Органы прокуратуры и прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:36, контрольная работа

Краткое описание

Правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры. Система органов прокуратуры Российской Федерации. Структура органов прокуратуры РФ. Требования, предъявляемые к кандидатам на службу в органы прокуратуры. Назначение и освобождение от должности в органах прокуратуры. Присвоение классных чинов и воинских званий работникам прокуратуры. Задачи, цели и функции прокурорского надзора. Порядок рассмотрения заявлений, жалоб, обращений граждан в прокуратуру.

Файлы: 1 файл

органы прокуратуры.docx

— 182.52 Кб (Скачать)

Прокурор  участвует в отборе присяжных заседателей. Прокурор должен с максимальным вниманием выяснить все вопросы, касающиеся личности присяжных заседателей, могущие повлиять на объективность их решения по делу. С этой целью он может подготовить и передать в письменном виде вопросы к конкретным присяжным заседателям и с тем, чтобы их выяснил председательствующий и таким образом решил вопрос об отводе присяжного заседателя. Прокурор сам может заявить отвод.

Прокурор  участвует в судебном следствии. Особенностью этой деятельности государственного обвинителя является уже то, что в соответствии с требованием закона прокурор сам зачитывает резолютивную часть обвинительного заключения. В процессе судебного следствия прокурором исследуются только те доказательства, которые были допущены на предварительном слушании дела.

Немаловажным  является выступление государственного обвинителя в судебных прениях. Если прокурор в процессе судебного следствия придет к выводу о полной или частичной невиновности подсудимых вследствие недоказанности их участия в совершении преступления либо отсутствия в их деянии состава преступления, он обязан отказаться от обвинения. В таких случаях при отсутствии возражений со стороны потерпевшего судья прекращает дело полностью или в соответствующей части. Государственный обвинитель, как и другие участники сторон в процессе может предложить поправки к сформулированным председательствующим вопросам, поставить дополнительные к ним вопросы.

Надзор  за законностью приговоров, определений и  постановлений, вступивших в законную силу

Прокурорский  надзор за законностью  приговоров, определений  и постановлений, вступивших в законную силу, — самостоятельный вид прокурорского надзора. Он основывается на положениях УПК РФ и Федеральном законе «О прокуратуре», федеральных законах, приказах, распоряжениях Генеральной прокуратуры.

Прокурор  или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве  вправе в пределах своей компетенции  истребовать из суда любое дело или  категорию дел, по которым приговор, определение или постановление вступили в законную силу, и принести протест в порядке надзора, если сочтут, что они незаконны или необоснованны. Незаконность приговора, определения, постановления означает нарушение норм УПК РФ, обоснование принятого решения недопустимыми доказательствами, применение закона, противоречащего УПК РФ. Незаконность решения является в соответствии с УПК РФ безусловным поводом к его отмене. Если опротестование таких приговоров, определений, постановлений не входит в компетенцию данного прокурора, то он обращается с представлением об опротестовании к вышестоящему прокурору. В законе четко перечислены лица, имеющие право принести протест в порядке надзора, и их компетенция.

Право на принесение протестов  в порядке надзора  имеют: а) Генеральный прокурор РФ и его заместители — на приговоры, определения и постановления любого суда РФ, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ; б) прокурор субъекта РФ — на приговор и определение районного (городского) народного суда и определения судебной коллегии по уголовным делам суда субъекта РФ, рассматривавшего дело в кассационном порядке.

Опротестование  и последующий пересмотр приговора, определения или постановления  суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания  или по иным основаниям, ухудшающим положение осужденного, а также  оправдательного приговора либо определения или постановления  суда о прекращении дела допускаются  лишь в течение года по вступлении их в законную силу.

При рассмотрении дела в надзорной инстанции прокурор поддерживает протест. В президиуме суда субъекта РФ это делает прокурор субъекта РФ, в судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ — прокурор Генеральной прокуратуры  РФ, в Президиуме Верховного Суда РФ — Генеральный прокурор РФ или  его заместитель. В результате рассмотрения дела протест прокурора может  быть удовлетворен или отклонен.

Участие прокурора рассмотрении уголовных дел в судом кассационной инстанции

Участие прокурора в рассмотрении уголовных  дел судом кассационной инстанции  реализует прокурорский надзор за соблюдением  законности.

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел  судом кассационной инстанции включает в себя два вида прокурорской деятельности:1) опротестование судебных решений, не вступивших в законную силу; 2) непосредственное участие в рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносят в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконные или необоснованные решения, приговоры, определения или постановления суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела вправе принести протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали. Судом кассационной инстанции судебное решение может быть отменено или изменено.

Опротестованию  в кассационном порядке подлежит каждый приговор, который прокурор считает незаконным или необоснованным. Но при этом прокурор может отозвать протест до начала рассмотрения его  судом кассационной инстанции. По общему правилу протест приносится прокурором, соответствующим по уровню суду, постановившему приговор или судебное решение: районный, городской прокурор вправе опротестовать  приговор районного, городского суда, прокурор области — приговор областного суда и т. д.

Исходя  из принципа централизации прокуратуры  протест может принести также вышестоящий прокурор или его заместитель.

До начала рассмотрения уголовного дела в суде кассационной инстанции по протесту прокурора им может быть подан  дополнительный кассационный протест, если есть необходимость привести новые  доводы в обоснование основного. Прокурор вправе представить в кассационную инстанцию также дополнительные материалы в подтверждение доводов, приведенных в протесте.

