Органы прокуратуры и прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:36, контрольная работа

Краткое описание

Правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры. Система органов прокуратуры Российской Федерации. Структура органов прокуратуры РФ. Требования, предъявляемые к кандидатам на службу в органы прокуратуры. Назначение и освобождение от должности в органах прокуратуры. Присвоение классных чинов и воинских званий работникам прокуратуры. Задачи, цели и функции прокурорского надзора. Порядок рассмотрения заявлений, жалоб, обращений граждан в прокуратуру.

Файлы: 1 файл

органы прокуратуры.docx

— 182.52 Кб (Скачать)

Удовлетворенные жалобы — это те, по которым прокурором приняты меры к восстановлению нарушенных прав или к удовлетворению законных интересов граждан: принесен протест на приговор (решение) суда; принесен протест на правовой акт, приказ или действие руководителя предприятия, других должностных лиц; приняты меры к высылке документов, незаконно задерживаемых администрацией; предъявлен иск; отменены постановления о возбуждении, прекращении или приостановлении уголовных дел; совершены другие действия по существу жалобы.

В случаях  отмены постановлений органов следствия  и дознания, принесения протестов, предъявления исков необходимо сообщать заявителям, где впоследствии они могут получить информацию о результатах окончательного разрешения вопросов, поставленных в их обращениях. При отказе в удовлетворении обращения нужно составить заключение.

Как при  удовлетворении, так и при отклонении жалобы выводы и ответы заявителям должны быть аргументированы нормами  закона, конкретными доказательствами со ссылкой на материалы проверок уголовных, гражданских и других дел. В прокуратурах городов и  районов ответы заявителям может  подписывать прокурор или его  заместитель. При отклонении жалобы необходимо разъяснить порядок обжалования.

Оставление  письменного обращения без письменного  ответа считается грубым нарушением законодательства и становится причиной повторного обращения. Случаи неудовлетворения повторных обращений должны быть исключены, а если имеют место, то должны быть предметом обсуждения, вплоть до решения вопроса об ответственности  соответствующих лиц.

Порядок рассмотрения заявлений, жалоб, обращений граждан в прокуратуру

Задачей прокуратуры является своевременное, объективное и окончательное  разрешение заявления, жалобы, запроса (обращения), которые содержат сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод человека и  гражданина, интересов общества и  государства, полученные на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу.

Документы, поступающие в прокуратуру, могут  служить источниками информации о деянии, содержащем признаки преступления. Такие источники приведены в  уголовно-процессуальном законодательстве. Список источников в УПК не является исчерпывающим. Поэтому очень важно  эффективно использовать такие источники, в частности проводить работу с поступающими жалобами, заявлениями  и обращениями граждан.

Заявление, жалоба, обращение должны быть рассмотрены  по существу и в определенный срок. По каждому поступившему обращению, заявлению, жалобе прокурор должен принять  решение в соответствии с законодательством  и своей компетенцией и дать ответ  по сути поступившего документа, а не ограничиваться формальными отписками.

Исключением из этого правила являются анонимные  заявления, обращения и жалобы.

Заявление и жалоба могут быть оставлены  без разрешения в следующих случаях:.

— если повторное обращение не содержит новых данных, а все изложенные в нем доводы ранее полно и объективно проверялись, и ответ был дан соответственно прокурором города, района, прокурором субъекта Российской Федерации или приравненным к ним прокурором, а в центральном аппарате — старшим помощником Генерального прокурора с разъяснением заявителю права обращаться к вышестоящему прокурору;

— если в обращении имеются выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, нецензурные выражения, а автор ранее предупреждался о том, что при поступлении подобных обращений переписка с ним может быть прекращена.

По  итогам разрешения жалобы, заявления, обращения  принимается одно из решений:

1. Удовлетворение  жалобы, заявления, обращения —  в соответствии с этим принимаются  меры к полному или частичному  восстановлению прав и законных  интересов заявителя. Прокурор  принимает все меры по восстановлению  нарушенного права в пределах  своей компетенции. 2. Повторное удовлетворение жалобы, заявления, обращения производится по обращению, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принимались решения об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При повторном удовлетворений жалобы, заявления, обращения первичное решение отменяется. 3. Отклонение жалобы, заявления, обращения. 4. Разъяснение об органах (организациях), компетентных в решении данного вопроса, в которые следует обратиться заявителю. 5. Иное направление в другие органы, прокуратуру. Запрещается передавать обращения и заявления граждан в организации или должностным лицам, действия которых обжалуются. Подобные действия существенно нарушают права граждан. В данном случае не может быть обеспечена объективность и беспристрастность рассмотрения заявления, жалобы, обращения, хотя на практике такие факты иногда имеют место.

По окончании  проверки заявителю по его просьбе  предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы, в той мере, в которой это не противоречит требованиям о соблюдении государственной  или иной охраняемой законом тайны, законным интересам других лиц.

Сроки рассмотрения прокуратурой жалобы, заявления, обращения

Срок — это предусмотренный в соответствующем порядке период времени, в течение которого необходимо принять решение по поступившему заявлению, обращению, жалобе.

Сроки для принятия прокурором решения  по жалобе, заявлению, обращению исчисляются  в днях.

