Органы прокуратуры и прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:36, контрольная работа

Краткое описание

Правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры. Система органов прокуратуры Российской Федерации. Структура органов прокуратуры РФ. Требования, предъявляемые к кандидатам на службу в органы прокуратуры. Назначение и освобождение от должности в органах прокуратуры. Присвоение классных чинов и воинских званий работникам прокуратуры. Задачи, цели и функции прокурорского надзора. Порядок рассмотрения заявлений, жалоб, обращений граждан в прокуратуру.

Файлы: 1 файл

органы прокуратуры.docx

— 182.52 Кб (Скачать)

При обнаружении  нарушений законодательства прокурор должен незамедлительно распорядиться  об освобождении лица из-под стражи, если нарушения законодательства нет, то через 48 часов должен применить  иную меру пресечения — заключение под стражу.

Прокурор  осуществляет надзор за выполнением  органами дознания или следователями  требований Конституции РФ об обеспечении  права обвиняемого на защиту. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью  адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Прокурор  осуществляет надзор за тем, чтобы защитник был привлечен к участию в  производстве дознания или предварительного следствия с момента задержания или ареста подозреваемого, а во всех остальных случаях — с  момента предъявления обвинения. Прокурор следит за тем, чтобы следователь  как при задержании и аресте, так  и при предъявлении обвинения  разъяснил обвиняемому его право  иметь защитника.

Чтобы обеспечить право обвиняемого на защиту, следователь или прокурор обязаны предоставить ему свидание с близкими или родственниками, которые  смогут пригласить защитника для  участия в процессе. Если у обвиняемого  нет такой возможности, а защитник должен принять участие со стадии предъявления обвинения, выполнение этой функции следователь должен принять  на себя. Следователь обязан принять  меры к замене защитника, если позиция  прежнего по вопросам доказанности или  недоказанности преступления, его юридической  оценки и т. д. не отвечает позиции  обвиняемого.

В судебном разбирательстве уголовных дел  защитник выступает представителем обвиняемого (подсудимого), защищает и  отстаивает его позиции, охраняет его  права и законные интересы. Защитнику  обвиняемый может доверить сведения, которыми не располагают ни следователь, ни прокурор, ни суд. Защитник не вправе самостоятельно распорядиться этими  сведениями. Он выполняет волеизъявление обвиняемого.

Защитник  вправе обжаловать любые действия и  решения следователя.

Прокурорский  надзор за законностью  привлечения лица в качестве обвиняемого

Обвинение — утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, и выдвинутое в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, уполномоченным на то лицом.

Обвиняемый — это лицо, в отношении которого выдвинуто такое обвинение. До официального выдвижения обвинения лицу оно именуется подозреваемым. В случае вынесения лицу обвинительного приговора обвиняемый становится осужденным.

При наличии  достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь  выносит постановление о привлечении  конкретного лица в качестве обвиняемого. Полномочиями по привлечению лица в качестве обвиняемого наделены только следователь и прокурор в случае, если он принимает дело к собственному производству. Привлечение лица в качестве обвиняемого влечет существенные ограничения для этого лица, вплоть до ограничения его конституционных прав и свобод. Привлечение в качестве обвиняемого должно во всех случаях производиться на законных основаниях. При привлечении лица в качестве обвиняемого должны соблюдаться нормы уголовного и уголовно-процессуального закона, их принципы. Только в этом случае привлечение в качестве обвиняемого может являться законным.

Обвиняемый  считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет  доказана в порядке, предусмотренном  уголовно-процессуальным законодательством. При этом обвиняемый, как и подозреваемый, не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в уголовно-процессуальном порядке, толкуются в пользу обвинения. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях. Обвиняемому должно быть обеспечено право на защиту, которое он может осуществить лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя.

Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны  разъяснить обвиняемому его права  и обеспечить возможность защищаться всеми не запрещенными законом способами  и средствами.

В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, обвиняемый может  пользоваться помощью защитника  бесплатно. Обвиняемому, не владеющему или недостаточно владеющему языком, на котором ведется судопроизводство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика. Все следственные и судебные документы подлежат обязательному вручению обвиняемому.

При вынесении  постановления о привлечении  в качестве обвиняемого следователь  должен располагать достаточными доказательствами совершения преступления конкретным лицом  при конкретных обстоятельствах  при определенных мотивах и формах вины. При привлечении лица в качестве обвиняемого должно быть установлено  отсутствие обстоятельств, исключающих  преступность деяния.

Для признания  лица обвиняемым орган, осуществляющий предварительное следствие, выносит  постановление. Прокурор, осуществляя данный вид надзора, проверяет: 1) имелись ли достаточные основания для предъявления обвинения, т.е. доказательства, свидетельствующие о виновности лиц, выполнялись ли необходимые следственные действия; 2) проверяет соответствие постановления, правильность квалификации, порядок и сроки предъявления обвинения; 3) законность разрешения ходатайств, их обоснованность.

