Органы прокуратуры и прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:36, контрольная работа

Краткое описание

Правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры. Система органов прокуратуры Российской Федерации. Структура органов прокуратуры РФ. Требования, предъявляемые к кандидатам на службу в органы прокуратуры. Назначение и освобождение от должности в органах прокуратуры. Присвоение классных чинов и воинских званий работникам прокуратуры. Задачи, цели и функции прокурорского надзора. Порядок рассмотрения заявлений, жалоб, обращений граждан в прокуратуру.

Файлы: 1 файл

органы прокуратуры.docx

— 182.52 Кб (Скачать)

Неправильно действуют прокуроры, которые, присутствуя  на осмотре места происшествия или  при производстве следственного  эксперимента, «командуют» действиями следователя, а следователь лишь процессуально оформляет производство этих процессуальных действий.

Прокурор  вправе вмешаться в деятельность следователя лишь тогда, когда он допускает нарушение закона и  норм уголовного процесса, процессуальные ошибки, когда оставляет невыясненными  существенные обстоятельства, имеющие  значение по делу.

Если  прокурор принял на себя производство расследования уголовного дела в  полном объеме, он и несет ответственность  за всесторонность, полноту и объективность  предварительного следствия.

Организация прокурорского надзора  в стадии дознания и предварительного следствия

Генеральный прокурор отметил необходимость  кардинальных мер по улучшению организации  прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия.

1. Генеральный  прокурор РФ предлагает прокурорам  республик в составе РФ, прокурорам  краев и областей, городов и  районов сосредоточить основное  внимание на предупреждении и  устранении нарушений закона, в  первую очередь связанных с  незаконными задержаниями и арестами, обысками и наложением арестов  на почтово-телеграфную корреспонденцию,  необоснованным привлечением граждан  к уголовной ответственности. 2. Обязанность прокурора состоит не только в том, чтобы осуществлять надзор за исполнением законов и требовать от органов дознания и следователей надлежащего исполнения своих обязанностей, но и в том, чтобы оказывать им необходимую помощь в расследовании больших по объему и сложных по доказательствам уголовных дел. 3. Прокуроры и следователи должны шире использовать предоставленные им законом права давать органам дознания поручения и указания о производстве оперативно-розыскных действий, а также отдельных процессуальных действий при производстве расследования по делу. 4. При расследовании хозяйственных преступлений, а также преступлений, связанных с нарушением законов об охране труда и техники безопасности, и других, где требуется применение специальных познаний, прокурорам и следователям рекомендуется шире привлекать специалистов, использовать научно-технические и криминалистические средства. 5. Как на стадии подготовки уголовного дела к слушанию, так и в судебном заседании прокурору необходимо самым тщательным образом проверять всесторонность, полноту и объективность дознания и предварительного следствия, соблюдение требований закона.

Организационное и методическое руководство деятельностью  прокуроров по надзору за исполнением  законов органами дознания и предварительного следствия осуществляет Главное  управление по надзору за следствием и дознанием Генеральной прокуратуры  РФ, в составе которого имеется  Управление по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел.

В прокуратурах городов и районов надзор за исполнением  законов следователями прокуратуры  осуществляет прокурор района, а надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия  органов внутренних дел осуществляют заместители или помощники прокурора  города или района.

Осуществляя надзор за исполнением  законов органами дознания и предварительного следствия, прокуроры  должны организовать свою работу таким образом, чтобы не подменять начальников следственного отдела (управления) органов внутренних дел. Начальник следственного отдела проверяет уголовные дела, дает указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении лица в качестве обвиняемого, юридической оценке преступления, определении объема обвинения, производстве отдельных следственных действий. Указания начальника следственного отдела обязательны к исполнению следователем.

Прокурор  следит за тем, чтобы указания начальника следственного отдела давались обязательно  в письменном виде, а наиболее существенные из них приобщались к уголовному делу. Между тем на практике это  правило не всегда соблюдается. Начальник  следственного отдела принимает  участие в производстве отдельных  следственных действий.

Он вправе также принять на себя полномочия следователя. В необходимых случаях  прокурор дает указания по уголовным  делам непосредственно начальнику следственного отдела. Эти указания подлежат обязательному исполнению. Обжалование начальником следственного  отдела указаний прокурора не приостанавливает их исполнения.

  Прокурорский надзор  за исполнением  законодательства  по охране прав  несовершеннолетних

Несовершеннолетние — это лица, не достигшие возраста восемнадцати лет.

Несовершеннолетние  не наделены дееспособностью в полном объеме и потому не в состоянии  самостоятельно защищать свои права. Поэтому данными полномочиями наделяются в соответствии с законодательством РФ органы опеки и попечительства и прокуратура.

В структуре  прокурорских органов существует специальная  должность — помощник прокурора  по делам несовершеннолетних.

Помощники прокурора по делам несовершеннолетних участвуют в судебных заседаниях, затрагивающих интересы несовершеннолетних, при этом принимают меры по обеспечению  защиты прав и законных интересов  несовершеннолетнего.

Прокурорский  надзор за исполнением  законов о несовершеннолетних и молодежи — самостоятельное, специфическое направление надзорной деятельности прокуратуры, но, безусловно, это часть надзора за исполнением законов о защите прав личности, за исполнением законов в уголовном, гражданском судопроизводстве, за соблюдением законов в местах ограничения свободы и др.

Особо нуждаются в защите несовершеннолетние, находящиеся в местах содержания под стражей и в отношении  которых вынесено постановление  о привлечении к уголовной  ответственности. Прокурор обязан рассматривать  просьбы и жалобы таких подследственных. Несовершеннолетние, в отношении  которых избрана мера пресечения в виде заключении под стражу, имеют  право на обращение с жалобами к прокурору на действия (бездействие) администрации следственного изолятора.

