Органы прокуратуры и прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:36, контрольная работа

Краткое описание

Правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры. Система органов прокуратуры Российской Федерации. Структура органов прокуратуры РФ. Требования, предъявляемые к кандидатам на службу в органы прокуратуры. Назначение и освобождение от должности в органах прокуратуры. Присвоение классных чинов и воинских званий работникам прокуратуры. Задачи, цели и функции прокурорского надзора. Порядок рассмотрения заявлений, жалоб, обращений граждан в прокуратуру.

Файлы: 1 файл

органы прокуратуры.docx

— 182.52 Кб (Скачать)

Краевой (областной) и равный ему суд состоит  из судей, консультантов и других сотрудников. Их количество зависит  от объема работы, который, в свою очередь, определяется населенностью и размерами  территории субъекта Федерации, загруженностью районных судов и т. д. В соответствии со ст. 13 Закона о судебной системе, ст. 30 и 42 Закона о судоустройстве и  Законом о статусе судей областные и равные им суды действуют в составе: председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий и судей.

Краевой (областной) и равный ему суд осуществляет правосудие: как суд первой инстанции, рассматривая судебные дела с вынесением решений, приговоров, определений и  постановлений; как суд второй инстанции, рассматривая дела по кассационным жалобам  и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления  районных судов, не вступившие в законную силу; как суд надзорной инстанции, рассматривая надзорные жалобы и  представления на решения, приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу. Рассматривая гражданские и уголовные дела по первой инстанции, краевой (областной) и равный ему суд действует в составе судьи (председателя, заместителя или судьи соответствующего суда), который председательствует в судебном заседании, или коллегии трех профессиональных судей. В тех случаях, когда уголовное дело по первой инстанции рассматривается с участием присяжных заседателей, должно быть двенадцать основных (комплектных) и два запасных заседателя. Коллегию присяжных заседателей формирует профессиональный судья - председательствующий в судебном заседании[3]. В качестве суда второй инстанции краевой (областной) и равный ему суд действует в составе трех профессиональных судей. Для рассмотрения гражданских и уголовных дел в краевых (областных) и равных им судах образуются коллегии по гражданским и уголовным делам. Состав этих коллегий утверждается президиумом суда. Их возглавляют заместители председателя суда. В судебных коллегиях по гражданским и уголовным делам соответственно формируются судебные коллегии для рассмотрения конкретных гражданских и уголовных дел как по первой инстанции, так и для рассмотрения дел в кассационном порядке. Надзорной инстанцией в областном и равном ему суде является президиум соответствующего суда. Президиум состоит из председателя, его заместителей и судей суда, его состав утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Компетенция (полномочия) краевых (областных) и равных им судов при обобщенной ее характеристике определяется тем, что к их ведению  отнесено рассмотрение: гражданских  и уголовных дел по первой инстанции; дел по кассационным жалобам и  представлениям на решения, приговоры, определения и постановления  районных судов, не вступившие в законную силу; дел по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления районных судов и мировых судей, а также по заключениям прокурора в связи с новыми и вновь открывшимися обстоятельствами[4].

Судебная  коллегия по гражданским и судебная коллегия по уголовным делам краевого (областного) или равного ему суда рассматривают по первой инстанции  соответственно гражданские и уголовные  дела, отнесенные к их подсудности. Кроме того, каждая из названных судебных коллегий вправе изъять любое гражданское дело (при наличии ходатайства или согласия сторон) или уголовное дело (если есть о том ходатайство обвиняемого) из районного суда, находящегося на территории соответственно республики, края, области, национального округа, города, и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции. Как показывает практика, коллегия по гражданским делам по первой инстанции чаще других рассматривает дела о восстановлении на работе, о выселении из помещений, о взыскании денежных средств с должников и др. Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам краевого (областного) и равного суда рассматривает и некоторые другие дела, например, по жалобам на решения окружных избирательных комиссий о регистрации кандидатов или об отказе в регистрации кандидатов на выборах в Государственную Думу[5]. Судебной коллегии по уголовным делам краевых (областных) и равных им судов подсудны дела: об убийстве; о похищении человека; об изнасиловании; о торговле несовершеннолетними; о терроризме и захвате заложников при отягчающих обстоятельствах; об организации незаконного вооруженного формирования; о бандитизме; об организации преступного сообщества; об угоне воздушного судна; о массовых беспорядках при отягчающих обстоятельствах; о пиратстве; о приведении в негодность транспортных средств и путей сообщения при отягчающих обстоятельствах; о нарушениях правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов при отягчающих обстоятельствах; о диверсии; получении взятки; о ряде преступлений против правосудия; о преступлениях против мира и безопасности и некоторые другие[6].

