурор принимает меры к обязательному участию защитника в судебном процессе, если защитник не был приглашен самим обвиняемым или другими лицами по его поручению. Определенной особенностью данной деятельности прокурора является то, что в соответствии с требованиями УПК РФ участие государственного обвинителя в рассмотрении дела судом присяжных обязательно. Причем не только в непосредственном рассмотрении, но и на предварительном слушании дела судьей.11