Органы прокуратуры и прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:36, контрольная работа

Краткое описание

Правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры. Система органов прокуратуры Российской Федерации. Структура органов прокуратуры РФ. Требования, предъявляемые к кандидатам на службу в органы прокуратуры. Назначение и освобождение от должности в органах прокуратуры. Присвоение классных чинов и воинских званий работникам прокуратуры. Задачи, цели и функции прокурорского надзора. Порядок рассмотрения заявлений, жалоб, обращений граждан в прокуратуру.

Файлы: 1 файл

органы прокуратуры.docx

— 182.52 Кб (Скачать)

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Задачами  надзора являются: выявление, устранение, предупреждение нарушений законов в деятельности органов, осуществляющих ОРД.

Надзор  осуществляется в  следующих направлениях: 1) соблюдение прав и свобод человека: 2) надзор за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений, сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; 3) надзор за соблюдением установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий; 4) надзор за законностью принятых органами решений.

Прокурор  при осуществлении  надзора уполномочен: 1) проводить проверки деятельности органов. Такие проверки проводятся в случае:  подачи жалобы гражданами, обращения должностных лиц, на основании документов о нераскрытии преступлений, на основании поступившей информации о нераскрытии преступления либо противозаконных действий органов;  в других случаях с учетом состояния законности деятельности данных органов; 2) знакомиться с материалами, документами, делами оперативного учета, оперативно-розыскными материалами, учетно-регистрационной документацией, с ведомственными правовыми актами; 3) требовать объяснений от других лиц, допускающих нарушение закона; 4) давать письменные указания об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, требовать их прекращения; 5) опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов ОРД; 6) отменять незаконные и необоснованные постановления органов следствия и органов дознания о возбуждении уголовных дел; 7) вносить представления; 8) требовать от руководителей отстранения от дальнейшего ведения проверок лиц, нарушивших закон.

Пределы полномочий: сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности; оперативные и служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности, деятельности органов ФСБ и Службы внешней разведки. Прокурор вправе истребовать дополнительные документы только в случае проведения проверки по поступившим материалам, по обращению граждан, по сведениям о нарушении закона.

Прокурорский  надзор за исполнением  законов администрациями  органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Лица, находящиеся  под стражей, нуждаются в особой защите со стороны органов государственной  власти и в частности прокуратуры. Прокурор специально уполномочен на осуществление надзора за законностью  задержания и заключения под стражу.

Прокурор  должен непосредственно убеждаться в законности помещения под стражу лиц, обвиняемых в совершении преступления. В этих целях он как должностное  лицо обязан посещать места содержания под стражей обвиняемых. Генеральная  прокуратура обязывает прокуроров посещать следственные изоляторы, колонии, тюрьмы и другие места заключения каждый день, не исключая выходных и праздничных дней. Генеральная прокуратура рекомендует также производить проверки мест содержания под стражей внепланово, в том числе и в нерабочее время, дабы выявление нарушений закона было наиболее эффективным.

Надзор  за соблюдением законности задержания может быть осуществлен в различных  формах. Прокурор вправе изучить любые  документы по этому вопросу, находящиеся  в канцелярии следственного изолятора, тюрьмы. Прокурор вправе беспрепятственно проходить в любые помещения  мест содержания под стражей, он может  общаться с заключенными, а они  вправе подать ему жалобу на нарушение  их прав.

Вся корреспонденция  заключенных, направленная в органы Прокуратуры, не подлежит цензуре. Такая  корреспонденция незамедлительно  передается соответствующему прокурору  администрацией места заключения.

Предметом надзора являются:  законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Объектами надзора являются: 1) места содержания задержанных; 2) места предварительного заключения; 3) исправительно-трудовые колонии; 4) иные органы и учреждения, исполняющие наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом.

При осуществлении надзора  за исполнением законов  прокурор вправе:

1) посещать  в любое время органы и учреждения; 2) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; 3) знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами; 4) требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений; 5) требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается; 6) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу; 7) осужденных немедленно освобождать своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурорский  надзор за исполнением  законов органами дознания и следствия

Предмет надзора:  соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования; законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Объекты надзора: 1) органы предварительного следствия: органы прокуратур, ФСБ, УВД; 2) органы дознания.

Осуществление расследования уголовных дел  и осуществление дознания часто  предполагают ограничение конституционных  прав и свобод граждан, где всегда есть вероятность совершения ошибок со стороны органов, осуществляющих предварительное расследование. В  связи с этим на прокурора возложены  задачи: 1) своевременно принять меры, предусмотренные законом, к устранению нарушений закона; 2) следить за законностью принятия органами предварительного следствия решения об отказе в возбуждении дела, о законности принятия избранной меры пресечения и других действий.