1. Заявления,  жалобы, предложения граждан, должностных  и других лиц разрешаются в  срок не позднее 30 дней со  дня поступления в прокуратуру,  а не требующие дополнительного  изучения и проверки — не  позднее 15 дней. 2. Обращения военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокуратуру, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в срок до 15 дней, а поступающие в районные и городские прокуратуры, военные прокуратуры гарнизонов (объединений) — не позднее семи дней со дня их поступления. 3. Парламентский запрос разрешается в срок до 15 дней со дня получения или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации срок. 4. Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации разрешается не позднее 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок. 5. При обращении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой о предоставлении информации по вопросам, связанным с их деятельностью, необходимые документы или сведения направляются безотлагательно, а при проведении дополнительной проверки — не позднее 30 дней со дня получения обращения. 6. Запрос Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации разрешается в срок не позднее 15 дней со дня его получения, если в самом запросе не установлен иной срок. 7. Обращения, поступившие от Президента Российской Федерации и его помощников, Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, Руководителя Администрации Президента, Секретаря Совета Безопасности, Председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, их заместителей, членов Государственного Совета, Председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, руководителей федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, а также иные обращения по наиболее значимым вопросам, взятым на особый контроль, разрешаются безотлагательно, но не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней.

О производстве проверки сообщается авторам обращения  в письме за подписью старшего помощника  Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя Главного военного прокурора, прокурора субъекта Российской Федерации, приравненного к нему военного и иного специализированного  прокурора. Последним днем разрешения обращения в случае, когда установленный  срок истекает в выходной или праздничный  день, считается первый следующий  за ним рабочий день.

Срок  разрешения обращения продлевается прокурором либо его заместителем с  обязательным уведомлением заявителя, а также органа или должностного лица, направившего обращение, о причинах задержки и характере принимаемых  мер.

  Основные направления  надзорной деятельности и полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов

Направления надзорной деятельности определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора. Эти приказы и указания Генерального прокурора обязательны для исполнения всеми прокурорскими органами и должностными лицами.

  В соответствии со своими полномочиями прокуратура осуществляет следующие виды надзора (Статья 1 ФЗ «О прокуратуре РФ») : 1. Надзор за законностью правовых актов, издаваемых органами, начиная от федеральных министерств до любых должностных лиц. Надзор за законностью осуществляется независимо от поступления информации, связанной с нарушением закона. Для осуществления этого вида надзора необходимо участвовать в коллегиальных органах, знакомиться с протоколами заседаний этих органов, систематически осуществлять проверки. 2. Прокуратура полномочна производить проверки в сфере экономики: за исполнением законодательства о собственности, земле, о предпринимательской деятельности, финансового, налогового, банковского, таможенного законодательства. 3. Надзор в сфере экологической безопасности состоит в надзоре за исполнением законов об охране природы, о рациональном использовании природных ресурсов. 4. Прокуратура осуществляет предупреждение преступных проявлений, следит за исполнением законов о занятости населения, борьбой с наркоманией, пьянством, порядком приобретения и использования оружия.

Прокурор  вправе:

1) по  предъявлении служебного удостоверения  беспрепятственно входить на  территории и в помещения органов; 2) иметь доступ к их документам и материалам., проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; 3) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; 4) выделять специалистов для выяснения возникших вопросов; 5) проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; 6) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; 7) возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении; 8) предостерегать о недопустимости нарушения закона; 9) освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; 10) опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; 11) вносить представление об устранении нарушений закона; 12) приносить протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращаться в суд; 13) вносить представление об устранении нарушений закона; 14) исходя из характера нарушения закона должностным лицом выносить мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении; 15) направлять предупреждения в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Проведение  прокурором проверок исполнения законов

Надзор  за соблюдением законности предполагает проведение проверок по этому вопросу.

Основным  правовым средством выявления и  устранения правонарушений является надзорная  проверка. Различают несколько видов  таких проверок в зависимости  от состава участников проверки. В  их числе:  

Целевые проверки нацелены на проверку конкретного сообщения или отдельного нормативного акта, а комплексные — на всестороннее исследование одной или нескольких групп вопросов, например исполнение законов о приватизации.

Сквозные  проверки проводятся тогда, когда возникает необходимость проследить исполнение законодательства сверху вниз, в рамках единой правовой сферы, одного ведомства — от федерального уровня до городов и районов. К проведению таких проверок прибегают в случаях, когда необходимо составить целостное представление с исполнением определенной группы законов, а также тогда, когда иным способом нельзя выяснить, какой уровень исполнительной власти не обеспечил надлежащее исполнение закона (например, целевое использование средств централизованного государственного кредита).

Совместными называют проверки, осуществляемые с участием контролирующих органов. Проверки проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

В целях  проверки результативности актов прокурорского  надзора проводятся так называемые контрольные проверки на одном и  том же объекте по прошествии времени, необходимого для принятия мер по устранению нарушений законов и обстоятельств, им способствующих.

Основными этапами проведения надзорной проверки являются: 1) подготовка к ее осуществлению, включающая в себя изучение необходимого законодательства, анализ имеющихся в прокуратуре материалов предыдущих проверок, актов прокурорского надзора; консультации со специалистами, коллегами; составление плана проведения проверки; определение ее продолжительности, сроков ее начала и окончания, последовательности осуществления отдельных надзорных действий; 2) собственно проверка на конкретном объекте. Как правило, прокурор заблаговременно извещает о предстоящей проверке руководителя, согласует с ним время ее проведения, а по окончании проверки знакомит руководителя поднадзорного объекта с ее результатами; 3) составление справки и документов прокурорского реагирования по окончании проверки.

Информация о работе Органы прокуратуры и прокурорский надзор