Органы прокуратуры и прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:36, контрольная работа

Краткое описание

Правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры. Система органов прокуратуры Российской Федерации. Структура органов прокуратуры РФ. Требования, предъявляемые к кандидатам на службу в органы прокуратуры. Назначение и освобождение от должности в органах прокуратуры. Присвоение классных чинов и воинских званий работникам прокуратуры. Задачи, цели и функции прокурорского надзора. Порядок рассмотрения заявлений, жалоб, обращений граждан в прокуратуру.

Файлы: 1 файл

органы прокуратуры.docx

— 182.52 Кб (Скачать)

Задачи  прокурорского надзора — это  категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более  многочисленны по сравнению с  целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов — органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Задачи прокурорского надзора могут быть условно разделены на три вида, или уровня, а именно: общие, специальные и частные.

Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и т.д.) и заключаются в укреплении законности и охране от различных посягательств:

а) закрепленного  в Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ общественного  и государственного строя;

б) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантированных Конституцией РФ, конституциями  и уставами субъектов РФ;

в) прав и охраняемых законом интересов  предприятий и организаций, независимо от форм собственности.

Общие задачи могут быть решены только в  результате прокурорско-надзорной  деятельности в целом. Каждое направление (отрасль) единого прокурорского  надзора вносит свой «вклад» в  решение общих задач. Объем и  содержание этого вклада определяются специальными задачами, стоящими только перед данным направлением (отраслью) прокурорского надзора. Их суть вытекает из общих задач и определяется компетенцией прокурора в каждом из направлений прокурорского надзора. Подробно специальные задачи каждого направления прокурорского надзора будут рассмотрены ниже в соответствующих вопросах.

Решение общих и специальных задач  прокурорского надзора осуществляется в процессе надзорной деятельности прокурора путем применения правовых средств прокурорского надзора. В ходе применения этих средств прокурор ставит определенные, конкретные задачи и решает их. Такие задачи называются частными задачами прокурорского надзора. Они значительно более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные.

Частные задачи различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора и от вида применяемого правового средства.

Цели  прокурорского надзора

Цели  прокурорского надзора — результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом и, в частности, ее важнейшая функция — прокурорский надзор.

Цели  прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью  в государстве. Прокуратура —  конституционный орган. В конечном счете они определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре РФ», другим законодательством, регламентирующим деятельность прокурорских органов. Наиболее четко цели прокуратуры определены в ст. 1 Закона о прокуратуре. Пункт 2 этой статьи определяет, что целями прокуратуры являются:  обеспечение верховенства закона;  обеспечение единства и укрепления законности;  обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;  обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Нетрудно  заметить, что на достижение этих целей  направлена вся деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности перечислены  в том же п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Ими являются: 1) прокурорский надзор (5 основных направлений, или отраслей); 2) уголовное преследование; 3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокурорский  надзор — это особый вид полномочий, при котором компетентные органы (прокуратура) контролируют соблюдение Конституции РФ и других законов  организациями, независимо от формы  собственности и организационно-правовой формы.

  Функции прокурорского  надзора

Функции прокуратуры — это основные направления ее деятельности, отражающие ее сущность, и направленные на осуществление стоящих перед ней целей.

Функции прокурорского надзора:

1) надзор  за исполнением законов федеральными  министерствами, государственными  комитетами, службами и иными  федеральными органами исполнительной  власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; 3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 4) надзор за исполнением законов судебными приставами; 5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; 6) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; 7) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

  Принципы прокурорского  надзора

Принципы — это основополагающие положения, на которых базируется организация и деятельность органов прокуратуры РФ.

Все принципы можно поделить на:.

К общим принципам относятся: 1) Принцип законности в деятельности прокуратуры означает, что деятельность эта направляется на неуклонное соблюдение законов и иных правовых актов всеми органами государства, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, иными субъектами правоприменения, а также на соответствие законов и иных нормативных актов объективным потребностям регулирования общественных отношений; 2) Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность ее для граждан, средств массовой информации. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан и, как одно из следствий — позволяет им обращаться в органы прокуратуры.

А также  к данной группе можно отнести справедливость, гуманность, презумпцию невиновности.

