Прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Предмет надзора в рассматриваемой отрасли определен в ст. 29 Закона о прокуратуре РФ. Он состоит в следующем:
• соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
• соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

Файлы: 1 файл

Прокурорский надзор.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Содержание

Вопрос: Дайте общую характеристику надзора прокурора за органами дознания и предварительного следствия…………………………………………………стр. 3

 

Задача: В прокуратуру Молотовского района с жалобой на незаконные действия руководителя ООО «Казбек» Семенцева, допущенные при увольнении его с работы, обратился гражданин Кирзоев. Через месяц Кирзоев получил уведомление, подписанное помощником прокурора, о том, что его обращение рассмотрено и отклонено, как необоснованное. Кирзоев обратился к прокурору района с просьбой ознакомить его с мотериалами проверки жалобы и объяснить причины отказа в ее удовлетворении. Прокурор отказал в просьбе, обосновав отказ ссылкой на п. 2 ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре РФ». Согласно которому прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящегося в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. (стр. 16)

 

Список литературы…………………………………………………………стр.17

 

1. Предмет и пределы надзора за следствием и дознанием

 

Предмет надзора в  рассматриваемой отрасли определен  в ст. 29 Закона о прокуратуре РФ. Он состоит в следующем:

  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
  • законность проведения расследования, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Задача надзора состоит  в следующем:

  1. каждое преступление должно быть раскрыто, а лицо, его совершившее, — привлечено к установленной законом ответственности;
  2. привлечение к уголовной ответственности виновных лиц должно быть законным и обоснованным;
  3. применение мер процессуального принуждения к лицам, совершившим преступления, должно производиться в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом;
  4. возбуждение уголовного дела и предварительное расследование должно осуществляться в установленном законом порядке, с соблюдением установленных сроков и с соблюдением прав участников уголовного судопроизводства, а также иных граждан.

Полномочия прокурора  при осуществлении надзора за следствием, дознанием, оперативно-розыскной  деятельностью определены в УПК  РФ. В досудебных стадиях уголовного процесса в соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и следствия. УПК РФ относит прокурора к участникам уголовного процесса со стороны обвинения.

При рассмотрении деятельности следователя и дознавателя следует  разграничивать такие понятия, как  «прокурорский надзор» и «ведомственный контроль».

Прокурор осуществляет надзор за всеми органами, осуществляющими  уголовное преследование. Деятельность же начальника органа дознания, начальника следственного отдела представляет собой исключительно ведомственный процессуальный контроль. Очень важно, чтобы прокурор и начальник следственного отдела не подменяли друг друга, а каждый выполнял возложенные на него функции.

Начальник следственного  отдела в соответствии со ст. 39 УПК  РФ поручает следователям расследование  уголовных дел, дает обязательные указания по вопросам следствия, решает организационные  вопросы, связанные с распределением нагрузки между следователями, применяет меры поощрения и взыскания.

Прокурор в свою очередь  осуществляет именно надзорные полномочия. Он вправе отменить любое незаконное или необоснованное решение следователя  или начальника следственного отдела, но не вправе подвергнуть следователя дисциплинарному взысканию, применить меры поощрения, не занимается распределением нагрузки между следователями. Начальник следственного отдела не вправе отменять решения следователя за исключением постановления о приостановлении уголовного дела.

На досудебных стадиях  уголовного процесса прокурор может  непосредственно осуществлять уголовное  преследование, принимать дело к  своему производству и расследовать его в форме следствия или  дознания (по делам специальных субъектов), пользуясь при этом полномочиями следователя, однако не вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность. В конечном счете, прокурор отвечает за результаты уголовного преследования на стадии предварительного расследования, а затем поддерживает обвинение в суде.

2. Поднадзорные объекты при надзоре за следствием и дознанием

К объектам прокурорского  надзора относятся органы, осуществляющие следствие, дознание.

К органам следствия  относятся следственные аппараты, созданные  в четырех ведомствах: в прокуратуре, в органах внутренних дел, в органах федеральной службы безопасности, в органах федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Органами, осуществляющими  дознание, являются:

  • органы внутренних дел;
  • командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений;
  • органы федеральной службы безопасности;
  • начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов;
  • органы государственной противопожарной службы;
  • таможенные органы;
  • органы госнаркоконтроля;
  • должностные лица службы судебных приставов;
  • капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; 
  • руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от места расположения органов дознания по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
  • главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

3. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за следствием и дознанием

Полномочия  прокурора на стадии возбуждения  уголовного дела. На стадии возбуждения уголовного дела устанавливается наличие или отсутствие оснований для расследования уголовного дела. Для возбуждения уголовного дела необходимо наличие законного повода и основания. Поводом к возбуждению уголовного дела является заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из других источников.

Заявления и сообщения  о преступлении обязаны принять  различные органы, осуществляющие следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, прежде всего органы внутренних дел.

Задача прокурора состоит  в обеспечении учетно-регистрационной  дисциплины, законности сроков регистрации  и сроков разрешения сообщений о преступлениях, законности способов проведения доследственной проверки материалов о совершенных преступлениях, в соблюдении сроков указанной проверки и, наконец, в законности принятых по существу решений.