Прокурорские  проверки проводятся в связи с сигналами  о нарушениях законов, это: 1)заявления; 2) жалобы; 3) материалы уголовных дел; 4) статистические данные о росте преступности; 5) отчеты районных организаций; 6) сигналы СМИ; 7) материалы совещаний и т. д.

К проверке прокурор подходит с точки зрения законности, не вмешиваясь в оперативную  и организационно-методическую, педагогическую деятельность, не доходя до сплошных обследований, подмены органов контроля. Проверки должны быть и полными, и объективными. Прокурор использует имеющуюся информацию о нарушениях законов, основывает выводы на обобщенных показателях, на доказанных фактах, выявляет причины и условия, способствующие нарушениям законов, особенно при установлении повторных фактов. Лицам, деятельность которых проверяется, необходимо разъяснить требования действующего законодательства, затем проинформировать их о результатах проверки (на совещании, в беседе и пр.). За устранением вскрытых нарушений должен быть установлен контроль, в том числе путем проведения контрольной проверки. Указанные проверки осуществляются в РОВД и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав регулярно, независимо от сигналов о нарушениях законов. Ограничение свободы, меры административного воздействия относятся к числу особо острых мер реагирования государства на поведение граждан, поэтому важно максимальное соблюдение законности этих мер.

Прокурор  применяет меры прокурорского реагирования по результатам расследования и  рассмотрения отдельных дел и  материалов, а также по группе (категории) обобщенных материалов и дел, что  всегда выглядит более доказательно. По таким материалам выносятся постановления  о возбуждении дисциплинарного  производства в отношении работников образования и т. п.

Прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских  и иных дел, осуществляет две основные функции.

Во-первых, он принимает непосредственное участие  в рассмотрении судом конкретных уголовных, гражданских, арбитражных  и административных дел. Таким образом, исполняется принцип состязательности судебного процесса. В этих случаях  прокурор выступает в качестве равноправного  участника, стороны уголовного, гражданского или арбитражного судопроизводства.

В уголовном  процессе особенно важна роль прокурора  как государственного обвинителя, самостоятельного участника процесса. При участии  в процессе прокурор представляет интересы государства. В гражданском процессе он может представлять интересы группы лиц или интересы особо нуждающихся в защите групп населения, таких как несовершеннолетние.

Во-вторых, функция прокурора в судопроизводстве состоит в прокурорском надзоре  за законностью решений, приговоров, определений или постановлений  суда. Реализация функции предполагает право и обязанность прокурора  опротестовать в установленном  законодательством порядке указанные  акты суда в случаях выявления  их незаконности.

Прокурор  имеет право: 1) участвовать в рассмотрении дел судами; 2) осуществлять уголовное преследование в суде; 3) выступать в качестве государственного обвинителя в суде; 4) обратиться в суд с заявлением о признании правовых актов должностных лиц незаконными и, следовательно, недействующими, с исковыми заявлениями с целью защиты материальных и иных интересов отдельных граждан, групп населения или юридических лиц; 5) вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законных интересов общества или государства.

Широкими  полномочиями обладает Генеральный прокурор: 1) Генеральный прокурор РФ имеет право участвовать в заседаниях Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 2) за Генеральным прокурором РФ закреплено также право обращаться в Конституционный Суд РФ в связи с нарушением или возможностью нарушений конституционных прав и свобод граждан примененным или подлежащим применению каким-либо законом; 3) опротестовать или обжаловать в вышестоящий суд не вступившие в законную силу незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда; 4) опротестовать вступившие в законную силу решение, приговор, определение или постановление суда по любому делу; 5) Генеральный прокурор РФ имеет право обратиться с представлением в Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным и административным делам.

Прокурор не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он:

1) является  потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, ответчиком  по данному делу; 2) участвовал в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя потерпевшего, гражданского истца или ответчика; 3) является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу. Прокурор также не вправе участвовать в уголовном деле, если имеются иные основания полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела.

Во всех таких случаях прокурор обязан заявить  самоотвод. Если он не сделал этого, отвод  вправе заявить обвиняемый, его законный представитель, защитник, потерпевший, гражданский истец или ответчик или их представители. Решение об отводе прокурора принимает суд, рассматривающий дело. Участие прокурора в производстве предварительного расследования и его участие в судебном разбирательстве не являются препятствиями для дальнейшего участия прокурора в производстве по данному уголовному делу.

Государственное обвинение — это специальная  деятельность прокурора как представителя  государства, направленная на поддержания  обвинения в суде. В процессе этой деятельности прокурор осуществляет полномочия, предоставленные ему законом. Поддержание  обвинения в суде выражается в  представлении суду всех доказательств, обосновывающих выводы органов следствия  относительно события преступления и виновности лица, полученных на основании  закона в ходе предварительного следствия. Прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд. Прокурор уполномочен предъявить по уголовному делу гражданский иск в защиту интересов государства, а также, если этого требует охрана прав граждан или общественных интересов. Прокурор обеспечивает законность и обоснованность государственного обвинения. В судебном разбирательстве прокурор, осуществляя уголовное преследование, пользуется равными правами с другими участниками судебного разбирательства. Эта функция выполняется им в течение всего разбирательства дела независимо от занятой позиции, в том числе и тогда, когда он отказывается от обвинения. Если в ходе судебного разбирательства представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, прокурор отказывается от обвинения. Прокурор вправе отказаться от осуществления уголовного преследования, если имеются достаточные основания для этого.

Информация о работе Органы прокуратуры и прокурорский надзор