Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:36, контрольная работа
Правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры. Система органов прокуратуры Российской Федерации. Структура органов прокуратуры РФ. Требования, предъявляемые к кандидатам на службу в органы прокуратуры. Назначение и освобождение от должности в органах прокуратуры. Присвоение классных чинов и воинских званий работникам прокуратуры. Задачи, цели и функции прокурорского надзора. Порядок рассмотрения заявлений, жалоб, обращений граждан в прокуратуру.
Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Задачами надзора являются: выявление, устранение, предупреждение нарушений законов в деятельности органов, осуществляющих ОРД.
Надзор осуществляется в следующих направлениях: 1) соблюдение прав и свобод человека: 2) надзор за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений, сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; 3) надзор за соблюдением установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий; 4) надзор за законностью принятых органами решений.
Прокурор при осуществлении надзора уполномочен: 1) проводить проверки деятельности органов. Такие проверки проводятся в случае: подачи жалобы гражданами, обращения должностных лиц, на основании документов о нераскрытии преступлений, на основании поступившей информации о нераскрытии преступления либо противозаконных действий органов; в других случаях с учетом состояния законности деятельности данных органов; 2) знакомиться с материалами, документами, делами оперативного учета, оперативно-розыскными материалами, учетно-регистрационной документацией, с ведомственными правовыми актами; 3) требовать объяснений от других лиц, допускающих нарушение закона; 4) давать письменные указания об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, требовать их прекращения; 5) опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов ОРД; 6) отменять незаконные и необоснованные постановления органов следствия и органов дознания о возбуждении уголовных дел; 7) вносить представления; 8) требовать от руководителей отстранения от дальнейшего ведения проверок лиц, нарушивших закон.
Пределы полномочий: сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности; оперативные и служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности, деятельности органов ФСБ и Службы внешней разведки. Прокурор вправе истребовать дополнительные документы только в случае проведения проверки по поступившим материалам, по обращению граждан, по сведениям о нарушении закона.
Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
Лица, находящиеся
под стражей, нуждаются в особой
защите со стороны органов
Прокурор
должен непосредственно убеждаться
в законности помещения под стражу
лиц, обвиняемых в совершении преступления.
В этих целях он как должностное
лицо обязан посещать места содержания
под стражей обвиняемых. Генеральная
прокуратура обязывает
Надзор за соблюдением законности задержания может быть осуществлен в различных формах. Прокурор вправе изучить любые документы по этому вопросу, находящиеся в канцелярии следственного изолятора, тюрьмы. Прокурор вправе беспрепятственно проходить в любые помещения мест содержания под стражей, он может общаться с заключенными, а они вправе подать ему жалобу на нарушение их прав.
Вся корреспонденция
заключенных, направленная в органы
Прокуратуры, не подлежит цензуре. Такая
корреспонденция
Предметом надзора являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Объектами надзора являются: 1) места содержания задержанных; 2) места предварительного заключения; 3) исправительно-трудовые колонии; 4) иные органы и учреждения, исполняющие наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом.
При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:
1) посещать
в любое время органы и
Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и следствия
Предмет надзора: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования; законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Объекты надзора: 1) органы предварительного следствия: органы прокуратур, ФСБ, УВД; 2) органы дознания.
Осуществление расследования уголовных дел и осуществление дознания часто предполагают ограничение конституционных прав и свобод граждан, где всегда есть вероятность совершения ошибок со стороны органов, осуществляющих предварительное расследование. В связи с этим на прокурора возложены задачи: 1) своевременно принять меры, предусмотренные законом, к устранению нарушений закона; 2) следить за законностью принятия органами предварительного следствия решения об отказе в возбуждении дела, о законности принятия избранной меры пресечения и других действий.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2) возбуждать уголовное дело, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству; 3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иных процессуальные действия; 4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела; 5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы; 7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований Уголовно-процессуального кодекса при производстве предварительного расследования; 8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи; 9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи; 10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя; 11) поручать органу дознания производство следственных Действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий; 12) продлевать срок предварительного расследования; 13) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу; 14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд; 15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; 16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу; 17) осуществлять иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом.
Прокурорский надзор за законностью приема, регистрации, учета и проверки заявлений, сообщений о преступлениях. Проверка законности возбуждения уголовного дела
Согласно приказу Генерального прокурора РФ № 39 от 05 июля 2002 г. прокурор не реже 1 раза в месяц должен проверять законность разрешения заявлений и сообщений.
Все заявления о совершении преступлений направляются в те органы, которые уполномочены их рассматривать.
При получении заявлений либо сообщений принимается одно из следующих решений:
1) возбудить уголовное дело по закону; 2) отказать в возбуждении уголовного дела; 3) передать по подследственности.
Прокурор, осуществляя надзор за законностью приема, регистрации, решает следующие вопросы: проверяет полноту и правильность учета и регистрации поступивших заявлений, сообщений; проверяет соблюдение сроков регистрации; проверяет принятые по ним решения.
При получении информации о нарушении закона при приеме заявления или сообщения прокурор, не дожидаясь срока в 1 месяц, сразу осуществляет проверку поступившей информации. Изучение доказательств начинается в дежурной части, где затребуется: 1) книга учета 1 поступивших заявлений и сообщений; 2) книга учета 2, журнал учета 2, где фиксируется вся информация, все происшествия; 3) рабочая тетрадь дежурного; 4) телефонные звонки на магнитной ленте; 5) книга приема и сдачи дежурств; 6) корешки протоколов о задержании; 7) корешки направления на освидетельствование; 8) талоны (уведомления о принятии заявления и сообщения).
В канцелярии ОВД: 1) журнал учета входящей и исходящей корреспонденции; 2) журнал приема граждан начальником отдела; 3) книги рапортов дежурных; 4) журнал регистрации жалоб и заявлений.
По результатам проверки при обнаружении нарушений при приеме жалоб и заявлений прокурор имеет право возбудить уголовное дело в отношении сотрудников милиции.
Прокурор наделен полномочиями по проверке законности возбуждения уголовных дел.
При наличии повода и основания орган дознания, дознаватель или следователь с согласия прокурора возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.
Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимают прокурор либо начальник следственного отдела. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому. Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей (ст. 163 УПК РФ).
Руководитель следственной группы принимает решения о:
1) выделении уголовных дел в отдельное производство; 2) прекращении уголовного дела полностью или частично; 3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу; 4) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения; 5) направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; 6) возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока предварительного следствия; 7) возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий (п. 4 ст. 163 УПК РФ). Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу (п. 5 ст. 163 УПК РФ).
Постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), соответствующие протоколы и постановления.
Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток.
О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
Прокурорский надзор за законностью задержания и обеспечением права обвиняемого на защиту
Задержание проводится по основаниям, установленным в Уголовно-процессуальном кодексе. Оно допускается на 48 часов. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом в случае задержания подозреваемого в совершении преступления должен быть составлен протокол (в течение 3 часов), а в течение 12 часов должно быть сделано письменное сообщение прокурору.
Получив данное сообщение, прокурор проверяет: имеется ли возбужденное уголовное дело, если нет — то данное действие незаконно; правомочным ли лицом произведено задержание, т. е. принято ли уголовное дело в производство тем лицом, которое произвело задержание; имелись ли основания для задержания; соблюден ли порядок задержания; выполнены ли неотложные следственные действия; были ли соблюдены и разъяснены права задержанного.
Информация о работе Органы прокуратуры и прокурорский надзор