Участие прокурора в гражданском  процессе

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ прокурор вправе обращаться в суд  с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного  круга лиц, а также интересов  государства РФ.

С заявлением в интересах граждан прокурор обращается, если гражданин по состоянию  здоровья, возрасту, недееспособности, а также при наличии других уважительных причин не в состоянии  сам обратиться в суд. Участие  прокурора в гражданском процессе определяется лично им самим.

Существуют  основания, при которых  прокурор обязательно  должен участвовать  в процессе: при признании гражданина без вести отсутствующим или объявлении его умершим; рассмотрение дела об усыновлении или удочерении; ограничение дееспособности граждан, о признании недееспособным; принудительная госпитализация гражданина в психологический стационар; восстановление на работе; выселение без предоставления жилплощади.

Прокурор, участвующий в деле, знакомится с  материалами дела, заявляет отводы, представляет доказательства, участвует в исследовании доказательств, заявляет ходатайства, дает заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела, и по существу дела в целом, а также совершает другие процессуальные действия, предусмотренные законом. Отказ прокурора от заявления, поданного в защиту интересов другого лица, не лишает это лицо права требовать рассмотрения дела по существу. Незаконные или необоснованные судебные решения по гражданским делам (определения или постановления) могут быть опротестованы прокурором. Право принесения кассационных протестов принадлежит прокурору и его заместителю. Помощники прокуроров могут приносить протесты только по делам, в рассмотрении которых они принимали участие.

Закон обязывает прокуроров опротестовывать  в кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные постановления  по делам, рассмотренным с участием прокурора;, по другим делам использовать право принесения кассационных протестов  в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию  здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Не подлежат кассационному опротестованию решения  Верховного Суда РФ, а также решения  судов по жалобам граждан на действия административных органов по вопросу  о взыскании штрафов, наложенных в административном порядке, на неправильности в списках избирателей, в связи  с тем что данные решения вступают в силу немедленно и могут быть опротестованы только в порядке надзора. Протест на решение районных (городских) судов приносится в суд субъекта Российской Федерации. Решения судов субъектов Российской Федерации, если они рассматривали дело по первой инстанции, опротестовываются в Верховный Суд РФ. Протест приносится через суд, вынесший решение.

Срок  для подачи кассационного протеста — десять дней после вынесения  судом решения. За это время прокурор должен проверить законность и обоснованность судебного решения и в случае необходимости принести кассационный протест.

Прокурор  вправе прилагать к протесту новые  материалы, доказывающие необоснованность выводов суда, в частности объяснения лиц, участвовавших в судебном разбирательстве, и других граждан; разного рода справки, информации, заключения специалистов и т. д.

Участие прокурора в арбитражном  процессе

Прокурор  вправе вступить в дело, рассматриваемое  арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными  правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения  законности.

Арбитражные суды находятся по одному в каждом субъекте РФ, поэтому главным образом  в арбитражном судопроизводстве принимают участие специалисты  прокуратур субъекта РФ (области, республики и т. д.).

Прокурор  вправе обратиться в  арбитражный суд: 1) с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований; 3) с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами  и несет процессуальные обязанности.

Обращение в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации направляет Генеральный  прокурор Российской Федерации или  заместитель Генерального прокурора  Российской Федерации, в арбитражный  суд субъекта Российской Федерации  направляет также прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель  прокурора субъекта Российской Федерации  и приравненные к ним прокуроры  или их заместители. 
 
 
 
 
 
 

Задание  № 2

Областной суд системы  судов нашей юрисдикции действует  в составе:

-Судебной коллегии  по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии.

-Президиума, судебной  коллегии по гражданским делам  и судебной коллегии по уголовным  делам.

-Президиума, судебной  коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии.

-Ответ обоснуйте  ссылками на соответствующие  статьи закона.

 

Краевой (областной) и равные им суды в пределах своей компетенции рассматривают  дела в качестве суда первой инстанции  и в качестве суда второй инстанции - по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Федерации.  Согласно ст. 20 Закона о судебной системе полномочия, порядок образования и деятельности краевых (областных) и равных им судов устанавливаются федеральным конституционным законом. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом о судоустройстве и другими федеральными законами, действующими в настоящее время, в республиках, краях, областях, округах, Москве и Санкт-Петербурге функционируют соответственно верховные суды, краевые, областные, окружные и городские суды - суды общей юрисдикции с равными полномочиями. Поэтому далее они называются для краткости «краевые (областные) и равные им суды». Место этих судов в системе судов общей юрисдикции определяется прежде всего федеративным устройством России[1].

Краевые (областные) и равные им суды рассматривают  в установленном законом порядке  дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления районных судов, не вступившие в законную силу. Из этого следует, что областные и равные им суды, являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, осуществляют надзор за их деятельностью. Эту же задачу они решают, рассматривая дела по надзорным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу. Наряду с этим областные и равные им суды рассматривают в случаях и порядке, определенных законом, гражданские, уголовные и некоторые другие дела в качестве суда первой инстанции. Решения, приговоры, определения и постановления областных и равных им судов, как не вступившие, так и вступившие в законную силу, могут быть в установленном законом порядке пересмотрены Верховным Судом РФ. Таким образом, краевые (областные) и равные им суды, осуществляя при отправлении правосудия задачи, которые поставлены перед судами общей юрисдикции, являются судами, находящимися по судебной иерархии между районными судами и Верховным Судом РФ. Поэтому их вполне обоснованно иногда называют судами среднего звена судебной системы общей юрисдикции[2].

Информация о работе Органы прокуратуры и прокурорский надзор