Прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Предмет надзора в рассматриваемой отрасли определен в ст. 29 Закона о прокуратуре РФ. Он состоит в следующем:
• соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
• соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

Файлы: 1 файл

Прокурорский надзор.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Правовыми основами, регулирующими  осуществление надзора за оперативно-розыскной  деятельностью, являются Конституция  РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной  деятельности», Закон о прокуратуре  РФ, УПК РФ, ведомственные нормативно-правовые акты.

Оперативно-розыскная  деятельность — это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно уполномоченными  законом оперативными подразделениями  государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной  деятельности являются не только выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших, осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания и без вести пропавших, но и деятельность, не являющаяся уголовно-процессуальной, например, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Осуществляя надзор, прокурор проверяет, предусмотрено ли проведение оперативно-розыскного мероприятия законом. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент. Проведение иного оперативно-розыскного мероприятия является незаконным.

В ходе проверки прокурор устанавливает наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий; такими основаниями являются:

  • наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; сведения о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
  • поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
  • запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • постановление о применении в отношении защищаемых лиц мер безопасности, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
  • запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Проведение оперативно-розыскных  мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, нарушающих конституционные права граждан, с обязательным уведомлением суда в течение 24 часов.

В течение 48 часов с  момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

При осуществлении прокурорского  надзора проверяется законность прослушивания телефонных переговоров. Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

В случае возникновения  угрозы жизни, здоровью, собственности  отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда в течение 48 часов.

Проверочная закупка  или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная  реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также  оперативный эксперимент или  оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Прокурорская проверка может быть как плановой, так и внеплановой. Исключение составляет разведывательная и контрразведывательная деятельность органов ФСБ и Службы внешней разведки, оперативно-служебные документы которых могут быть истребованы прокурором только при наличии информации от граждан о нарушении в процессе данной деятельности их прав.

Перечень оснований  прокурорской проверки содержится в  п. 4 Приказа Генерального прокурора  РФ от 25 апреля 2000 г. № 56 «Об организации  надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной  деятельности"». Основаниями проверки могут быть: плановое задание вышестоящей прокуратуры, перспективный план соответствующей прокуратуры, заявления и жалобы граждан, обращения должностных лиц, результаты изучения уголовных дел о нераскрытых преступлениях, информация о ненадлежащем реагировании со стороны поднадзорных объектов на поручения органа дознания или следователя, указания прокурора и постановления (определения) суда по уголовным делам, находящимся в производстве, отсутствие положительных результатов по выявлению, раскрытию преступлений и розыску лиц.

Типичными нарушениями  закона при осуществлении оперативно-розыскной  деятельности являются следующие:

  • незаконное заведение дел оперативного учета;
  • нарушение сроков заведения дел оперативного учета;
  • незаконная пересылка розыскных дел из одного органа, осуществляющего ОРД, в другой;
  • сокрытие преступлений от учета;
  • волокита при проведении оперативной проверки;
  • нарушение сроков и порядка производства оперативно-розыскных мероприятий, невыполнение отдельных - поручений следователя или их некачественное выполнение и др.

5. Акты прокурорского реагирования

Типичными актами прокурорского  реагирования на нарушения закона, применяемыми в данной отрасли надзора, являются постановление, представление, протест, обращение в суд, предостережение о недопустимости нарушения закона.

Наиболее распространенным из них является постановление. Прокурор выносит постановление, которым  отменяет выявленное незаконное постановление  следователя, дознавателя или нижестоящего прокурора. Своим постановлением он отстраняет следователя или дознавателя от расследования уголовного дела, когда они допустили в своей деятельности нарушение требований уголовно-процессуального закона, передает дело от одного следователя другому и т. д. В том случае, когда прокурор выявляет в действиях следователя и дознавателя признаки преступления, он своим постановлением возбуждает уголовное дело.

Представление прокурор вносит в том случае, когда в  деятельности следователя или дознавателя  имеют место нарушения закона, выявленные в процессе расследования, и когда необходимо принятие к виновным мер дисциплинарного взыскания. Представление должно быть рассмотрено должностным лицом или органом, в адрес которого оно было направлено, и в течение месяца должны быть приняты меры по устранению нарушений закона. В этот же срок о принятых мерах должно быть сообщено прокурору.

Протест может быть принесен на незаконный акт, принятый, например, органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность. В случае отказа в  удовлетворении протеста прокурор вправе обратиться в суд о признании нормативно-правового акта не соответствующим закону.

 

 

Задача.

 

   При рассмотрении данной ситуации нужно руководствоваться двумя нормативными документами: «Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ» и Постановлением Конституционного  Суда от 18.02.2000г. № 3-П. Первый документ регламентирует стадии рассмотрения обращения граждан, а Постановление Конституционного Суда признает п. 2 ст. 5 ФЗ «Опрокуратуре РФ» не соответствующей Конституции РФ в части отказа органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающие его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований.

В то же время Конституционным Судом России признаны не противоречащими Конституции РФ положения п. 2 ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре РФ», освобождающие прокуроров от обязанности давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, если федеральным законом установлено ограничение в распространении содержащихся в материалах сведений.

В целях неукоснительного выполнения постановления Конституционного Суда РФ и обеспечения конституционных прав граждан на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре РФ», Генеральная прокуратура РФ вынесло Указание от 05.05.2000г. № 93/7 «О применении статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000». В соответствии с данным указанием Генпрокуратуры РФ прокурорам при осуществлении надзора за исполнением законов, по требованию гражданина, ему могут быть предоставлены для ознакомления только те материалы проверок, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, производить ознакомление гражданина с материалами проверки, как правило, после ее завершения. Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления материалы, содержащие сведения, составляющие государственную и иную специально охраняемую федеральным законом тайну, а также охраняемые Конституцией РФ и федеральным законом сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну других лиц, а равно затрагивающие частную, личную и семейную жизнь других граждан, неприкосновенность их жилища и тайну переписки.

Аналогичные требования к рассмотрению заявления гражданина об ознакомлении с материалами проверки предусмотрены п. 4.14, 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ. Также п. 6.5 Инструкции указано, что при отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован и понятен, в нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации.

2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон в редакции от 17.11.95 г. // СЗ РФ. 1995. № 45. Ст. 4472.

3. Приказ от 17.12.2007г. №200 «О введение в действие Инструкции о порядке обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ»

4. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.95 г. // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

5. Басков В. И. Прокурорский надзор: Учебник. М., 1996. Гл. IV.

6. Бойков А. Д. Третья власть в России. М., 1997. С. 224-227.

7. Настольная книга прокурора / Под ред. С. И. Герасимова. М., 2002.

8. Шалумов М. Надзор за следствием, дознанием и ОРД // Законность. 1999. № 10.

 

 




Информация о работе Прокурорский надзор