В ходе досудебного  производства по уголовному делу прокурор уполномочен: 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2) возбуждать уголовное дело, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству; 3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иных процессуальные действия; 4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела; 5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы; 7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований Уголовно-процессуального кодекса при производстве предварительного расследования; 8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи; 9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи; 10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя; 11) поручать органу дознания производство следственных Действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий; 12) продлевать срок предварительного расследования; 13) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу; 14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд; 15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; 16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу; 17) осуществлять иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом.

Прокурорский  надзор за законностью  приема, регистрации, учета и проверки заявлений, сообщений  о преступлениях. Проверка законности возбуждения уголовного дела

Согласно  приказу Генерального прокурора  РФ № 39 от 05 июля 2002 г. прокурор не реже 1 раза в месяц должен проверять  законность разрешения заявлений и  сообщений.

Все заявления  о совершении преступлений направляются в те органы, которые уполномочены их рассматривать.

При получении заявлений  либо сообщений принимается  одно из следующих  решений:

1) возбудить  уголовное дело по закону; 2) отказать в возбуждении уголовного дела; 3) передать по подследственности.

Прокурор, осуществляя надзор за законностью приема, регистрации, решает следующие вопросы:   проверяет полноту и правильность учета и регистрации поступивших заявлений, сообщений; проверяет соблюдение сроков регистрации;  проверяет принятые по ним решения.

При получении  информации о нарушении закона при  приеме заявления или сообщения  прокурор, не дожидаясь срока в 1 месяц, сразу осуществляет проверку поступившей информации. Изучение доказательств  начинается в дежурной части, где  затребуется: 1) книга учета 1 поступивших заявлений и сообщений; 2) книга учета 2, журнал учета 2, где фиксируется вся информация, все происшествия; 3) рабочая тетрадь дежурного; 4) телефонные звонки на магнитной ленте; 5) книга приема и сдачи дежурств; 6) корешки протоколов о задержании; 7) корешки направления на освидетельствование; 8) талоны (уведомления о принятии заявления и сообщения).

В канцелярии ОВД: 1) журнал учета входящей и исходящей корреспонденции; 2) журнал приема граждан начальником отдела; 3) книги рапортов дежурных; 4) журнал регистрации жалоб и заявлений.

По результатам  проверки при обнаружении нарушений  при приеме жалоб и заявлений  прокурор имеет право возбудить  уголовное дело в отношении сотрудников  милиции.

Прокурор  наделен полномочиями по проверке законности возбуждения уголовных дел.

При наличии  повода и основания орган дознания, дознаватель или следователь  с согласия прокурора возбуждают уголовное дело, о чем выносится  соответствующее постановление.

  Решение о производстве предварительного следствия  следственной группой принимают  прокурор либо начальник следственного  отдела. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым  поручено производство предварительного следствия, какой следователь назначается  руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут  быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому. Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей (ст. 163 УПК РФ).

  Руководитель  следственной группы принимает решения  о:

  1) выделении уголовных дел в отдельное производство; 2) прекращении уголовного дела полностью или частично; 3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу; 4) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения; 5) направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; 6) возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока предварительного следствия; 7) возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий (п. 4 ст. 163 УПК РФ). Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу (п. 5 ст. 163 УПК РФ).

Постановление следователя, дознавателя о возбуждении  уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются  материалы проверки сообщения о  преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и  установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), соответствующие  протоколы и постановления.

Прокурор, получив постановление, незамедлительно  дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление  об отказе в даче согласия на возбуждение  уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток.

О решении  прокурора следователь, дознаватель  в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Прокурорский  надзор за законностью  задержания и обеспечением права обвиняемого на защиту

Задержание  проводится по основаниям, установленным  в Уголовно-процессуальном кодексе. Оно допускается на 48 часов. В  соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом в случае задержания подозреваемого в совершении преступления должен быть составлен протокол (в течение 3 часов), а в течение 12 часов должно быть сделано письменное сообщение прокурору.

Получив данное сообщение, прокурор проверяет: имеется ли возбужденное уголовное дело, если нет — то данное действие незаконно;  правомочным ли лицом произведено задержание, т. е. принято ли уголовное дело в производство тем лицом, которое произвело задержание; имелись ли основания для задержания; соблюден ли порядок задержания; выполнены ли неотложные следственные действия; были ли соблюдены и разъяснены права задержанного.

Информация о работе Органы прокуратуры и прокурорский надзор