К  специальным принципам относятся: 1) принцип единства. Заключается в том, что:

— прокуратура — единый государственный орган. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются; — каждая прокуратура выступает как представитель единого органа; — единство целей и задач, стоящих перед Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами; — единые полномочия и правовые средства их реализации для устранения нарушений;

2) принцип централизации органов прокуратуры. Характеризуется: — подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим; — прокуроры назначаются и освобождаются от обязанностей Генеральным прокурором и подотчетны ему; — приказы Генерального прокурора обязательны для исполнения всеми нижестоящими прокурорами; — вышестоящий прокурор вправе изменить, отменить акты нижестоящего прокурора, за исключением случаев, указанных в законе, например кассационное представление не может быть отменено вышестоящим прокурором;

3) принцип независимости. Данный принцип заключается в том, .что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность независимо от федеральных органов власти, от органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, общественных объединений.

Все свои действия прокурор осуществляет строго в соответствии с законом, на основании  своего внутреннего убеждения и  материалов проверок, проведенных в  соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности. Воздействие  на решение прокурора или на его  деятельность влечет уголовную ответственность.

Прокурор  и следователь прокуратуры не обязаны давать каких-либо объяснений по находящимся в их рассмотрении делам и материалам.

Прокурор  и следователь не могут быть членами  выборных и иных органов, не могут  быть членами общественных объединений, которые преследуют политические цели, и участвовать в их деятельности. Они не могут совмещать свою деятельность с иной, оплачиваемой или безвозмездной  деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой;

4) принцип взаимодействия с государственными органами, общественными объединениями и гражданами. Прокурор получает информацию о нарушении законодательства от различных органов контроля, служб и граждан. Вместе с тем он информирует органы о состоянии законности.

Генеральный прокурор, его заместитель и другие прокуроры имеют право присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, Правительства РФ.

Предметом прокурорского надзора  за соблюдением законов  являются:

1) соблюдение  Конституции РФ и исполнение  законов, действующих на территории  РФ, федеральными министерствами, государственными  комитетами, службами и иными  федеральными органами исполнительной  власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной  власти субъектов РФ, органами  местного самоуправления, органами его управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; 2) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.

Объектами надзора являются:  федеральные министерства; государственный комитет; службы; иные федеральные органы исполнительной власти;  представительные (законодательные), исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления; органы военного управления;  органы контроля; должностные лица; органы управления; руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

  Согласно  Конституции РФ граждане вправе обращаться с заявлениями в государственные органы. Это право они могут реализовать, придя на прием к должностному лицу прокуратуры или направив письменное обращение (заявление). Все обращения граждан подлежат обязательному рассмотрению. Не рассматриваются только анонимные обращения. Граждане подают свои обращения непосредственно в канцелярию прокуратуры. В соответствии со ст. 10 ФЗ «О прокуратуре РФ», в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения от граждан России, лиц без гражданства, а также должностных и других лиц.

  Порядок приема, учета, регистрации заявлений, жалоб устанавливается Инструкцией  о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в  органах и учреждениях прокуратуры  РФ от 26 декабря 2006 г. № 120.

  Прокурор  района обязан в кратчайший срок рассмотреть  переданные ему заведующим канцелярией  документы и дать конкретные указания о порядке, характере и сроках исполнения.

На документах, не требующих дополнительных поручений, указывается фамилия исполнителя. На тех документах, которые требуют разъяснения порядка их исполнения прокурором района пишется резолюция. Резолюция пишется на самом документе либо, если документ будет посылаться в другое учреждение или организацию, — на отдельном листе форматом не менее четверти стандартного листа, подписывается и датируется. Если прокурор (заместитель) разрешение обращения берет на себя, он также должен наложить резолюцию об этом.

При поступлении  обращения необходимо определить: о чем просит заявитель; связано ли его обращение с вопросами исполнения или нарушения законов;  подлежит ли это обращение разрешению в органах прокуратуры, если нет — направить по принадлежности, извещая об этом заявителей, или разъяснить им, куда следует обратиться.

Срок  направления обращений — пять дней с момента поступления: обращений  депутатов Государственной Думы и органов местного самоуправления — также пять дней. При этом прокурор обязан обратить внимание на обоснованность направления, не требуется ли вмешательство  прокуратуры, особенно по вопросам, где  необходима защита общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее социально защищенных лиц.

Под разрешенной  жалобой подразумевается всякая удовлетворенная, отклоненная, а также  любая другая жалоба, по которой  прокурором дается разъяснение либо принимается иное решение по существу.

Информация о работе Органы прокуратуры и прокурорский надзор