На  решения, приговоры, определения и  постановления судебных коллегий краевых (областных) и равных им судов до вступления их в законную силу могут  быть принесены кассационные жалобы и представления соответственно в судебные коллегии по гражданским  и уголовным делам Верховного Суда РФ. По вступлении в законную силу они могут обжалованы в порядке надзора соответственно в судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также в Президиум Верховного Суда РФ, если они вступили в законную силу после их рассмотрения в кассационном порядке. Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам краевых (областных) и равных им судов рассматривают дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления районных судов, не вступившие в законную силу. После рассмотрения дела по кассационной жалобе либо представлению судебные коллегии выносят кассационные определения об оставлении решения, приговора, определения или постановления без изменения, что означает их вступление в законную силу, либо об их отмене или изменении. Кассационное определение может быть обжаловано в порядке надзора. Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает гражданские дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, когда решение было вынесено краевым (областным) или равным ему судом по первой инстанции и не было изменено Верховным Судом РФ, а также гражданские дела, рассмотренные районными судами, решения которых были изменены в кассационном порядке. Основанием для пересмотра таких решений и определений по вновь открывшимся обстоятельствам может быть заявление участвовавших в деле лиц или прокурора[7].

В компетенцию судебных коллегий краевого (областного) и равного ему суда входят изучение и обобщение судебной практики и анализ судебной статистики, осуществление иных полномочий, представленных им законодательством.

Президиум краевого (областного) и равного  ему суда является надзорной инстанцией. На него возлагается рассмотрение дел  по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения, приговоры и постановления районных судов, а также на кассационные определения  этого суда. Заседание президиума суда считается правомочным при наличии более половины членов президиума и во всяком случае не менее трех судей. В заседании президиума дела рассматриваются по докладу члена президиума или судьи соответствующего суда. В нем участвует соответственно прокурор республики, края, области, автономного округа, Москвы и Санкт-Петербурга. Постановление принимается простым большинством голосов членов президиума, участвующих в заседании. На постановления президиума краевого (областного) и равного ему суда могут быть принесены надзорные жалобы и представления в судебные коллегии соответственно по гражданским или по уголовным делам Верховного Суда РФ.

Президиум краевого (областного) и равного  ему суда рассматривает уголовные  дела по новым и вновь открывшимся  обстоятельствам по заключению прокурора  в тех случаях, когда дело уже  было рассмотрено в судебной коллегии по уголовным делам этого суда в кассационном порядке или в  порядке надзора. Президиум краевого (областного) и равного ему суда рассматривает гражданские дела по новым и вновь открывшимся  обстоятельствам в тех случаях, когда дело уже рассматривалось в президиуме данного суда и решение было изменено. В этом случае рассмотрение происходит по заключению прокурора или по жалобе заинтересованной стороны. Президиум краевого (областного) и равного ему суда, помимо рассмотрения в пределах своих полномочий названных выше категорий дел в порядке надзора и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, имеет и следующие полномочия: утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебных коллегий по гражданским и уголовным делам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы, связанные с работой аппарата суда; оказывает помощь районным судам в применении законодательства; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством[8].

 
[1] Морщакова Т. Конституционная концепция судопроизводства // Российская юстиция. - N 10, октябрь 2001г.

[2] Ивлиев Г.П. Суд и подсудность // Гражданин и право. - N 9/10, сентябрь-октябрь 2002 г.

[3] Ст. 440 УПК. М. Проспект. 2003

[4] Ивлиев Г.П. Суд и подсудность // Гражданин и право. - N 9/10, сентябрь-октябрь 2002 г.

[5] Ивлиев Г.П. Суд и подсудность // Гражданин и право. - N 9/10, сентябрь-октябрь 2002 г.

[6] Ч. 3 ст. 31 УПК РФ. М. Проспект 2003 г.

[7] Ивлиев Г.П. Суд и подсудность // Гражданин и право. - N 9/10, сентябрь-октябрь 2002 г.

[8] Петрухин И.Л. Какой будет судебная система России? // Законодательство. - N 8. - 1999 г. 
 

 Статус  судьи судов общей юрисдикции

     Судьей  может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое  образование и соответствующий  требованиям, предъявляемым к кандидату  на должность судьи Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами3.

     При этом:

  • судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет;
  • судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет.

     В стаж работы по юридической профессии  включается время работы на требующих  юридического образования: государственных  должностях в федеральных органах  государственной власти, органах  государственной власти субъектов  Российской Федерации, иных государственных  органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов  Российской Федерации, муниципальных  должностях, в том числе в органах  местного самоуправления, а также  в государственных органах, существовавших в Российской Федерации до принятия действующей Конституции Российской Федерации. Кроме того, в стаж работы по юридической профессии включаются время работы на требующих юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях, время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и нотариуса. Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения4.

     Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Кандидат должен сдать квалификационный экзамен  на должность судьи, обратившись  для этого в соответствующую  экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.

     Судьи Верховного Суда Российской Федерации  назначаются Советом Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской. Судьи федеральных судов общей юрисдикции назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

     Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых  материалов назначает судей федеральных  судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации, представляет для назначения Совету Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда. Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной  обстановке присягу. Судьи Верховного Суда Российской Федерации приносят присягу на собраниях судей этого суда. Судьи других судов приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей.

     Независимость судьи обеспечивается: 1)предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; 2) правом судьи на отставку; 3)неприкосновенностью судьи; 4)системой органов судейского сообщества; 5)предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

     Судья, члены его семьи и их имущество  находятся под особой защитой  государства. Органы внутренних дел  обязаны принять необходимые  меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности  принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее  заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению.

     Судебный  департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его органы в субъектах Российской Федерации  осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности судов общей юрисдикции и военных  судов, а также по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.

Информация о работе Органы прокуратуры и прокурорский надзор