Порядок приема и регистрации  заявлений и сообщений о преступлениях определен ведомственными инструкциями, принятыми практически во всех ведомствах, осуществляющих прием таких заявлений и сообщений, в том числе и в самой прокуратуре. (См., напр.: Приказ Генерального прокурора РФ от 21 октября 2003 г. № 45 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях»; Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, утв. Приказом МВД от 13 марта 2003 г. № 158; Инструкция о порядке приема, регистрации, рассмотрения и учета поступающих в таможенные органы Российской Федерации сообщений о преступлениях, утв. Приказом ГТК от 11 июня 2002 г. № 600; Порядок приема, регистрации, учета и разрешения в службе судебных приставов Министерства юстиции РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, утв. Приказом Минюста РФ от 27 июня 2002 г. № 179.)

Обеспечивая законность приема и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, прокурор:

а) обязан не реже одного раза в месяц проверять непосредственно  в органах внутренних дел и  иных органах исполнение законов  и под законных актов при приеме и регистрации заявлений и  сообщений о преступлениях;

б) вправе требовать от должностных лиц материалы о  совершенных преступлениях;

в) вправе получать объяснения от должностных лиц, ответственных  за регистрацию заявлений и сообщений, а также за проведение доследственной проверки материалов;

г) вправе возбудить уголовное дело публичного и частно-публичного обвинения, а также дать согласие на возбуждение указанных уголовных дел следователем или дознавателем;

д) вправе возбудить дело частного обвинения без заявления  потерпевшего, если преступление совершено  в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами;

е) вправе продлить срок доследственной проверки материалов;

ж) вправе давать письменные указания по вопросам проведения доследственной проверки;

з) вправе отменить незаконное решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении  уголовного дела или передаче его  по подследственности.

Осуществляя проверку учетно-регистрационной  дисциплины, прокурор для выявления нарушений закона изучает следующие документы: журналы и книги учета сообщений о преступлениях, происшествиях, журналы учета преступлений, учета информации, полученной по телефону, телеграфу, учета лиц, доставленных в орган внутренних дел, а также журнал учета материалов, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, и иные учетно-регистрационные документы.

Для повышения эффективности  проверки указанные документы следует  сопоставлять со сведениями о криминальных травмах, полученными из медицинских учреждений, с результатами медицинского освидетельствования трупов с признаками насильственной смерти, с данными об обращении граждан в страховые компании по поводу выплаты страховых сумм в связи с совершенными в отношении них преступными действиями, с материалами, полученными из средств массовой информации.

Большое значение для  соблюдения законности в стадии возбуждения  уголовного дела имеет соблюдение сроков проведения доследственной проверки. По общему правилу проверка должна быть проведена в течение трех суток с момента регистрации заявления или сообщения о преступлении. Указанный срок может быть продлен начальником органа дознания, начальником следственного отдела или прокурором до 10 суток по ходатайству следователя или дознавателя. При необходимости проведения ревизии или документальной проверки указанный срок может быть продлен прокурором до 30 суток (ст. 144 УПК РФ).

Надзирая за законностью  проведения доследственной проверки, прокурор должен иметь в виду, что  до возбуждения уголовного дела субъекты проверки вправе проводить ограниченное количество следственных действий. В соответствии со ст. 146 УПК РФ до возбуждения уголовного дела возможно лишь проведение осмотра места происшествия, освидетельствования и назначение экспертизы.

В соответствии с ч. 4 и 5 ст. 148 УПК РФ копия постановления следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела направляется прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения с целью проверки его законности и обоснованности.

По результатам доследственной проверки прокурор принимает одно из следующих решений:

  • дает согласие на возбуждение уголовного дела;
  • выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;
  • выносит постановление о возвращении материалов для дополнительной проверки в пределах установленного срока.

В соответствии с п. 2.7 Приказа Генерального прокурора  РФ от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации  прокурорского надзора за законностью  уголовного преследования в стадии досудебного производства» для  оперативного рассмотрения вопросов, связанных с дачей согласия на возбуждение уголовного дела, необходимо установить в нерабочее время дежурство прокурорских работников, правомочных принимать процессуальные решения.

Полномочия  прокурора на стадии предварительного расследования. Надзирая за законностью производства предварительного расследования, прокурор на различных его этапах реализует свои властные полномочия.

Он вправе истребовать  от органов, осуществляющих следствие  и дознание, любое уголовное дело, изучить его и дать по нему письменные указания следователю или дознавателю.

Он вправе своим постановлением отстранить следователя и дознавателя  от дальнейшего расследования уголовного дела, если ими нарушены требования УПК РФ при осуществлении расследования; вправе изымать любое дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать дело от одного следователя другому, от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами подследственности, с указанием причин такой передачи. Прокурор разрешает отводы, заявленные следователю, дознавателю и нижестоящему прокурору.

Он выносит постановление  об отмене любого незаконного или  необоснованного постановления  следователя и дознавателя, поручает расследование следователю или  дознавателю, а также вправе лично произвести расследование.

В процессе расследования  прокурор вправе поручить органу дознания проведение следственных действий и  оперативно-розыскных мероприятий. Он вправе принять участие в производстве любого следственного действия, проводимого следователем и дознавателем, дать указание об избрании, изменении, отмене меры пресечения либо самостоятельно избрать, изменить, отменить меру пресечения, за исключением той, которая избирается на основании судебного решения.

Информация о работе Прокурорский надзор