Органы прокуратуры и прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:36, контрольная работа

Краткое описание

Правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры. Система органов прокуратуры Российской Федерации. Структура органов прокуратуры РФ. Требования, предъявляемые к кандидатам на службу в органы прокуратуры. Назначение и освобождение от должности в органах прокуратуры. Присвоение классных чинов и воинских званий работникам прокуратуры. Задачи, цели и функции прокурорского надзора. Порядок рассмотрения заявлений, жалоб, обращений граждан в прокуратуру.

Файлы: 1 файл

органы прокуратуры.docx

— 182.52 Кб (Скачать)

     В отдельных городах отсутствует  районное деление и образованы административные округа. Соответственно с этим образуются прокуратуры административных округов и им придается статус прокуратур городских районов.

     В большинстве же субъектов Федерации  имеются только прокуратуры городов  и районов. Однако в ряде республик, краев, областей, автономных округов  образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.

     Как уже отмечалось, в систему прокуратуры  Российской Федерации входят также  специализированные прокуратуры. К  их числу относятся военные, транспортные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры  по надзору за соблюдением законов  при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно-территориальных  образованиях и на режимных объектах.

     Возглавляет военные прокуратуры Главная  военная прокуратура, которая на правах структурного подразделения  входит в Генеральную прокуратуру. Главный военный прокурор является заместителем Генерального прокурора  Российской Федерации. Структуру военной  прокуратуры составляют: прокуратуры  военных округов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы Российской Федерации и прокуратуры других войск, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов Российской Федерации. В структуре военной прокуратуры имеются также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, имеющие статус прокуратур городов и районов. Систему транспортных прокуратур возглавляет Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В нее входят, транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, и подчиненные им транспортные прокуратуры, имеющие статус районных прокуратур. В основном эта система создавалась применительно к сети железных дорог и других транспортных магистралей. Соответственно отделениям железных дорог действуют транспортные прокуратуры на правах районных и управлениям железных дорог — транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов Федерации. В подчинении последних находятся и другие транспортные прокуратуры. К числу специализированных прокуратур относятся и прокуратуры войсковых частей, осуществляющие надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных объектах и в воинских формированиях ряда министерств и ведомств. Перечень особо режимных объектов определяется Правительством Российской Федерации. В систему этих прокуратур входят: Второе управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры войсковых частей, статус каждой из которых определен Генеральным прокурором Российской Федерации.

     Во  всех субъектах Российской Федерации  образованы межрайонные природоохранные  прокуратуры со статусом районных и  подчиненные соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов. Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.

     В целях усиления влияния на состояние  законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы  и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, функционируют  прокуратуры по надзору за законностью  исполнения уголовных наказаний. Они  имеют статус районных прокуратур и  подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации.

     В систему органов прокуратуры  входят также научные и образовательные  учреждения, являющиеся юридическими лицами.

     В системе органов прокуратуры  Российской Федерации имеются один научно - исследовательский институт, два института повышения квалификации работников органов прокуратуры, один учебный институт. Это Научно-исследовательский  институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной  прокуратуре Российской Федерации, Институт повышения квалификации руководящих  кадров Генеральной прокуратуры  Российской Федерации (Москва), Институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры  Российской Федерации (Иркутск) и Санкт - Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, образованы еще три учебных института Прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

     Образование, реорганизация и упразднение  органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции  осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.

     Создание  и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры  Российской Федерации, не допускаются.

     Структура органов прокуратуры  РФ

Верхушку  структуры занимает Генеральная прокуратура. Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

В Генеральной  прокуратуре Российской Федерации  образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и  заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным  прокурором Российской Федерации.

Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и  отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители  и начальники отделов в составе  управлений — помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.

В главных  управлениях, управлениях и отделах  устанавливаются должности старших  прокуроров и прокуроров, старших  прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

Генеральный прокурор Российской Федерации имеет  советников, старших помощников и  старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу  начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу  заместителей начальников управлений.

Первый  заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации  имеют помощников по особым поучениям, статус которых соответствует статусу  заместителей начальников управлений.

     В Генеральной прокуратуре Российской Федерации приказом Генерального прокурора  Российской Федерации от 5 февраля 1996 г. № 12-111 (с последующими изменениями) созданы следующие структурные  подразделения: Секретариат Генерального прокурора Российской Федерации (на правах управления); Организационно - контрольное управление; Управление кадров; Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов; Главное следственное управление (оно включает: Управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел; Управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; Организационно-методическое управление; Управление по расследованию особо важных дел; Отдел по надзору за расследованием особо важных дел — на правах управления; Отдел криминалистики — на правах управления; Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности; Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе; Управление по делам несовершеннолетних и молодежи; Второе управление; Управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам; Управление по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам; Управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе; Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах; Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний; Управление правового обеспечения; Международно-правовое управление; Отдел реабилитации жертв политических репрессий (на правах управления); Центр информации и общественных связей (на правах управления); Управление по надзору за исполнением налогового законодательства; Отдел писем (на правах управления); Приемная (на правах управления); Первый отдел (на правах управления); Управление делами; Управление делопроизводства; Отдел по делам гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и мобилизационной работе (на правах управления); Отдел безопасности (на правах управления); Главная военная прокуратура.

     В составе соответствующих управлений имеются отделы.

     В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует Научно-консультативный и совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о Научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации. Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора Российской Федерации. В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

     Генеральный прокурор Российской Федерации назначается  на должность и освобождается  от должности Советом Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  по представлению Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 129 Конституции, ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").[7, c.97]

     Если  предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность  Генерального прокурора не получит  требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент в  течение 30 дней представляет Совету Федерации  новую кандидатуру. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации составляет пять лет.

     Генеральный прокурор Российской Федерации выполняет  следующие функции:

     руководит деятельностью органов прокуратуры  и осуществляет контроль за их работой; издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников; в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также штаты и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры; назначает на должность и освобождает от должности начальников главных управлений, управлений, отделов и их заместителей, советников, помощников по особым поручениям Генерального прокурора и его заместителей, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров - криминал истов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и их помощников.

     Прокуроры всех звеньев системы прокуратуры  Российской Федерации также назначаются  Генеральным прокурором Российской Федерации. В соответствии со ст. 129 Конституции назначение прокуроров субъектов Федерации происходит по согласованию с органами государственной  власти этих субъектов.

     Генеральный прокурор Российской Федерации несет  ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры  Законом "О прокуратуре Российской Федерации". Ежегодно он представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии  законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

     В отсутствие Генерального прокурора  Российской Федерации или в случае невозможности исполнения им своих  обязанностей его обязанности исполняет  первый заместитель, а при отсутствии Генерального прокурора и его  первого заместителя или невозможности  исполнения ими своих обязанностей — один из заместителей Генерального прокурора.

     Заместители Генерального прокурора Российской Федерации по его представлению  назначаются и освобождаются  от должности Советом Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации. Распределение обязанностей между  ними производит Генеральный прокурор Российской Федерации.

     Коллегия  Генеральной прокуратуры является совещательным органом. На заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы работы органов прокуратуры, актуальные проблемы, связанные с  организацией надзора и управления, исполнения приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации. Работа коллегии строится на основе планов.

     На  основании решений коллегии Генеральный  прокурор Российской Федерации издает приказы, которые обязательны для  исполнения всеми работниками органов  и учреждений прокуратуры.

     Ниже  находятся прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры. Их возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, которые назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации сроком на пять лет.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Органы прокуратуры и прокурорский надзор