Прокурорский  надзор за законностью  и обоснованностью  избрания меры пресечения

Меры  пресечения выражаются в ограничениях по отношению к этому лицу. Такие ограничения могут быть связаны с выбором места жительства (домашний арест), свободой передвижения (заключение под стражу), возможностью утраты определенной денежной суммы (залог), возможностью наступления каких-либо неблагоприятных последствий для третьего лица (личное поручительство).

Дознаватель, следователь, прокурор, суд вправе избрать  обвиняемому одну из мер пресечения при наличии достаточных  оснований полагать, что обвиняемый: 1) скроется от предварительного следствия или суда; 2) может продолжать заниматься преступной деятельностью; 3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Мера  пресечения может избираться также  для обеспечения приговора. Меры пресечения могут быть применены  лишь лицом, специально уполномоченным на то законом. УПК РФ в качестве таких лиц называет прокурора, следователя, дознавателя, судью. При избрании меры пресечения учитываются многие факторы, такие как тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и др.

Меры  пресечения применяются только по возбужденному  уголовному делу.

Согласно  Уголовно-процессуальному  кодексу мерами пресечения являются: 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу.

Домашний  арест, заключение под стражу возможны только по решению суда, залог —  с согласия прокурора. Это необходимо в связи с тем, что такие  меры являются довольно жесткими и  существенно ограничивают права  граждан.

Наличие такого широкого перечня позволяет  выбрать наиболее адекватную меру пресечения в зависимости от тяжести содеянного и личности обвиняемого.

Избрание  меры пресечения в исключительных случаях  возможно не только в отношении обвиняемого, но и в отношении подозреваемого. При этом обвинение должно быть предъявлено  подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, то с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или судья выносят постановление, а суд — определение, содержащее указание на преступление, в котором  обвиняется лицо, и основания для избрания этой меры пресечения. Одновременно лицу, в отношении которого избирается мера пресечения разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения.

Постановление об избрании меры пресечения должно быть мотивированным. Прокурор вправе указать  следователю или дознавателю  на необходимость применения к лицу определенной меры пресечения. Такое  указание прокурор обязан дать в письменной форме. В постановлении следователя  или дознавателя об избрании меры пресечения указывается, что она избрана по указанию прокурора.

Копия постановления об избрании меры пресечения в отношении конкретного лица должна быть незамедлительно вручена  этому лицу. Вручение постановления  об избрании меры пресечения производится под расписку.

Прокурорский  надзор и процессуальная самостоятельность  следователя

Предоставление  следователям процессуальной самостоятельности, укрепление правовых гарантий их деятельности являются одними из необходимых условий  эффективности их работы.

Процессуальная  самостоятельность  следователя заключается в предоставлении ему возможности выбора процессуальных средств при расследовании преступлений. Запрещается вмешательство со стороны любых лиц и организаций в деятельность следователя.

Вмешательство в какой-либо форме в деятельность прокурора или следователя в  целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию  дела является уголовным преступлением.

Федеральный закон «О прокуратуре» устанавливает  недопустимость воздействия федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, средств массовой информации и должностных  лиц на прокурора и следователя  с целью повлиять на принимаемые  ими решения.

Прокурор  или следователь не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся  в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому-либо для ознакомления, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Предоставление  следователю возможности выбора процессуальных средств при раскрытии и расследовании преступлений, наделение его полнотой полномочий по применению мер процессуального принуждения, избрание конкретной версии, определение пределов обвинения, вида мер пресечения, — все это дает ему возможность успешно выполнять возложенные на него функции. Таким образом, закон предоставляет процессуальные полномочия непосредственно следователю, возлагая в то же время на него всю полноту ответственности за правильность выполняемых им процессуальных действий.

В части  третей ст. 38 УПК РФ указано «В случае несогласия с действиями (бездействием) и решениями прокурора следователь  вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Их обжалование  прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев несогласия со следующими решениями или указаниями прокурора: 1) о привлечении лица в качестве обвиняемого; 2) о квалификации преступления; 3) об объеме обвинения; 4) об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого; 5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных пунктами 2-11 части второй статьи 29 УПК РФ; 6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; 7) об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия; 8) о передаче уголовного дела другому следователю».

В части  четвертой ст. 38 УПК РФ говорится, что «В случаях, предусмотренных  частью третьей настоящей статьи, прокурор отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство предварительного следствия по данному  уголовному делу другому следователю».

Участвуя  в осмотре места происшествия, опознания, в проведении следственного  эксперимента, присутствуя при допросе  следователем обвиняемого, потерпевшего или свидетеля, прокурор не может  и не должен подменять следователя  или принимать на себя выполнение его функций. Если у него имеются  к допрашиваемому лицу вопросы, помимо заданных -следователем, он задает их. Это должно найти отражение в протоколе допроса.

Информация о работе Органы прокуратуры и прокурорский надзор